Направления развития личности ребенка в игре

Направления развития личности ребенка в игре thumbnail

Развитие личности ребенка в игре

Выбирая профессию, мы стремимся выбрать не только ту, в которой мы можем быть полезны обществу, но и ту, которая принесет нам самим удовлетворение. Работа с детьми, я считаю, – самая важная, ведь мы воспитываем новую личность, готовим себе достойную смену. Первой ступенью к самореализации ребенка является дошкольное учреждение, поэтому именно воспитатель призван помочь ребенку заложить прочные кирпичики нравственного развития в фундамент своей жизни.

Так же, как для взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через неё малыш знакомится с окружающим миром, познает отношения между людьми. Игра в развитии дошкольников выполняет одну из главных ролей, поскольку именно благодаря ей развивается воображение, мышление ребенка, благодаря игре проявляются склонности и интересы малыша.

В раннем возрасте игра является воссозданием человеческой деятельности, при котором ребенку в доступной ему форме закладываются общечеловеческие нормы отношений между людьми, нормы поведения в обществе. В игре ребенок получает опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая её правила, взаимодействовать со сверстниками без непосредственного контроля со стороны взрослых.

Игровая деятельность важна не только для общего развития и воспитания ребенка, в игре может происходить усвоение малышом отдельных знаний, умений и навыков. Это требует специальной педагогической организации детской игры – актуализации определенных знаний, выполнение определенных заданий. Поэтому, если правильно организовать игровую деятельность, игра не только доставит удовольствие ребенку, заинтересует и увлечет его, но и станет мощным средством его развития и сформирует полноценную личность.

Кроме того, игра может стать средством отвлечения, дать возможность ребенку переработать возможные внутренние конфликты и травмы. В этом направлении ведущая роль принадлежит ролевым играм. Игра призвана развивать творческую фантазию ребенка, которая принесет свои плоды во взрослой жизни. В игре мы часто наблюдаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поэтому важно научить ребенка делать выводы даже из игровой ситуации.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Каждый специалист, приходя в профессию, нуждается в саморазвитии. Времена меняются, и в наш век информационных технологий этот аспект стоит учитывать в воспитании ребенка. Каждое новое поколение отличается от предыдущего своим восприятием и интересами. Но все же, всегда стоит помнить, что если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность – воображаемая ситуация. Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни.

Имея за плечами личный опыт, могу сказать, что игровая деятельность дошкольника не может быть должным образом организована без внедрения всевозможных инновационных технологий. Стараюсь активно их использовать в своей работе с детьми, каждый раз выбирая новый подход к заданиям, чтобы дети были заинтересованы в том виде деятельности, который им предложен.

Виды педагогических игр, применяемых на моих занятиях, очень разнообразны. Они могут различаться: по виду деятельности (интеллектуальные, психологические и др.); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические); по характеру игровой методики (игры с четкими правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры и др.); по содержанию (музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.); по игровому оборудованию (настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые и др.)

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение воспитателя и ребенка.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Также не стоит забывать о передаче опыта коллегам. Мною был проведен мастер-класс «Игровая деятельность в детском саду» на тему: «Удивительный мир песка».

Считаю, что игры с песком не просто увлекательны, но очень полезны в развитии детской моторики и воображения. Целью мастер-класса было познакомить педагогов с новыми методами работы с давно знакомым материалом, показать, как можно работать с песком в помещении, как привлечь и заинтересовать своих воспитанников, сочетать этот вид деятельности и другими. Например, рисовать на песке «дорожки в лес» – это поможет ребенку научиться сравнивать предметы по заданному признаку величины (длиннее, шире и тд.), тут же вспомнить названия животных, а затем все это засыпать и рисовать заново, погружая пальчики в песок. Далее можно предложить рисовать вагончики, в которых едут звери в зоопарк и пусть они будут разной формы. Это поможет познакомиться детям с геометрическими фигурами: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

Песком можно заменить пластилин, самостоятельно сделав из него аналог кинетического – лепить всевозможные фигуры и приветствовать полет фантазии каждого ребенка.

