Народное пение и развитие ребенка

Народное пение и развитие ребенка thumbnail

Методческие рекомендации

Тема: «Методика обучения народному пению».

Пение в народной манере доступно каждому, для этого нужно научиться петь просто и естественно. Хорошему народному певцу всегда свойственна непринужденность. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком. Часто народные исполнители демонстрируют слушателю особую «разговорную» манеру пения и горловой, «плоский» звук.

Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах:

-систематичность музыкального образования;

– тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром;

– разносторонность музыкального образования.

Специфика работы педагога заключается в том, что все ученик независимо от уровня его индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к народно- вокальному творчеству.

Главная задача педагога:

– обучить народному пению,

– развить вокальные возможности,

– научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора.

Для решения поставленных задач необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков:

– правильного, естественного дыхания;

– протяжного, гибкого и подвижного звуковедения;

– отчетливой, выразительной дикции;

– единой манеры пения и говора.

Для эффективного развития основных певческих навыков применяется методика, согласно которой урок включает в себя три компонента:

  1. дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму, организует разновидность дыхания: короткое, долгое, цепное;

  2. речевые и дикционные упражнения, направленные на правильное произношение гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных народному пению, в диалектах и говорках;

  3. распевание и упражнения для голосового аппарата. С помощью него учатся правильно петь, обучаются основам вокальной грамоты. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают чистую интонацию. Распевка- это обязательное условие каждого занятия;

  4. сольфеджио, в условиях которого идет работа над развитием музыкального слуха;

  5. работа над песенным репертуаром, разучивание и концертное исполнение произведений, благодаря чему воспитывается и развивается музыкально-художественный и эстетический вкус. Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, обьяснение цели и задач упражнения, пение отдельных фрагментов песен с целью впевания данного эпизода.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации ученика, собиранию внимания, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков пения. Весь процесс выработки вокальных навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения.

На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса преподавателя.
При таком разучивании и исполнении внимание ученика активизируется, он привыкает контролировать звучание собственного голоса, развивается свобода вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.

Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями, в работе над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения. Только овладев вокальными навыками, ученик получает характерные черты звучания народного голоса — это естественный, «близкий» звук; дикцию, близкую разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.

Русские народные песни известны своей распевностью. «У него душа долгая», — с похвалой говорят в народе о певце, владеющем большим дыханием. В этих словах понятие о дыхании тесно связывается с выразительностью, с выражением «души» в пении. Дыхание используется таким образом, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был гибким, ровным и напевным.

Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости, зависит от умения правильно владеть дыханием, которое дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно нести мелодическую линию, никогда не теряя звонкости и полетности голоса, проявляя лучшие качества своего тембр.

Укрепление навыков дыхания — это одна из основных задач в вокальном воспитании, для этого можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать, дыхание, возобновлять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием.

Читайте также:  Основы физиологического развития ребенка

Юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и тренировать его на специальных упражнениях:

1. Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота).

2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.

3. Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе.

Главная техническая задача в этом упражнении (как и в других подобных) — естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда — ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.

4. Добиваясь сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора.

Короткая попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз. Поэтому обращаем внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличиваем его длительность.

Поставленная задача заставит юного вокалиста сосредоточиться на выдохе –  моменте расходования дыхания, поможет экономно расходовать дыхание, постепенно приведет их к приобретению нужного навыка.

После этого можно перейти к работе над начальной фазой дыхания — моментом вдоха, для чего следует сократить длительность последнего звука фразы и за счет образующейся паузы возобновить дыхание.

5. В работе над протяженностью звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов. В народных песнях встречаются распевы на все гласные, на которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения. а также — и это главное — протяженное дыхание.

Важно применять различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно-окрашенная речь является ведущим смысловым началом.

При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.

Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевания — наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевания имеют и разовое назначение: создания творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние. Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально—технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно—художественного содержания исполняемого произведения.

Исходя из этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности ученика. Каждое вокальное упражнение, за отдельными исключениями, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение учащегося.

Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на детсадовских и школьных и праздничных концертах. Это поможет ученику наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст ему уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.

Рассмотрев методику народной манеры пения, мы можем сделать вывод, что для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении «разговорность».

Читайте также:  Книжки для развития ребенка два года

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Центр детского творчества»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

 МБОУ ДО «Центр детского творчества»

Плохих Наталья Ивановна

г. Сургут

2014 год

Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей.

