Направления в развитии индивидуальности ребенка

Индивидуальность ребенка

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…

Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!

Правда, осознается это самим ребенком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах “Я сам”. И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное “Я сам!” – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее.

У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом на индивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известный жизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этого права человека – быть самим собой. Как они его пережили? Посмотрите, как они относятся к внутреннему миру своего ребенка, как воздействуют на него.

Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильном воздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не только психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатков постоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма. Исследования показывают, что родители даже при выздоровлении своего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили?

Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.

Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.

Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника.

В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.

Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать “я – врач” или “я – мама” и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.

В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.

Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.

Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.

К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Читайте также:  Центры развития ребенка королев

Поэтому говоря своему чаду в очередной раз “нельзя”, задумайтесь, может быть Вы встали на его пути к поиску себя.

Индивидуальность ребенка

Источник

Ольга Томилова
Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций

Становление и развитие индивидуальности ребенка как совокупность неповторимых анатомо-физиологических, психических особенностей, свойств и качеств (мотивация, темперамент, характер, способности и др., как форма жизнедеятельности с позиции уникальности и самобытности относится к числу важных и актуальных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из ведущих методологических подходов к изучению явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня является личностно- ориентированный.

Современные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, ориентируют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, поддержку саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности. Отмечается важность создания в дошкольной образовательной организации (ДОО) условий для:

• поддержки индивидуальности и инициативы для свободного выбора деятельности участниками совместной деятельности;

• принятия детьми решений для выражения своих чувств и мыслей

• оказания недирективной помощи, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Субъектность ребенка есть процесс и результат проявления активности, своего неповторимого опыта самореализации самоутверждения в деятельности, общении, познании, иными словами, всего того, что составляет основу его уникального Я.

Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального опыта, но и преобразование собственного (жизненного) опыта детей, разноплановое его использование. А. П. Усова отводила важную роль знаниям и умениям, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивала необходимость их использования при организации целенаправленного обучения дошкольников.

Жизненный опыт детей складывается из:

• представлений, возникших в ходе восприятия явлений окружающей действительности, общения, ранее пережитых событий и др. ;

• освоенных видов деятельности, способов поведения;

• сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.

Жизненный опыт детей всегда эмоционально окрашен, характеризуется пристрастным отношением к пережитым явлениям, событиям, запомнившимся фактам и др. Здесь уместно вспомнить известную мысль К. Д. Ушинского: «. все проникающее в человеческий разум идет туда через чувства». И далее педагог подчеркивает, что «разумение чувственное. служит основанием для разумения умственного» .

При организации образовательного процесса важно согласовывать содержание образования с жизненным опытом детей.

Если такого согласования не происходит, то жизненный опыт становится формальным, невостребованным, а образовательный процесс лишается субъект-субъектного взаимодействия, ориентации на поддержку неповторимого Я ребенка.

Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций ребенка, своеобразные оттенки его переживаний, сопровождающие общение, способы действий, педагоги создают тем самым благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции.

Становление и развитие такой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей могут осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.

В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие методы и приемы:

• Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению, самостоятельному оформлению игровых действий. Например, предложить показать, как летают бабочки, как прыгает кузнечик, как ползает маленький жучок, как шагает огромный медведь и т. д.

• Педагогическая оценка, поддерживающая личностную самореализацию в деятельности (создание рисунка, поделки, выполнение танцевальных движений и т. д.): «Хорошо, что сам (а) выбрал (а) тему рисунка! Молодец, что изобразил (а) матрешку по-своему, сам (а) выбрал (а) цвет».

• Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений, ситуаций, событий. Рассказать, каких птиц видели в лесу (в парке, сквере и т. д.). Что особенно запомнилось в кукольном театре? И т. п.

• Выбор картинок, связанных с переживанием аналогичных состояний. Попросить детей выбрать изображения, которые передают их настроение на празднике; рассказать, что они чувствовали, когда пошел первый снег.

