Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста галигузова
- Скопировать в буфер библиографическое описание
Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 253 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-06283-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 28.04.2021).
- Добавить в избранное
2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата
Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю.
2019
Страниц 253
Обложка Твердая
Гриф Гриф УМО ВО
ISBN 978-5-534-06283-0
Библиографическое описание
Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 253 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-06283-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 28.04.2021).
Показать все
В учебнике рассматриваются основные методы реализации личностно-ориентированной модели образования в работе с детьми раннего возраста, с учетом важнейших факторов психического развития детей от 1 года до 3 лет. Также представлены содержание и методы педагогической работы по разным направлениям развития детей, даны методические рекомендации по организации развивающей предметной среды, раскрываются современные диагностические методы и образовательные программы.
Источник
В программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания и обучения детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребенка. Программа основывается на следующих принципах.
Одним из главных принципов является принцип развития. Под развитием понимается появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, желаний, интересов, освоение новых способов деятельности. Все это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, сам что-то придумывает и старается достичь результата. На развитие этих способностей и личностных качеств ребенка нацелена программа; ее содержание и методы разработаны в соответствии с интересами, потребностями и возможностями детей раннего возраста.
При разработке программы авторы стремились следовать гуманистическим традициям, заложенным в трудах таких психологов и педагогов, как К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, Л. К. Шлегер, В. А. Сухомлинский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов. В их работах утверждается важный педагогический принцип самоценности каждого возраста, исходя из которого каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. С этих позиций, решение образовательных задач должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослым занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сами действия и их итоги радуют малыша. Но вместе с тем, многообразие видов деятельности позволяет ребенку получить новые знания, освоить умения и навыки, а главное – развивает его чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
Принцип деятельности – следующий базовый принцип программы. Авторы исходили из представления о том, что мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста – предметно-практическую. При этом формирование конкретных навыков и умений – моторных, сенсорных, речевых – не является самоцелью, они выступают в качестве средства реализации деятельности. В соответствии с этими представлениями, содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, вовлечение в разнообразные игры, в процессе которых у малышей развиваются познавательные способности, речь, мелкая и крупная моторика, разнообразные умения и навыки.
Как известно, игра является универсальным методом воспитания и обучения маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Первые шаги». В ней игра выступает в качестве основной формы обучения и организации детской жизни в дошкольном учреждении.
Следующий основополагающий принцип программы – принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, внимание к настроению ребенка – словом, отношение к нему как к самоценной личности – все это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с малышом. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка и его полноценного развития.
В соответствии с принципом личностно-ориентированного взаимодействия основной задачей программы является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, доверия к миру, людям, инициативности и любознательности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
Следующий принцип, которому следует программа – принцип полноты содержания образования. Современные требования к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для их всестороннего развития. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. Программа «Первые шаги» является комплексной, в ней предусмотрено создание условий для физического, познавательного, речевого развития ребенка, формирования предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.
Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узкопредметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Классификация игр по отдельным направлениям развития достаточно условна, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует разные виды деятельности, а также все психические процессы и способности ребенка. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в современной «Концепции непрерывного образования».
Теоретические основы программы, ее цели, задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Результаты апробации программы свидетельствуют о ее эффективности, обеспечении успешного перехода детей из раннего возраста в дошкольный.
Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье. В данной программе содержатся методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, представленные в методических пособиях к программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, в программе ставятся следующие педагогические задачи:
• развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей;
• развитие речи;
• развитие игровой деятельности;
• развитие общения со сверстниками;
• приобщение детей к художественно-эстетической деятельности;
• физическое развитие.
В соответствующих методических пособиях, входящих в комплект программы, представлены описания игр и занятий с детьми по указанным направлениям развития и соответствующие методические рекомендации. Заложенная в программу возможность выбирать, варьировать и комбинировать игры и занятия обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические условия развития ребенка.
Характеристика раннего возраста
В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст в жизни ребенка охватывает период от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования. Охарактеризуем основные линии психического развития ребенка в раннем возрасте и его отличительные особенности.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Программа “Первые шаги” адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).
Основная цель программы – развитие целостной личности ребенка, его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Введение | 3 |
Педагогические принципы, цели и задачи программы | 5 |
Характеристика раннего возраста | 11 |
Ситуативность как отличительная особенность ребенка раннего возраста | 11 |
Развитие предметной деятельности | 13 |
Развитие общения ребенка со взрослым | 17 |
Развитие познавательной активности ребенка | 19 |
Развитие речи | 22 |
Развитие игровой деятельности | 26 |
Развитие общения со сверстниками | 29 |
Развитие личности ребенка и кризис трех лет | 32 |
Физическое развитие | 35 |
Организация жизни детей в детском учреждении | 40 |
Взаимодействие педагогов с детьми | 40 |
Каким должен быть воспитатель | 41 |
Специфика взаимодействия педагога с детьми раннего возраста | 42 |
Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми | 43 |
Педагогическая работа с детьми в период адаптации к детскому учреждению | 48 |
Трудности адаптационного периода | 48 |
Факторы, определяющие характер адаптации | 50 |
Как помочь ребенку адаптироваться к яслям | 53 |
Общение воспитателя с ребенком в период адаптации | 55 |
Участие матери в процессе адаптации | 57 |
Организация режимных моментов | 60 |
Организация развивающей предметной среды | 66 |
Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста | 66 |
Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста | 71 |
Основные направления педагогической работы с детьми раннего возраста | 78 |
Развитие предметной деятельности и познавательных способностей | 78 |
Развитие речи | 87 |
Развитие игровой деятельности | 93 |
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности | 99 |
Формирование эстетического отношения к окружающему миру | 99 |
Приобщение детей к изобразительной деятельности | 101 |
Приобщение детей к музыкальной культуре | 104 |
Приобщение детей к театрализованной деятельности | 105 |
Организация общения детей со сверстниками | 107 |
Физическое развитие, охрана и укрепление здоровья детей | 114 |
Методические рекомендации по реализации программы | 119 |
Планирование педагогической работы | 119 |
Задачи долгосрочного и краткосрочного планирования | 119 |
Гибкость и вариативность планирования | 121 |
Особенности планирования деятельности педагогов при реализации программы | 122 |
Наблюдение педагога за развитием детей | 127 |
Значение наблюдения для педагогической работой | 127 |
Время наблюдения | 128 |
Формы фиксации наблюдений | 129 |
Планирование педагогической работы на основе наблюдений | 135 |
Организация совместной работы педагогов и родителей | 136 |
Задачи совместной работы педагогов и родителей | 136 |
Трудности в работе с семьей | 137 |
Выявление запросов родителей | 138 |
Информирование родителей о работе детского учреждения | 139 |
Знакомство с семьей | 139 |
Обеспечение преемственности воспитания ребенка в семье и детском учреждении | 141 |
Беседа с родителями | 142 |
Консультирование родителей | 142 |
Родительское собрание | 143 |
Формы участия родителей в жизни детского учреждения | 144 |
Организация работы по защите прав ребенка | 146 |
Список литературы | 149 |
Источник