Мышечное развитие ребенка до года

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы – физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Движение, являясь одной из функций человеческого организма, с самого начала его формирования становится основой активной жизнедеятельности. С первых недель внутриутробного развития и на протяжении всей жизни человеческий организм находится в движении. Даже во сне отмечаются кратковременные сокращения скелетных мышц и постоянная работа непроизвольной мускулатуры внутренних органов. Сокращения скелетных мышц, принимающих непосредственное участие в организации двигательной активности организма, кроме этой своей функции, принимают участие в процессах теплообмена, обеспечивают защиту внутренних органов от внешних повреждений, развитие нервной системы. Поэтому от состояния мускулатуры зависит здоровье человека с первых дней жизни.

Умения, данные от рождения

К моменту рождения мышечная масса новорожденного составляет около 23% от общей массы тела. Это в два раза меньше, чем у взрослых. Мышцы верхних конечностей развиты лучше, чем мышцы нижних конечностей, которые увеличивают свою массу к подростковому возрасту более чем на 16% по отношению к общей массе тела. Раньше сего созревают мышцы, обеспечивающие акт сосания. – мышцы языка и губ, и акт дыхания – межреберные мышцы, мышцы спины и диафрагмы. Чуть более медленно происходит взросление» мышц верхних конечностей, и самыми последними заканчивают развитие мышцы ног. Этим объясняется последовательность формирования двигательных навыков. К моменту рождения ребенок может эффективно и длительно сосать – это необходимо для поддержания его жизни. Способность новорожденного ребенка к сосанию страдает лишь при заболеваниях, сопровождающихся выраженным нарушением общего состояния. То же самое можно сказать и о дыхательных мышцах: их эффективные и полноценные сокращения необходимы для нормальной работы органов дыхания. Нарушение функции этих мышц происходит только в самых тяжелых случаях патологии периода ранней новорожденное.

Выше голову!

Достаточно хорошее развитие мышц спины обеспечивает то, что одним из первых двигательных навыков ребенка становится способность удерживать голову в вертикальном положении. Происходит это в возрасте между 1,5 и 3 месяцами. До того момента, когда ребенок начинает уверенно держать голову, необходимо всячески оберегать его шею от возможных повреждений, бережно придерживая голову малыша при любых манипуляциях. Нельзя допускать сгибания или разгибания шейного отдела позвоночника при подмывании и пеленании, любые перемещения малыша в пространстве должны осуществляться очень осторожно. Нужно помнить о том, что шея младенца очень уязвима, что в каналах позвоночного столба проходят кровеносные сосуды, питающие мозг, и выраженное сгибание или разгибание шеи может вызвать спазм этих сосудов, что, в свою очередь, вызовет нарушение питания мозга.

Свобода движений

К концу второго месяца своей жизни ребенок начинает совершать более-менее целенаправленные движения руками: пытается дотянуться до заинтересовавшей его игрушки, может удержать предмет, вложенный в его руку. Чуть позднее (в 3-4 месяца) он берет игрушку в руку самостоятельно, в положении лежа на спине опирается на предплечья, а затем и на вытянутые руки. В 5 месяцев хорошо развивающийся малыш свободно дотягивается рукой до нужного ему предмета из любого положения и может подолгу играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую.

Способность переворачиваться со спины на живот (с 4 месяцев) и обратно (с 5-6 месяцев) обеспечивается согласованными действиями мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, поэтому этот достаточно сложный двигательный навык можно считать одной из первых побед маленького человека. Начиная с этого момента нужно быть предельно внимательными и не оставлять ребенка вне кроватки без присмотра ни на минуту. Просто удивительно, как быстро малыш может оказаться на краю пеленального стола или дивана!

Учимся сидеть

В 4 месяца развитие ребенка достигает того этапа, когда положение лежа перестает удовлетворять его – малышу необходимо видеть как можно больше вокруг. Это приводит к возникновению противоречия: ребенок испытывает острую потребность в сидении, отчаянно стремится занять это положение, но ни его позвоночник, ни его мышцы к этому еще не готовы. Родители должны понимать это и всячески поощрять любознательность ребенка, не высаживая, однако, до того момента, когда он сможет сесть самостоятельно. До этого возраста нельзя пользоваться прогулочными колясками, рюкзачками-кенгуру, в которых ребенок вынужден постоянно сидеть, нежелательно надолго (дольше чем на 3-5 минут) оставлять малыша в так называемых «прыгунках».