• Создание положительного эмоционального фона для личностных проявлений с помощью новых атрибутов, использование художественных средств: поэтического слова, фрагментов музыкальных произведений, видеофильмов и т. д.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, побуждающие не только к актуализации личного опыта детей, но и к его рефлексии:

• Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуально неповторимого двигательного, игрового, изобразительного и иного опыта, экспрессивных проявлений: передать движениями приход весны, настроение пробуждающейся природы; нарисовать то, что особенно запомнилось этим летом, и др.

• Создание ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.

1. Ситуации, требующие выбора варианта ответа среди предложенных.

Дети рассматривают картинки и иллюстрации, прослушивают фрагменты литературных текстов и т. д. Нужно выбрать произведение, которое позволяет выразить отношение к теме «Труд человека» или к теме «Родина в жизни человека».

2. Ситуации, требующие выбора своего варианта ответа без использования конкретных образцов и наглядности.

Детям предлагается выразить свое отношение к теме общения (например, «Вежливые слова», «Человек и природа», самостоятельно выбрав средства (художественное слово, музыкальные звуки, танцевальные движения, краски и карандаши и т. п.).

3. Ситуации, направленные на образную передачу своих чувств к содержанию общения, поступкам, способам действий и др.

Например, передать в рисунке, какие чувства вызвало общение на тему «Добрые поступки», что взволновало при обсуждении темы «Природа в жизни человека».

• Побуждение к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеров из собственного жизненного опыта. Предложить ответить на вопросы: «А как поступили бы вы, находясь в такой ситуации? Приведите примеры из своего опыта. Приходилось ли вам совершать такой поступок? Что вы чувствовали в этот момент?» и т. д.

Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж коминтерновский район

Методы и приемы, побуждающие старших дошкольников к рефлексии, предполагают осознание и соотнесение предложенных способов разрешения этических, эмоциогенных ситуаций с социально принятыми в обществе формами поведения. Эти методы используются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на адекватных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения. К ним относятся:

• побуждение к размышлению по поводу ранее пережитых событий, эмоциональных состояний, адекватности личностных проявлений сложившейся ситуации;

• создание проблемных ситуаций с использованием иллюстраций, видеофильмов, требующих морального выбора (между нравственным и безнравственным поведением и др., и, в свою очередь, согласование или рассогласование предложенного материала с имеющимся у ребенка опытом разрешения таких ситуаций.

Важное место отводится позиции педагога. Она может носить оценочный и эмпатийный (сочувствующий) характер. Оценивая опыт ребенка, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь эффекта субъект-субъектных взаимоотношений.

В процессе выражения отношения к жизненному опыту дошкольников, общения в разных видах деятельности педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т. д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Воздействие на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка. А. В. Запорожец называл эмоции «ядром индивидуальности».

Во-первых, у каждого ребенка эмоциональные проявления имеют свою динамику развития, способы экспрессивного выражения, степень интенсивности эмоциональных реакций, свои наиболее «желанные переживания», к которым он стремится, – так называемые «предпочитаемые переживания».

Во-вторых, ребенок по-своему выражает свое видение окружающего, отношение к нему. Одно и то же явление или событие может вызвать у детей весьма разные эмоциональные реакции.

В-третьих, у каждого складывается свой, неповторимый мир эмоциональных образов, служащий основой формирования социально мотивированной деятельности, общей направленности и динамики поведения. В связи с этим можно сказать, что эмоциональные проявления детей, как экспрессивные (внешние, так и импрессивные (внутренние, в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразные оттенки переживаний, сопровождающие процесс познания, осуществления разных видов деятельности, педагоги создают благоприятные возможности для выражения ребенком своей индивидуальности.

