Можно ли ребенку 2 года мятный чай

Можно ли ребенку 2 года мятный чай thumbnail

Можно ли детям пить чай? Этот вопрос актуален для многих родителей. Признаемся, что и для нас тоже. Поэтому мы внимательно изучили предписания педиатров разных стран и составили краткий гид по всем «можно» и «нельзя»*.

Можно ли ребенку 2 года мятный чай

«Чай» – понятие широкое. Это слово часто означает для людей нечто большее, чем напиток, приготовленный из камелии китайской. Это и классический черный (или зеленый) чай, и любимый пуэр, и аптечная ромашка в пакетиках, и гранулированный напиток для детского питания, а для кого-то даже укропная водичка.

Мы предлагаем четко разделить понятия.

Чай – настой из чайного листа. Он может быть черным, зеленым, белым, но одно неизменно – такой напиток создан на основе одного и того же растения, которое содержит кофеин.

Тизан – травяной напиток, приготовленный из любых других растений, которые могут иметь совершенно различный химический состав.

Логично, что в отношении двух этих категорий будут действовать разные рекомендации для детей и их родителей.

Классический чай для детей

Поскольку в нашей стране большей популярностью пользуется черный чай, именно его дети пробуют в первую очередь. Еще буквально 50-70 лет назад черный чай считался самым обычным напитком, который пили все от мала до велика, однако сегодня педиатры более осторожно относятся к идее вводить его в традиционный рацион ребенка.

Можно ли ребенку 2 года мятный чай

Вред чая для детей

Врачи называют четыре основные причины, почему чай не стоит давать малышам и с осторожностью следует вводить в рацион детей дошкольного возраста.

  • Кофеин возбуждает нервную систему и учащает сердцебиение.

  • Танин замедляет образование витамина D и препятствует усвоению железа.

  • Пурин способствует усиленному образованию мочевой кислоты, что повышает нагрузку на почки.

  • Оксалаты могут вызвать развитие кариеса на нежной эмали молочных зубов.

Но есть и хорошая новость: все эти вещества в большом количестве содержатся в зеленом чае, а в черном их намного меньше. Именно поэтому медики считают допустимым понемногу давать детям черный чай уже с 2-3 лет, а зеленый оставить в сторонке до 10-12 лет.

Польза чая для детей

Как говаривал Парацельс: «Все есть лекарство, и все есть яд». Главное – соблюдать меру. Несмотря на ряд противопоказаний, чай был и остается напитком, который может принести много пользы (и детям в том числе). Напомним вкратце, что этот напиток нам дает:

  • защиту от вирусов и бактерий;

  • защиту от мутаций клеток;

  • укрепление общего иммунитета;

  • улучшение пищеварения;

  • нормализацию давления;

  • укрепление сердечно-сосудистой системы;

  • улучшение обмена веществ;

  • стимуляцию умственной деятельности и многое другое…

Можно ли ребенку 2 года мятный чай

Однако детям все эти свойства чая не так важны, как взрослым, которые успевают обрасти множеством хронических заболеваний. Именно поэтому для младших членов семьи чай – это скорее дополнение к обычному питьевому меню, которое должно включать в себя в первую очередь воду, компоты и соки.

Правила добавления чая в детское меню

Если все же вы полагаете, что от чая будет больше пользы, чем вреда, следует учесть несколько советов, которые дают медики.

Во-первых, строго соблюдайте возрастную дозировку, которая принята в нашей стране:

  • детям с двух лет разрешено давать по 50 мл чая не более 4 раз в неделю;

  • детям с трех лет можно пить по 100 мл чая раз в два дня;

  • детям с шести лет допустимо выпивать по 200 мл чая ежедневно.

Во-вторых, чай должен быть заварен некрепко и иметь светлый цвет настоя и нежный (не терпкий и не горький) вкус.

В-третьих, вводя любой новый продукт в меню ребенка, помните о том, что он может оказаться аллергеном. Начинайте с очень небольшого количества (особенно если у ребенка есть склонность к аллергическим реакциям).