Также в своей работе уделяю большое внимание проблемам экологии. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Главной задачей нашего времени является не изучение природы как таковой, а её сохранение и воспроизведение.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Нужно учить дошкольников правильно вести себя в природе и среди людей. Часто, из-за отсутствия знаний, они не могут выбрать правильную линию поведения. У нашей группы есть своя грядка на территории детского сада, на которой мы с детьми сажаем различные сельскохозяйственные растения, попутно изучая их особенности, кормим животных в «живом уголке», весной мы высаживаем деревья.

Экологическое образование является частью общего образования, оно имеет интеграционный характер, способствует развитию творчества, мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – становлению личности в целом.

Источник

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве­дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребен­ка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктив­ной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы при­обретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эго­центризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его пози­цию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помо­гает ориентироваться во взаимоотношениях между людь­ми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эта­лону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотноше­ний людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соот­ветствии с социальными образцами. Это помогает ребен­ку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способно­сти и творческие возможности ребенка.

С точки зрения Эльконина Д. Б., «игра социальна по свое­му содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [34]. Дошкольник не может реально участвовать в производствен­ной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потреб­ность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности. В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы – замес­тители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаи­моотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к со­циальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником. Социальность структуры и способов существования игровой деятельности впервые отметил Выготский Л. С., который под­черкнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функ­ций – речевого мышления, произвольной регуляции действий и т.д.

Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близ­ким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую дея­тельность, на общение со сверстниками, формирует личные ка­чества ребенка. Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, осо­бенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения. Поощрительное отношение к игровой деятельности со сто­роны родителей имеет большое позитивное значение для разви­тия личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порож­дает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассив­ности, способствует появлению чувства неполноценности. Конфликты между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника. В группе сверстников постепенно складываются обществен­ное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно вли­яют на развитие личности ребенка. Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздер­жаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение. Каждый ребенок занимает в грунте определённое положе­ние, которое выражается в том, как к нему относятся сверстни­ки. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зави­сит от многих причин: его знаний. умственного развития, осо­бенностей поведения, умения устанавливать контакты с други­ми людьми, внешности и т.д. Сверстники объединяются в игре, в большей степени учи­тывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет вы­полнять, попадает непопулярный ребенок. Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся свер­стники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержани­ем и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в не­которых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвер­диться в своих лучших качествах в коллективе сверстников. Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на ста­новление личности ребенка, способствуют развитию таких лич­ностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Осо­бое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявля­ются усвоенные нормы и правила поведения, которые состав­ляют основу нравственного развития дошкольника, формиру­ют умение общаться в коллективе сверстников.

Вывод по Главе 1.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспита­тельный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспита­тельных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для преду­преждения отклонений в нравственном развитии школь­ников, формируются умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Глава 2

Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для развития полноценной личности в детско-родительских отношениях. Исследования и изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.

В этой главе -изучаем и анализируем влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка. Определяем уровень знаний и представлений у родителей о формах, методах воспитания детей. Определяем эмоциональную и психологическую удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. Выявляем отношение к ребёнку в семье.

Источник

Развитие личности в игровой деятельности.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Сюжетноролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивнобиологическая. В отечественной психологии игра, социальна по содержанию, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе.

Игра это воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется социальная человеческая суть ее задачи и нормы отношений между людьми.

Д.Б, Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры. Сюжет это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.Содержание игры то, что именно воспроизводится в сюжете. Психологическое содержание игры это моделирование социальных отношений и ситуаций.

Мотивы игры определяются:

1. Действовать так, как взрослый (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

2. Процесс психического развития ребенка.

Игра представляет собой иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций и возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аффектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которое пока не могут найти своего выражения в силу особенностей психического развития ребенка и сохранения прежней тенденцией к немедленной реализации желания. Игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов Ц.Ь. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия; игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игровое употребление предметов замещение важнейшая характеристика сюжетноролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в нагляднодейственной форме. Игровое употребление предметов замещение важнейшая характеристика сюжетноролевой игры.

Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетноролевой игры:

I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

II уровень. НА передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.

IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны. Сюжетноролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. “Игра источник развития и создает зону ближайшего развития”.

Д.Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

1. Развитие мотивационно потребностной сферы.

2. Преодоление познавательного “эгоцентризма” ребенка.

3. Развитие идеального плана.

4. Развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационнопотребностной сферы определяются эмоциональнодейственной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.

Л. С. Выготский главное значение детской игры выдел в формировании опосредования, в отрыве значений от вещи, в формировании идеального блага сознания Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина рассматривает игру, как естественную стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки и умственных действий на основе развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками к умственным действием. Действия в уме, составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию нагляднообразного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что “главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формулирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах, в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.

Игра это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности ведущего отношения ребенка к деятельности. Ведущей называется деятельность способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая игровая деятельность создает условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в учебную деятельность.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребенка воздействовать на мир. А.М. Горький писал: “Игра путь детей к познанию мира в котором они живут, к которой призваны изменить”. Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в *жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметамизаместителями (игрушками) в сюжетноролевой игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетноролевые игры. игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, КН. Подьяков; С.Н.Карпова, А.С. Списаковская и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности. Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека в дошкольных образовательных учреждениях большое место занимают методы словесного воспитания. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму в обучении и формальном усвоении знаний Е.А. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых “внести” в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитывая его личностные свойства и качества. 9, с. 93.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игра как ведущий вид деятельности ребенка, реализация который требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правила в пользу выполнения принятой на роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения (Л.С Выгодский). Игра ведущий вид деятельности, ведет за собой развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются психические процессы и психика ребенка.

Развитие игр у детей дошкольного возраста.

Игра как важная деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные и социальные функции.

Игра это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра подлинная социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра используется в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности.

Игра позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, позволяет воспитывать высокие человеческие качества. Игра как формы организации жизни и деятельности детей лежат в следующем положении:

Игра носит самостоятельный характер в старшем дошкольном возрасте способствует обогащению сюжета и развитию ролевых отношений. Игра является средством всестороннего развития ребенка. Игра выполняет свои функции, способствует умственному развитию детей. Дети через игру знакомятся с окружающим миром, с предметами. Она влияет на физическое развитие, имеет свои особенности:

первое: носит общественноисторический характер;

второе: творческая деятельность, в игре дети создают свой мир не похожий на реальность.

третий свободная деятельность;

четвертое: отражательная деятельность.

Дети отражают взаимодействие людей, природы, жизни.

пятое: игра средство социализации ребенка. 28, 130

Развитие игры в историческом аспекте. Подобно учению игры возникла в ходе человеческой истории как форма подготовки детей к жизни в обществе и труду, играющие дети напоминают играющих детенышей животных. Играющий ребенок представляет себе, что кукла это младенец, а например котенок гоняясь за клубком шерсти видит в нем чегото похожего на мышь. Ему от рождения свойственны “охотничьи” движения. Когдато совсем маленькие дети участвовали в труде вместе со взрослыми, выполняя посильную для них работу. Знаменитый русский ученый и путешественник Н.Н. МиклухоМаклай, изучивший жизнь папуасов на Новой Гвинее в то время, когда там еще существовали примитивнее, первобытные орудия и виды труда, описывая, например, обработку почвы, в которой принимают участие мужчины, женщины и дети. Мужчины большими заостренными кольями поднимают глыбы земли. За ними на коленях движутся женщины и деревянными лопатками размельчают землю. А сзади следуют дети разного возраста и растирают землю руками. Участия маленьких детей в труде стало невозможным, когда усложнились орудия и способы труда. Взрослые стали делать уменьшенные орудия (луки и стрелы, копья и т.д.), и дети подражая взрослым, тренировались в их использовании. Так появились игры упражнения, сочетавшие в себе игру, учение, труд. Оригиналы не могли использоваться по назначению и поэтому игра начала отделяться от учения и труда. Наступил период, когда дети не могли прямо участвовать в жизни взрослых и основной деятельностью становится сюжетноролевая игра. Разыгрывая роли взрослых, изображая их поведение в разных ситуациях, дети начинают проникать в смысл жизни взрослых, устраивать представления о правилах поведения людей в обществе. Предпосылки развития игры

