Начальная школа с 3 года ребенку

Школы переходят на ускоренное обучение – трехлетнюю “началку”. Ученые рассказали, каким детям она полезна, а каким лучше остаться в четырехлетке.
Некоторые школы уже второй год набирают классы “эффективной “началки”. Эксперимент особо не афишируется, но на сайтах школ информация для родителей есть. Просто так в трехлетний класс не запишут – надо пройти отбор. Итак, чем отличается “началка” за три года вместо четырех? Главные отличия – на первом году обучения. Материал первого класса ученики должны пройти до декабря, а с января по май – материал второго класса.
Ирина Шаповаленко, заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета рассказала “РГ”: “Сама идея сокращенного, ускоренного обучения в начальной школе у меня отторжения не вызывает. Появляется вариативность образовательной траектории, родители могут выбрать трехлетний или четырехлетний вариант обучения. Порассуждаем, каким детям может быть полезна трехлетняя “началка”?
Скорее всего, это дети достаточно интеллектуально развитые, как будто бы вполне способные начать обучение в школе по своим умственным способностям, но имеющие сложности разного рода. Например, ребенок гиперактивный, с трудностями концентрации внимания. Или дети тревожные, чувствительные, ранимые, затрудняющиеся в общении со сверстниками. Или дети физически ослабленные, часто болеющие. Они получают шанс провести в детском саду дополнительное время, в более свободной атмосфере дошкольных занятий преодолеть некоторые свои слабости (тем более, что период от 6 до 7 лет очень важен и с точки зрения созревания мозга). А затем пойти в школу по трехлетней программе.
В этом случае их родители будут меньше беспокоиться о том, что умненький, но имеющий некоторые сложности, ребенок “пересидит”, опоздает по сравнению со сверстниками… В то же время четырехлетняя программа начальной школы имеет свои преимущества, которые позволяют большинству детей в подходящем темпе, с опорой на собственные силы усвоить необходимое содержание. Что меня настораживает в реализации модели трехлетней, “сокращенной” или “ускоренной” “началки”? Проработаны ли новые программы? Не окажется ли так, что программа четырехлетки будет механически втиснута в три года? Если какие-то классы переходят на трехлетнее обучение, то в школе должны быть программы и для четырех, и для трех лет учебы. Нельзя просто выкинуть некоторые разделы или сократить время, содержание обучения должно быть продумано и переструктурировано. Да и учебники должны быть приведены в соответствие с новыми условиями, а сделано ли это?
Три совета Ирины Шаповаленко родителям будущих первоклассников:
1. Ни в коем случае не надо стремиться отправить ребенка на трехлетнюю программу начальной школы “ради сокращения времени” или из соображений престижа. Если ваш ребенок, по мнению учителей, не готов учиться три года вместо привычных четырех, это совсем не значит, что он будет менее успешен, чем другие.
2. Не стоит тратить силы на натаскивание ребенка для успешного прохождения вступительного тестирования любой ценой – заставлять силой учить цифры и буквы, подсовывать прописи. Это может только повредить и оттолкнуть ребенка от школы, вызвать отвращение к самому процессу учебы.
3. Учтите, что, если ребенок уже умеет читать, владеет навыками счета, это еще не означает, что у него все абсолютно в порядке со “школьной зрелостью”. Есть понятие психологической готовности к школе. Ребенок должен быть позитивно настроен на школу, мотивирован на этот важную ступень, воспринимать учителя, принимать задачу, уметь включиться в общую работу… У всех детей эта готовность формируется в разное время, и не без участия заинтересованных и заботливых родителей!
Что надо знать родителям про трехлетнюю “началку”
При трехлетнем обучении иностранный язык у детей начнется на первом году обучения, и домашние задания – тоже. В то время как в обычных классах домашних заданий на первом году обучения нет, а иностранный язык учат только со второго года учебы, во втором классе. Если в обычной “началке” обязательная нагрузка составляет 21 час, то в ускоренной – 23 часа.