Можно ли ребенку 2 года мятный чай

А вот что думает об этом британский врач Шарлотта Стирлинг-Рид (диетолог, специализирующаяся на питании детей грудного и раннего возраста):

«Не стоит предлагать чай или кофе детям младше пяти лет. Основная причина этого – кофеин. Мы не можем быть уверены в том, как он повлияет на ребенка. Нам известно, что это стимулятор, но даже взрослые люди по-разному реагируют на него. Нельзя сказать, что он обязательно окажет огромное влияние на здоровье ребенка, но мы не знаем наверняка, что из этого выйдет, поэтому лучше преодостерчься. Чем дольше вы оградите детей от чая, тем лучше: он им просто не нужен, они не нуждаются в том эффекте, который получают от чая взрослые. Иногда это неплохо, ничто не должно быть полностью под запретом, но лучше не превращать чай в обычное дело».

Черный чай в детском саду

Несмотря на всю спорность вопроса, черный чай – неизменный участник меню детских садов и школ со времен СССР. При этом большинство детских учреждений пользуется одним и тем же проверенным рецептом, который приведен в учебнике «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания» авторства А. И. Здобнова, В. А. Цыганенко и М. И. Пересичного (2005). Однако, если присмотреться, нормы заварки в документах разных детских садов и школ разнятся в среднем от 0,2 до 1 г сухой заварки на 100-200 мл готового напитка.

А вот так, согласно рецепту, должна выглядеть технология приготовления:

Емкость для заварки ополаскивают горячей водой, насыпают сухой чай на определенное количество порций, заливают кипятком примерно на 1/3 объема емкости, настаивают 5-10 минут, накрыв крышкой, после чего процеживают, добавляют сахар и доливают кипятком до требуемого объема.

Кипятить заваренный чай или длительно хранить его на плите нельзя, так как вкус и аромат чая ухудшаются. Не следует смешивать сухой чай с заваренным. Температура подачи: 65-75 °С.

Можно ли ребенку 2 года мятный чай

Травяной чай для детей

Итак, понятно, что приучать детей к классическому чаю нужно осторожно и чем позже, тем лучше. А что же насчет травяных напитков? Здесь тоже все неоднозначно, ведь тизаны бывают очень разными: одни больше подходят для детского меню, другие – меньше, третьи следует строго исключить до определенного возраста.

Читайте также:  У ребенка выпирают нижние ребра 2 года

Какой чай лучше давать детям?

Европейские педиатры придерживаются точки зрения, что для детей самыми безопасными растительными напитками являются отвары из мяты, ромашки и фенхеля, но даже с этими тизанами следует быть осторожней и не перегибать палку.

Мята

Ценится за ее способность улучшать сон, снимать стресс и нормализовать пищеварительный процесс.

Ромашка

Считается успокаивающей травой, имеет противовоспалительные и спазмолитические свойства, помогает бороться с простудными заболеваниями.

Фенхель

Традиционно используется для облегчения желудочно-кишечных расстройств малышей, таких как газовая боль и колики. Он также полезен во время простуды и кашля.

Можно ли ребенку 2 года мятный чай

Шесть базовых правил, как давать детям чай

  1. Всегда внимательно изучайте состав на этикетке. Некоторые тизаны могут содержать травы, не допустимые в меню ребенка до определенного возраста.

  2. Всегда заваривайте чай для ребенка некрепким. Если настой получится слишком насыщенным, разбавьте его водой.

  3. Никогда не давайте ребенку горячий чай, убедитесь, что он имеет приятную теплую температуру.

  4. Иногда в чай можно добавлять мед для сладости и дополнительной профилактики простудных заболеваний, но никогда не предлагайте мед детям младше года. Также помните, что мед является сильным аллергеном.

  5. Лучше всего покупать для детей специальные детские чаи, но не в гранулах, а в пакетиках.

