Мозжечок у ребенка в 2 года

Атаксия у детей проявляется в виде нарушения координации во время движения или выполнения каких-либо действий, и является симптомом некоторых заболеваний.

Почему бывает атаксия у ребенка?

В норме у ребенка, так же как и у взрослого, любой акт движения происходит автоматически, не вызывая при этом никаких затруднений. Регуляция такой деятельности осуществляется мозжечком, корой головного мозга, ядрами подкорки и образованиями спинного мозга.

Такие структурные образования мозжечка, как ножки (их всего три пары) осуществляют связь с остальными участками нервной системы, контролирующими координацию. Нарушение в работе любой из этих структур приводит к возникновению атаксии. Проверка правильности движения идет от рецепторов расположенных в мышечной ткани, суставах и сухожилиях. Этим путем информация и попадает в мозжечок, а затем в кору головного мозга, там она обрабатывается, и дается команда в обратном направлении, на периферию.

Атаксия может проявиться в том случае, если у малыша есть врожденные отклонения, наследственная предрасположенность, после травмы во время родов, при облучении радиоактивным веществом, после приема некоторых лекарственных средств, при воспалении печени, церебральном параличе или рассеянном склерозе, гипофункции щитовидной железы, травматических повреждениях головы, полученных после рождения. Спровоцировать атаксию может перенесенная ребенком вирусная инфекция. Нередко атаксией сопровождаются такие тяжелые заболевания, как грыжа или водянка мозга, абсцесс мозжечка.

Виды атаксии и проявления

Атаксия у ребенка может быть статическая (неспособность держать равновесие в положении стоя) и динамическая (нарушение двигательной координации).

Выделяют также атаксию:

  • Мозжечковую. Проявляется неустойчивостью при стоянии или ходьбе, шаткостью походки, для малыша характерны при мозжечковой атаксии широко расставленные ноги, падение на бок. Наблюдается прерывистость или скандирование речи. В отличие от сенситивного варианта, контроль зрения при движениях не помогает. При поражении различных отделов мозжечка наблюдаются характерные отклонения. Например, полушария мозжечка отвечают за движения в конечностях, и нарушение их функционирования приводит к изменению координации рук и ног. У детей до трех лет наблюдается острая мозжечковая атаксия через несколько недель после перенесенной вирусной инфекции (например, ветряной оспы). Обычно она проходит самостоятельно и без особого лечения за несколько месяцев, но иногда может перейти в хроническую или рецидивную форму.
  • Лобную. Походка у такого больного, как у пьяного, его сильно шатает и часто заносит на сторону поражения. Сочетается с другими симптомами, которые отмечаются при корковых нарушениях — снижение или отсутствие обоняния, нарушение функции запоминания, слуховые галлюцинации.
  • Лабиринтную. Проявляется в неловкости при ходьбе, сопровождается тошнотой, а иногда и рвотой, головокружениями. Часто бывает нистагм или нарушение слуха. Наблюдается при поражении вестибулярного аппарата.
  • Сенситивную. Поражаются пути проведения нервных импульсов. Атаксия более выражена при закрытых глазах, то есть, когда нет зрительного контроля движения.
  • Психогенную. Развивается вследствие истерии, походка при таком виде атаксии причудливая и может напоминать катание на коньках или передвижение при помощи ходулей. У детей наблюдается очень редко.

Мозжечковая атаксия у детей до года определяется с трудом, поскольку в этот период происходит становление походки и ее неустойчивость объясняют именно этим фактом. Неуклюжесть и шаткость становятся заметными позднее, когда его сверстники уже уверенно двигаются и бегают.

При симптомах атаксии следует сразу обратиться к врачу для прохождения обследования и установления причины. Этот признак может сигнализировать о достаточно серьезных заболеваниях, и малейшее промедление может привести к тяжелым последствиям!

Что может сделать врач?

Для того чтобы выявить причину возникновения атаксии, ребенка отправят на исследования. Ему необходимо провести КТ и МРТ, ДНК-диагностику (при подозрении на отягощенный семейный анамнез), ЭЭГ, ультразвуковую диагностику. При необходимости берут ликвор из спинного мозга методом пункции.

