Надо ли заниматься с логопедом ребенку 4 года

Надо ли заниматься с логопедом ребенку 4 года thumbnail

10 ноября 2016, 08:08

Дочь не все звуки произносит четко. Некоторые путает или вообще теряет. Читала в инете, что 4 должен уже все нормально произносить. Всегда «Р» у нее хорошо звучала, а вот «В», «Ш, Щ» нет. Вчера и этой «Р» не услышала. Год назад было еще хуже произношение. Вместе с ней говорим слова, показываю как язык держать и т.д. но это буквально 5-10 минут и то не каждый день. Не уговорить ее заниматься.
Если логопед с ней по занимается, не забудет она эти все уроки к школе? Не знаю сейчас начать или прям перед школой? В саду другие дети четче говорят, или мне так кажется.


Подпишись на канал baby.ru в

Следить за комментариями

Комментарии пользователей

 27

У нас тоже был обычный.Но была приходящая.Еще можете узнать в ближайшей Вашей школе.Спросити есть ли у них логопед? Если да поговорите сами с ней.Может возьмет на доп.занятия.

ОтветитьНравится 

Мой сын почти до 4 лет не разговаривал.Потом многие буквы не проговаривал.Год в садике по ходили к логопеду.И этого было достаточно.

ОтветитьНравится 

Анетта

А я не знаю есть в саду логопед… сад обычный… сегодня спрошу.

ОтветитьНравится 

ЕкатеринаСводи конечно. Хотя бы на консультацию. Моей 3года. Я в 4 хочу сводить.

ОтветитьНравится 

Дарья

Знаете хорошего логопеда у нас в городе? И цены?

ОтветитьНравится 

Нужен. Мне если что-то в речи в 3 года не понравится, сразу поведу к логопеду

ОтветитьНравится 

Евгения

В 3 еще рано, некоторые до 3х вообще молчат.

ОтветитьНравится 

До 5 лет вам ещё не надо идти никуда

ОтветитьНравится 

Екатерина

Потому ещё он развивается, и племяшка ходила к логопеду, он говорил, что рано не надо приводить.

ОтветитьНравится 

Milana

Понятно… а не знаете можно у логопеда разовую консультацию получить, чтоб рассказал, что и как делать, а мы дома сами?

ОтветитьНравится 

Екатерина

Конечно можно, он может покажет вам массажи и дома будете делать

ОтветитьНравится 

Наш сад был с логопедическим уклоном. До 5 лет детьми не занимались, говорили у них становление речи идет. И в 5 только начинали корректировать. С 4 лет брали только самые запущенные случаи. Купите книги из такой серии по вашим буквам и занимайтесь дома.

ОтветитьНравится 

Лисенок

У меня есть книжка там как скороговорки на разные звуки, читали с ней получалось у нее… а вот вчера что-то не так, может настроения не было. Она у меня Р вообще с 1,5 говорила, рычала, а тут не смогла.

ОтветитьНравится 

Екатерина

Скороговорки это хорошо, но не то. Вот по таким книгам рекомендуют заниматься логопеды. ( или типа такого) стоят не дорого, эффект есть. Мы за 2 месяца исправили Р ( был звук гортанный) и за 1 мес Л… вот вам еще занятия

ОтветитьНравится 

Лисенок

Спасибо огромное! Буду искать книжки

ОтветитьНравится 

Екатерина

Не за что! А пока занимайтесь по этим занятиям. 1 раз в день. Слова повторять по 5 раз, предложения по 2. Каждое занятие по 1-2 недели ) может вам и хватит этого, раз буква р была)

ОтветитьНравится 

В саду дети с логопедом занимаются, чтобы к школе речь чистая была. Это дело ни одного месяца, а может и года.

ОтветитьНравится 

МаРуся

Я про это не знала, меня перед школой водили, что Р говорить начала, но не долго.

ОтветитьНравится 

Старший в 7 научился говорить “р”.до этого просто его бесило даже когда я просто просила говорить его слова.он обижался, уходил и не разговаривал не с кем))попросили как-то сказать рыба, он не думая сказал лещ))а потом сам просто стал говорить её.

ОтветитьНравится 

Сейчас ведите.

ОтветитьНравится 

Екатерина

Я нет.У подруг у нескольких.По их опыту советую.

ОтветитьНравится 

Екатерина

Конечно сейчас надо вести потом проблемы могут быть, у знакомых столько геморроя к школе обнаруживается, все потому, что родителям было лень этим заниматься, типа не видели, что с ребенком что то не то.

ОтветитьНравится 

Надя

+ у нас девочка технику чтения хуже всех сдавала…

ОтветитьНравится 

Актуальные посты

Источник

Очень часто, когда родителям кажется, что маленький ребенок говорит как-то не так, говорит мало, говорит хуже, чем сверстники, не говорит – а вроде пора уже – обязательно находится “знающий” доброжелатель, который скажет – Логопеды раньше пяти лет не берут!