Декабрь – апрель – независимые диагностики. Не прошел диагностику? Как сказано в документах, “в случае неудовлетворительных результатов независимой диагностики или не ликвидации академической задолженности в установленные школой сроки, количество лет на освоение образовательной программы может быть увеличено до показателя, утвержденного в стандарте”. Как это будет выглядеть на деле – не ясно. Получается, что первоклашку, видимо, должны перевести, скажем, из 1 А, который занимается по ускоренной программе, в 1 Б, если он идет по обычной. А если вся параллель в школе перешла на “эффективную “началку”, идти в другую школу? Или переходить на индивидуальное или домашнее обучение? Как быть, если по итогам диагностики пришлось перевести в другие классы 5-10 учеников? В 5 А будет 25 учеников, а в 5 Б – только 15? Если из начальной школы вычитается целый год, то и учителей надо меньше. Пусть это 1-2-3 педагога, но их придется увольнять?
Есть и другие вопросы. Главная задача ускоренного обучения – поддержка мотивированных детей, очень хорошо подготовленных к школе. Да, есть дети, которые читают и пишут с 4 лет, владеют основами фонетики и знают, что такое фразеологический оборот. Но таких единицы! Вот отзывы родителей о том, что меняется в ускоренной началке: “ужимаются прописи и азбука, увеличенное домашнее задание”, “математика – галопом по европам”, “с января основное – английский язык и таблица умножения, а учебники по английскому рассчитаны на тех, кто уже умеет прилично читать- писать и изучение длится не полгода, а год”.
Что должен знать и уметь первоклассник в ускоренной школе к декабрю? (пример диагностической работы МЦКО)
Русский язык
1. Отметь слова с согласным звуком в начале (ягода, ирис, орех, пион, уха) 2. Отметь слово, в котором второй слог ударный (юбка, удача, мышка, пирожки) 3. Отметь строчку, где все слова, отвечают на вопрос “какие?”
– письменные, повар, добро- белая, рыжий, краснеть- карандаши, игрушки, домики- цветные, мягкие, школьные
Математика
1. У Коли стояли 5 книг на полке и 7 книг в шкафу. Сколько всего книг было у Коли? 2. На столе лежали три яблока, 7 конфет и 5 груш. Сколько всего фруктов лежало на столе? Запиши решение и ответ. 3. Рассмотри рисунок ( на нем линейка с двумя отмеченными разным цветом отрезками). Для ответа на какой вопрос нужно выполнить действие вычитание? Отметь верный ответ. На сколько сантиметров длина нижнего отрезка больше длины верхнего отрезка? Какова длина верхнего отрезка? Какова длина двух отрезков? Как найти длину каждого отрезка?
Чтение
Прочитай текст и выполни задания (их восемь)
На переменке в звериной школе первоклашки знакомиться стали. Говорили, где живут, что любят. – Я в поле живу, – сказал Кролик. – Больше всего на свете люблю маму и морковку.- Моя квартира на пальме, – сказала Обезьянка. – И мне очень нравятся бананы. Потом говорили Слоненок и Ежик. Только Кенгуренок молчал, будто воды в рот набрал. – Где ты живешь? – спросил его Кролик. – Может, ты бездомный? – Не бездомный. Я живу у мамы в сумке… – обиделся Кенгуренок. – В сумке? – удивился Слоненок. – А когда твоя мама прыгает-скачет, ты тоже там сидишь? – Конечно. Я в этой сумке сплю, – ответил Кенгуренок. – Значит, ты живешь в прыгающем домике! – обрадовался Ежик.
Задания, например, такие:
Отметь знаком книгу, которая больше остальных подходит для прочитанного текста (стихотворения, сказки, рассказы, песни).
Выбери самое точное название текста. (“В лесу”, “Прыгающий домик”, “Переменка”, “Разговор животных”).
Источник
Когда-то так и было – советские дети сначала учились четыре года в начальной школе, а потом – три. В 80-90-е годы из третьего класса сразу переходили в пятый, четвертый существовал как рудимент – где-то в памяти. Современные школьники снова учатся четыре года в начальной школе. Но вот уже несколько лет как в ряде российских школ идет не особо афишируемый эксперимент по возвращению начального обучения по трехлетней программе. Проект называется «Эффективная начальная школа».
В классы с трехлетним обучением набирают детей из числа тех, кто демонстрирует академические успехи еще в старшей группе детского сада и на «предшколе» (курсах подготовки к школе при школах). Родителям сообщают, что дети могут пойти в такие классы, если пройдут предварительные тесты и собеседования как в присутствии родителей, так и без них, и после одобрения педагогической комиссии дети зачисляются в экспериментальный класс.
