Направления развития ребенка в детском саду

Направления развития ребенка в детском саду thumbnail

Дошкольное общеобразовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии каждого малыша. Именно в ДОУ начинается планомерный процесс формирования личности. В садике организованы условия, при которых малыши могут обучаться новому и применять знания на практике, находясь под контролем опытных специалистов. Значение детского сада в развитии детей невозможно переоценить: дошкольный возраст – это важный период, во время которого формируется умение общаться, появляется склонность к сравнению и познанию окружающего мира. Пребывание среди сверстников, но под контролем воспитателя, позволяет развить качества полноценной личности; сделать малыша психологически целостным интеллектуально и физически развитым.

Развитие ребенка в возрасте от 1 до 6 лет

Воспитание дошкольника нужно осуществлять с учетом основных изменений в психологическом состоянии малыша. В возрасте от 1 до 6 лет дети начинают активно сравнивать себя со сверстниками, выбирают объект для подражания, нередко копируют его манеру разговора и повторяют слова. В этот период у малыша появляются первые друзья, он взаимодействует с другими детьми из садика, демонстрирует первичные качества личности: например, выражает собственное мнение, настаивает на нем. На этом этапе важно мотивировать малыша к организации правильного взаимодействия со сверстниками, поскольку вскоре ему предстоит отправиться в школу.

Роль детского сада в развитии

Пребывание ребенка в детском саду значительно влияет на его развитие. Именно в этом учреждении развиваются основные психологические процессы малыша, происходит его становление, как личности; обновляются и дополняются знания, получаемые от родителей.

Основные направления развития детей в детском саду – речевое, социальное, интеллектуальное, физическое, эмоциональное и творческое. Каждая из этих сфер способствует всестороннему детскому развитию у ребенка:

• Основных знаний, необходимых для пребывания в социуме.

• Творческого потенциала.

• Способности контролировать эмоции, правильно их выражать.

• Физической формы, которая предопределяет хорошее самочувствие, полноценную активность органов.

• Элементарных навыков, которым находится ежедневное применение на практике.

Совместно методы, которые применяют во время обучения малышей в детских садах, выполняют несколько большую функцию, чем просто подготовка к поступлению в школу. Ребенок учится общению, правильному поведению, адекватной реакции на события, дисциплине, ответственности, соблюдению режима дня.

Речевое развитие детей в детском саду

Развитие речи детей в детском саду предполагает формирование навыков общения, ведения диалога. Задача воспитателей – поспособствовать пополнению словарного запаса малыша, помочь ему правильно выстраивать предложения, мотивировать к коммуникации.

Обмен репликами – диалог, служит неотъемлемой частью общения: кроме устного произношения слов, он предполагает усвоение новых знаний, передачу информации. Воспитатели детсада помогают детям освоить правильное ведение устного общения. Для этого используют 3 методики: неподготовленный диалог; чтение литературы, где отражается общение героев произведения; подвижные игры, предполагающие наличие сюжета/инсценировки.

Важный момент в том, что воспитатели не только обеспечивают речевое развитие детей в детском саду, но и проводят контроль соответствия его уровня установленным нормам.

На этом этапе у дошкольника могут быть обнаружены проблемы с речью, вызванные:

• Стрессовыми событиями.

• Заболеваниями.

• Отсутствием контакта с родителями.

• Индивидуальными особенностями развития ребенка.

• Родительской гиперопекой.

Навыки, которым обучают на этапе пребывания малыша в детсаде – умение слышать, понимать, формулировать ответ. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Согласно установленным нормам, ребенку дошкольного возраста нужно знать не менее 3000 слов. Недостатки произношения отдельных букв считаются нормой, когда малыш не достиг 7 лет. Если ближе к завершению периода обучения в ДОУ дошкольники не выговаривают « Р» или «Л», нужно обратиться к логопеду, пройти лечение.

