Направление развитие ребенка природа и человек

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №22 «Почемучка» г. Воркуты.

Конспект НОД

с детьми старшего возраста.

Тема: “Человек – часть природы”.

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Образовательная область: «Познание».

Воспитатель:

Добролюбова

Вера

Владимировна.

г.Воркута.

ТЕМА: “Человек – часть природы”.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим находить ответ, делать выводы. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Показать, какой сложный человеческий организм создала природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

Активизация словаря: сердце, желудок, мозг, легкие, природа, организм.

Развитие речи: учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Экскурсии в парк, в тундру, по улицам города.
  2. Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.
  3. Работа с загадками, пословицами.
  4. Чтение художественных произведений:

А. Дорохов “Про самого себя”,

К. Ушинский “Четыре желания”,

В. Бианки “Синичкин календарь”,

Сухомлинский “Что же лучше?”, “Я хочу сказать свое слово”, “Вечер ясен и тих”,

Снегирев “Любопытные”,

Суриков “Зима” (отрывок),

Смольников “Не бойся пурги”,

русская народная сказка “Мороз, солнце, ветер”.

  1. Уход за растениями и животными в уголке природы.
  2. Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.
  3. Практические работы по нахождению и прощупыванию своих органов.
  4. Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:

“Что такое окружающий мир?”.

“Из чего что сделано?”.

“Про воздух и воду”.

“Жизнь растений”.

“Жизнь животных”.

“Природа и люди”.

  1. Дидактические игры:

“Природа и человек” (по Бондаренко).

“Есть ли у человека помощники?” (по Сорокиной).

“Поиски добрых слов” (по Сорокиной).

“Замри” (по Венгер).

“Поможем художнику” (по Венгер).

“Никогда не унывай” (по Артемовой).

  1. Беседы на темы:

“Мир вокруг нас”.

“Труд и здоровье человека”.

МАТЕРИАЛ: Муляжи: сердце, желудок, легкие, мозг, части тела человека. Рисунки внутренних органов. Иллюстрации. Пейзажи. Газета “Мир вокруг нас”. Схемы к игре “Замри”. Посылка с загадками.

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель: Дети, ваши друзья первоклассники передали вам вот эту посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?

Ответы детей:

Воспитатель: (открывает посылку, вынимает карточки, на которых написан текст загадок).

Оказывается, первоклассники нам прислали загадки.

Попробуем отгадать?

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Дети: Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня.

Воспитатель: 2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет ничего? (Звезды на небе)

Дети: Это звезды, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают.

Воспитатель: 3. Рук нет, а строить умеет? (Птица).

Дети: Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва.

Воспитатель: 4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбы)

Дети: Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки.

Воспитатель: 5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля).

Дети: Земля. Она переодевается весной, летом, осенью и зимой.

Воспитатель: 6. Платье потеряла, а пуговки остались? (Рябина).

Дети: Это рябина, когда с ней листья опадают, остаются красные ягодки, они похожи на пуговки.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки?

Дети: Эти загадки о природе.

Воспитатель: Природа бывает какая?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: А неживая природа – это что?

Дети: Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, тучи.

Воспитатель: А что относится к живой природе?

Дети: Это растения и животные.

Воспитатель: Обратите внимание на этот пейзаж. А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Прислушайтесь, что вы слышите?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши листья?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные?

Дети: Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно, умерли бы все люди.

Воспитатель: А почему же люди умрут?

Дети: Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы.

Воспитатель: Частью живой природы? Да не может быть такого! А может – это разве природа?

Дети: Человеку нужен воздух, вода, как и растениям. Ему нужна пища, как и всем животным.

Воспитатель: Хорошо, вы доказали, что человек имеет что-то общее с растениями и животными, но ведь он и отличается от животных. А вы знаете чем?

Дети: Человек может говорить, а животные нет.

Человек живет в городе, в деревне, в домах, а животные в норах, в лесу, на лугу в воде.

Человек может построить многоэтажные дома, ракету, самолет, а животные нет.

Человек умеет думать, у него есть разум, а животное не может думать, у него нет разума.

II часть.

Воспитатель: Да, человек самое разумное существо на земле. А вы знаете, как устроен организм человека? Назовите главный командный пункт вашего организма.

Читайте также:  Природные условия развития ребенка

Дети: (показывают и объясняют) Это мозг, а называют его командным пунктом потому, что он дает приказы, как работать другим органам и следит за их работой. Без него мы не могли бы видеть, слышать, читать, говорить, ходить. А защищает мозг от повреждений череп. Он из костей.

Воспитатель: а какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа?

Дети: Это легкие. Они непрерывно перекачивают воздух, забирают из него кислород, который необходим для жизни человека.

Воспитатель: Назовите живой мотор, приводящий в движение кровь.

Дети: Это сердце. Оно непрерывно гонит в сосуды кровь, которой есть кислород и питательные вещества, они разносятся по всему организму.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы сердце хорошо работало?

Дети: Заниматься спортом, бегать, бережно относиться друг к другу.

