Можно есть ребенку перед причастием в 4 года
В правилах причащения ребенка у православных каких-то особых ограничений, связанных с возрастом нет. В отличие от тех же католиков, дети которых начинают причащаться при достижении определенного возраста, а точнее – 9 лет.
Однако вопросы по поводу того, можно ли ребенку перед причастием кушать, интересуют многих родителей. Крещеному младенцу Святой Церковью даруется возможность принять Господню благодать. Но можно ли маленьким детям кушать перед причастием?
Для того чтобы это таинство совершалось по православным канонам, все-таки нужно придерживаться некоторых правил, которые необходимо принять во внимание. Ведь определенная мера ответственности за достойное причастие ложится на родителей, которые должны осознавать, что это – не обряд и не ритуал, который совершается символически. И это не какая-то магия или волшебное действие в подражание соседям и друзьям.
Предостережения
Причащаясь, человек не соединяется с некой потусторонней силой, которой мы хотим управлять, а воссоединяется с Самим Господом, который по нашей вере будет управлять нами и воздаст нам то, что мы заслужили. Эта возможность внутреннего преображения ведет человека к единению с Господом и к непостижимой тайне причастия. Поэтому оно и объясняется таким понятием, как таинство.
Теперь же, обращая внимание на то, что Господь воздает нам по нашей вере, можем ли мы сказать об осознании полноты веры, когда речь идет о причастии грудного ребенка? Можно подумать, что причастие маленьких детей содержит иную сакральную природу. Но это не так, оно по природе и значению неизменно, несмотря на возраст.
Личный пример
Разбираясь дальше с вопросом о том, можно ли ребенку перед причастием кушать, стоит отметить, что пока малыш маленький, он является частью единого целого с теми, кто о нем заботится. И все, что ему не достает, восполняется его родителями, то есть их верой и личным примером участия в церковных таинствах.
Недопустимым становится то, что родители будут ребенка причащать регулярно, а сами не молиться, не поститься и всячески грешить. Простое присутствие на причастии ребенка тоже не принесет никаких плодов. И к большому сожалению, такие ситуации – не редкость.
Итак, чтобы правильно и полноценно причастить ребенка, нужно в первую очередь подготовиться родителям (посредством молитвы, поста и таинства исповеди). Для вкушения Святых Христовых Тайн человеку необходимо три дня усердно молиться, когда кроме утренних и вечерних молитв читаются каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Последование ко святому причащению. Это важно.
Можно ли ребенку перед причастием кушать
Перед таинством необходимо побывать на вечерней службе. С молитвой надо воздерживаться и от пищи животного происхождения – мяса и рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.
Кормят ли детей перед причастием? Конечно же, морить малыша голодом не нужно. Детям перед причастием можно кушать вареные и сырые овощи, каши без масла, макароны, хлеб, отвары и соки как, собственно, и сами фрукты, которые можно использовать в качестве основного десерта.
Желательно исповедаться до или после вечернего Богослужения, крайний случай – на утренней Литургии до Херувимской песни. На исповеди – высказывать все по совести, при этом не оправдываться и не обвинять других. Надо иметь в виду, что без исповеди (кроме детей до 7 лет) никого не допускают до причастия.
В отрезке между исповедью и причастием православный человек должен полностью воздерживаться от пищи и воды. Это не есть категорическое предписание, но после полуночи накануне эти запреты становятся обязательными. А утром нужно, лишь почистив зубы и прополоскав рот, натощак идти в храм.
Подготовка
Говоря простым языком, подготовка взрослого человека к таинству предполагает прежде всего самодисциплину и предельную собранность. Для многих это довольно сложно.
Некоторые родители перед тем, как подготовить ребенка к причастию, решают выбрать самый простой и незатейливый способ. Они просто подводят или подносят ребенка к батюшке. А затем просят причастить его. Но сами не хотят, надеясь на потом и на какой-нибудь другой раз, когда будут не заняты или когда им будет удобно.
Младенца причащать каждый день не возбраняется, а даже приветствуется, тогда родителям можно не причащаться каждый день. Однако надолго такое причастие оставлять нельзя – в этом случае такое поведение будет означать откровенное пренебрежение к вере и заодно к своему ребенку. В такой ситуации малыш не получит ту полноценную силу Божией благодати, так как он будет причащаться без духовного соучастия и поддержки со стороны родителей.
Предостережения
До 7 лет дети причащаются без предварительной подготовки: исповеди и воздержания в пищи. Хотя в пище есть и свои особенности: грудных малюток не кормят слишком плотно, чтобы не случилось неприятностей. Это же имеет отношение к детям постарше.
Однако при этом надо стараться детей до трех лет причащать натощак, но принуждать их к голоданию тоже не надо. Можно, например, покормить ребенка легким завтраком – сладким чаем и кусочком хлеба.
Ребенка мучить нельзя, к 6 годам может появиться уже осознанное воздержание от пищи и питья. Дети тоже бывают разные – одни и три года будут терпеть, другие и в семь будут мучиться. И здесь родителям надо проявить особую мудрость, доброту и ласку. Потом же, когда цель будет достигнута, ребенок обретет внутреннюю твердость и понимание. А если он по собственному желанию ради причастия откажется от завтрака, то он поступит как настоящий православный христианин.
Важным моментом является и то, что если ребенок принимает участие в церковных таинствах, это не значит, что он станет настоящим христианином.