Социальное развитие ребенка в детском саду

Посещая детсад, дошкольник адаптируется к пребыванию в обществе, усваивает ценности, культуру, традиции, правила и нормы поведения. Методы, которые используют для того, чтобы адаптировать детей социально:

  • Наблюдение.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальная или групповая беседа.
  • Приучение к конкретному действию.
  • Коррекционная работа, выполняемая на индивидуальной основе.
  • Создание ситуаций воспитывающего типа.
  • Поощрение, эмоциональное влияние.

Работники ДОУ организуют для воспитанников дошкольного возраста специальные развивающие занятия, применяют социализирующие программы. Такой подход направлен на то, чтобы каждый малыш освоился в социуме, научился правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Познавательное развитие ребенка в детском саду происходит за счет рисования/АРТ-терапии, сказко-, музыкотерапии. Малыша приобщают к социально полезной деятельности, мотивируют к участию в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, благодаря перечисленным методикам, воспитатели выявляют асоциальную или антисоциальную тенденцию, определяют психологическую обстановку внутри семьи малыша.

Поскольку в дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий. Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет сформированное мировоззрение, морально-этические ценности, навык коммуникации с людьми разного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду

Дошкольный возраст – это период формирования обобщенных норм мышления, интенсивного прогрессирования и расширения спектра воображения. Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Дошкольнику недостаточно иметь только базовую способность: например, умение читать или писать.

Читайте также:  Ребенок с индивидуальными особенностями развития

Влияние детского сада на развитие ребенка, в частности, его интеллектуальных способностей, заключается в выполнении нескольких задач – воспитатели:

1. Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме.

2. Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление).

3. Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности.

4. Способствуют развитию любознательности, интеллекта.

5. Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений.

Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ используют 3 тактики: эмоциональную, логическую и речевую модель.

Первый вариант предполагает обеспечение дошкольника психологически комфортной обстановкой – атмосферой заботы, поддержки, понимания.

Логическая модель предполагает формирование у дошкольника задатков к построению причинно-следственных связей, развитию мышления. Для совершенствования этой способности с воспитанником решают задачи, приобщают его к собиранию конструктора.

При выполнении речевой модели дошкольнику помогают сформировать способность к запоминанию информации, полученной за счет ее прослушивания. Чтобы улучшить эту способность, с воспитанниками изучают стихи и песни, читают сказки.

Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки. Эти методы способствуют правильному, стимулирующему воздействию на детское сознание.

Физическое развитие в детском саду

Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту.

Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений. Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе.

Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами.

Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду

Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного эмоционального развития малышей. Дошкольник не может сдерживать свои чувства, что отражается на его поведении, препятствует полноценному развитию.

Работа воспитателя направлена на то, чтобы помочь малышу:

  • Сформировать уверенность в себе.
  • Избавиться от тревожности, страхов.
  • Овладеть языком эмоций.
  • Избавиться от агрессивной реакции на определенные события.
  • Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
  • Сделать ребенка эмоционально здоровым.
  • Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду предполагает формирование нравственного сознания, стремления к установлению дружеских взаимоотношений. Результат деятельности воспитателей ДОУ должен закрепляться созданием в семье благоприятной психологической обстановки. Ее неотъемлемые составляющие – похвала, сопереживание, взаимопонимание.

Творческое развитие детей в детском саду

Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Дошкольник уже имеет достаточный словарный запас. В это же время активно развивается его умение анализировать, обобщать, запоминать, фантазировать. Чтобы развить ребенка творчески и облегчить нагрузку, которую вызывает образовательный процесс, воспитатели детских садиков включают в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся такие направления:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы.
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки).

Чтобы развить детей, занятия проводят группой, а не индивидуально. Во время творческого процесса дошкольники учатся применять на практике свои знания, выражают свое психологическое состояние. Малышей, которые демонстрируют стремление к изучению новой сферы (изобразительного искусства, музыки, танцев), нельзя ограничивать. Поскольку в дошкольном возрасте творческие занятия – это не только времяпрепровождение, но и эффективный способ выражения эмоций.