Воспитатель: Назовите главную часть своей “внутренней кухни”.

Дети: Это желудок, в нем переваривается пища.

Воспитатель: А что помогает желудку переваривать пищу?

Дети: Желудочный сок и слюна.

Воспитатель: Что нужно, чтобы желудок всегда хорошо работал?

Дети: Тщательно пережевывать пищу, пить воду, есть чистыми руками, чтобы в желудок не попали микробы.

Воспитатель: Вот как сложно устроен человеческий организм. А еще какие части есть, кроме этих органов?

Викторина “Что, зачем?”

Дети садятся за стол, и воспитатель показывает рисунки с изображением частей тела.

Игра “Замри”.

Воспитатель: Отдохнули! Сердце стучит? Немножко успокоим свое сердце. Ответьте мне на вопросы:

Почему человек оглядывается назад? (На затылке нет глаз).

По чему человек никогда не пройдет? (По потолку).

За чем у человека во рту язык? (За зубами).

По чему ребята в деревне бегают босиком? (По земле, траве),

Когда человек ходит пятками назад? (Всегда).

III часть.

Воспитатель: Посмотрите, это газета. Эта газета необычная. Каждый круг газеты – это ее страница, в центре газеты – человек. Какое у него лицо? Как вы думаете, почему человек грустный?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте посмотрим, что находится вокруг человека и может мы узнаем, почему он грустит. Начнем с голубого поля. Догадайтесь, о чем пойдет речь?

Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него мы жить не можем. (Воздух).

Дети: Это воздух.

Воспитатель: А это что за странные фигурки на голубом поле?

Дети: Это микробы.

Воспитатель: А какой вред они приносят человеку?

Дети: Они вызывают болезни.

Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше?

Дети: Чаще мыть руки, проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо очищают воздух растения. Их должно быть много в группе, дома, на улицах нашего города и мы должны беречь деревья, цветы, кустарники.

Воспитатель: Вы объяснили, как уничтожить микробы и наше поле стало чистым и голубым. Если сумеем очистить все поля – человек обязательно улыбнется.

Следующая страница – синяя. Догадайтесь, о чем эта страница?

Загадка. Чего в гору не выкатишь, в решете не унести, и в руках не удержать? (Воду).

Дети: Эта страничка о воде.

Воспитатель: Чтобы напиться и умыться какая нужна вода?

Дети: Вода должна быть чистой.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода была чистая?

Дети: Не выбрасывать в водоемы промышленные отходы, мусор, не мыть машины в речках.

Воспитатель: (убирает грязные пятна на синей страничке) Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода.

Зеленая страничка в нашей газете – страничка жизни. Почему она зеленая?

Дети: Потому, что на нашей земле много растений.

Воспитатель: А растения – это основа природы.

(читает стихотворение)

Жить в зеленом мире этом,

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям синицей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Всегда ли человек относится к природе, как к другу?

Дети: Нет, иногда человек приносит и вред природе.

Игра “Польза-вред”.

Воспитатель: А вы знаете, дети, как надо вести себя в природе?

Дети: Да, не рвать цветы, не ломать деревья, не жечь костры, не разорять птичьи гнезда, не обижать даже самых маленьких жучков, червячков, ухаживать за растениями и животными.

Воспитатель: (убирает круги, квадраты, мрачную маску).

Какое красивое зеленое поле.

Посмотрите на нашего человечка. Он улыбается. Почему он улыбается?

Ответы детей: Ему хорошо в чистом, прекрасном мире.

Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали?

Дети: О человеке, о растительном и животном мире.

Воспитатель: А вы знаете, сто кроме растительного и животного мира, существует еще и рукотворный мир? Мир удивительный и разнообразный. В следующий раз мы поговорим с вами о рукотворном мире.

(Благодарит детей)

Сейчас мы с вами пойдем на прогулку, какую пользу мы с вами можем принести природе?

ЛИТЕРАТУРА: Журнал “Дошкольное воспитание” № 4 за 1989 г.

Журнал “Начальная школа” № 1, 2, 10, 11 за 1989 г., № 6, 12 за 1990 г., № 2 за 1992 г., № 3 за 1993 г.

Журнал “Свет” № 9 за 1991 г., № 2 за 1992 г.

Л. А. Венгер “Игры и упражнения на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста”.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Михневский центр развития ребенка – детский сад «Зернышко»

Читайте также:  Периоды интеллектуального развития ребенка

Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с природой

(социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие)

на тему: «Человек и живая природа»

(подготовительная к школе группа «Колосок»)

Подготовила и провела:

воспитатель

Волкова В.В.

26 января 2017г.

Программные задачи:

Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе.

Развивающие задачи: Развивать у детей способность к анализу,

самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать

доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением

диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение

экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных,

рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической

картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности,

опасностях для природы.

Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением: «поле»,

«лес», «тундра», «степь», карточки с изображением животных, мяч,

экологические знаки, карандаши, бумага.

Ход ООД:

Воспитатель: (показывает глобус) Ребята, а что это за шар?

