Может ребенок опережать развитие в утробе матери

Может ребенок опережать развитие в утробе матери thumbnail

Диагноз “синдром задержки развития плода” (СЗРП) всегда тревожит будущих мам. Почему малыш развивается медленно, и чем могут помочь в такой ситуации врачи?

Физиология развития плода в утробе матери

Долгих девять месяцев малыш растет и набирается сил, готовясь появиться на свет. Все это время он “проживает” в животе у мамы, существуя за счет ресурсов ее организма.

До момента рождения органы дыхания плода не функционируют. Впервые легкие малыша “заработают” во время первого вдоха – сразу после появления на свет. До этого момента снабжение плода кислородом совершается через плаценту. Кислород из крови матери проникает в кровь плода через ворсинки плаценты. Из крови плода через плаценту в кровь матери поступает углекислый газ.

Взрослому человеку для насыщения клеток и тканей организма кислородом необходимо сделать вдох. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, заполнит легкие и через стенки мельчайшего элемента дыхательной системы – альвеолы – проникнет в маленький кровеносный сосудик, капилляр. В кровеносном русле молекулы кислорода “захватит” переносчик, гемоглобин, и доставит источник силы к каждой клетке организма.

Малыш получает кислород в “готовом к употреблению” виде – растворенным в крови. Вдох и выдох, а также газообмен на уровне легких за него осуществляет мама. За качество и скорость газообмена между мамой и малышом отвечает плацента. Плод растет и развивается очень быстро, обмен веществ у него интенсивный, а значит, потребность в кислороде всегда высокая.

Функции пищеварения плода в период внутриутробного развития также замещает плацента. Именно через плаценту (как через таможню) из организма матери доставляются питательные вещества для малыша. В плаценте вырабатываются ферменты, расщепляющие питательные вещества. Белки, жиры и углеводы, находящиеся в крови матери, захватываются ворсинами плаценты, подвергаются ферментативной переработке и доставляются к плоду в состоянии, пригодном для усвоения его организмом. Некоторые продукты расщепления белков и углеводов (аминокислоты, глюкоза), а также неорганические соли и вода проникают через плаценту путем диффузии. От матери к плоду через плаценту переходят витамины и микроэлементы, необходимые для развития и жизнедеятельности растущего организма малыша.

Таким образом, развитие плода полностью зависит от питательных веществ, поступающих из организма матери. Завтрак, обед и ужин будущей мамы перерабатывается в ее пищеварительном тракте, полезные для работы организма вещества – белки, жиры, углеводы, витамины – всасываются в кровеносное русло и с током крови доставляются в плаценту. Плацента завершает переваривание и отправляет “полезное меню” малышу. Получается, что за поставку и качество питания, в конечном счете, тоже отвечает плацента.

Причины задержки развития плода

В первой половине беременности, особенно в первом триместре, все питательные вещества и кислород, поступающие в организм малыша, используются для “строительства” органов и систем плода. После 20-й недели начинается интенсивный рост плода, прибавка массы. Врачам, наблюдающим за внутриутробным развитием маленького человека, известны критерии скорости и пропорции прибавки веса и роста малыша на каждом сроке беременности.

При недостаточном поступлении кислорода через плаценту у плода возникает гипоксия – кислородное голодание. Гипоксия тормозит внутриутробное развитие плода и даже может стать причиной его гибели. Условия, нарушающие доставку плоду кислорода, одновременно с этим нередко вызывают задержку выведения через плаценту углекислого газа. В результате возникает внутриутробная асфиксия (нарушение дыхательной функции плода), при которой малыш страдает от недостатка кислорода и избытка углекислоты в организме. Если причину асфиксии не устранить, плод может погибнуть.

Нарушение газообмена плода может возникнуть при ряде заболеваний матери, а также при различных изменениях в плаценте и пуповине. Недостаточная доставка кислорода плоду может быть следствием анемии (состояние, характеризующееся нехваткой гемоглобина – основного переносчика кислорода), пороков сердца, воспаления легких, лихорадочных состояний (грипп, ОРВИ с высокой температурой), токсикозов и других заболеваний будущей мамы.

К кислородному голоданию плода ведут такие изменения в плаценте, которые уменьшают площадь газообмена между организмами мамы и малыша – так называемую дыхательную поверхность плаценты. К таким изменениям относятся кровоизлияния в ткани плаценты, “белые инфаркты” – участки омертвевшей плацентарной ткани. Кровоизлияния и инфаркты в плаценте нередко формируются при тяжелых гестозах беременности (эти осложнения проявляются чаще появлением отеков и повышением артериального давления), заболеваниях почек и сердечно-сосудистой системы матери.