  6. Перед тем как дать ребенку новый для него чай, убедитесь, что на его составляющие нет аллергии (ее могут вызвать даже самые безвредные «детские» травы).

*Эта статья не является медицинским пособием. Прежде чем дать чай своему ребенку, не забудьте посоветоваться с педиатром и учесть все индивидуальные особенности малыша!

Источник

Чай для ребенка от 6 месяцев. Польза чая для детей.

16 декабря 2013 г.

В течение первых месяцев жизни малыш потребляет только один продукт: материнское молоко либо искусственную детскую смесь. По мере взросления в его рацион вводят новые блюда и напитки. Для молодых мам всегда актуальны вопросы о полезности тех или иных продуктов, об их влияния на детский организм. В данной статье мы постарались дать развернутый ответ на вопрос, какой чай можно давать ребенку.

Детям до 2 лет пить этот напиток не рекомендуется, потому что:

1) В нем присутствуют дубильные вещества, в частности танины, которые связывают железо и препятствуют его усвоению в организме. Таким образом, употребление чая маленькими детьми может вызвать анемию (дефицит железа).

2) Содержащиеся в нем алкалоиды, а именно теин (чайный кофеин), способствуют возбуждению нервной системы и учащению сердцебиения. Также из-за него нарушается образование витамина D в организме, что может привести к развитию рахита.

3) Из-за наличия в нем пуриновых оснований в организме скапливается большое количество мочевой кислоты, которую детские почки не в силах вывести. А это нехорошо сказывается на общем состоянии малыша: он становится раздражительным, беспричинно ноет, на его коже могут появиться небольшие высыпания, также не исключено возникновение рвоты.

4) Этот напиток вреден для зубной эмали. При взаимодействии находящейся в чайном настое щавелевой кислоты с кальцием зубов, она разрушает его и откладывает красящие пигменты на эмали.

Для взрослых данные эффекты ощутимы лишь при употреблении слишком крепкого напитка или большого его количества, а на детский организм способна оказать влияние даже небольшая порция.

Из вышесказанного следует, что поить детей тем чаем, который употребляют взрослые, нежелательно. Итак, какой же чай можно пить малышам?

Чай для детей от 6 месяцев

Не так давно на рынках страны появились чаи, предназначенные специально для детей до года. Начиная с 6 месяцев их можно давать ребенку: поначалу маленькими порциями и слабо заваренными. В таком продукте нет чайных листьев – ни черных, ни зеленых. Они представляют собой порошки из целебных трав, фруктов и ягод или наборы трав. Заваривая такой порошок, мы получаем светло-оранжевую жидкость с приятно-сладковатым вкусом и тонким ароматом. Ее сладкий вкус обеспечен добавлением в порошок натуральных органических соединений, выполняющих роль сахара, поэтому добавлять его нет необходимости, что является большим плюсом. Так как при расщеплении этих органических соединений образуется глюкоза, то для организма такой продукт станет постоянным ее источником. Однако употреблять в больших количествах порошковые чаи не рекомендуется, лучше пить травяные.

Чай для детей от года

С года можно ввести в рацион травяные настои, предварительно проконсультировавшись с терапевтом. Их можно заваривать из мяты, мелиссы, ромашки, фенхеля и других растений. Конечно, не все травы годятся для этого: некоторые из них обладают сильными лекарственными свойствами и не подходят для регулярного потребления.

Но есть большое количество трав и плодов, из которых можно постоянно готовить напиток для маленьких детей. Полученные из них настои приносят только пользу, если ими не злоупотреблять и соблюдать концентрацию для возраста пьющего. Ребенку достаточно пить его не более двух раз в неделю, причем компоненты нужно регулярно менять, так как длительное потребление одной травы не рекомендуется. А чередуя эти компоненты, вы сможете обеспечить приток различных витаминов и минералов в организм своего малыша. Например, на этой неделе пьем чай из липового цвета, на следующий – из плодов шиповника и листьев мяты.

