Наиболее оптимально появление ребенка на следующей стадии развития семьи

Э. Берн придавал большое значение очередности рождения. Особенности развития и состояние здо­ровья младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятельности семьи он родился. Супружеские отношения (холон), семья, как и человек, рождается, разливается, болеет; может выздороветь или преждевременно умереть. Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребен­ка в здоровой семье благоприятно, в больной – чревато нарушениями его разви­тия и здоровья. Иногда супруги или один из них видят в зачатии и рождении ре­бенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. Рождение ребенка в критической ситуации, а зачастую – попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, неуспешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появ­ления на отношения супругов, установление раннего диалога в системе «мать – дитя» затруднено. Все это отрицательно сказывается на здоровье малыша, препят­ствует его нормальному развитию.

Для изучения вопроса о влиянии стадии развития супружеского холона на появление мотивации к зачатию целесообразно выделять стадии развития семьи на основе анализа динамики отношений супругов. Были выделены:

1. стадия добрачных отношений; 1-я стадия продолжается в среднем около 9-12 месяцев. Она характеризуется состоянием эйфории, доминирующими, а иногда и сверхценными идеями любовного содержания, усилением полового влечения. Все представляется влюблен­ным в розовом свете, недостатки партнера игнорируются. К концу этой стадии отношение друг к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые ранее не обращали внимания. При этом нередко отношения преры­ваются. Однако если за это время люди стали по-настоящему близки и дороги друг другу, принимается решение вступить в брак, цель которого – укрепление отношений.

Незапланированная, случайная беременность может служить своеобразным катализатором развития отношений Довольно часто заключение брака и образо­вание новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. Сам по себе ребенок при этом нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд.

2. стадия конфронтации. 2-я стадия: молодожены начинают жить вместе. Каждый из них имеет опреде­ленные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены. Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях ро­дителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфлик­там. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе со­здали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского холона, прямо или косвенно убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. В результате про­тивостояние супругов нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуа­ции, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью.

В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется достаточной глубиной и взаимопониманием, но неразрешенные конфликты с му­жем, его компенсаторное поведение делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде «мать – младенец».

3. стадия компромиссов. 3-я стадия знаменуется окончанием противостояния. Иногда это происходит постепенно, иногда – стремительно. Во втором случае после очередного серьез­ного конфликта, приведшего обоих супругов к пропасти окончательного разры­ва, они внезапно осознают невозможность существования друг без друга. Страх потерять супруга заставляет идти на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле со всеми недостатками и достоинствами. Чтобы улучшить отноше­ния, партнёры уже не только пытаются измёнить другого, сколько меняют себя. Совместными усилиями определяются и принимаются семейные роли, права, обязанности каждого из супругов. В этот период они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более и более конст­руктивными. Начинается строительство по-настоящему новой семьи, имеющей свои вкусы, ритуалы, обычаи, традиции.

Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать ка­кие-то личные проблемы. Стабильность отношений родителей, пронизанных вза­имопониманием, любовью и благодарностью друг к другу, – главный гарант здоровья и безопасности младенца. В этой стадии условия формирования раннего диалога младенца и матери наиболее благоприятны. Именно при рождении ребен­ка на этой стадии правомерно говорить скорее не о диаде, а о триаде «мать-мла­денец-отец».

4. стадия зрелого супружеского холона. 4-я стадия характеризуется стабильностью и всеми особенностями характерными для заключительного этапа предыдущей стадии. Неудивительно, что через некоторое время после рождения в предыдущем периоде малыша, приносящего столько радости, у супругов возникает желание иметь еще одного ребенка. В пе­риоде зрелой семьи рождение детей происходит в благоприятной ситуации для формирования раннего диалога младенца с родителями, развития здорового ребенка.

5. стадия экспериментирования с независимостью. 5-я стадия часто совпадает с периодом личностного кризиса середины кризиса одного или обоих супругов. К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинными, потеряли остроту. Бессознательный страх, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения се­мейных и служебных обязанностей, которые порядком надоели, заставляет пред­принимать попытки каких-то изменений. Человек нередко пытается выйти за рам­ки своего жизненного сценария, поменять работу, семью и даже страну проживания.

