Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста галигузова

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 253 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-06283-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 28.04.2021).

  • Добавить в избранное

2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю.

2019

Страниц 253

Обложка Твердая

Гриф Гриф УМО ВО

ISBN 978-5-534-06283-0

Библиографическое описание

Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 253 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-06283-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 28.04.2021).

Показать все

В учебнике рассматриваются основные методы реализации личностно-ориентированной модели образования в работе с детьми раннего возраста, с учетом важнейших факторов психического развития детей от 1 года до 3 лет. Также представлены содержание и методы педагогической работы по разным направлениям развития детей, даны методические рекомендации по организации развивающей предметной среды, раскрываются современные диагностические методы и образовательные программы.

Источник

В программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания и обучения детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребенка. Программа основывается на следующих принципах.

Одним из главных принципов является принцип развития. Под развитием понимается появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, желаний, интересов, освоение новых способов деятельности. Все это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, сам что-то придумывает и старается достичь результата. На развитие этих способностей и личностных качеств ребенка нацелена программа; ее содержание и методы разработаны в соответствии с интересами, потребностями и возможностями детей раннего возраста.

При разработке программы авторы стремились следовать гуманистическим традициям, заложенным в трудах таких психологов и педагогов, как К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Л. К. Шлегер, В. А. Сухомлинский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов. В их работах утверждается важный педагогический принцип самоценности каждого возраста, исходя из которого каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. С этих позиций, решение образовательных задач должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослым занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сами действия и их итоги радуют малыша. Но вместе с тем, многообразие видов деятельности позволяет ребенку получить новые знания, освоить умения и навыки, а главное – развивает его чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:  Что нужно ребенку в год для развития игрушки

Принцип деятельности – следующий базовый принцип программы. Авторы исходили из представления о том, что мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста – предметно-практическую. При этом формирование конкретных навыков и умений – моторных, сенсорных, речевых – не является самоцелью, они выступают в качестве средства реализации деятельности. В соответствии с этими представлениями, содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, вовлечение в разнообразные игры, в процессе которых у малышей развиваются познавательные способности, речь, мелкая и крупная моторика, разнообразные умения и навыки.

Как известно, игра является универсальным методом воспитания и обучения маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Первые шаги». В ней игра выступает в качестве основной формы обучения и организации детской жизни в дошкольном учреждении.

Следующий основополагающий принцип программы – принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, внимание к настроению ребенка – словом, отношение к нему как к самоценной личности – все это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с малышом. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка и его полноценного развития.

В соответствии с принципом личностно-ориентированного взаимодействия основной задачей программы является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, доверия к миру, людям, инициативности и любознательности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.

Следующий принцип, которому следует программа – принцип полноты содержания образования. Современные требования к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для их всестороннего развития. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. Программа «Первые шаги» является комплексной, в ней предусмотрено создание условий для физического, познавательного, речевого развития ребенка, формирования предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Упражнения для развития навыков речи у ребенка

Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узкопредметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Классификация игр по отдельным направлениям развития достаточно условна, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует разные виды деятельности, а также все психические процессы и способности ребенка. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.

Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в современной «Концепции непрерывного образования».

Теоретические основы программы, ее цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Результаты апробации программы свидетельствуют о ее эффективности, обеспечении успешного перехода детей из раннего возраста в дошкольный.

Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье. В данной программе содержатся методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, представленные в методических пособиях к программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, в программе ставятся следующие педагогические задачи:

• развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей;

• развитие речи;

• развитие игровой деятельности;

• развитие общения со сверстниками;

• приобщение детей к художественно-эстетической деятельности;

• физическое развитие.

В соответствующих методических пособиях, входящих в комплект программы, представлены описания игр и занятий с детьми по указанным направлениям развития и соответствующие методические рекомендации. Заложенная в программу возможность выбирать, варьировать и комбинировать игры и занятия обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические условия развития ребенка.

Характеристика раннего возраста

В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст в жизни ребенка охватывает период от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования. Охарактеризуем основные линии психического развития ребенка в раннем возрасте и его отличительные особенности.

Читайте также:  Заторможенное развитие речи у ребенка

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Программа “Первые шаги” адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).

Основная цель программы – развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Введение3
Педагогические принципы, цели и задачи программы5
Характеристика раннего возраста11
Ситуативность как отличительная особенность ребенка раннего возраста11
Развитие предметной деятельности13
Развитие общения ребенка со взрослым17
Развитие познавательной активности ребенка19
Развитие речи22
Развитие игровой деятельности26
Развитие общения со сверстниками29
Развитие личности ребенка и кризис трех лет32
Физическое развитие35
Организация жизни детей в детском учреждении40
Взаимодействие педагогов с детьми40
Каким должен быть воспитатель41
Специфика взаимодействия педагога с детьми раннего возраста42
Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми43
Педагогическая работа с детьми в период адаптации к детскому учреждению48
Трудности адаптационного периода48
Факторы, определяющие характер адаптации50
Как помочь ребенку адаптироваться к яслям53
Общение воспитателя с ребенком в период адаптации55
Участие матери в процессе адаптации57
Организация режимных моментов60
Организация развивающей предметной среды66
Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста66
Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста71
Основные направления педагогической работы с детьми раннего возраста78
Развитие предметной деятельности и познавательных способностей78
Развитие речи87
Развитие игровой деятельности93
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности99
Формирование эстетического отношения к окружающему миру99
Приобщение детей к изобразительной деятельности101
Приобщение детей к музыкальной культуре104
Приобщение детей к театрализованной деятельности105
Организация общения детей со сверстниками107
Физическое развитие, охрана и укрепление здоровья детей114
Методические рекомендации по реализации программы119
Планирование педагогической работы119
Задачи долгосрочного и краткосрочного планирования119
Гибкость и вариативность планирования121
Особенности планирования деятельности педагогов при реализации программы122
Наблюдение педагога за развитием детей127
Значение наблюдения для педагогической работой127
Время наблюдения128
Формы фиксации наблюдений129
Планирование педагогической работы на основе наблюдений135
Организация совместной работы педагогов и родителей136
Задачи совместной работы педагогов и родителей136
Трудности в работе с семьей137
Выявление запросов родителей138
Информирование родителей о работе детского учреждения139
Знакомство с семьей139
Обеспечение преемственности воспитания ребенка в семье и детском учреждении141
Беседа с родителями142
Консультирование родителей142
Родительское собрание143
Формы участия родителей в жизни детского учреждения144
Организация работы по защите прав ребенка146
Список литературы149

Источник