Степень тяжести заболевания определяется при осмотре опытным врачом, который проводит в таком случае проверку координации движений конечностей. У детей старшего возраста можно выявить патологию следующим образом. При поражении мозжечка часто проводится пальце-носовая проба. Больного просят вытянуть руки и дотронутся по очереди указательным пальцем до кончика носа. Делается это при открытых и закрытых глазах. При нарушении структуры мозжечка пациент промахивается, а кисть или вся рука по мере приближения к носу начинает дрожать.

Показательной также является проба Шильдера. Пациент вытягивает руки при закрытых глазах вперед. Затем врач просит его поднять одну руку, а затем опустить до уровня второй, расположенной горизонтально. Если есть нарушение функции мозжечка, то рука опустится ниже.

Лечение атаксии у детей является симптоматическим, и при врожденных формах направлено, прежде всего, на двигательную и социальную реабилитацию, целью которых является научить ребенка адаптироваться к нормальной жизни.

Для улучшения мозгового кровообращения назначаются ноотропные средства, витамины группы B, массаж и лечебная физкультура, тренировки при помощи стабилометрической платформы, занятия с логопедом при нарушении речи. Полезно также у детей с атаксией применять общеукрепляющие процедуры, а при выраженной нервозности следует давать седативные препараты.

Достаточно часто атаксия у детей может проходить самостоятельно до достижения ими определенного возраста. При тяжелых и острых формах атаксии применяется введение иммуноглобулина внутривенно, лечение кортикостероидами, плазменно-обменная терапия.

Читайте также:  Цефалексин суспензия ребенку 2 года

На ранних стадиях развития этого симптома хорошо помогают физиотерапевтические методики.

 Loading …

Источник

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Вт Июн 11, 2013 15:21    Заголовок сообщения: Что такое мозжечковая недостаточность
Добрый день

Дочке 2,2 года, она не говорит. Есть множество звуков, типа де-де-де( дай) и иди( когда хочет меня куда-то потащить). Мама-папа не говорит. Она родилась на 37 неделе, с весом 2700. За 2 месяца догнала своих ровесников. На ГВ до сих пор. Зубки вышли поздно, примерно в год. Долго не ползала, стала сама ползать почти в 11 месяцев. Потом почти 7 -8 месяцев могла только стоять ,держась за руку ,столик или диван. Чувствовался какой-то страх перед ходьбой. Были у невролога в 1,2 годика, нам сказали-у нее мозжечковая недостаточность, она поздно пойдет и поздно начнет говорить. Кроме остеопатии ничего не назначили, но ее мы пройти не смогли, потому что у нас в городе нет остеопатов. Уже у себя в городе 2 раза сделали ей массаж ножек и после последнего курса( через 10 дней) она сама поднялась и пошла уже без помощи. У меня такой вопрос- насколько опасна мозжечковая недостаточность, что у ребенка может возникнуть на ее фоне. Она хоть и не говорит, но четко знает когда я говорю на что-то- нельзя ..Она понимает и почти всегда выполняет команды, например говорю ей- пойдем кушать, она бежит за мной и садится на свой стул. Когда хочет гулять, берет меня за руку,подводит к комоду, берет свои вещи и дает мне, чтобы я ее одела. В гостях может сидеть минут 5, потом берет меня за руку и тянет к двери.Когда уже надо туфельки одевать, она сама поворачивается ко мне спиной,чтобы сесть мне на колено(я так ей обувь надеваю).То есть она может без речи как-то выразить свои желания. А когда я ей что-то не даю(что ей особенно хочется) она начинает бить по полу ручками, делает всякие акробатические выкрутасы…но быстро потом успокаивается. Я порой пытаюсь ее заставить говорить, не давая ее что-то, но у меня такое ощущение что ей что-то мешает говорить, она пока просто не может этого сделать…Я незнаю, когда я смогу снова ее вывезти и показать врачу, но не хотелось бы терять время…очень нервничаю по этому поводу…Лечиться ли медикаментозно эта самая мозжечковая недостаточность?
Вернуться к началу
          
 
EVAJ
Студент

На сайте с 14.07.08
Сообщения: 1778
В дневниках: 3
Откуда: Fairfax, VA

Добавлено: Ср Июн 12, 2013 23:38    
Tuaneta

очень похожая ситуация была у нас. тоже ставили мозжечковую недостаточность.