Дети: Это наша планета, которая представляет собой огромный шар-

глобус.

В.: Земля, земной шар – наш общий природный дом, т.е. то место, где проживает (обитает) растение, животное, сам человек. Все вокруг: леса,

поля, реки, животные, птицы, насекомые, цветы, деревья – это все природа.

Человек – часть природы. Природа может жить без человека, а человек, без

нее – нет! Помните об этом. Всем живым существам необходимы чистая

вода, земля, воздух. Послушайте стихотворение:

«Мир вокруг»

Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит,

Как цветет душистый луг

И дует свежий ветер.

Когда белеют облака,

На небе голубом,

Когда река так глубока,

Что спрячет весь наш дом.

Когда в лесу так много птиц,

Что радуется слух!

Но не для злых все это лиц,

А лишь для тех, кто друг.

В.: Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества,

которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди.

Люди, животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства

любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Что необходимо,

чтобы сберечь нашу планету?

Ответы детей: Не загрязнять воздух, не сбрасывать вредные

отходы в реки, моря, водоемы, не вырубать леса, не уничтожать животных,

не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с

костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу.

В.: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где

они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только

научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту:

разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой,

тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы,

укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу

дышится легче?

Д.: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные

вещества из воздуха, а выделяют кислород.

В.: А какие правила поведения в лесу вы знаете? – (Ответы детей).

В.: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы

внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и

дети.

С. Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… – Эй, ребята! – крикнул Дима.

-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки – словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила

поведения были нарушены.

В.: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и

нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего

нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.

Д.: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.

В.: Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие

знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем

показывают и объясняют их значение. Дети делятся на 3 команды и выполняют задание Ответы детей (в дополнении рассматривание экологических знаков).

Дидактическая игра «Где растет?» (с мячом)

Воспитатель называет среду обитания, дети перечисляют характерные для

нее растения, показ наглядного пособия.

В лесу – сосна, береза, ель, папоротник, ландыш, лесная земляника,

Читайте также:  Общение ребенка со сверстниками и его значение для развития личности ребенка

фиалка…

В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…

В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай,

жарки…

В.: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных,

т.е. то место, где они обитают. Мир животных очень разнообразен.

Животный мир является одним из основных частей природы (природной

среды). Кем должен быть человек для животного?

Д.: Другом. Сильным, умным, справедливым. Именно от людей во

многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.

Дидактическая игра: «Где чья Родина?»

Воспитатель спрашивает: «Кто живет?» Дети отбирают нужные карточки с изображение животного:

– на севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень,

полярный волк…)

– в лесу (лось, бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр,

рысь…)

– в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…)

– в горах (снежный барс, горный козел, серна…)

В.: На какие группы можно разделить (классифицировать) животных по способу питания?

Д.: Травоядные, хищники, всеядные.

Дети описывают каждый вид, воспитатель помогает.

Хищники – волк, лиса, енот, песец, рысь, они питаются другими

животными, травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень, всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака.

Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

В.: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?

Д.: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка

теплее, чем летняя.

В.: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Д.: Ему трудно было бы спасаться от врагов.

В.: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

Д.: Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой,

нападал на людей.

В.: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого

хвоста?

Д.: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее

как руль.

В.: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы.

Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну

игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.

Подвижная игра «Лисы и зайцы».

Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.

В.: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят

зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить

лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне.

Будьте внимательны.

1 – У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)

2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)

3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)

4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)

В.: Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, а заодно расскажите какая больше всего вам понравилась игра? почему? Что нового вы узнали? – (Ответы детей).

Самоанализ Волковой Варвары Валерьевны

Тема организованной образовательной деятельности (ООД) «Человек и живая природа» проводилась с детьми 6-7лет.

Длительность занятия 30 минут, что соответствует санитарным нормам и правилам. Цель данного занятия – сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе. ООД построена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей данной группы.

В процессе ООД решались следующие задачи:

Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе. Развивать у детей способность к анализу,

самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать

доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

ООД состоит их 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

В первой части ООД ставится проблема, создаётся игровая мотивация. Во второй части чтение стихов, придумывание и рисование экологических запрещающих знаков и объяснения их значение, играют в дидактические игры. В третьей части подводятся итоги: систематизация достигнута путем закрепления имеющихся знаний и приобретение новых. Процесс обучения на ООД старалась строить с учетом интеграции образовательных направлений – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

При подготовке ООД детям была проведена предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображение диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных, рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности, опасностях для природы.

В процессе всей ООД осуществлялся личностно – ориентированный подход к детям через вопросы, объяснения, побуждение к действию личным примером, одобрения, осуществлялась интеграция образовательных областей.

В процессе ООД наблюдалась высокая активность детей за счет верно подобранных методов, приёмов и наглядности для поддержания интереса воспитанников, что соответствует возрастным особенностям. Познавательное развитие детей соответствует нормам и правилам, предъявляемым к детям этого возраста.

Источник