Можно собственноручно собирать растения и высушивать их. А можно приобретать в аптеке сбор трав из 4-5 наименований трав, корешков и плодов в одной упаковке.

Чай для детей от двух лет

Какой «взрослый» чай дать попробовать ребенку в первый раз: черный, красный, зеленый, белый?

На самом деле это спорный вопрос. Ведь, одна мама решит предложить малышу чай с наименьшим содержанием кофеина – это красный. А другая – посчитает, что будет лучше тот, который прошел минимальную обработку, – это зеленый и белый. Здесь родитель сам решает, что будет полезнее для его чада.

Читайте также:  Как скинуть температуру у ребенка 2 года

Что касается выбора чая между пакетированным и листовым, то здесь мнение однозначно, – предпочтение следует отдать последнему.

Как приготовить чай для ребенка от двух лет и правила по его употреблению

Понятно, что настоя должно быть не много и он должен получиться некрепким, поэтому нужно взять чашку объемом 150 мл, насыпать в нее 1/4 ч.л. заварки и залить кипятком. Настаивать следует не более 30 секунд, после процедить.

Несколько советов для родителей по употребления данного продукта.

• Из-за возбуждающего действия чая нельзя поить им ребенка перед сном.

• При поднятии у ребенка температуры он противопоказан, т.к. может поспособствовать еще большему ее повышению.

• Следует пить только свежезаваренный настой, через час после его приготовления концентрация в нем витаминов и других полезных веществ значительно снижается.

• Детям не рекомендуется пить горячий и холодный чай. Подойдет только теплый. Так как горячий – разрушает эмаль зубов и раздражает стенки желудка, а холодный – плохо всасывается и теряет большую часть витаминов.

Как сделать чай еще полезнее?

Чай с молоком

Очень хороший вариант для дошкольников – чай с молоком. Он гораздо полезнее обычного. Причем его можно предложить ребенку от двух лет, соблюдая пропорцию 1:1. Детям постарше можно добавлять молоко в произвольном количестве. Молоко делает напиток менее концентрированным, соответственно, он уменьшает отрицательное влияние дубильных веществ и кофеина на организм. При этом все «полезности» в напитке сохраняются.

Чай с медом

Для улучшения вкуса чайного настоя намного полезнее добавлять вместо сахара мед. Дело в том, что сахар не несет в себе никакой пользы, а о целебных свойствах меда известно всем. Единственная проблема: детям-аллергетикам частое потребление меда может навредить.

Чай с ягодами и фруктами

Опять же этими продуктами можно заменить сахар. Это будет и вкуснее, и полезнее. В него можно положить кусочки фруктов – яблоки, груши, лимоны, грейпфруты. Или ягоды – малину, землянику, ежевику, черную смородину.

Правильное употребление чайного напитка полностью исключит его отрицательно влияние на органы пищеварения детей и будет нести в себе только пользу для подрастающего организма.

Источник

Можно ли ребенку 2 года мятный чай

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.

Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарст­венным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).

Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии – нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функ­ций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.

Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психо­эмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), – R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. – в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях – с умеренным или ограниченным эффектом.

Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат – атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).

Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.

Читайте также:  Ребенку 2 года коньюктивит

Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.

Настой корня валерианы – традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим дейст­вием.

Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята переч­ная (в виде эфирного масла) способ­ствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное дейст­вие.

Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной – ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.

Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семей­ства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.

Основные действующие вещества мяты лимонной:

  • компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
  • гераниол;
  • линалоол;
  • нераль;
  • кариофиллен;
  • терпеноиды;
  • глюкозиды эвгенола;
  • бензиловый спирт;
  • фенолкарбоновые кислоты и др.

Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.

Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.

Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).

Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).

Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.

Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.

Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсут­ствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в дет­ском возрасте.

Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор

С. В. Балканская, кандидат медицинских наук

В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ

НЦЗД РАМН, Москва

Источник