Наиболее полный ответ недостаточного интеллектуального развития ребенка

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник
На сегодняшний день термин «умственная отсталость», применяемый к детским психическим заболеваниям, употребляется преимущественно в медицине. В педагогической практике для определения данного состояния принято использовать соответствующее понятие «интеллектуальная недостаточность». Это, прежде всего, относится к детям, состояние которых находится в промежуточной стадии между проявлениями олигофрении и интеллектуальной нормой. Более широкое значение данного понятия относится к задержкам психического развития (ЗПР).
Границы этого состояния не имеют четкого определения и зависят от требований окружающего социума. Пограничная интеллектуальная недостаточность считается довольно распространенной формой психических патологий детского возраста и обычно заявляет о себе в старших группах детского сада или в процессе обучения в начальной школе.
Что это такое
Пограничная интеллектуальная недостаточность – это явление, для которого характерны медленный темп психического развития, личностная незрелость и незначительные нарушения познавательной деятельности. При создании условий специального обучения и воспитания этот патологический процесс чаще всего имеет тенденции к компенсации и обратному развитию. Однако здесь необходимо различать случаи стойких интеллектуальных нарушений и случаи, примыкающие к норме.
Этиология
Условия и причины появления различных форм интеллектуальных нарушений многозначны. В патогенезе этих состояний могут присутствовать биологические факторы (патологии беременности и родов, инфицирование, интоксикация, обменно-трофические расстройства, черепно-мозговые повреждения и прочие причины), которые вызывают нарушения развития мозговых механизмов или провоцируют церебральные повреждения.
Кроме того, известны и социальные факторы, приводящие к интеллектуальной недостаточности. Это могут быть неблагоприятные условия воспитания, недостаточное количество доносимой информации, педагогическая запущенность и т.п. Далеко не на последнем месте стоит и генетическая предрасположенность, влияющая на формирование различных типов нарушения интеллекта.
Патогенез
В патогенезе интеллектуальной недостаточности дошкольников с пограничными проявлениями огромное значение имеет недоразвитость лобных долей и поражения их связей с другими участками головного мозга. Кроме того, данную патологию обусловливают поражения теменного, височного и затылочного отдела коры и задержка при формировании адренергической субстанции головного мозга.
Характеристики интеллектуальной недостаточности
Общепризнанной российской классификации нарушений интеллекта на сегодняшний день не существует. Однако в современной медицине широко применяются разработки известных психиатров и психоневрологов. Так, например, Г. Е. Сухарева, основываясь на этиопатогенетическом принципе, выделяет формы интеллектуальных нарушений у детей с ЗПР по типу происхождения:
- Конституциональная.
- Соматогенная.
- Психогенная.
- Церебрально-органическая.
В такой трактовке предложенные варианты различаются особенностями структуры и спецификой соотношения компонентов рассматриваемой аномалии: типом и характером расстройства.
И. Ф. Марковская выделяет два варианта задержки интеллекта, для которых характерно соотношение черт органической незрелости и повреждений центральной нервной системы.
Согласно ее трактовке недоразвитость эмоциональной сферы обусловлена типами органического инфантилизма. Энцефалопатические проявления представлены негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Основные черты нарушений высших психических функций проявляются в динамике и обусловлены их недостаточной зрелостью и повышенной истощаемостью.
Согласно второму варианту в деятельности центральной нервной системы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью доминируют черты поврежденности: выраженные энцефалопатические расстройства, проявляющиеся в виде церебрастенического, неврозоподобного, психопатоподобного, субклинического эпилептиформного и апатико-астенического синдромов. Как правило, в патогенезе присутствуют нейродинамические нарушения и проявления дефицитарности корковых функций.
Однако наиболее широкое распространение получила классификация, разработанная В. В. Ковалевым, согласно которой выделяются четыре группы:
- Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Это могут быть проявления психического инфантилизма: незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы в сочетании с различными невропатическими состояниями. Кроме того, данное нарушение может быть вариантом синдрома раннего детского аутизма. К детским особенностям с интеллектуальной недостаточностью следует отнести отставания в развитии некоторых компонентов психической деятельности: речи, моторики, чтения, счета и письма.
- Энцефалопатические формы при некоторых церебрастенических и психоорганических состояниях и ДЦП.
- Нарушения интеллекта, обусловленные дефектами анализаторов и органов чувств.
- Интеллектуальная недостаточность, вызванная неблагоприятными условиями воспитания и дефицитом информации.
Международная классификация
В настоящее время для оценки интеллектуальной недостаточности принято использовать международную систему определения коэффициента интеллекта (от английского IQ — intelligence quotient). Согласно данной методике с помощью определенных тестов определяется уровень интеллекта испытуемого относительно уровня среднестатистического человека такого же возраста.
Показатель отсталости подразделяется на следующие формы:
- Пограничная интеллектуальная недостаточность характеризуется уровнем IQ в интервале 80-90.
- Легкая, когда уровень IQ находится в интервале 50-69.
- Умеренная, при которой коэффициент интеллекта составляет 35-49.
- Тяжелая, при которой уровень IQ находится в интервале 20-34.
- Глубокая – при уровне IQ ниже 20.
Проблемы адаптации в обществе
Нормально развивающиеся дети, благодаря семейным и общественным взаимодействиям и воздействиям, адаптируются в социальной среде стихийно. Однако при наличии интеллектуальной недостаточности особенностями адаптации ребенка в социуме являются такие моменты, как:
- Неспособность к самостоятельному анализу окружающей социальной среды.
- Непринятие сверстниками из-за дефектов речевого развития или физической неполноценности.
- Отторжение и непонимание обществом.
- Отсутствие условий, необходимых для полноценной реабилитации в семье и общественных учреждениях.
- Неспособность родителей обеспечить правильно организованный подход к воспитанию ребенка с интеллектуальной патологией. В результате у таких детей закрепляются иждивенческие формы поведения, что затрудняет не только его адаптацию в социуме, но и взаимодействие с близкими людьми.
Целью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является разностороннее воспитание личности. Ребенок должен стать социально адаптированным к условиям взаимодействия с окружением.
Клиническая картина
Проявления интеллектуальной недостаточности – это разнообразные клинико-психофизиологические состояния, зависящие от ряда факторов. Подобные нарушения проявляются в виде слабой любознательности и замедленной обучаемости. У таких детей практически отсутствует восприимчивость нового. При этом первичные нарушения наблюдаются уже с первых дней жизни ребенка:
- отсутствует реакция на внешние раздражители;
- поздно проявляется интерес к окружающему миру;
- в поведении такого малыша преобладает вялость и сонливость, однако это не исключает крикливости и беспокойства;
- малыш не умеет различать своих и чужих людей;
- не проявляет живого интереса при общении со взрослыми;
- не проявляет интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой, и не реагирует на игрушки, находящиеся в руках взрослого.
У детей первого года жизни с различными формами нарушения интеллекта долго отсутствует рефлекс хватания. Лишь к двум-трем годам у них происходит некоторый сдвиг в овладении навыками манипуляции, однако интеллектуальная недостаточность проявляется в поведении и игровой деятельности.
Дети долгое время не могут самостоятельно обслуживать себя, не выказывают живого интереса к чему-либо и не проявляют любознательности. Редко возникающая заинтересованность быстро исчезает. В процессе игр такой ребенок ограничивается элементарным манипулированием, слабо контактирует с окружающими сверстниками, мало двигается.
В старшем дошкольном возрасте для него характерно отсутствие интереса к интеллектуальным занятиям. В играх со сверстниками такие детки несамостоятельны и не проявляют инициативу, при этом копируют окружающих детей.
В общении со сверстниками никогда не имеют статуса лидера. Эти дети гораздо охотнее играют с младшими детьми, причем стремятся проявить излишнюю активность и внести в игру дезорганизованность.
Интеллектуальные расстройства выходят на первый план в школьном возрасте: они особенно заметны в учебных сферах деятельности и поведении. Восприятие новой информации замедленно, а учебный материал усваивается в узком объеме. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут выделить главное или общее на картинке или в тексте и не понимают связи между частями. Они не воспринимают логику событий, а при пересказе сюжета или описании картинки воспроизведение носит бессмысленный характер.