Ну здрасьте, как говорится, приехали. Рождается ребенок с тяжёлой родовой травмой. Даже глотать не умеет сам, находясь на зондовом питании. И как вы думаете, кто приходит ему на помощь? Представьте себе, логопед. Правда таких специалистов даже по всему миру не так уж много. Не знаю, есть ли в нашей стране. Кстати, вот незанятая отличная ниша для будущих специалистов – подумайте в эту сторону. К сожалению, детей с тяжелыми родовыми травмами меньше не становится.

Маленькая ремарка для любителей прореживания “овощей” – лично знаю несколько случаев, когда и глотать потом учились, и ходить, и говорить, и вообще в жизни всячески преуспевали.

Едем дальше. Детей с прогнозируемой речевой патологией логопед может брать на занятия уже с полугода. Как правило это дети с ДЦП и синдромом Дауна. У всех детей с данными состояниями есть проблемы с мышечным тонусом и ощущениями в органах артикуляции. И специальные меры вроде массажа и использования различных аппаратных методов дают хорошие результаты. Таких специалистов немного тоже. Но уже чуть больше, чем спецов из первой категории.

Дальше. Зачем логопед годовалым, двухлетним, они же все равно не говорят и это нормально?! Ну, во-первых, см. выше. С детьми вышеописанных категорий и в полгода не рано. Давайте разберемся с остальными.

Допустим, возьмём двухлетку. Говорит несколько нормальных слов, говорит “на своем языке”. Самая частая характеристика от мам. Норма ли это? И нет, и да. В норме ребенок в два года уже говорит простую фразу – вроде мама, дай. Это важный диагностический критерий. Но масса и тех, кто не говорит, а потом бац – и через три месяца в состоянии поддержать осмысленный диалог. Много и тех, кто и ближе к трем все на своем языке, а в пять как ни в чем не бывало… Но все же неговорящего трехлетку логопеды уже рассматривают как группу риска, и хорошего такого риска.

Но как же понять про описанного нами двухлетку – конкретно он со “своим языком” – норма или нет? Подождать, разговорится? Или срочно заниматься? Давайте разбираться.

Нарушений речи довольно много, и обо всех я рассказала на своем канале. Но в два-три года мы можем грубо отдифференцировать то, что видим, на 4 группы. Ну, лично я так делю. Мне для диагностики и плана коррекции удобно.

Читайте также:  Непереносимость молока у ребенка 4 года

Первая группа – норма. Норму видно. И будущую норму видно. Пусть даже эта норма пока в два года свою первую фразу не сказала. Умные глазки, живая мимика, полное понимание речи, хороший контакт с родителем, развернутая предметная деятельность с зачатками простой игры, нет проблем с жеванием и глотанием, нет слюнотечения, активный и богатый “свой язык”, жестикуляция в помощь. Это про двухлетних. С трехлеток спрос построже, тут одних умных глазок маловато будет.

Вторая группа – совсем не норма. Ее тоже хорошо видно. ДЦП, РАС, нарушения слуха и интеллекта. Про признаки не буду рассказывать, они разные. Но специалист эти состояния не пропустит, даже если родитель не заметил. И вот если он не заметил, а доброжелатель сказал – ждите до пяти, вот тогда трагедия. До пяти вряд ли, обеспокоятся раньше. Но для детей этой категории вполне справедливо бывает утверждение “После трёх уже поздно”. Бывает поздно, да.

Теперь самое интересное. Третья группа – дизартрический компонент. Нарушения речи как проявление неврологического неблагополучия. Родовая травма, вредности в беременность и тп факторы. Такие дети хуже чувствуют свои органы артикуляции, хуже ими владеют. Если дизартрия – не следствие ДЦП, это значит, что степень ее – относительно лёгкая. Такие дети скорее всего заговорят сами, без помощи логопеда. Но чаще всего сделают это позже, потому что им трудно. И чаще всего будет серьезные проблемы со звукопроизношением. Благоприятная прогностически группа, но тоже – хорошо бы обнаружить пораньше. Пораньше массажик, пораньше гимнастика. Пораньше заговорит, быстрее звуки поправим, к школе вытянем. До пяти будем ждать – не успеем.

И совсем интересное – ЗРР, моторная алалия, апраксия. Почему совсем интересное – потому что до трёх лет эти три состояния можно заподозрить, но нельзя быть в них уверенным. До трёх лет молчал, потом резко заговорил и к пяти все в норме – была ЗРР. Задержка речевого развития. Что-то задержало, не знаем, что. Потом это что-то потеряло свое влияние и процесс пошел. Ну, ура.

До трёх лет молчал и молчит дальше, свой язык. Часто моторную алалию ставят, и после трёх – вполне правомерно. Потому что моторная алалия – нарушение речи как системы. Соответственно мы можем поставить этот диагноз, когда предполагаем, что в норме система уже была бы, а ее нет. Речь как систему мы начинаем видеть у ребенка после трёх лет – соответственно если системы нет, диагноз моторная алалия оправдан.