Обучение в этом классе идет не по специальной программе, разработанной на три года, а по той же самой четырехлетней программе обучения, только в первом классе она ужимается сразу до двух лет: в первом полугодии проходят программу 1 класса, во втором – 2-го класса. Иностранный язык начинается в первый же год обучения, после новогодних каникул.
Первые экспериментальные классы официально начали набирать в 2016 году, первые выпуски «сокращенцев» уже состоялись. Так что уже можно говорить о результатах ускоренного обучения. Есть что сказать как учителям, так и родителям.
Что говорят родители:
«Мы пожалели, что согласились на эту программу. Все галопом по Европам, проскакивают главы, не отрабатывают до автоматизма навыки, например, математические. В итоге к концу третьего года знания рыхлые, по-моему, не лучше, чем знания тех, кто спокойно учится по программе 1-4».
«Мы не пожалели, ребенок просто сильный, дома много сами занимаемся. Но в школе по 5-6 уроков с первого класса. Английский не всем дается легко, только тем, с кем дома занимаются дополнительно. Мы – занимаемся. Успеваем еще и внешколу тянуть, правда, только одну художку».
«Если заболел, считай, сошел с дистанции. При плохом самочувствии дома учиться не получается, а нагонять приходится много, азарт падает и в итоге к концу первого года обучения мы пришли измотанными, сильно уставшими и сейчас в школу не особо-то рвемся. В общем, надо очень стараться не болеть».
«Понятно, что проекты по окружающему миру до ночи делаем мы с мужем. Ну а что, в классах 1-4 их дети сами разве готовят? Да, домашка есть, но по силам. Моя быстро пишет. На самом деле не сказать, что сложно. Иногда очень легко наоборот».
«Мы вернулись на программу 1-4 после того, как завалили тесты. Но после того, насколько тяжелым для нас оказался первый класс, мы даже не расстроились, что второй класс будет в нашей жизни не 1 год, а 1.5. С учетом второго полугодия первого года обучения».
«Просто не представляю, как моя сидела бы год в первом классе и до марта выписывала буквы, которые она еще в 5 лет все узнала. Праздник прощания с азбукой для ребенка со скоростью чтения в 150 слов в минуту это борщ, товарищи! Мы в программе 1-3, и ни дня не пожалели об этом. Даже с учетом болезней она учится без проблем».
Учебный план одной из школ, в которой реализуется проект “Эффективная начальная школа”
Что говорят учителя:
«Успешное обучение по программе 1-3 зависит от налаженного тандема учитель-родитель. В классы с сокращенным обучением приходят, в основном, сильные ученики, которые уже умеют читать и писать, их этому научили дома, родители. Да и на протяжении всего времени обучения родители принимают активное участие в образовании ребенка. Тогда получается. Если помощи со стороны родителей ждать не приходится – детям тяжело».
«Программу мы успешно проходим не за счет того, что увеличиваем количество часов, а за счет более интенсивного процесса обучения, к которому дети привыкают с первых дней. За один год они в интенсивном режиме проходят два класса, и на следующий год, став уже третьеклассниками, снова готовы интенсивно учиться, потому что так привыкли. Высокий темп учебной работы, который не снижается и в конце учебного года, настраивает детей в начале третьего класса (и по сути второго года обучения) не снижать обороты. Такая работоспособность есть, конечно, не у каждого, но у большинства учеников».
«Ребенку должно исполнится 7 лет, младше 7 лет в классы по программе 1-3 не берут. И умение читать-писать, как думают многие родители, это не главное при отборе в ускоренные классы. Главное – психологическая готовность ребенка к школе, готовность учиться, нести нагрузки, осознание ответственности за свое поведение на уроках, за свои результаты. С родителями мы тоже беседуем – а они готовы помогать ребенку, уделять довольно большое количество времени на занятия с ним? Домашние задания начинаются в первый год. Если не готовы, если напряженный рабочий график, если некому заниматься дома с ребенком, то в классы по программе 1-3 идти не стоит. Ребенку будет тяжело».
***
Вот ЗДЕСЬ можно посмотреть пример диагностической работы для первоклассников по программе 1-3, то есть, примерные знания и умения детей к концу первого (!) полугодия, не к концу года.
Отзывы о программе мы выслушивали от своих знакомых. Уважаемые родители и педагоги, поделитесь и вы своим опытом по программе 1-3, если он у вас есть. Наверняка ваши мнения помогут родителям будущих первоклассников (теперь уже следующего 2020 года) определиться, сколько лет потратить их детям на начальную школу – 3 или 4.