Газообмен плода нарушается при преждевременной отслойке плаценты от стенки матки. Чем больше размер отслоившегося участка плаценты, тем хуже становятся условия газообмена плода.

Нарушение доставки кислорода к плоду и выведения углекислого газа из его организма происходит при нарушении кровообращения в сосудах пуповины.

Подобные нарушения возникают при затягивании истинного узла пуповины, при длительном сдавлении участка пуповины между частями плода, стенкой матки.

При любых нарушениях кровотока в материнских сосудах, кровеносной сети плаценты или венах пуповины наряду с газообменом нарушается поставка питательных веществ. Малыш, ограниченный в кислороде и питании, начинает отставать в развитии; чем длительнее “перебои” в поставке продовольствия и газообмене, тем более выражено отставание в росте и развитии малыша.

Большинство препаратов вводится внутривенно капельно с определенным временным интервалом.

Рациональное питание во время беременности также имеет огромное значение – не только для здоровья будущей мамы, но и для роста малыша. Однообразное или недостаточное питание может вызвать задержку или нарушение развития плода. Не меньшее значение для пропорционального роста и веса малыша имеет присутствие витаминов в рационе беременной. Недостаток витаминов и минеральных веществ в меню будущей мамы может стать причиной задержки роста и развития внутриутробных аномалий.

Большую роль в развитии гипотрофии плода играет воздействие неблагоприятных профессиональных (вредное производство), социальных (плохие условия жизни, недостаточное питание) и экологических факторов, а также курение, наркомания и злоупотребление алкоголем.

Однако основной и наиболее распространенной причиной недостаточного поступления к плоду кислорода и питательных веществ является фетоплацентарная недостаточность. Так называется патологическое состояние беременности, характеризующееся нарушением скорости и уровня кровотока в системе “мать -плацента – плод”. В результате ухудшения кровообращения в плаценте страдает и газообмен, и обмен питательных веществ, а значит, малыш испытывает систематическую нехватку жизненно важных продуктов, обеспечивающих его нормальное развитие. Именно фетоплацентарная недостаточность чаще всего приводит к состоянию, именуемому синдромом задержки развития плода.

Опасная задержка развития. Степени СЗРП

Синдром задержки развития плода (СЗРП) – это патологическое состояние малыша, характеризующееся отставанием в росте и развитии относительно срока беременности.

Различают два типа задержки развития плода – симметричный и асимметричный. Симметричная форма характеризуется пропорциональным (равномерным) отставанием длины и веса плода от нормы, соответствующей сроку беременности. Эта форма наблюдается в 10-30% случаев и чаще развивается в ранние сроки беременности (до 16 недель). Основными причинами симметричной формы задержки внутриутробного развития плода являются хромосомные и генетические аномалии (синдром Дауна, фенилкетонурия – врожденная болезнь с нарушением обмена аминокислоты фенилаланина и др.), врожденные пороки развития плода (пороки сердца, кровеносной и нервной системы). Нередко к симметричной ЗРП приводит внутриутробная инфекция, чаще – вирусная (краснуха, герпес, цитомегаловирус). Другая причина равномерной задержки роста – голодание, авитаминоз, курение, алкоголизм или наркомания матери. Наконец, большое значение имеют заболевания будущей мамы, сопровождающиеся хронической гипоксией: пороки сердца, астма, эмфизема легких, бронхоэктатическая болезнь, дыхательная недостаточность.

Асимметричная форма СЗРП характеризуется неравномерным развитием плода, например:

  • отставанием веса на фоне нормальной длины плода;
  • отставанием в развитии органов грудной клетки и брюшной полости при нормальном развитии головки;
  • сочетанием этих двух типов.

Асимметричная форма СЗРП чаще наблюдается во второй половине беременности (после 20-й недели), когда начинается интенсивный рост плода. Эта форма составляет 70-90% от всех случаев. Наиболее частые причины развития такой формы СЗРП – гестозы беременных, диабет и сердечно-сосудистые заболевания матери, анемии, патологии плаценты, частые кровотечения во время беременности, многоплодие.

Оценка состояния плода и критерии его развития

Существуют признаки, по которым лечащий доктор и даже сама будущая мама могут заподозрить ухудшение состояния малыша, связанное с нарушением поставки кислорода и питательных веществ.