Развитие детей в детском саду – это важный этап становления полноценной личности. Воспитатели имеют соответствующее педагогическое образование, наличие которого позволяет сделать ребенка ответственным, дисциплинированным, развитым (психологически, интеллектуально, физически, творчески). Воспитание в детском саду и в семье – это не взаимозаменяемые действия, но их можно и нужно дополнять друг другом. Методы, применяемые в ДОУ, обеспечат еще больший эффект, если они одобряются и реализуются в семье дошкольника.

Источник

В связи с реформированием системы российского дошкольного образования выделяют новые направления работы в ДОУ, из перечня которых организация вправе выбрать приоритетные. Полный список основных направлений с примерами и пояснениями представлен в статье.

Современная система российского образования претерпевает серьезные изменения, связанные с введением новых образовательных стандартов и последовательной трансформацией общественных запросов. В свете этого меняются традиционные направления работы в ДОУ – векторы профессиональной активности педагогов, обеспечивающие достижение комплекса воспитательных целей. Опираясь на объективную необходимость реформирования, детские сады могут модернизировать и дополнить программу развития по направлениям:

  • опираясь на предшествующий успешный опыт оздоровления, художественно-эстетического развития, нравственного воспитания дошкольников;
  • посредством мониторинга актуальных запросов представителей семей;
  • поиска возможностей для повышения показателей результативности педагогического труда, усовершенствование отдельных организационных процессов, что гарантирует возможность достижения ряда программных задач и создания максимально комфортных условий для всестороннего развития малышей.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка в период раннего возраста

Направления образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС

В целостной системе воспитания детей дошкольного возраста, которую в детских садах реализуют наравне с оказанием услуг по присмотру и уходу, выделяют несколько направлений работы с детьми в ДОУ, тесто взаимосвязанные между собой. С целью обеспечения оптимальных условий для возрастного развития малышей и удовлетворения запросов родительской общественности дошкольные образовательные учреждения вправе определять приоритетные векторы деятельности, что создает предпосылки для уверенного конкурирования организаций и разработки эффективных программ развития образовательных организаций.

Основные направления деятельности ДОУ по ФГОС

Направления воспитанияСодержание
Удовлетворение возрастных познавательных интересов детей, интеллектуальное развитие.

Педагогическая работа по данному направлению, основанная на последовательном ознакомлении дошкольников с различными предметами и явлениями окружающего мира, характеризуется сложностью и многокомпонентность. Формирование мыслительных способностей малышей достигается в ходе становления сознательного восприятия действительности, активизации творческой активности и воображения. Интеллектуальное воспитание предусматривает создание индивидуальной системы знаний и понятий ребенка о:

  • себе, своей семье, других людях и характере взаимоотношений между ними;
  • различных объектах, явлениях и их свойствах (количество, цвет, размер, функциональность);
  • пространственно-временных и причинно-следственных связях;

    о малой родине и Отечестве, народных традициях, государственных символах;

  • о природе, впечатляющем многообразии народов и стран, о планете Земля, которая является домом для всего человечества.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование потребности и навыков ведения здорового образа жизни.

В условиях фактических показателей двигательной активности детей, жизненно необходимых для удовлетворения естественной возрастной потребности и укрепления скелетно-мышечного корсета, физическое развитие становится одним из наиболее значимых направлений работы в детском саду по ФГОС.

Достижение положительных результатов деятельности по данному направлению обеспечивается посредством:

  • формирования у дошкольников опыта различных видов двигательной активности – спортивной ходьбы, бега, прыжков, выполнения базовых упражнений, способствующих укреплению связок, мышц, развитию гибкости и координации в пространстве;
  • создания условий для правильного формирования опорно-двигательной системы, развития крупной и мелкой моторики;
  • развития системы первичных представлений о базовых видах спорта, мотивирование к участию в различных подвижных играх;
  • использования комплекса педагогических приемов, направленных на осознание детьми ценности ведения активного и здорового образа жизни, пользы закаливания, правильных бытовых привычек.
Формирование социального опыта, коммуникативных и других значимых личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное воспитание – значимая составляющая педагогического процесса, которой долгое время не уделялось должного внимания. В условиях нового времени, когда общественные приоритеты меняются, социальная составляющая продолжает оставаться недостаточно востребованной, что обуславливает необходимость ее включения во все образовательные программы детских садов как дополнительного компонента, способствующего успешной социализации детей в будущем.