Само причастие и возрастающая строгость поста – это одна из главных сторон христианской жизни. А перед родителями стоит задача воспитать своего ребенка в духе православия и как можно больше разъяснять ему все тонкости религиозной жизни с учетом возраста и общего развития.
Евангельское учение
Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному – тому, что здесь очень важна молитва. Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется. Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.
Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.
Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие – оно святое и хорошее.
Грех
После того как мы выяснили, можно ли ребенку перед причастием кушать, с малышом надо добродушно побеседовать и объяснить, что такое грех. А также, какие заповеди бывают и за что надо просить у Бога прощение.
Детям перед причастием необходимо объяснить, что любой грех вредит не только другим, все недоброе деланное нами возвращается к нам же.
Страх перед исповедью тоже необходимо развеять и объяснить ребенку, что батюшка лишь помогает нам исповедоваться перед Самим Господом Богом. И все, что говорится ему, он не расскажет никому и никогда.
Посещение храма
Некоторые родители считают, что до семи лет их ребенок не грешит, но это неправильное представление. Общеизвестны такие детские шалости, которые являются проявлением детской жестокости и даже преступлением. Греховность заложена в нас от рождения. Однако ребенок скверно может поступать из-за того, что он не может в полной мере отвечать за свои поступки, а граница в семь лет выбрана просто условно. Но при этом ребенок должен к этому времени усвоить, что за содеянные нехорошие поступки ему придется держать ответ и перед людьми, и перед Богом.
Ребенка с такой же осторожностью и постепенно надо приучать к посещению храма. Сначала хоть на 15 минут заносить или приводить его перед причастием. А дальше время можно увеличивать и приучить к тому, чтобы дети присутствовали на Литургии все время.
Грудничка надо заранее как-то настроить, чтобы он не плакал и своим криком не беспокоил других прихожан. Конечно же, это не всегда достижимо, но прилагать к этому все усилия необходимо. И чем чаще они причащаются, тем быстрее они могут привыкнуть к церковной обстановке.
Поведение в храме ребенка
Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).
Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.
Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.
Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.
Заключение
Церковная практика имеет каноническую основу при причащении детей. В Евангелии от Матфея и Луки несколько раз упоминается случай, когда к Иисусу Христу приносили детей, и он обнимал их, возлагал на них руки, благословлял и молился. Ученики Господа запрещали детям, но Иисус говорил им, чтобы они не возбраняли им приходить к Нему, ибо Царство Небесное из них состоит.
Все это говорит о той важности причащения детей и о высочайшей ответственности, которая возлагается Господом на родителей.
Теперь груз ответственности лежит на плечах родителей. И пусть они сами думают, кормить ребенка перед причастием или нет, а если да, то как именно.
Источник
Причастие детей
Причастие детей
Ради чего ты водишь детей на Причастие?
Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»
И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем…
Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.
Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.
Причащать ребенка нужно обязательно – это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.
Когда первый раз Причащать ребенка
К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.
Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.
Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.
Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.
Как объяснить смысл обряда малютке
Хорошо бы объяснить смысл обряда в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя – дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про “вкусненькое”, если речь идет о Причастии. Что сказать? – Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это – хлеб. Это – каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.
Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы – желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.
Для деток – девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.
Можно ли кормить детей перед Причастием
До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.
После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).
Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.
Когда приезжать на Причастие с детками
Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.
Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…
Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.
Причастие
Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет – идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.
Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.
Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.
Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.
И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.
Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия – подойдите к Батюшке и скажите об этом.
Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.
После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.
Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.
Дожидаться конца Службы не обязательно – смотрите по состоянию ребенка.
До семи лет дети не исповедуются.
Статья подготовлена редакцией сайта “Детская”
по материалам статьи “Детское Причастие”
клуба православных литераторов “Олимпия”
Назад к списку
Источник
Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.
Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:
- До года
- От года до трех лет
- От трех лет до семи.
О проблемах и вопросах
Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.
Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие». То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.
Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.
В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.
Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.
Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.
Маленькие детки – маленькие бедки
Причастие ребенка до года
Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.
Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.
Причастие ребенка от года до трех лет
С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».
Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».
Читайте также — Почему не помогает Причастие?
Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.
Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.
Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».
Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.
Причастие ребенка от трех до семи лет
Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».
Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.
Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.
Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
И если не покается,
Гореть ему в аду.
Читайте также — Действительное Причастие
Ну а теперь обсудим, собственно, вопрос о посте и молитвенном правиле для детей в этом возрасте. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. Но это должен быть именно «детский пост» – на шоколад и мороженное, на мультики, на компьютерные игры. Хотя в этом возрасте чаще всего пост носит принудительный характер – не по желанию ребенка, а потому, что «так сказала мама». В принципе, я не вижу в этом большой беды, особенно если родители сами соблюдают пост, хотя бы частично. То есть ребенок должен «жертвовать», с родительской помощью,«излишествами», а не насущно необходимыми для его роста вещами – мясом, молочными продуктами и прочим. И еще: желательно, он должен понимать, зачем он это делает. И вот здесь объяснение«так захотела мама» не подходит. Пост не должен быть маминым самодурством, а чем-то большим – подвигом, жертвой, причастностью к жизни Церкви. И еще: он обязательно должен быть общим делом семьи, также как и чтение книги. Это то, что должно объединять семью, а не разъединять.
Что касается молитвенного правила, то в этом возрасте в общем-то бессмысленно заставлять ребенка заучивать большие куски текста или молитвы, потому что чаще всего это механическое зазубривание не результативно: «К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лу