Работа с детским голосом должна быть очень осторожной и грамотной, так как педагог имеет дело с неокрепшим, растущим организмом, очень нежным и хрупким голосовым аппаратом.

Длина, ширина и толщина голосовых складок у ребенка и объем легких все время увеличивается, расширяется резонатор, отсюда следует постоянное изменение, в период обучение ребенка, его голосовых возможностей: меняется звуковысотность, сила звука, тембр, диапазон, продолжительность звучания.

Развивая детский певческий голос, важно сохранить его природное качество и физиологическое здоровье голосового аппарата, отсюда следует: звук не форсировать, начинать работу с текста тем самым, проверив речевые данные ребенка. Речь должна быть правильной, то есть внятной, выразительной, логической, распевной, с опорой «на дыхание». В этом случае вокальное обучение будет протекать легче и свободнее.

При грамотном подходе, с детьми можно заниматься с 3 лет. Работа с детьми 5-6 лет не должна превышать 15-20 минут (с перерывами). Обязательно нужно обращать внимание на силу звука, не превышать, а так же соблюдать удобную тесситуру. В возрасте 6-7 лет (1 класс) – голоса девочек и мальчиков еще однородны. Из-за малой ёмкости легких и слабости дыхательных мышц голос звучит слабо, преобладает головной регистр, характерен легкий фальцет, при котором вибрирует только края голосовых складок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками Ре1 – До2, наиболее удобные звуки Mи1 –Ля1. Тембр неровный, гласные звучат пестро. К 8 – ми годам начинает формироваться грудное звучание, фальцет переходит в смешанное (микстовое) звучание.

Грудной регистр является натуральным, естественным и наполняет человеческий голос особыми интонациями, предает сочность, благородство, обертоновую красочность звучания. Здесь важно только одно – соблюдать высокую певческую позицию. В основном голосовые связки становятся сильными в 9 лет.

Основные навыки голосообразования:

  1. Положение корпуса – от этого зависит свобода и правильность работы внутренних частей голосового аппарата.
  2. Навыки певческого дыхания – от этого зависит качество звука, его сила, тембр, длительность, интонационная частота. В коллективном пении важен строй, хоровая звучность

Наиболее оптимальный – диафрагмальный тип певческого дыхания. Он самый глубокий и является основой, на которой формируется смешанный тип певческого дыхания. Каждый певец приспосабливается к удобному для него состоянию вдоха, используя для этого все типы дыхания, кроме ключичного.

Навыки певческого дыхания должны быть усвоены с детства.

Механизм дыхания: при вдохе, диафрагма опускается, давит на внутренности брюшной полости, отчего живот, как бы выпячивается вперед. Вдох регулируется брюшным прессом, помогающим «удерживать» дыхание, то есть сохранять на выдохе вдыхательное состояние. Продолжительная и эластичная опора звука достигается успешнее всего при диафрагмальном типе дыхания. Обертоновое насыщение академического голоса происходит за счет вибрато, народный голос отличается более прямым звуком. Есть опасность при извлечении очень громкого звука, перехода его к форсировке. Это может привести как к заболеванию, «стиранию» голоса, так и к его временной потери.

Первое время руководитель обращает внимание детей на то, куда брать дыхание («в пояс»; «в живот»), на следующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать дыхание, экономно расходуя его, обеспечивая по возможности длительное и плавное звучание. Первое время, ребятам предлагается держать руки на поясе, плечи не поднимать и вбирать воздух одновременно через нос и рот. Должно образоваться давление воздушного столба вниз (на диафрагму), появляется ощущение тяжести в животе, при этом брюшной пресс подается чуть вперед. Существуют не мало упражнений тренирующих мышцы дыхательного процесса. Например, проинтонировать слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. Механизм дыхания, постепенно закрепляется в сознании ребенка и переходит в привычные навыки и в последствии автоматизируется.

Большую роль играют личные показы учителя, приемов голосообразования и самого звучания. При этом нужно обращать внимание на то, что ребенок должен подражать не тембру, а именно манере и способу голосообразования. Учитель обязан уметь владеть певческим голосом, и правильно показывать механизм его образования. Словесное объяснение педагога должно быть доступным и образным.

Детская вокальная педагогика отличается от взрослой только практическими приемами, формами и методикой обучения. Принципы же вокального исполнительства для всех едины.