Очень интересно, что скажет невролог.

_________________
To, чем вы обладаете, или то, кем вы являетесь, или то, где вы находитесь, – не делает вас счастливым или несчастным. Bac делает таковым то, что вы думаете об этом. Д. Карнеги.

Вернуться к началу
          
 
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Пт Июн 14, 2013 12:33    
Честно говоря, кроме как отсутствия речи у меня к моей дочке претензий нет…У нее часто бывают звуки типа дези-дедези…де-де, а вот чтобы в этих звуках хоть какой-то намек на букву м,п..вообще нет…такое чувство ,что первое ее слово будет явно не мама:)
Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Сб Июн 15, 2013 22:33    
Tuaneta

“Мозжечковая недостаточность” это не диагноз а лишь один из симптомов. Вероятно для уточнения диагноза может потребоваться серьезное исследование, включающее ЭЭГ, возможно МРТ головного мозга.

Причин может быть множество и врожденные аномалии мозга (в том числе и мозжечка) и многие наследственные болезни.

Но начинать нужно конечно с клинического осмотра. А где вы живете?
Вернуться к началу
        Благодарностей: 
(1)
 
 
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Пн Окт 14, 2013 13:35    
Доброго дня. Я долгое время не могла дальше продолжать свою тему в связи с рождением ребенка, очень много времени все это у меня отняло, да и очень уставала физически.

Если вы позволите доктор, то я хотела бы теперь понять что мне делать со своей девочкой. Я не написала ранее, что у меня (да и нет только у меня) всегда было такое чувство ,что моя дочка выглядит не по возрасту, а намного младше. В годик нам казалось что ей месяцев 7, в 2 года казалось что чуть больше года. Сейчас ей уже ровно 2,6 ,а она как 1,5 годовалый малыш. Она очень ко мне привязана, всегда есть глазной контакт, обожает играть со мной в прятки, любит играть со старшим братом в догонялки. Я повела ее к 2 невропатологам у нас, они ни на какое обследование нас не посылали, одна сказала у нее ЗПРР, надо к детскому психологу, второй написал тоже самое и выписал на 3 месяца вот такие препараты- memovit B 12, fosqin B6 и cerebra сироп. Я пока ничего еще ей не давала. Подумала,что может быть стоит ей хоть какое-то обследование мозга сделать, вот только незнаю какое. У меня самой ощущение,что у нее как будто бы какая-то часть мозга медленно развивается если можно так сказать. Я очень нервничаю, не сплю по ночам , на нервной почве пропадает молоко..Меня пока что успокоил только тот факт, что оба врача сразу отметели аут.спектр. Посоветуйте пожалуйста что мне делать, с чего начать ее проверять.
Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Сб Окт 19, 2013 22:32    
Tuaneta

Судя по рассказу, проблемы серьезные. Подскажу лишь, что нужно сделать ЭЭГ для начала. Показаться к хорошему специальному психологу, чтобы определить, какая сфера страдает в первую очередь, или это общая задержка развития. Возможно действительно понадобится МРТ головного мозга, возможно консультация генетика.

Диагноза у ребенка нет. Назначены витамины. которые вряд ли в силах повлиять на ситуацию.

А в каком городе вы живете?
Вернуться к началу
        Благодарностей: 
(1)
 
 
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Пн Окт 21, 2013 15:19    
К сожалению мы не из России, в Закавказье. Приехать на консультацию сейчас просто физически трудно.Но уменя все же впечатление, что нам пока нужен хороший невролог, а не психолог. Я могу у нас сделать ЭЭГ, только вот какое выбрать?У нас его можно сделать и коротким по времени и дневным( или ночным) кажется. Что посоветуете?И еще хотела узнать, ведь малышка не будет спокойно сидеть во время ЭЭГ, детей кажется чем-то усыпляют..
Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Вт Окт 22, 2013 19:23    
Tuaneta

Если получится, сделайте ЭЭГ во время сна.