До того как младенец начнет ходить, следует сажать его в ходунки, а после того как начнет ходить, – не нужно надолго оставлять в них ребенка. Не следует присаживать малыша, пытаться водить за ручки, пока ребенок сам не станет делать таких попыток. Длительная нагрузка на позвоночник при еще не окрепших мышцах спины может стать причиной искривления позвоночника и нарушения питания мозга вследствие сосудистого спазма.

После 6-6,5 месяцев, когда завершается формирование грудного изгиба позвоночника и в достаточной степени созревают мышцы спины и пресса, происходит радостное событие: малыш в первый раз садится самостоятельно. Большинство детей садятся из положения лежа на животе через поворот на бок. Теперь уже можно позволить крохе сидеть только времени, сколько ему хочется. Можно гулять с ним в летней коляске, кормить в стульчике и радоваться вместе с ним этой замечательной возможности – играть сидя.

Ползаем

Но это достижение не способно надолго удовлетворить маленького исследователя. К 7 месяцам он понимает, что для того чтобы достать какой-то удаленный предмет, ему необходимо научиться перемещаться в пространстве. Достичь этого можно при помощи сложного акта – ползания.

Читайте также:  Нормы развития ребенка младшего

Сначала малыши пытаются ползти на животе «по-пластунски», но уже спустя пару недель таких упражнений их ручки и ножки укрепляются настолько, что ребенок может встать на четвереньки и ползать уже достаточно смело. Теперь он может доползти до какой-нибудь опоры для того, чтобы ухватиться за нее и встать. К этому моменту (в 8-9 месяцев) благодаря неустанным тренировкам и растущей мышечной массе достаточно окрепли мышцы ног и завершил свое формирование поясничный изгиб позвоночника. Стоя у опоры и передвигаясь вдоль нее, ребенок учится удерживать равновесие.

В это время многих родителей интересует, можно ли пользоваться приспособлениями, помогающими ребенку ходить (ходунками). На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, эти приспособления расширяют круг деятельности ребенка, делают его игры более содержательными. Безусловно, малышу интересно самостоятельно передвигаться по комнате. Но, с другой стороны, длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит развитие навыка самостоятельной ходьбы: ребенок привыкает к механической поддержке, и его вестибулярный аппарат не тренируется. Кроме того, зачастую, длительно передвигаясь в ходунках, малыш привыкает неправильно ставить ножки. Положение ребенка в этом приспособлении провоцирует опору на пальцы. Поэтому нахождение ребенка в ходунках должно ограничиваться 30 минутами вдень (2-3 раза по 10 минут). В остальное же время необходимо всячески поощрять его упражнения, направленные на совершенствование равновесия и ходьбы.

Первые шаги

И вот, наконец, он может бросить опору для того, чтобы сделать свой первый самостоятельный шаг. В норме это грандиозное событие происходит в возрасте от 10 до 13 месяцев жизни ребенка. Теперь его возможности поистине безграничны: он может совершенно самостоятельно познавать мир, то есть делать то, что ему наиболее интересно.

К году начинается формирование мелкой моторики. Это очень сложный процесс, напрямую зависящий от состояния нервной системы ребенка. Родители, начиная с 8-9 месяцев должны предлагать ребенку игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики. Это могут быть игры со шнуровками, мячами, различными по форме и фактуре предметами. Существует большое разнообразие игрушек, специально разработанных для развития этой функции нервной системы. Но ребенка может заинтересовать и игрушка, сшитая мамой из лоскутков материи, отличающихся по фактуре, и наполненная горохом или фасолью. Кроме того, в коре головного мозга центры, отвечающие за осуществление мелкой моторики, расположены рядом с центрами речи, что делает развитие этих двух важнейших функций тесно взаимосвязанными. Так, при нарушении речевого развития упражнения, направленные на стимуляцию мелкой моторики, помогают улучшить развитие речевой функции.

Этот пример наглядно демонстрирует, насколько тесно переплетены между собой развитие нервной и мышечной систем. При нарушениях со стороны нервной системы всегда в большей или меньшей степени страдает двигательная функция. И наоборот, при малоподвижности ребенка, связанной с ожирением или ограничением возможностей для активного движения вследствие чрезмерной опеки со стороны родителей, не может не страдать познавательная функция нервной системы, ухудшается питание мышц и, как следствие, снижается их работоспособность.