Движения плода характеризуют его состояние. Мама может заподозрить ухудшение состояния плода при значительном стойком уменьшении количества и силы шевелений. В норме частота движений плода в 32 недели беременности составляет 90-100 за 12 часов, затем она постепенно уменьшается и к концу беременности сводится к 40-50 движениям за 12 часов. Критической частотой, позволяющей заподозрить ухудшение самочувствия плода вследствие гипоксии, считается 10-20 движений за 12 часов. Характер движений малыша: продолжительные или короткие, одиночные или множественные, слабые или сильные – также помогут врачу определить изменения в состоянии плода. Мама может определить изменение характера шевелений и без подсчетов: она просто заметит, что шевеления появляются гораздо реже или, наоборот, чаще.

Подсчет движений целесообразно производить в одно и то же время суток в течение часа (утром с 8 до 9 часов, с 9 до 10 и т.д.). Резкое увеличение или урежение движений плода, а тем более – полное отсутствие движений в процессе наблюдения могут свидетельствовать о неблагополучном состоянии здоровья малыша.

Другим критерием роста и развития плода является увеличение размеров матки. Каждому сроку беременности соответствует определенная высота стояния дна матки; по мере развития беременности увеличивается и окружность живота. Оба эти показателя фиксируются на каждом приеме врача. Отсутствие роста матки в динамике свидетельствует о патологическом состоянии плода (это особенно важно в 26-36 недель беременности).

Источник

С точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится.

Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал.

«Но это не так,» – заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение – это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит».

Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», – плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель.

Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:

  • К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.

  • Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).

  • Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.

  • Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.

  • Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.

  • Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.

Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.

К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.

Восприимчивость плода

Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.

Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», – таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли действует твоя нервная система?» – говорит Файлер.

Движения плода

Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».

Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.

Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, – предполагает ДиПетро.

Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», – говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».

Вкусовые ощущения плода

Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.

«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», – отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.

Слуховые ощущения плода

Неясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, – говорит Альс, – то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.

Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, – сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и успокаивается, слыша их.

Зрительные ощущения плода

Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины, так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн”.

Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.

Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, – говорит Альс, – форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.

Познавательная деятельность плода

Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.

Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, – а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.

Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, – они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.

Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.

Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, – отмечает Файфер, – но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.

Личность плода

Не секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода – является предметом глубоких исследований.

Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей). В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения.

«Поведение не начинается с рождения, – говорит Ди Пьетро, – оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни. По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения.

Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок. «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» – говорит Ди Пьетро, – «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным».

Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», – объясняет она.

Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. “Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса”, – отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин.

Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», – настаивает Ди Пьетро, – «Антенатальные условия развития также определяются матерью».

Будущие родители, которые хотят помочь еще не родившемуся ребенку психически развиваться, должны начать с понимания того, что в антенатальный период развития плод должен быть обеспечен нормальным питанием, не подвергаться стрессу и изолирован от наркотиков. Разные авторы и «специалисты» также советуют регулярно поглаживать живот, беседовать с ним через сложенную трубкой бумагу – «беременный телефон», напевать классические мелодии, и даже светить на живот.

Возникает вопрос, имеет ли какой-то эффект такая стимуляция? Но главное, является ли она безопасной? Те, кто пользуется такими методами, верят, что их дети становятся умнее, общительнее, рождаются с музыкальными способностями, физически более развитыми и социально более адаптированными по сравнению с другими детьми. Ученые, тем не менее, настроены скептически.

«Нет ни одной защищенной научной работы в мире, которая подтвердила бы какой-либо длительный эффект подобной стимуляции», – заявляет Файлер, – «Поскольку никто не может четко сказать, когда плод бодрствует, то поглаживание живота или разговоры через спикер могут нарушить естественный сон. Никто не считает, что такие поглаживания или ощупывания, а также прикладывания различных устройств для говорения к уху необходимы новорожденному младенцу в кроватке, так зачем они нужны плоду?»

Альс подчеркивает еще больше: “Я уверена, что прикосновения, тряски и другая специальная стимуляция плода может изменить ход его развития, и еще все, что влияет на развитие мозга, имеет свою цену.»

Нежные разговоры с плодом, тем не менее, считаются малоопасными. Файфер считает, такой вид взаимодействия с плодом может помочь как родителям, так и плоду. «Думая о Вашем плоде, разговаривая с ним, предлагая вашему супругу пообщаться с ним, Вы помогаете себе подготовиться к появлению нового создания, которое войдет в Вашу жизнь и перевернет ее с ног на голову, – говорит он, – и в конце концов перестанет быть чем-то грандиозным.

Джанет Л. Хопсон

“Современная психология”, октябрь 1998 года

*

Благодарим Татьяну Кампс за перевод статьи

Источник