Если до этого семейная жизнь протекала гладко, а супруг был достаточно внимателен к своей половине; то он своевременно понимает, что с любимым происходит неладное помогает ему справиться с кризисом. В противном случае воз­никает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще жен­щиной) или с обоюдного согласия (реже), к успеху почти никогда не приводят. Ранний диалог с родившимися в результате детьми имеет недостатки, во многом напоминающие отмеченные у рожденных в стадии добрачных отношений, что неблагоприятно для развития и здоровья ребенка.

6. стадия «ренессанса» супружеских отношений. б-я стадия – заключительная стадия развития семейных отношений, на кото­рой может родиться ребенок. Если семья сумела пережить кризис, то нередко отношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие сибсов, которые старше их на 5-10 лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев. Семейная ситуация благоприятствует формированию раннего диалога. Однако воспитывают этого последнего ребенка, появившегося на свет вследствие примирения папы и мамы, часто по типу потворствующей гиперопе­ки. В результате ребенок нередко растет эгоистичным, изнеженным, несамостоя­тельным, у него могут развиваться невротические реакции.

Итак, практика показывает, что в процессе становления раннего диалога родителей с ребенком в успешности его развития значительную роль играет стадия развития семейных отношений, во время которой произошло зачатие, протекала беременность и произошло родоразрешение. Если беременность наступила во вре­мя 1-й, 2-й, 5-й стадии жизнедеятельности семьи, супругам целесообразно обра­титься к психологу, а в сложных случаях – к семейному психотерапевту.

Оптимальными условиями зачатия, вынашивания рождения и вскармливания здорового ребенка становятся гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разрешены и желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от беременности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленными.

Вывод: Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений супругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.



Источник

Когда мы смотрим на семьи своих друзей и знакомых нам кажется, что все они сильно отличаются друг от друга. Но на самом деле то, что одни пары живут с родителями и редко путешествуют, а другие привыкли видеться с родными по скайпу и большую часть времени проводить в разъездах отличает их только по направлению деятельности и приложения усилий, а не по тому, какие этапы развития проходят эти союзы.

Жизненный цикл семьи – это закономерная последовательность стадий развития на протяжении всего периода ее существования. В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

  • зарождение семьи до рождения ребенка;
  • рождение и воспитание детей;
  • окончание выполнения семьей воспитательных функций;
  • дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
  • супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Похожее описание стадий развития предлагает и зарубежная психология. Наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семейных отношений является периодизация жизненного цикла семьи М. Эриксона:

– период ухаживания;

– брак и его следствия (брачное поведение);

– рождение ребенка и взаимодействие с ним;

– зрелая стадия брака;

– отлучение детей от родителей;

– пенсия и старость.

Однако, одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году. Согласно Дюваль, жизненный цикл семьи включает в себя 8 стадий, от момента заключения брака до прекращения существования семьи в связи со смертью обоих супругов. И не смотря на то, что его периодизации уже более 60-и лет, она всё ещё достаточно точно описывает те кризисы и проблемы, с которыми сталкивается каждая пара.

Жизненный цикл семьи, по Дюваль, состоит из следующих стадий:

1. Принятие и освоение супружеских ролей. На этой стадии молодая супружеская пара еще не имеет детей, но решает вопросы, связанные с желанием стать родителями. Супруги занимаются урегулированием отношений с увеличившимся числом родственников и, прежде всего, это связи с родительскими семьями.

Даже если пара после вступления в брак и не торопится стать родителями, проблемы, связанные с планированием общего бюджета, совместных трат и накоплений, распределением расходов, а так же сил и времени на общение с близкими супругов знакомы каждой молодой семье.

2. Появление в семье детей (возраст старшего 30 месяцев). Появление первого ребенка требует от супружеской пары перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.

На этом этапе многие пары серьёзно задумываются о том, «кто с ними рядом», накапливают множество претензий и обид, попадая в сложную, незнакомую ситуацию, и в то же время учатся поддерживать друг друга, идти на компромисс и совместно справляться с трудностями. В отношениях с родными и близкими тоже наступает время перемен: кто-то становится ближе к новой семье, а другие напротив отдаляются, чтобы не участвовать в заботах о чужом ребёнке.

3. Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.

Многие семьи пытаются в этот период вернуться к «бездетному» образу жизни: выйти на работу, выкроить время для выездов парой, заняться своими хобби и увлечениями, переложить часть забот о детях на своих родственников. Отношения с близкими приобретают более или менее чёткую структуру, некоторые пары устанавливают график, когда они могут положиться на родных, а другие напротив понимают, что могут рассчитывать только на себя и строят свою жизнь с учётом этих реалий.

4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам – главная задача семьи.

Основные сложности этого периода связаны с решениями по поводу будущего своих детей и их текущего развития. Многие пары особое внимание уделяют тому, в каком направлении должно двигаться обучение и дополнительное развитие детей, не всегда пара имеет схожие взгляды на то, каким путём должен идти их ребёнок, кроме того, родственники, участвующие в помощи семье, считают, что тоже имеют право голоса в решении данного вопроса.

5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие подростковости детей – важная и трудная задача для родителей и детей. От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Взросление детей позволяет родителям создавать свой круг интересов, не связанных непосредственно с детьми, активно заниматься вопросами собственной карьеры. Происходит подготовка к уходу детей из семьи.

Не смотря на то, что каждая пара стремится к тому, чтобы их дети выросли и нашли своё место в этом мире, когда наступает момент сделать несколько шагов назад, дать детям дополнительные свободы и предоставить возможность выбора, далеко не каждый родитель оказывается готовым к этому событию. Другие родственники тоже могут продолжать деятельность по удерживанию подросшего ребёнка в семье, ограничивая его свободу доступными им методами.

6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: взрослые и дети экспериментируют с независимостью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Важной задачей при решении вопросов отделения детей является сохранение поддержки как основы семьи.

Самым сложным на этом этапе развития семьи становится выстраивание качественно новых отношений со своими детьми и установление отношений внутри своей пары, которая вновь делает некий возврат к первому этапу «бездетного» существования.

7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Период, когда родители остались вновь одни без выросших детей, покинувших родное,«гнездо». Требуется переструктурировать супружеские отношения. Старшее и младшее поколение учится выстраивать отношения независимости и сохранения родственных связей.

На этом этапе пара не только продолжает осваивать роль «бездетных супругов», сосредотачиваясь на отношениях друг с другом, но и может выступать в роли дедушек и бабушек, становясь неким дополнениям к новым семьям своих детей.

8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Сложнейшие задачи этого этапа: принятие факта ухода на пенсию и адаптация к старости. В связи со смертью одного из супругов для другого встают трудные проблемы утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей с детьми и внуками помогает проживанию последнего этапа жизненного цикла семьи.

В целом для каждой семьи детская подсистема является ведущей, но это не означает, что любая пара обязательно проходит все перечисленные этапы развития. Семьи, сознательно отказавшиеся от воспитания детей, годами будут находиться на первом этапе своих отношений, продолжая сосредотачиваться только на нуждах партнёра и своих собственных. Да и семьи с детьми далеко не всегда планомерно продвигаются от одного периода к другому. Одни из них пытаются сохранять семейную целостность, сопротивляясь автономии подросших детей, другие прерывают отношения с партнёрами и начинают всё сначала с новыми, зацикливаясь на понятных и комфортных этапах семейного развития.

Понимание того, что семья – это переменчивая система, которая дополняется новыми «элементами» с появлением каждого ребёнка, а потом вновь меняет свою структуру в период отделения детей для создания собственных семей, помогает избегать многолетних обид и бесполезных попыток удерживать эту систему в неизменном виде. И для тех из нас, кто болезненно переносит любые перемены в своей жизни, бесконечно меняющаяся структура семьи и освоение новых ролей внутри неё может быть, как поводом для сильнейших стрессов, так и мощнейшим толчком в развитии.

СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ

Источник

Тема 4. Жизненный цикл семьи. Стадии жизненного цикла семьи

Термин «цикл развития семьи» был впервые использован

Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 г. Рассмотрение динамики развития семьи основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи.

