Наблюдение за игрой ребенка и диагностика его развития
Тема: Наблюдение за игровой деятельностью старших дошкольников и анализ игровых умений детей.
Автор: Астанина Виталина Валерьевна
ГБДОУ д/с №8 Кировского района С-Пб
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразные, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Д.В.Менджерицкая.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.
Главное внимание в работах ведущих педагогов – дидактов обращается на сюжетно- ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным
стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Можно выделить следующие педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры:
· знакомство ребенка с реальным миром;
· овладение игровыми умениями в раннем возрасте;
· примерное планирование занятий по конструированию.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Я предприняла попытку отобрать и систематизировать из методической литературы, технологий разных авторов основные методы и приемы проведения сюжетно-ролевой игры.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры. | Исполнение воспитателем главной роли Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, Внесение образных игрушек Прием параллельной игры Прием ролевой игры с продолжением Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни Игра в телефон Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. |
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений. | Игры. Облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»); Участие воспитателя в игре (главная роль); Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера»; Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; Создание разновозрастных игровых триад. |
Косвеные приёмы руководства | Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей); Изменение игровой среды; Наблюдение, экскурсия; Создание воображаемой ситуации; Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов». |
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зелёный цвет, если опережает возрастную норму – в красный, если отстает – в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой – воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.
Педагогические рекомендации
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время ,отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Список литературы
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. – №4. – С.18-23
2. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. – 2004. – №12
3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в воспитании дошкольников.-М 2008
4. Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.
5. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.- М.2005.
Источник
Консультация для педагогов: Наблюдение за детьми
Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному.Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности(или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды
Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна:
– Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.
– Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.
– Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.
– Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).
– Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.
– Быть абсолютно понятной родителям.
– Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.
– Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.
– Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.
Дополнительные эффекты наблюдения:
Наблюдение – это:
– проверка и воспитание своей объективности и проницательности,
– вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,
– формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,
– формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.
Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.
Дневник наблюдений за ребенком
Педагоги___ Группа___
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ возраст___
Таблица
Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Дата наблюдения
Настроение утром,в течение дня
С кем и во что играл
Взаимоотношения ребенка с детьми
Конфликты
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Как ел
Как засыпал
Проблемы для обсуждения, предложения коллегам
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.
Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.
Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.
Вспыльчивость: В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.
Негативизм: В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.
Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность: В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.
Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость): Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.
Эмоциональная отгороженность: Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.
Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Дурашливость: Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.
Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.
Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.
Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.
Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.
Скованность: В движениях: двигается скованно.
В речи: запинается в речи.
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.
Заторможенность: В познавательной активности: не знает, чем заняться.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам
В речи: говорит слишком тихо; медленно.
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность: Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.
В речи: часто использует местоимение «я».
Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания(на сравнение, обобщение, действия по образцу).
Дефицит внимания: Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.
Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: переспрашивает условия выполнения задания.
Двигательная расторможенность (гиперактивность): Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.
Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.
Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.
Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.
Речевая расторможенность: Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.
В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.
Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Застреваемость: В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.
Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.
Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.
Источник
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры
(Автор О.В. Солнцева)
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2011г; апрель 2012г.
Количество диагностированных: 25человек.
Диагностику провела: Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель
Уровни освоения сюжетно- ролевой игры детьми четвертого года жизни.
Оптимальный уровень(2.5-3 балла). Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли ,у ребенка есть любимые роли ,доброжелателен в игровом общении, ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.
Достаточный уровень (2-2.5 балла). Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль ,вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками ,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия ,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов ,ребенок способен создать игровую обстановку ,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.
Недостаточный уровень(1.5-2 балла). Игровые сюжеты однообразны, использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, в ролевом диалоге с воспитателем и со сверстниками требует помощь взрослого .в совместной игре меняет интонацию голоса по подражанию взрослого, использует однообразные игровые действия ,выбирает предметы для игры при помощи взрослого, при выборе предметов заместителей требуется помощь взрослого, затрудняется договариваться об игре.
Низкий уровень (1-1.5 балла). Игровые сюжеты однообразны .использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога ,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя ,Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет ,при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.