Голосовой аппарат состоит из 3 разделов:

  1. органов дыхания, подающих воздух голосовой щели;
  2. гортани, где помещаются голосовые складки;
  3. артикуляционного аппарата с резонаторными полостями (язык, губы и мягкое нёбо).
Читайте также:  Понятие норма и патология в развитии ребенка

Следует постоянно напоминать детям о фиксированном «зевке», его нужно сохранять на протяжении всего пения. Если пение тусклое, звук не полетный, словно прижат, значить «зевок» недостаточен или вообще отсутствует. В академическом и народном пении место «зевка» находится в разных точках мягкого нёба: в народном – ближе к передним зубам, в академическом – чуть глубже. При этом окраска голоса должна оставаться естественной. При глубоком «зевке» звук академического голоса звучит тускло, перекрыто, народного голоса – задавлено, с глоточно-гортанным призвуком.

Вырабатывать механизм правильного голосообразования следует на динамике mf, начинающим легче соблюдать опору звука в этом динамическом

режиме, нежели на р. Должен быть удобный, примарный тон, где голос звучит наиболее естественно. Постепенно диапазон расширяется вверх и вниз по средствам хроматических ходов, при этом надо стараться уровнять звучание смежных тонов с примарным («на одной ниточке»).

Примарный тон у детей 9-10 лет – Си Ь] – До2 (для высоких голосов), Фа] – Ля Ь1 (для альтов). Голоса и детей и взрослых, имеют грудной и головной регистры. У детей часто встречается микстовое (смешанное) звучание, что облегчает вокальную работу. Соединение регистров придает голосу объемность, полноценность, сочетание всех возможных обертонов. Методы сглаживания регистров те же, что и для взрослых. Сглаженность регистровых переходов обеспечивает ровность голоса на всём его диапазоне, расширяет этот диапазон и вырабатывает контиленное пение. При воспитании детского голоса одинаково важными будут, как головной регистр, так и соединение его с грудным резонатором.

Для развития головного резонатора помогает упражнение – пение с закрытым ртом (на «М»), «мычание». Звучание голоса должно быть собранным и звонким. Это упражнение помогает легко посылать звук в головной резонатор и вырабатывать чистую интонацию.

Атака звука.

К атаке звука следует подходить очень осторожно. Чтобы активизировать пение детей, педагог требует активного начала. Иногда это может вызвать форсировку звука, крик, пережим в пении. Здесь нужен обязательный индивидуальный подход к каждому ученику. Атака звука бывает мягкая и твердая. Мягкая атака является постоянной манерой пения, а твердая, придыхательная применяется только в особых случаях, для передачи соответствующего музыкального характера. Пение должно быть свободно льющимся.

Дикция и артикуляция.

Нередко у детей артикуляционные движения вялые, их нужно активизировать, тренируя органы артикуляционного аппарата – губы, язык, нижняя челюсть. Для свободы движений используются упражнения на слоги «дай», «бра», «май» и т.п. Подвижность языка развивает пение на слог «ля».

Языку в народном пении отводится особое место, так как от его правильных действий зависит открытие гласных. Действие языка должны быть быстрые и ловкие. Для этого он должен быть очень подвижным. Открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку. Обязательно соблюдается высокая певческая позиция. Соблюдение правильности словесных и логических ударений и правил соединения слов в предложения придаст пению осмысленность. Кантилена – согласная в конце слога переносится в начало следующего, например: ё – ло – чки; ма – ли – нка и т.п. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы не препятствовать звучанию голоса на гласных.

В русских народных песнях часто встречаются диалектические формы речи, их нужно обязательно соблюдать при исполнении. Если же ученик не владеет диалектом, такие песни лучше не брать в репертуар, а подготовиться на специальных упражнениях, на речевых текстах произносимых на распев, на скороговорке и так далее. Академист мыслит звуком, настраивается на красивый звук; народный певец мыслит словом, звук является следствием слова, важно чтобы его мысль, душа дошла до людей. Такая речевая установка на певческий процесс придает народной манере особый характер звуковедения. Певец словно сказывать песню.

Для выработки технически подвижного артикуляционного аппарата, скороговорки, считалки, дразнилки, являются лучшим материалом. В обучении пению можно и нужно использовать разнообразные формы: игра, танец, музыкальные инструменты. Плясовые песни лучше учить с движениями, например: «Заплятися плетень, заплятися» – пляска Брянской области.

Работа с детьми должна начинаться с речевых упражнений, с самого малого диапазона. Ладовые попевки не должны превышать кварто – квинтовых объемов, можно поиграть в «эхо».

Когда чтобы процесс обучения народному пению носит творческий характер, дети получают удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для себя певчески ростут, расширяют репертуарный багаж и свои представления о русском песенном фольклоре.

Источник