Становление и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальности могут успешно реализовываться при создании следующих условий:

• своевременная диагностика развития, что предполагает содержательное описание психологических особенностей, получение информации об индивидуальном своеобразии личности ребенка, его жизненном опыте;

• педагогическая поддержка увлеченности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего Я;

• обеспечение возможности свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательно-исследовательской и художественно-творческой;

• развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;

• организация общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявить себя, поддерживает инициативность, волевые усилия, ориентацию на успех. К приоритетным относятся диалоговые формы общения, доверительный характер взаимодействия, партнерские отношения, позволяющие обогащать жизненный опыт детей;

• взаимосвязь внешних условий развития (создание благоприятной атмосферы, среды для общения, способствующих актуализации, рефлексии жизненного опыта, развертыванию субъектности в деятельности, общении, сознании детей) и внутренне обусловленного саморазвития, связанного с реализацией потребностей, интересов, желаний, самобытного Я ребенка.

Ключевые слова. Индивидуальность ребенка, субъектная позиция детей, жизненный опыт.

Литература:

1. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2016.

2. Ежкова Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния. Тула: Изд-во ТГПУ им. ДМ. Толстого, 2014.

3. Ушинский К. Д. О наглядности обучения // Избр. пед. соч. : В 2 т. М. : Просвещение, 1954.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Минобрнауки РФ 17 октября 2013 г. № 1153 // Российская газета. 2013.25 ноября.

Источник

Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть “внутри себя”,
каким знает себя “только он сам”.

Е.Ю. Сазонов

Мечтой большинства педагогических коллективов
и практически любого учителя является наиболее
полное раскрытие возможностей и способностей
каждого ученика, развитие его неповторимой
индивидуальности. К сожалению, и эту следует
отнести к разряду еще не исполненных. Но,
очевидно, что путь к осуществлению данной мечты
– стратегическое направление развития
образовательного учреждения. С этой целью
усилиями педагогического коллектива МОУ НОШ №39
г. Сургута в 2003-2004 учебном году была разработана
Программа развития школы “Личностно
ориентированный подход в педагогической
деятельности как средство формирования
гармонично развитой личности младшего
школьника”. Комплексная Программа состоит из
трех этапов и рассчитана на 7 лет (до 2009-2010
учебного года).

Одной из главных составляющих личностного
похода в учебно-воспитательном процессе
являются следующие принципы: самоактуализации,
выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки,
субъектности, индивидуальности. Кратко
остановлюсь на значимости двух последних.

С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание
условий для формирования индивидуальности
личности учащегося и педагога – это главная
задача образовательного учреждения. Необходимо
не только учитывать индивидуальные особенности
ребенка, но и всячески содействовать их
дальнейшему развитию. Каждый член школьного
коллектива должен быть (стать) самим собой,
обрести (постичь) свой образ [2].

В условиях переходного периода – от единой
унитарной общеобразовательной школы к
многообразию ее видов – очень важно
проанализировать опыт, накопленный нашим
образованием с учетом задач всеобуча. Следует
признать, что советская школа, формировавшая
носителей определенных общественных ценностей и
идеалов, все же обеспечивала предметную
дифференциацию, так как ориентировала своих
выпускников на поступление в ВУЗ.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в трудовой деятельности консультация

В чем новизна (и практическая острота) этих
проблем в настоящее время? Для ответа необходимо
определиться в самом термине
“дифференцированное обучение”. Разделяю мнение
И.С. Якиманской о том, что это – “создание
наиболее благоприятных условий для развития
личности ученика как индивидуальности” [4].

Отсюда следует:

  • дифференцированное обучение не цель, а средство
    развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно
    без знания индивидуальности каждого ученика как
    данности, с присущими только ему личностными
    особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого
    обеспечивает построение личностно
    ориентированной системы обучения.

Следовательно, исходный пункт в организации
такого обучения – раскрытие индивидуальных
особенностей (возможностей) каждого ученика в
развитии. Именно дифференцированные формы
обучения создают благоприятные условия для
этого.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться
индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ
на этот вопрос должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов
есть серьезные разногласия. Первая точка зрения:
массовая школа не может и не должна учитывать
индивидуальность, приспосабливаться к каждому
отдельному ученику; все дети должны получать
одинаковые “порции” учительской заботы.
Никаких различий не должно быть в воспитании
прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а
также старательных, любознательных и ничем на
свете не интересующихся.