Э. Дювалль подразделил жизненный цикл на восемь стадий, связанных с развитием:

0 – вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу;

1- супружеские пары без детей.

Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников;

2 – появление детей (возраст ребенка – до 2,5 лет).

Задачи стадии: адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей;

3 – семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет).

Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства;

4 – семьи с детьми – младшими школьниками (возраст старших – от 6 до 13 лет).

Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе;

5 – семьи с подростками (старший ребенок – от 13 до 20 лет).

Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры;

6 – уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом).

Задачи стадии: ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи;

7 – средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию).

Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением;

8 – старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

Так же существуют другие стадии:

Стадии:

Стадия 1. Добрачный период или «время монады».

Задачи:

  • эмоциональная дифференциация «Я» от семьи родителей, ав- тономизация личности, приобретение независимости;

  • развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск и нахождение брачного партнера;

  • становление «Я» личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».

Задачи:

  • выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;

  • решение вопросов главенства и установление лидерства;

  • распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;

  • определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);

  • организация досуга;

  • брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;

  • формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;

  • установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

Задачи:

  • изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;

  • формирование родительской позиции матери и отца;

  • адаптация семейной системы к включению детей;

  • выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

  • установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Задачи:

  • пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной степени независимости и самостоятельности;

  • забота о старшем поколении семьи (прародителях);

  • изменение весовой категории поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией:

  • признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;

  • решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Стадия 5. Семья со взрослыми детьми.

Дети становятся взрослыми и постепенно готовятся к уходу из семьи. Прочный брачный союз помогает детям постепенно отделиться и вовремя повзрослеть – в такой семье взрослые дети живут своими интересами, влюбляются, ведут активную социальную жизнь. Если же отношения супругов проседают, то они всеми силами будут стремиться не дать ребенку повзрослеть. В такой семье совместная забота о ребенке – это единственное, что поддерживает брак, в связи с чем родители обычно не принимают избранницу сына (избранника дочери), находят в нем реальные и мнимые недостатки, агрессивно ввязываясь в жизнь взрослого ребенка и навязыя свое мнение.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

Задачи:

  • сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;

  • изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);

  • поддержка центральной роли среднего поколения;

  • приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;

  • переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;

  • построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

  • «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

Каждая семья проходит определенный жизненный цикл семьи. Это некоторая последовательность стадий, смены событий. Каждая семья должна создасться и завершиться. Причины этих изменений – брак, изменение возраста, изменение стадии психического развития.

Приложение № 3

Тема «Жизненный цикл семьи.Стадии жизненного цикла семьи».

Контрольная работа

  1. Расскажите о стадиях развития супружеских отношений.

  1. Опишите два критические периоды супружеских отношений.

  1. Перечислите стадии родительства.

Ответы:

  1. Существуют 3 стадии развития супружеских отношений:

  • молодое супружество

  • супружество среднего возраста

  • супружество зрелых лет

  • супружество пожилого возраста

Молодое супружество (от 18 до 30 лет) продолжается менее 5 лет.

В этот период они привыкают друг к другу, покупают совместно мебель. Чаще всего у них еще нет своей квартиры и они живут с родителями одного из супругов. В скором времени появляется своя квартира. Супруги оживают детей. Жена некоторое время находится в декретном отпуске.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. Люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. Маленьких детей у них уже нет, дети – школьники или студенты – становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста (от 15 до 25 лет). В семье уже взрослые дети, есть внуки.

Супружество пожилого возраста. Замечается снижение производительности труда и повышение проблем со здоровьем. Брак стабилен. Супруги боятся друг друга потерять.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы.

  1. Существует 2 критических периода супружеской жизни:

Первый между 3 и 7 годами совместной жизни. Длится примерно год.

Его возникновению способствуют такие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между 17 и 25 годами супружеской жизни. Он может продолжаться несколько лет.

Его возникновение часто совпадает: с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне.

  1. Стадии родительства:

  • Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка.

  • Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года – до того момента, когда ребенок начинает говорить “нет”.

  • Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет.

  • Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей.

  • Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей.

  • Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом.

Источник