Диагностическая карта
Дата проведения________
Фамилия , имя ребенка_____________ лет,__________мес.
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной оценке |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. Общий балл: | В комментариях следует отметить: -степень разнообразия содержания сюжетно-ролевых игр, Преобладающие темы игр, -предпочитаемое ребенком содержание сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, – меняет интонацию голоса в зависимости от роли. Общий балл | В комментариях следует отметить: -любимые роли ребенка, -примеры ролевых диалогов. |
Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, – называет игровые действия, – производит простые игровые действия. Общий балл | В комментариях следует отметить: -типичные для ребенка действия с предметами-заместителями, -преобладание одного из видов действия игрового замещения. – |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу сюжета, -показывает связь между действием и игровым сюжетом Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими, Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 3-4 лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. | 1.6 (53%) | 2 (66%) |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, – меняет интонацию голоса в зависимости от роли. | 1.5 (50 %) | 1.8( 60%) |
3. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, – называет игровые действия, – производит простые игровые действия. | 1.7 (51) | 1.9(63.3%) |
4. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, – называет игровые действия, – производит простые игровые действия. | 1.6 (53%) | 2 (66 %) |
5. Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими | 1.5 (50%) | 2 (66%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. | 2 (66%) | 2.3(76%) |
Средний балл | 1.6(53%) | 2 (66,6%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе на начало года (53% недостаточный уровень) оказались недостаточно высокими и повлияли на выбор гибко выбранной тактики педагогического взаимодействия с детьми. Что позволило проследить динамику развития сюжетно- ролевой игры во второй младшей группе с 53% -66% .Поэтому одной из задач на следующий год станет продолжение тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре.
Педагогическая диагностика сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2012г.
Количество диагностированных: 27 человек.
Диагностику провела : воспитатель Дружинина Л.Ю.
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми 4-5лет.
Оптимальный уровень (2.5-3 балла).характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей ,ребенок называет свои игровые действия , с интересом ролевой диалог со сверстником ,может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером ,инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении.
Достаточный уровень (2-2.5балла) характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных сюжетных эпизодов ,ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками , включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре , осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку ,проявляет доброжелательность по отношению со сверстниками.
Недостаточный уровень (1.5-2 балла) освоение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов .Включается в ролевые диалоги со сверстниками , затрудняется использовать разные роли в одной сюжетно- ролевой игре ,пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами ,создает игровую обстановку ,не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Низкий уровень(1-1.5 баллов )освоение ребенком сюжетно- ролевой игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру ,испытывает затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре,пользуется ролевой речью при помощи взрослого ,испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Диагностическая карта
Фамилия, имя ребенка__________________лет____месяцев
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной системе |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события Общий балл | В комментариях следует отметить : -преобладающие темы игр, -Предпочитаемое ребенком содержание сюжетно- ролевой игры. -разнообразия содержания сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и степень освоения ролевого поведения: – называет свою роль до начала игры, – способен к смене роли во время игры, – обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником Общий балл | В комментарии следует отметить : – любимые роли ребенка. |
Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами – заместителями, – наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. Общий балл | В комментарии следует отразить: -типичные для ребенка действия с предметами заместителями, -примеры речевого замещения. |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла. Общий балл | В комментарии следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: – выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. Общий балл | В комментарии следует отразить: -приемы проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 4 -5лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события | 2.4 (80%) |
2. Наличие и степень освоения ролевого поведения: – называет свою роль до начала игры, – способен к смене роли во время игры, – обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником | 2.3(76%) |
3. Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами – заместителями, – наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. | 2.4(80%) |
4. Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла | 2.5(83%) |
5. Способность создавать обстановку для игры: – выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. | 2.5(83%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. | 2.6(86%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно- ролевой игры (80%).Это говорит о правильной выбранной тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре. Однако небольшие затруднения у детей вызвали -наличие и степень освоения ролевого поведения- 2.3(76%) ,а также- способность к использованию действий игрового замещения-(2.4-80%).Поэтому основной задачей станет продолжение работы над проектом ” Развитие познавательных интересов через сюжетно- ролевую игру”
Источник