(О том, есть ли в вашей школе набор в трехлетний класс, нужно узнавать у руководства школы. О том, какие школы в вашем городе набирают классы по трехлетней программе, лучше узнавать в местном комитете по образованию).
– Оля Иванова
Источник
По каким форматам школьного образования учились школьники, начиная с 1920 года и по сегодняшнее время, т.е. по 2020 год.
Фото из открытого источника, обработанное автором
Очень интересно узнать, как же менялась система школьного образования за последний век…
1920 год.
Было введено положение “О единой трудовой школе РСФСР”, которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. В этом году была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Активно создавалась государственная система образования для взрослых от 16 до 50 лет. Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родных языках. В городах создавались школы-коммуны с интернатами. Была утверждена следующая система школ:
- единая трудовая школа I ступени, срок обучения 5 лет.
- общеобразовательная школа II ступени, срок обучения 4 года.
- профессиональная школа, 4 года.
- институты, 4-5 лет обучения.
- техникумы, 3 года обучения.
1925 год. Фото из открытого источника
1930 год.
Были введены единые десятилетние трудовые школы. Были установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (5-7 классы) и средняя (8-10 классы).
1931 год. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Фото из открытого источника
1940 год.
В 1940-1941 году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений. Вышло постановление в введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943-1944 учебном году. Также вышло постановление об установлении платности обучения. Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10 классах средних школ, в средних специальных и в высших учебных заведениях.
1940 год. Фото из открытого источника
1950 год.
В 1956 году вышло постановление об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях.
В 1958 году полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения.
Московская школа 1950 год. Фото из открытого источника
⚡️ ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ В YOUTUBE! ПОЖАЛУЙСТА, НУЖНО НАБРАТЬ 1000 ПОДПИСЧИКОВ). ВЫ ПОМОЖЕТЕ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ .
1960 год.
Было принято новое постановление о введении в общеобразовательных школах новых учебных планов и программ. Так в 5-7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 9 классе был введен новый предмет начальная военная подготовка, в 7 классе – основы Советского государства и права.
В 1969 году была проведена реформа школьного образования.
- начальная школа сокращена с 4 до 3 лет обучения, обучение стало с 1-го по 3-й классы.
- неполная средняя школа увеличена за счет начальной на один год, обучение с 4-го по 8-й классы.
- средняя школа, обучение с 9-го по 10-й классы (т.к. 11 был отменен).
1960 год. Школьники на экскурсии. Фото из открытого источника
1970 год.
Впервые право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года.
Всем отличникам учебы, обучавшимся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях, впервые было гарантировано получение стипендии от государства.
Фото из открытого источника
1980 год.
В первой половине 80-х годах взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы.
Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится 11-летней.
В 1987 году происходит новая реформа, в результате которой вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов. начиная с четвертого, на год вперед. Начальная школа снова становится 4-летней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе в средние классы “перепрыгивали” через номер – из 3-го класса переходили в 5-й.
1980 год. Фото из открытого источника
❗️❗️❗️Советская система образования, особенно по инженерно-техническим специальностям, несмотря на ее недостатки, занимала лидирующее положение в мире по оценке Ц.Р.С.Мэндэрса.
1990 год.
Школьное образование стабилизировалось – структура начальной и средней общеобразовательной школы оставалась такой же. Начальная школа включала 3-летнюю (10-летнюю) и 4-летнюю (11-летнюю) программы.
Фото из открытого источника
2000 год.
В 2001 году 3-летнее начальное обучение отменено полностью. Все вновь поступающие в школу дети стали учиться по 11-летней программе.
Фото из открытого источника
2010 год.
Появились новые формы получения образования:
- очная.
- очно-заочная.
- заочная.
- экстернат.
- семейное образование.
- сетевое обучение.
- электронное и дистанционное обучение.
С 1 января 2015 года все школьные учебники должны иметь электронную версию.
Фото из открытого источника
Моим помощником в составлении данной статьи является Википедиа-свободная энциклопедия.
Все права на данную статью защищены.
СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!
⚡️ ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ В YOUTUBE! ПОЖАЛУЙСТА, НУЖНО НАБРАТЬ 1000 ПОДПИСЧИКОВ). ВЫ ПОМОЖЕТЕ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ .
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЛАЙК!
Источник
Хотите сократить начальное обучение в школе? Научите ребёнка следующему. (Хотя, если вы смогли научить ребёнка всему нижеперечисленному, зачем вам сдалась очная школа?)
Фото: https://www.chaikovskie.ru/novosti/all/8182/
Далее – текст с официального сайта одной из московских школ, так что вся его корявость – на её совести.
Примерные задания к собеседованию с будущими первоклассниками по программе «Эффективная начальная школа». (Программа 1-3)
Что особенно важно при тестировании? Задания теста позволят сориентировать родителей и определить те области знаний, которые будут предъявлены во время тестирования ребёнку.
1.Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:
• Назови фамилию, имя, отчество.
• Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
• Сейчас утро или вечер (день или утро)?
• Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше обед или ужин?
• Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
• Какой твой адрес (номер домашнего телефона)?
• Сколько лет папе (маме, сестре, брату)?
• Какие ты знаешь транспортные средства?
• Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
2. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу. Тест Керна-Йирасека состоит из частей:
а) тест “Рисунок человека”;
б) копирование фразы из письменных букв;
в) срисовывание точек;
г) опросник.
3. Смотри, слева нарисованы точки. Нарисуй справа точно такой же рисунок из точек. ( Ребенок должен нарисовать именно жирные точки, похожие по размеру на образец, а не горошины и не мелкие точки).
Скопируй такие же точки в нижнее поле.
4. Графический диктант. Поставь карандаш на точку и, не отрывая карандаш от листа бумаги, черти изображение под диктовку. (Одна клеточка вправо, две вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, одна вверх, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо). Продолжай дальше рисовать этот узор до конца строки.
5. Посмотри, тут написана фраза. Повтори её, как можно точнее.
6. С каких букв начинаются названия этих картинок? Соедини картинку с буквой.
7. Какие из этих букв гласные, а какие согласные? Обведи гласные красными кружочками и посчитай их.
8. Составь по картинкам связный рассказ.
9. Чтение текста из 5-7 предложений.
Правда всего дороже.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
(32 слова) По Л. Толстому
10. Заполни пустые фигуры такими же знаками, как и в соответствующих фигурах на образце.
11. В каждом ряду найди слово, в котором есть сочетание букв, как на образце. Подчеркни это слово.
Или
Посмотри внимательно, здесь написаны разные буквы. Зачеркни все буквы А.
12. Из прочитанных тебе слов, повтори те два из них, которые похожи друг на друга по звучанию.
13. Найди десять отличий.
14. Взгляни на картинки, запомни их (10-15 сек).
Зачеркни те картинки, которые ты запоминал (закрыть предыдущие картинки).
15. Посмотри на картинки, как ты думаешь, что лишнее в каждом ряду?
16.Реши задачу. На полке лежало три мячика: жёлтый, красный, зелёный. Они были разного размера. Самый маленький мячик был не зелёного и не жёлтого цвета. Мячик побольше был не красного и не зелёного цвета. Какого цвета был самый большой мячик? Раскрась все мячики в правильные цвета.
17. Выполни действия и впиши правильные ответы в бусины цепочки.
18.Нарисуй квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник.
19. Закрась 4 кружочка. Закрась треугольников на 1 меньше чем кружочков. Закрась квадратов столько же, сколько и треугольников.
20. Нарисуй слева от круга красный треугольник, а справа от круга синий квадрат.
21. Задания повышенного уровня.
Задача 1. Карандаши. Выбери подходящий карандаш с соблюдением следующих условий: не синий и не жёлтый, не самый длинный и не самый короткий.
Задача 2. Найди правильное отражение.
Задача 3. «Четвёртый лишний». Какое транспортное средство лишнее в этом ряду?
22. Разгадай арифметический ребус.
23. Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице. Найди цену арбуза.
24. Сосчитай попугаев.
В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых. Голубых столько же, сколько и красных. Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три.
25. Найди закономерность и продолжи ряд
26. Какой цифры нет на рисунке?
27. Продолжи ряд изображений
28. На пространственное мышление.
Условие: На столе лежат квадратные салфетки одинакового размера одна на одной так, как на рисунке. Юра играл с канцелярскими кнопками и приколол салфетки к столу. Вопрос: Салфетка какого цвета не будет приколота кнопкой?
Ну, что? Все всё решили? ))
Источник