Но есть двухлетки, которых тоже видно. Вот вроде бы и норма тоже так говорит. Так, да не так. Менее богатый лепет. Один и тот же предмет каждый раз называет по-разному. Не может повторить звук за взрослым, хотя сам, непроизвольно – вроде говорит… Простое слово сказал, мама обрадовалась, сам обрадовался – а потом повторить не может, злится, огорчается. А ведь по отдельности и к, и с говорит, а вот киса – не складывается… Симптоматика апраксии. Когда страдает произвольная организация движений. И вот ее-то, а отличие от моторной алалии, мы можем заподозрить у ребенка уже в два. И тоже – принять меры как можно раньше. И апраксия, и алалия тоже ждать не любят.

Вот, видите сколько всего. Ответила я на вопрос – почему до пяти ждать не надо?

Источник

В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

Читайте также:  Магнезия ребенку 4 года

Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

  • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
  • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
  • В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
  • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
  • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
  • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.

Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

Поводы для обращения к логопеду

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

  • Грамматику;
  • Лексику;
  • Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

Читайте также:  Баланит ребенок 4 года

Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

Источник

Логопед для ребенка 4 лет — обязательная составляющая общей дошкольной подготовки. Проконсультироваться у специалиста по речи стоит, даже если ребенок говорит чисто. Устная речь — это фундамент развития мышления и психических процессов ребенка. От чистой, внятной, логичной и выразительной устной речи дошколенка, его умения адекватно воспринимать и воспроизводить информацию, задавать и отвечать на вопросы зависит его социальная адаптация и дальнейшие успехи в школе.

Логопед занимается с детьми 4 лет на программе «Красивая речь». Кроме того, мы проводим индивидуальные занятия, а также занимаемся с детьми 3-4 лет на программе «Познавайка».

Важно понимать, что необходимость коррекции речи не характеризует интеллектуальные способности ребенка. На занятиях с логопедом дети в 3-4 года планомерно овладевают звуковым строем родного языка, учатся грамотно изъясняться и мыслить.

Наш логопед Полина Владимировна Клещева — учитель-логопед 1 категории — занимается речью с детьми дошкольного возраста уже 12 лет. Она проводит индивидуальное и групповое обучение по авторской программе, основанной на известных методиках.

Педагог системно работает над развитием словесно-логического мышления, проходя с детьми различные лексические темы (например, «Мир растений» или «Автомобили», «Наш город» и т.п.). В каждой из них ребенок овладевает следующими навыками:

— определение и называние предметов и их признаков с опорой на условные обозначения, составление предложений по картинкам предметов;

— отгадывание героев по различным предметам и символам;

— составление рассказов с участием героев, указанных на картинках;

— умение пересказать текст, опираясь на сюжетные картинки, расположенные в произвольном порядке;

— умение составлять рассказы, описывая предметы по рисуночному плану.

Все эти навыки в будущем помогают вашему ребенку писать лаконичные красноречивые школьные сочинения и уверенно отвечать у доски.

Советы логопеда для родителей детей 4 лет:

Все логопеды советуют заниматься с детьми не только в группе, но и дома, то есть постоянно закреплять и улучшать результат. Для этого существует масса игр и упражнений, поскольку лучше всего общение с ребенком и его обучение в раннем возрасте происходит в игровой форме.

Обязательно нужно уделять внимание мелкой моторике ребенка, ведь, как известно, наша речь находится у нас «на кончиках пальцев». Для этого играйте в пальчиковые игры (примерно по 5 минут каждый день):

Надо ли заниматься с логопедом ребенку 4 годаНадо ли заниматься с логопедом ребенку 4 года

Не менее важна и артикуляционная гимнастика. Необходимо развивать и разминать язык и губы, чтобы ребенок говорил как можно четче и понятнее. Для выполнения упражнений на артикуляцию вам нужно сесть с ребенком перед зеркалом (чтобы видеть друг друга в нем). Далее можно выполнять упражнения подобного типа:

Следующие упражнения развивают слух и звукоподражание.

Надо ли заниматься с логопедом ребенку 4 годаНадо ли заниматься с логопедом ребенку 4 года

Кроме того, необходимо заниматься с ребенком логоритмикой.

— Показывать предметы из различных материалов (деревянные, стеклянные, металлические), просить ребенка назвать предметы из этих материалов, а затем показать ему, как звучит тот или иной материал, и предложить самому называть предмет, соответствующий звуку. Это упражнение тренирует умение ребенка дифференцировать звуки.

— По тому же принципу, что и предыдущее упражнение, можно тренировать слуховое внимание, изображая (или воспроизводя в записи) голоса домашних животных. Ребенок должен называть животное, которому принадлежит голос (мяу, гав и прочее).

— Также можно включать ребенку звуки различного транспорта и просить называть его.

Еще можно играть в игры на подражание бытовым шумам:

Как тикают часы? (тик-так)

Как стучит молоток? (тук-тук-тук)

Как капает вода? (кап-кап-кап)

Как сигналит машина? (би-бип)

Как режут ножницы? (чик-чик-чик)

Как кролик кушает морковку? (хрум-хрум-хрум)

Записывайтесь на консультацию к логопеду центра развития «Паллада» по телефонам  235-74-00 (Юго-Западный филиал) и 286-61-59 (Пионерский филиал). Специалисты работают в обоих филиалах.

Источник