У ребенка в дошкольном возрасте предпосылки к игровой деятельности начинаются с младенчества. В период хватания в четыре с половиной пять месяцев он свободно достает, захватывает и удерживает висящую игрушку, во втором полугодии уточняется движение руки к предмету. Схватывание и удерживание предмета пальцами совершенствуется до конца года.

Затем идет манипулирование предмета лиц, от простых действий к более сложным, перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание, сжимание и т.д.. К концу первого начало второго полугодия проявляется устойчивая направленность на результат, Далее младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами, повторяет действия. 17, с.236

Затем идет предметноманипулятивная деятельность ребенка состоящая в усвоении и выполнении предметных действий.

Ребенок учится действовать с предметами, после усвоения предметных действии начинается установочная связь предмета с его назначением, для чего нужен предмет, потом овладевают техничкой его употребления. Ранний возраст возраст зарождения сюжетноролевой игры. Первоначальная игра возникает в предметной деятельности ребенка, которая превращается в изображение настоящих действий.

Но это еще не сюжетноролевая игра. Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетноролевую игру включает ряд последовательных этапов. Взрослые показывают простые действия с сюжетными игрушка ребенок эти действия повторяет. Ребенок начинает действовать с такими предметами которые не могут быть использованы для получения реального результата” “моет руки” руки кубиком, игровые заместители реальных вещей.

Предметы заместители используются вместе настоящих предметов, после дает им названия, действует с воображаемыми, несуществующими предметами. В средним дошкольном возрасте ребенка привлекают сложные малознакомые предметы, теперь игра имеет определенную тему. Дети трех, четырех лет играют в “семью”, “поликлинику”, “путешествия”, “космонавтов”, “зоопарк”, появляются темы из произведений сказок. В соответствии с темой строится сюжет игры это те события, которые изображаются в игре.

Разыгрывая, тот или иной сюжет ребенок берет на себя роль(обычно две и больше ролей).

Роль это главное; что привлекает ребенка в игре, она выполняется при помощи игровых действий, где используется игровой материал. Это игрушки, чаще всего заместители настоящих предметов. Дети вступают в ролевые отношения, где в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. У старших дошкольников сюжетноролевая игра приобретает коллективный характер, отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации далекого выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества освоение Северного полюса, Антарктиды, космические полеты, борьбу за мир. Заранее планируют игру договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, игровые действия в основном выполняются условно, более привлекательными становятся аксессуары (подзорная труба у капитана, бескозырка для матроса и т.д.). Наряду с сюжетноролевой игрой, развивается ее разновидность режиссерская игра. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре.

Главным мотивом сюжетноролевой игры служит стремление “быть таким, взрослые”, пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением. Ребенок развивает фантазию и свои творческие способности. В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр подвижная дидактическая (обучающая) и спокойная. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетноролевой игрой содержат ее элементы, иногда сюжет, привлекательный игровой материал содержит явные или скрытые роли. Младшие дошкольники неспособны всерьез играть в такие игры. В среднем дошкольном возрасте дети понемногу начинают выполнять правила более точно. И только старшие подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре, они становятся для них любимыми играми. 17, с. 236, 239

По мнению Артура Петровского в ролевой игре ребенок воспроизводит общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей, расширяя свой социальный опыт. У ребенка формируется способность регулировать свое поведение представлением о социальной роли, и соответствующих действий.

Из всего выше сказанного, можно сказать, что предпосылки к развитию начинаются у детей дошкольного возраста уже с младенчества в период хватания, в предметноманипулятивной деятельности. Игра совершенствуется, приобретает главный смысл в деятельности ребенка, становится ведущей, которая ведет за собой развитие личности ребенка и психики.

Источник