Что же можно предпринять для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития моторики новорожденного? Каждая мама может овладеть навыками общеукрепляющего и гигиенического массажа. Проводить его сеансы нужно ежедневно начиная с 1-го месяца жизни ребенка. Приемы массажа и комплексы гимнастики для младенцев изменяются по мере взросления малыша. Огромную пользу для развития и нервной и мышечной систем окажет раннее обучение ребенка плаванию и регулярное посещение плавательного бассейна для младенцев.

Стимулирующее влияние на развитие моторики ребенка первых месяцев жизни оказывает все, что вызывает интерес малыша: яркие, издающие разнообразные звуки игрушки, активные игры со взрослыми, активная жизненная позиция родителей, правильный режим дня и полноценное питание. Очень важно таким образом организовать жизненное пространство ребенка, чтобы у него была возможность постоянно двигаться, не подвергая себя опасности.

Источник

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

Читайте также:  Программы для развития речи годовалого ребенка

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

Мышечное развитие ребенка до года

Мышечная система

Мышечная ткань начинает развиваться из среднего зародышевого листка (мезодермы) на 3 – 4-й неделе эмбриогенеза. В начале 2-го месяца развития зародыша обнаруживаются связи мышц глаза и лица с соответствующими нервами. Отмечено, что формирование мышечных волокон в различных группах мышц происходит неодновременно: в первую очередь дифференцируются мышцы языка, губ, диафрагмы, межреберные и спинные. Дифференцировка мышц верхних конечностей идет раньше, чем нижних (Л. К. Семенова, 1954).

Скелетная мышечная система у новорожденного анатомически сформирована и составляет 23 – 25 % всей массы тела (у здорового взрослого не менее 40 – 43 %). Мышечные волокна новорожденных имеют хорошо выраженную поперечную исчерченность. Толщина их у детей относительно меньше, чем у взрослых. В процессе постнатальной жизни мышечная масса растет в основном за счет утолщения существующих мышечных волокон. Вопрос же об образовании новых после рождения остается спорным. В последние десятилетия ряд авторов указывали на возможность появления мышечных волокон в постнатальном развитии в результате продольного расщепления их или вследствие миобластических свойств внутримышечной соединительной ткани (Л. К. Семенова, 1969).

С возрастом в каждой мышце количество миофибрилл нарастает, а саркоплазмы – уменьшается. Мышцы удлиняются за счет роста в зонах перехода мышечных волокон в сухожилие, где концентрируется наибольшее количество ядер. Со временем число ядер в мышечных волокнах уменьшается. В мышцах новорожденного относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается.

Между мышечными волокнами расположены кровеносные капилляры, связанные с мелкими внутримышечными артериями и венами. В первые годы жизни в стенках внутримышечных кровеносных сосудов содержится мало эластических волокон, значительное увеличение их отмечается в период от 3 до 7 лет. К 16 годам внутримышечные артерии становятся почти такими же по структуре, как и у взрослых.

Иннервационный аппарат скелетных мышц ко времени рождения в основном сформирован. “Нервно-мышечное веретено” как основная его единица начинает морфологически формироваться с 2,5 – 3 месяцев внутриутробной жизни. К моменту рождения “нервно-мышечное веретено” имеет хорошо выраженные капсулу и разветвления нервных волокон, проникающих внутрь к полюсам и к центру веретена. В первые годы жизни ребенка увеличивается длина и поперечник веретен; нервные волокна становятся более извилистыми, капсула утолщается. Структура рецепторов в постнатальном периоде изменяется менее интенсивно. Продолжается их дифференцировка, несколько увеличиваются размеры, происходит миелинизация нервных волокон (Л. К. Семенова, 1969). Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей в период новорожденности по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми снижена, а механическая мышечная возбудимость повышена (А. Ф. Тур, 1967). Развитие двигательной активности ребенка во многом зависит от хода созревания структурных и функциональных механизмов движения. Особенности движений ребенка 1-го года жизни обусловлены слабым развитием мышц, малой дифференцировкой мышечных и соединительнотканных волокон и недостаточной миелинизацией нервных путей. Миелинизация проводников спинного мозга интенсивно протекает в первые 3 – 8 месяцев, пирамидного и оливоспинальных путей начинается с 2 – 3 месяцев и заканчивается к 3 – 4 годам.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается выраженная гипертония мышц, исчезающая в возрасте 2 – 2,5 месяца на верхних и 3 – 4 месяца на нижних конечностях. Движения здорового доношенного новорожденного беспорядочные, почти беспрерывные. Ритмичные сгибания и разгибания конечностей сменяются аритмичными диффузными некоординированными движениями. У детей периода новорожденности выявляются многие врожденные временные рефлексы: обхватывания, ползания, плавания и др., постепенно исчезающие в течение первого полугодия жизни. В этом возрасте достаточно выражены сухожильные (надколенный, коленный и др.) рефлексы. Отмечается двигательная реакция новорожденного на звуковые, световые и другие раздражители.