Большинству детей данной категории присущи локальные нарушения, выражающиеся затруднениях при восприятии таких понятий, как «право – лево», «над – под», и усвоении школьных навыков. Некоторые дети с подобными патологиями не различают правую и левую сторону даже к девяти годам, часто не способны найти свой класс. У многих из них возникают трудности в определении времени на часах, дней недели, месяцев и времен года.
Очень часто такие дети страдают фонетико-фонематическим недоразвитием речи и не способны правильно воспроизвести лексико-грамматический строй предложения. Для них характерна скудность словарного запаса, поэтому они испытывают трудности при выражении своих решений и действий. На вопросы обычно отвечают импульсивно, не задумываясь над ответом. В развитии детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение функции внимания, частая отвлекаемость и быстрая истощаемость.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
У детей с нарушением интеллекта в процессе обучения страдают механизмы, отвечающие за концентрацию внимания. У некоторых из них зачастую наблюдается снижение оперативной памяти, запоминания и воспроизведения полученной информации. В отличие от нормально развивающихся детей, у которых мотив запоминания – учебный, дети с интеллектуальной недостаточностью могут запомнить представленную информацию преимущественно в игровой форме.
Далеко не у всех детей с проявлениями данной патологии могут быть изменения мышления: некоторые из них способны размышлять на уровне отвлеченных и обобщенных категорий, у других эти способности отсутствуют. Однако по мере развития у таких учащихся появляются способности целенаправленно мыслить, решать аналогичные примеры, образовывать родовые названия и тому подобное. В целом у детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в массовой школе, может проявиться высокий уровень к практическим решениям вопроса, но низкие словесно-логические способности мешают таким ребятам полноценно проявить себя.
В речи детей с интеллектуальной недостаточностью практически отсутствуют предлоги, выражающие пространственно-временные отношения. При письме они плохо держат строчку, часто делают ошибки, пропуская или не дописывая буквы и слоги. Иногда они начинают придавать буквам зеркальные начертания и путают похожие по написанию символы (например, «н» и «п»), при переносе слова начинают писать его сначала и не отделяют предложения точками.
При чтении у таких детей возникают ошибки, подобные тем, что встречаются и при письме: они читают непонятно и торопливо, искажая слова и пропуская отдельные слоги. Не всегда правильно понимают меры длины, веса и времени, не могут построить лексико-грамматические структуры, отражающие пространственные отношения.
К особенностям детей с интеллектуальной недостаточностью следует отнести затруднения при счете в уме или при переходе к следующему десятку. Они могут путать близкие по написанию цифры (например, 6 и 9 или 35 и 53). Такие дети зачастую не могут правильно выбрать верное арифметическое действие (вместо сложения отнимают), слабо удерживают условия задачи в уме и ошибаются при записи ответа.
Диагностика
Чтобы провести дифференцированную диагностику и определить у ребенка пограничную интеллектуальную недостаточность или олигофрению, необходим целый комплекс клинико-психолого-педагогических обследований. Некоторые случаи требуют длительного наблюдения.
Отличия между интеллектуальной недостаточностью и олигофренией заключаются в том, что у второй группы детей присутствует выраженная инертность и тугоподвижность мышления. Однако дети, относящиеся к первой группе, отличаются большей сообразительностью, способны хорошо выполнить невербальные тесты и с радостью воспринимают помощь.
Коррекция пограничных состояний
Коррекция пограничной интеллектуальной недостаточности осуществляется с помощью педагогического воздействия. В Российской Федерации существуют специальные школы и классы коррекции для детей с задержкой психического развития. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в подобных учреждениях осуществляется по программе обычных школ, но в течение более длительного периода по специально разработанным методикам. При более глубоких дефектах интеллекта может быть рекомендовано обучение с постоянным нахождением в специализированных домах-интернатах.
Лечение и профилактика
В качестве реабилитационных воздействий применяется медикаментозная терапия. Использование тех или иных схем лечения зависит от клинических проявлений и тяжести патологии. Наиболее часто применяют ноотропные препараты. Детям с симптоматикой интеллектуальной недостаточности рекомендуется дважды в год проходить лечение в психоневрологическом диспансере.
Основная профилактика подобных состояний – своевременное предупреждение патологий беременности и родов, нейроинфекций и травм головы.
Источник