Учителя, работающие творчески, систематически
изучают особенности учащихся и обеспечивают
индивидуальный подход в вопросах обучения:
дифференцируют объем и сложность заданий,
регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в
учебе, тщательно контролируют выполнение
домашних заданий, умеют держать одновременно в
поле зрения сильных, средних и слабых по уровню
учебной подготовленности учащихся.

В представлениях учащихся образование не может
и не должно выглядеть только как процесс
поглощения, пережевывания знаний. Это еще и
проживание чувств, проживание действий,
проживание деятельности, спаянных в нечто
органически целое, неделимое. Учитель с этих
позиций не столько информатор, сколько
соучастник, вдохновитель, не только умеющий
вести за собой, но и обладающий способностью
сопереживать, сострадать успехам и неудачам.

Полагаю, что тогда образование приобретает
главный социальный смысл – формирование
социального образа человека, неповторимой
личности, т.е. индивидуальности. Без такого
подхода личностно ориентированное образование
невозможно.

Говоря о принципе субъектности в обучении, Е.Н.
Степанов подчеркивает: “педагог стремится
строить учебное взаимодействие на основе
межсубъектных отношений с учащимися”. Он
помогает ученикам осваивать субъектную роль и
использовать на уроке свои субъектные
полномочия. Учитель организует процесс обучения
таким образом, чтобы изучение учебного материала
происходило путем актуализации и обогащения
субъектного опыта учащихся.

В каком случае возможно достижение такого
результата? Где учащиеся должны взять
информацию? Такой источник – жизненный
(витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был.
Говоря языком науки – необходимо
актуализировать (востребовать) витагенный опыт
учащихся.

Речь идет не о простом соединении школьных
знаний с окружающей природой, не о простой
реализации принципа наглядности в обучении.
Важно не только актуализировать жизненный опыт
ребенка, но помогать его обогащению, своего рода
“капитализировать” нарастающую массу
информации подобно тому, как в банке к сумме
вклада приращиваются проценты. А новые проценты
исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую
роль в индивидуальной поддержке учителя придают
ситуациям успеха, созданию условий для
самореализации личности, повышению статуса
ученика, значимости его личных “вкладов” в
решение общих задач. Важно поддержать каждое
самостоятельное высказывание, творческую
инициативу, познавательный интерес. Не менее
важно поддержать ученика в его стремлении
преодолеть самого себя.

Индивидуальный подход как важный принцип
педагогики заключается в управлении развитием
человека, основанном на глубоком знании черт его
личности и условий жизни. С точки зрения И.П.
Подласого, “педагогика индивидуального подхода
имеет в виду не приспособление целей и основного
содержания обучения и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов
педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить
запроектированный уровень развития личности”
[3].

В то же время саморазвитие личности зависит от
степени творческой направленности процесса
обучения. Данная закономерность составляет
основу принципа индивидуально-творческого
подхода, который предполагает непосредственную
мотивацию учебной и других видов деятельности,
организацию самодвижения к конечному
результату. Это дает возможность учащемуся
испытать радость от осознания собственного
роста и развития, от достижения поставленных
целей. Основное назначение
индивидуально-творческого подхода состоит в
создании условий для самореализации личности,
выявления (диагностики) и развития ее творческих
возможностей. Именно такой подход обеспечивает и
личностный уровень овладения базовой
гуманитарной культурой.

Жизнь подсказывает: образование – прежде всего
процесс формирования собственного образа. Это
процесс поиска ответа на вопросы “Кто Я?”,
“Какой Я?” Не случайно “Я” прописано с большой
буквы. Образование – средство актуализации
собственного “Я”. Личность воспринимает охотно
и прочно запоминает то, что помогает
самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что
тормозит, мешает. Мысль, высказанная еще К.
Роджерсом, но актуальная и сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 192 с.
2. Личностно ориентированный подход в работе
педагога: разработка и использование / Под ред.
Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100
ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное
обучение в современной школе. М., 1996.

Источник