Упорядоченность движений у детей первых месяцев жизни происходит по мере созревания центральных и периферических структур нервной системы и нарастания тормозящих влияний коры головного мозга. Для развития мышц имеет значение и степень структурного созревания костной ткани. В свою очередь мышечная деятельность способствует росту и развитию костей.

В 2 месяца ребенок лежа в положении на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд. В 3 – 4 месяца хорошо удерживает приподнятую голову, опирается на предплечья и выгибает спину. В это же время ребенок овладевает навыком переворачивания со спины на живот и с живота на спину. Выкладывание на живот помогает формированию ползания, что важно для равномерного развития мышечной системы.

Табл. 2. Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизни (по 3. С. Уваровой, 1966)

Табл. 2. Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизни (по 3. С. Уваровой, 1966)

В первом полугодии жизни более выражены беспорядочные движения рук при преобладании тонуса сгибателей. Появившиеся вначале неопределенные захватывающие движения затем становятся более свободными и целенаправленными. В 3 – 3,5 месяца ребенок тянется рукой к поднесенной игрушке, однако движения его еще некоординированы. После 4 месяцев он свободно захватывает игрушку, подвешенную над кроваткой, в 6 – в течение длительного времени удерживает игрушку в руке, а после 7 месяцев лерекладывает ее из руки в руку. Сидеть ребенок начинает с 6 месяцев. Обучать этому навыку несколько раньше нецелесообразно, так как вследствие слабости мышц и мягкости костей скелета форсированное положение может привести к искривлениям позвоночника, таза, грудной клетки.

Если ребенка поддерживать под мышки, то уже в 2,5 – 3 месяца у него обнаруживается выраженный упор ногами. Однако ставить его даже на очень короткое время во избежание растяжения связок и деформаций костей не следует. Это можно делать только после 4,5 – 5 месяцев. Стремление стоять самостоятельно появляется при хорошо развитой мускулатуре к 7 – 8 месяцам. К этому времени рекомендуется оборудовать кроватку с боковыми загородками или манеж. Первые шаги ребенок делает, держась руками за барьерчик, самостоятельно ходить начинает только к 12 – 13 месяцам. Последовательность развития функции движения у детей 1-го года жизни приведена в табл. 2.

Хорошая координация движений при ходьбе устанавливается в 1,5 – 2 года. В это время ребенок начинает переступать через палку на высоте 10 – 15 см, залезать на ступеньки лестницы. До 3-летнего возраста ходьба развивается лучше, чем лазание и бросание. Однако при соответствующей тренировке в 2 – 2,5 года ребенок может подниматься вверх и по наклонной доске шириной в 20 см с приподнятым концом на высоту 25 см, в 3 года – на высоту 30 см от пола. В 3 года он может бросить мяч на расстояние до 1 метра (А. М. Минкевич и др., 1966). Двигательные реакции у детей 3 – 7 лет оценивают по быстроте ходьбы, бега, величине прыжков и метанию предметов. Развитие двигательных функций зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но и от условий внешней среды и правильного физического воспитания.

лечение наркомании в москве за приемлемую плату . обследование на бесплодие у женщин цена

С удовольствием провести время в обществе качественной шлюхи сможет каждый клиент ее услуг с интим сайта prostitutki-v-chelyabinske.. Веб-ресурс поручается, что свидание пройдет в целой ситуации секретности.

Читайте также:  История развития ребенка в доу

Источник