А проводился ли в роддоме анализ на фенилкетонурию? (неонатальный скрининг).
Вернуться к началу
          
 
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Пт Окт 25, 2013 13:27    
Незнаю даже делали ли в роддоме что-то такое..А можно ли сейчас ее проверить на это?

Добавлено спустя 1 день 22 часа 8 минут 8 секунд:

Узнала у врачей, у нас в роддоме проверяли на фенилкетонурию , ничего не нашли у ребенка. Да и по симптомам у нее ничего не нашли, я повела ее на очный осмотр к генетику. Записала дочку на 3-х часовой дневной мониторинг.Если вы не против, можно результаты вам послать?

Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Чт Окт 31, 2013 20:51    
Tuaneta

Да, только заключение, там обычно пару предложений.
Вернуться к началу
          
 
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Пн Дек 09, 2013 13:35    
Добрый день доктор, извините что так долго не писала, мы все сделали. И вот заключение и назначение невролога, хотя здесь много написали, прошу вас уделить пару минут для прочтения.

Заключение:

Диффузные изменения биоэлектр.активности головного мозга умеренной степени выраженности,представленные смещением акцента основной активности в центрально-теменные отведения. Частотные характеристики активности соответствуют возрастной норме-основная активность представлена частотой 6-7 ГЦ. Альфа-колебания формируются слабо.Сон модулирован по фазам.Физиологические паттерны сна зарегистрированы.В состоянии сна регистрируются периодическое деформированное замедление в низкочастотном тета-диапазоне в центрально-теменно-передневисочных с включением низкоамплитудного островолнового компонента.Более напряжено левое полушарие.Меньшегоиндекса представленности медленноволновой акцент прослежен в левой лобно-центральной области.Типичные эпи-паттерны в данной записи не зарегистрированы.

Доктор, помимо этого заключения на целую страницу есть описание самого мониторинга(не диаграммы).Если надо ,я могу из вам по емайлу послать.

Врач,который посмотрела это заключение на словах мне сказала,что вероятно в следствии гипоксии у ребенка в речевом центре слабые идут сигналы(это как я поняла). Выписала на месяц рецепт. Вот он: Глицин 1 таб.2 раза в день, пантогам сироп 1 ч.л. в день, мальтофер 1/2 ч.л. в день, циннаризин 1/4 таб.в день. Она осмотрела девочку, сказала что не видит психолог.отклонений, просто надо пролечить немного и она сможет говорить.

Я пока не дала все эти препараты, хотела чтобы Вы тоже просмотрели и высказали свое мнение, может быть надо еще что-то обследовать…или можно уже начать лечение..

Спасибо огромное-преогромное заранее.Извините,что так много написала
Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Вс Дек 22, 2013 8:53    
Tuaneta

Здравствуйте! Заключение ЭЭГ довольно неоднозначное. Но самое главное, что грубых изменений не найдено. Активность соответствует возрасту. А межполушарная асимметрия встречается иногда и в норме.

Но полезной информации для уточнения диагноза исследование не дало. Иногда практически нормальные результаты ЭЭГ бывают и у детей с тяжелыми нарушениями развития.

Назначена неспецифическая терапия, набор питательных веществ для стимуляции развития. Все препараты достаточно безопасные.