Развитие социального интеллекта и способности к общению предусматривает:

  • педагогическое создание условий в группах, необходимых для усвоения малышами социальных норм и правил поведения в обществе;
  • формирование у воспитанников нравственных и моральных ценностей, самостоятельности, эмоциональной открытости, готовности к общению, сопереживанию, вместе с тем – способности оградить личные коммуникативные интересы;
  • раскрытие высокой значимости семейных, коллективных, общественных ценностей, уважительного отношения к старшим.
Развитие связной речи, создание предпосылок для успешного овладения грамотой.

Овладение связной речью является главным условием включения ребенка в общественную жизнь, и ФГОС ДО уделяет особое внимание данному направлению воспитательной работы.

Речевое развитие в детских садах обеспечивается посредством:

  • систематического пополнения активного словаря малышей в ходе режимных моментов, НОД, неформального коллективного общения;
  • создания условий для развития связной монологический и диалогической речи;
  • проектированием ситуаций коммуникативного успеха, мотивирующих дошкольников к дальнейшему активному общению;
  • организации занятий, посвященных речевому творчеству;
  • знакомства воспитанников с произведениями классиков детской литературы;
  • совершенствованием фонематического слуха, воспитания интонационной культуры общения.
Художественное развитие детей, их способность к эстетическому восприятию мира.С целью развития предпосылок для ценностного восприятия мира дошкольниками в детских садах осуществляется художественно-эстетическое воспитание, которые базируется на ознакомлении с произведениями музыкального и изобразительного искусства, развитии исполнительских навыков, создания условий для самостоятельного творчества в любых проявлениях – через моделирование, конструирование, пение, танцы, творческие игры, изобразительную деятельность.
Экологическое воспитание.Относительно новое направление работы в ДОУ, выделение которого обусловлено повышением значимости защиты природы и живого мира в целом. В ходе экологического развития, которое осуществляется во время наблюдений за различными явлениями, в ходе трудовой деятельности (уход за цветами, работа на грунте), дети осознают себя частью природы, осмысливают необходимость бережного отношения к невозобновляемым ресурсам, развивают в себе способность к сопереживанию.
Правовое воспитание.Направлено на повышение ответственности юных граждан, которым в будущем предстоит стать преемниками национальных свобод. Педагогическая работа по направлению ведется посредством организации встреч с представителями различных ведомств (полицейскими, пожарными), дидактических игр и бесед, проведения тематических праздников и фестивалей. Правовое воспитание способствует защите детства, создает предпосылки для раннего осознания малышами своих прав и обязанностей, формирует готовность нести ответственность за свои поступки.

К образовательным направлениям деятельности ДОУ по ФГОС также относят комплексные принципы работы, выделение которых в нормативных документах целесообразно в условиях последовательного усовершенствования системы дошкольного образования. Это:

  1. Сотрудничество с семьями дошкольников по широкому кругу вопросов, способствующее выработке единой воспитательной стратегии. Достижение эффективного взаимодействия обеспечивается при условии соблюдения принципов взаимоуважения, в том числе за счет мониторинга образовательных запросов и последовательного улучшения показателей работы детского сада в тех сферах, которые мамы и папы считают наиболее важными.
  2. Улучшение результативности педагогического труда за счет внедрения современных образовательных технологий, использования средств ИКТ, экспериментирования с методами воспитательной работы, которые подбираются с учетом возраста и личностных особенностей малышей.

    Систематическое повышение профессионального уровня педагогов, методистов, администрации детского сада, создающее предпосылки для улучшения общих образовательных условий в организации.

Основные направления деятельности детских садов разного типа

В условиях развивающейся конкуренции между дошкольными образовательными учреждениями, обусловленной изменением порядка финансирования, когда «деньги ходят за ребенком», выделение основных направлений работы ДОУ во многом зависит от специфики функционирования организации, что должно учитываться представителями администрации при разработке программы развития. В системе российского образования принято выделять такие виды дошкольных образовательных учреждений:

  1. ДОУ общего развития, предоставляющий услуги по уходу и присмотру за детьми наравне с реализацией выбранной образовательной программы, преимущественно охватывающей все приоритетные пять приоритетных направлений в работе (познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое воспитание).
  2. Детские сады с приоритетом конкретного вида воспитания, программная составляющая которого соответствует комплексу целей и гарантирует достижение дошкольниками особых успехов в физкультуре, развитии речи или художественном творчестве.
  3. ДОУ компенсирующего типа, где воспитание ведется с учетом особых образовательных потребностей воспитанником с отклонениями в развитии. Характерной особенностью функционирования таких организаций является сознательный отказ от выделения отдельных направлений: при работе в группах, в которых число детей ограничивается с целью повышения эффективности реализуемых учебно-воспитательных модулей, делается упор на создание сбалансированных условий, необходимых для всестороннего развития и успешной социализации.
  4. Детские сады с национальным компонентом, где делается упор на речевое развитие, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное воспитание с обязательным освоением традиций, культурных особенностей, языка (например, ДОУ с этническим русским компонентом).
  5. Прогимназии – дошкольные образовательные организации особого типа, все направления деятельности которого подчинены подготовке малышей к школьному обучению. В таких ДОУ приоритетные направления педагогической работы будут определяться с учетом специфики гимназии-партнера.

Воспитателям детских садов, которые имеют наиболее полный контакт с родителями, важно обеспечить понимание представителями семей того факта, что выделение отдельных образовательных направлений как приоритетных не лишает ребенка возможностей гармоничного развития, а лишь дает возможность наиболее полно раскрыть природный потенциал в отдельных сферах. Более того, детские сады оставляют за собой право менять приоритетные цели и задачи функционирования, обеспечивая таким образом наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей широкого круга дошкольников.

Направления воспитательной работы в ДОУ

Направления работы воспитателя в детском саду

Ввиду популяризации практики выделения отдельных целевых ориентиров введения педагогической работы у воспитателей, стремящихся к профессиональному росту, возникает необходимость выделения приоритетных направлений работы с детьми в детском саду. Современный педагог дошкольного образования обязан в полной мере удовлетворять образовательные возможности, заявленные в программных документах организации, используя наравне с традиционными методами новаторские, дополняя базовое содержание работы по направлениям интересными решениями. Обеспечить это можно исключительно при условии неустанного профессионального самосовершенствования, предусматривающего:

  1. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации по интересующим направлениям.
  2. Изучение методических разработок, статей, исследовательских материалов по теме.
  3. Обмен опыта с коллегами, в тои числе работающих в других детских садах схожей направленности.
  4. Внедрение экспериментальных методов педагогической работы, содержание и объем которых в полной мере соответствует возрасту воспитанников, их личностных особенностям и содержанию нормативных документов ДОУ.
  5. Ведение авторского исследования по приоритетному направлению педагогической работы. Такая разработка, которая станет основой работы по самообразованию, в будущем гарантирует успешное прохождение аттестации.

Больше информации о направлениях педагогической деятельности в детском саду ищите в этих материалах:

  1. Новые механизмы и основные направления в дошкольном образовании по ФГОС
  2. Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО
  3. Приоритетные направления деятельности ДОУ
  4. Виды деятельности в ДОУ по ФГОС
  5. Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
  • Направления развития ребенка в детском саду

    Читайте в пробном доступе Справочной системы «Образование»

  • Какие документы по антитеррористической защищенности должны быть в детском саду
  • Как проверят детские сады в 2021 году: новые требования инспекторов
  • Как подготовить план летней работы детского сада
  • Как организовать медицинский блок в детском саду

Источник

Читайте также:  Центр компетенции развития ребенка