Так что по прежнему ситуация представляется мне неясной. Как сейчас дела с речью? Появилось что нибудь “настоящее”?
Вернуться к началу
          
 
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Пн Дек 23, 2013 15:10    Заголовок сообщения: Что такое мозжечковая недостаточность
Спасибо за ответ. Я писала выше,что дочке давала витамины группы Б в течение полутора месяцев, а потом сразу начала вот это лечение. Изменения есть, незнаю как они вам покажутся. У нее намного улучшилось понимаение того,что я ей говорю. Появились звуки с буквами,которых раньше не было в ее словаре. Я думаю,на фоне этого пантогами она стала как будто еще любопытнее чем была раньше, ей сейчас все надо потрогать, попробовать (особенно еду). Она стала копировать движение старшего сына,когда он например льет кетчуп на свою тарелку, она берет этот закрытый кетчут,переворачивает его вниз горлышком и как будто тоже наливаете его в тарелку. Она стала более послушной в тоже время, например ее любимое занятие-бросать игрушки из пластмассы в ваночку с водой,которая постоянно есть у нас в ванной комнате. Раньше если она за кем-то туда проскальзывала, мне надо было ее оттуда за руку вытаскивать, вот уже пара дней как я специально туда не иду за ней,а просто как бы кричу из совсем другой комнаты-а ну ка быстро вышла оттуда..и она мигом оттуда выскакивает, тоже самое происходит когда она начинает ножками стоять на диване и прыгать на нем,я из смежной комнаты ей громко говорю что-то типа – быстро опустить на попку, она быстро опускается. .Мама моя тоже заметила,что она как будто лучше стала понимать обращенную к ней речь, но вот пока целые слова у нее не получаются. Она может иногда сама начать считать,говорит оди-да-ти (один,два, три), но она это делает вовсе не считая что-то ,а просто так. Потом когда кто-то от нас уходит,я беру ее на руки, говорю ей-давай скажи пока-пока и она говорит – ока-ока..может ручкой тоже помахать,правда редко.

Я конечно пока не жду,что в течение месяца приема пантогами она начнет сразу мне слова выдавать, но все же надеюсь на какие-то положительные сдвиги. Подскажите,может ей МРТ надо сделать,если ЭЭГ ничего такого определенного не показало? В остальном она очень подвижный,активный ребенок, не очень капризная, если только дело не касается мячиков во дворе(там бывает истерики если ей кто-то его не дает).
Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Пн Дек 23, 2013 21:02    
Tuaneta

МРТ в таком возрасте делают под наркозом. Нужно взвесить все плюсы и минусы. У меня несмотря на Ваш рассказ не сложился образ ребенка. Например как себя проявляет эта самая “мозхечковая недостаточность” И есть ли вообще эта проблема. Есть шаткость и неустойчивость при ходьбе?
Вернуться к началу
          
 
Tuaneta
Ясельки

На сайте с 11.06.13
Сообщения: 23

Добавлено: Вт Дек 24, 2013 16:44    Заголовок сообщения: Что такое мозжечковая недостаточность
Мозжечковую недостаточность заподозрила врач из Питера, когда мы были там проездом, ребенку тогда было 1,2 года и она не могла сама ходить. Тогда ей сделали только УЗДГ, врач написала диагноз- задержка развития по темпу, а на словах мне сказала,что у девочки есть вот эта самая недостаточность. Посоветовала ей остеопатию, мед препараты не выписывала. Я сказала,что мы тут проездом ,а к остеопату надо было 2 раза в неделю ходить несколько недель и я не согласилась на это. Тогда она мне сказала,дома хотя бы несколько курсов просто массажа делать. Я это и сделала, после 2го курса моя дочка сама уже пошла в 1,9 месяцев.

Сейчас я не в Питере, вынуждена была найти здесь врача, вот она ,посмотрев на заключение ЭЭГ и осмотрев дочку, выписала сейчас это лечение. Дочка сейчас конечно же ходит нормально, когда быстро бегает, у нее бег немного как вперевалочку, но это почти незаметно.Конечно изредка она падает как и все детки.

Скажите ,а как вообще можно проверить мозжечок ребенка?Может быть питерский врач ошиблась, здесь мне в диагнозе написали просто ЗПРР и все..

Насколько страшна эта самая недостаточность, можно ли ее лечить как-то? У меня ощущение,что у нее почему-то вот этот речевой центр просто недоразвит что-ли…даже незнаю что и думать уже..
Вернуться к началу
          
 
Показать сообщения:   
Читайте также:  Желтоватые выделения у ребенка 2 года

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник