Может ли ребенок врать в 2 года

Малыши не способны лгать вообще до определенного времени. Но не потому, что они такие честные от природы – просто ложь требует достаточного развития мышления и речи. До 2-3 лет ребенок еще слишком мало знает и плохо выражает свои мысли, чтобы врать. К тому же для появления лжи необходим некоторый уровень развития языка: чтобы «качественно» соврать, нужно правильно подбирать слова и иметь хорошую память. С 3 до 5 лет у детей происходит активное накопление опыта, в том числе и эмоционального, формируются представления о понятиях: плохо, хорошо, стыд, вина и т.д. Ребенок впитывает модели поведения, принятые в обществе (воспитанность, такт), которые сами по себе предполагают некоторые умолчания, недоговорки, т.е. «ложь во благо»; учится оценивать свои поступки и прогнозировать последствия, пробует манипулировать взрослыми ради достижения собственных целей. По сути, это обычная адаптация к общественной жизни. Именно в данный период и «проскакивает» первая ложь ребенка, вначале простая и наивная, но по мере того, как малыш будет практиковаться, обманы его «усовершенствуются». Что же это, норма или пробелы в воспитании?
Узнав, что ребенок лжет, не стоит сразу огорчаться – его развитие идет нормальным путем. Ведь детская ложь появляется в период активного освоения языка и развития воображения, а это основные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Речь ложится в основу логического мышления, а воображение помогает постигать в умственном плане то, что нельзя потрогать, услышать, увидеть в реальности. Детская ложь говорит и о том, что ребенок начинает ориентироваться в социуме, ведь обман – это новая форма воздействия на окружающих, более зрелая и взрослая, чем те, что были у малыша ранее (крики, слезы, истерики). Поэтому можно сказать, что детская ложь – обыкновенное явление, и каждый малыш рано или поздно проходит эту стадию. Однако это не означает, что ложь релобенка – норма, которую можно не замечать или поощрять. Обман всегда имеет причины, и если ситуации, когда малыш хитрит, перекладывает свою вину на других, начинают повторяться, необходимо разобраться, что за этим стоит.
Ребенок врет или… фантазирует?
Нужно различать детскую ложь и фантазирование. Дошкольный возраст – период игры, в которой воображение играет главную роль. Способность малыша фантазировать, выдумывать истории свидетельствует о хороших способностях творческого мышления, о живом уме. Это полезная способность, которую можно развивать и направлять в правильное русло, но не надо путать с истинной ложью. Фантазии ребенка характеризуют его эмоциональную сферу, его желания, его внутренний мир. Ложь ребенка предполагает более сложный интеллектуальный процесс, осознание цели, планирование результата. Детская выдумка же спонтанна и не преследует никаких целей. Однако фантазии могут рассказать о психологическом состоянии малыша, о его проблемах.
С помощью фантазии малыш учится решать проблемы, овладевает навыками моделирования образа. Но родителям стоит насторожиться, если воображаемый мир занимает ребенка больше, чем реальный. Это значит, что малыш не удовлетворен своей жизнью и ищет спасения в собственных фантазиях. В таком случае необходимо разобраться, что есть в его воображаемом мире такого, чего не хватает в реальности, и восстановить гармонию. Возможно, это будут более доверительные отношения с родителями или общение с друзьями, а может, ребенку просто необходим щенок…
Ребенок врет: причины
Таким образом, фантазии ребенка, хоть и не являются правдой, служат скорее на благо и не так беспокоят родителей, как собственно ложь. Что же провоцирует ее появление?
Страх.
Самая распространенная причина детской лжи – требования и запреты родителей. Дети начинают хитрить, чтобы обойти ограничения, потому что знают: сказав правду, они вызовут негативную реакцию взрослых. Часто малыш начинает врать из страха разочаровать родных. Так, 5-летняя девочка будет жаловаться на боли в животе или головокружение, чтобы не ходить на танцы, боясь признаться, что у нее там не все получается.
Выгода.
Родители нередко подталкивают ребенка ко лжи, сами того не подозревая, своим отношением. Дети дошкольного возраста наблюдательны и уже хорошо умеют делать выводы на бытовом уровне, а также ловко манипулировать своими родителями. Ребенок быстро запоминает, за что его хвалят, каким хотят его видеть, и для достижения желаемого может лгать. Например, 4-летний малыш, ревнуя маму к своему младшему братику, говорит: «Отнесите его обратно, он мне не нужен», и в ответ получает недовольные взгляды родителей и игнорирование. Тогда он пробует новую тактику и говорит маме, что полюбил брата. Мама же вознаграждает его поцелуем и долгожданной игрой. Маленькое лицемерие получает свое подкрепление, а малыш – свою выгоду.
Самоутверждение.
Годам к 5 дети иногда хотят привлечь к себе повышенное внимание, приукрашивая себя и свои поступки. Они хвастаются своими лжедостижениями и приобретениями. К такому обману склонны дети-экстраверты, любящие находиться в центре внимания. Но и ребенок, неуверенный в себе, также стремится самоутвердиться за счет лжи. Это помогает малышу почувствовать свою значимость в глазах других. Есть еще вариант обмана ради самоутверждения – это «соревновательная ложь». Она чаще всего проявляется в кругу сверстников, в деятельности, требующей соперничества. Ребенку хочется проявить себя, выделиться в кругу друзей, и для этого он готов пойти на жульничество.
Проблемы
Если ребенок врет, начиная с раннего возраста, причем, делает это часто и продуманно, это говорит о наличии у него каких-либо психологических проблем. Они могут быть вызваны как индивидуальными особенностями малыша, так и сложностями во взаимоотношениях в семье. Например, когда родители не ладят, ребенку приходится «лавировать» между ними, говоря одному одно, а другому – другое, чтобы сохранить их любовь и не обострять конфликт. Обман становится для малыша единственно возможным способом существования в семье.
Желание подражать.
Вызванная этой причиной детская ложь – пожалуй, самая безобидная, потому что исходит не от самого ребенка, а от дурного примера вокруг него. Взрослые или другие дети часто показывают модели поведения, которые ребенок-дошкольник просто копирует: «Раз они делают, значит, и мне можно». Дети склонны подражать своим родителям, они перенимают словарный запас, интонацию, манеру поведения. Взрослые часто прибегают к маленьким обманам, чтобы не объяснять ребенку какие-то сложные вещи, чтобы в чем-то его ограничить, и не замечают тот момент, когда их малыш подрастает достаточно, чтобы понять нестыковки. Например, в магазине ребенок просит купить ему игрушку, на что мама отвечает ему, что у нее нет денег, но тут же расплачивается на кассе за продукты. Ребенок способен заметить ложь взрослых даже в их общении друг с другом. Какой же вывод он может сделать? Если мама и папа обманывают, значит, это нормально, и ему тоже так можно.
Большинство 3-летних детей врут, если верить эксперименту, который провели психологи Энджела Эванс и Канг Ли из университета Торонто (Канада). Детям 2 и 3 лет предлагали зайти в комнату и не смотреть на определенную игрушку. Вопреки инструкции 80% малышей все же бросали на запретную игрушку взгляд. Затем детей спрашивали, смотрели ли они, четверть двухлеток соврала, что нет, а среди трехлетних детей число сказавших неправду возросло до 90%!
Что делать, если ребенок врет?
Прежде всего – не паниковать. Успокойте себя тем, что все дети в дошкольном возрасте пробуют обманывать. Ваша задача – создать условия, чтобы эта привычка не закрепилась, и ребенок спокойно прошел этот этап развития.
Проговорите проблему.
Впервые заметив ложь ребенка, не стоит его наказывать, но и не обратить внимания на этот факт тоже нельзя. Поговорите с ребенком о том, что такое правда и ложь, спросите, почему он солгал, выясните причины такого поведения. Весь разговор должен быть доверительным, чтобы ребенок чувствовал ваше участие.
Проиграйте варианты.
Помогите малышу выбрать иной путь действия в его ситуации (разные способы решения стоит даже проиграть с помощью игрушек). Покажите ребенку, что ложь – не лучший выход, объясните, что, не зная правды, вы не сможете ему помочь в трудную минуту.
Подвергайте анализу свой стиль воспитания.
Не слишком ли много требований вы предъявляете ребенку, посильны ли для него ваши ожидания, соответствуют ли они возрасту малыша? И не слишком ли суровы наказания за провинности, способен ли ребенок их выдержать, или ему легче защитить себя обманом?
Устраните причины для обмана.
Важно постараться изменить стиль взаимоотношения с ребенком, сделать общение с ним более искренним. Будьте готовы принять от малыша любую правду, пусть и неприглядную. Не подкрепляйте своим хорошим отношением ложь и лицемерие, тогда у ребенка не будет лишнего повода скрывать свои истинные чувства, мысли и поступки. Постарайтесь предъявлять малышу только разумные требования, уважайте ребенка в любом возрасте, учитывайте его интересы, устанавливайте компромиссы.
Будьте честны сами.
С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. У ребенка перед глазами всегда должен быть личный пример, на котором основаны все рассуждения о морали, честности и «хорошем» поведении. Не бойтесь говорить ребенку правду – более доступным, простым языком (лишние подробности можно опускать). Не отмахивайтесь от его вопросов, оправдывая себя тем, что ребенок еще слишком мал. И будьте внимательны к своим словам и обещаниям, не забывайте о них, надеясь, что малыш тоже забудет. Только искренность взрослых может помочь ребенку выработать правильный стереотип поведения.
И еще один секрет
Очень важный момент заключается в том, чтобы не провоцировать вранье ребенка. Часто родители, уже зная правду, задают такие вопросы, которые подталкивают малыша солгать: «Ты ел шоколадку, которая лежала на столе?», «Как поживает твоя новая игрушка?» Не стоит проверять ребенка, лучше сразу сообщите ему, что знаете о проступке, и обозначьте свое отношение к нему и последствия: «Вижу, ты съел шоколадку, которую я приготовила к чаю. Жаль, что придется отменить чаепитие», «Я видела, что новая игрушка уже сломана. Мне неприятно, что ты был неосторожен, постарайся быть аккуратнее с другими». Если ребенок вам уже солгал, не стоит проявлять бурных эмоций, ведь даже негативное внимание будет служить подкреплением и провоцировать новую ложь. Попробуйте оставить ребенка наедине с его обманом, сообщите, что вам неприятен такой разговор и соответствующее поведение, поэтому вы хотите уйти. Прямолинейность, подкрепленная рациональным подходом, всегда служит хорошим уроком.
Проблема детской лжи исследовалась многими психологами и педагогами, однако справиться с ней в повседневной жизни не так уж просто. С одной стороны, это осуждаемое явление, которое хотелось бы искоренить, с другой – правила хорошего тона основаны именно на обмане. У нее есть множество сторон и функций, и ребенку требуется немало времени, чтобы разобраться со всеми тонкостями. Главная задача родителей – помочь малышу в этом непростом деле.
Всегда оставляйте малышу возможность самому признаться в своем обмане. Если ребенок наберется храбрости и скажет вам правду, обязательно похвалите его. Ведь на это очень сложно, а иногда и страшно решиться! Научите его исправлять причиненный вред (если таковой был) – например, помочь вам подмести осколки разбитой вазы.
Зведные родители
Наталия Лесниковская, актриса, Егор (3 года) и Марк (1 год)
Моему старшему сыну Егору сейчас 3,5 года. Это как раз тот возраст, когда дети начинают фантазировать. Выяснить, говорит ребенок правду или нет, можно так: в разных ситуациях задавать ему один и тот же вопрос. Если то, о чем он вам рассказывал, произошло на самом деле, его ответ будет всегда одинаковым, он не будет «путаться в показаниях».
Мария Бутырская, фигуристка, Влад (7 лет) и Саша (5 лет)
У нас пока не было случаев больших обманов. Разве что однажды дочка ушла в гости без спросу. Подружка позвала Сашу к себе. Дочка меня не спросила, но у подружки сказала, что ей разрешили. И ушла. Я потом бегала по всему поселку, ее искала (мы живем за городом). Когда нашла, поругала, конечно, сказала, что она наказана, и лишила ее тех вечерних удовольствий, к которым она привыкла.
Интервью с Марией Бутырской читайте здесь.
Источник
.
” “.
, , , .
, , ( ), . , , 2,5 : ” , , “)))))))))) , , , , . , .
, ?
.. – . , : ” “, ( 2, 3 ).
🙂 🙂 , , :))) , , , , 🙂 , , :)))
– . , , – , , – , 🙂
, .
, , .
, , , – , .., .
, , , , , , .
, , , . , , . ?
, .
, ( – ) . )))
, – .
– , , – . – .
. – . 🙂
.
( 2-3 ) -, . , , , . , . , , . , – , 🙂
, – .
, , .
, , , , , , , , , .
. .
, , – . , , 2,5-3 , . , . 🙂
, 2,5-3 “, !” :))
, , , 3 – 🙂 , – “, , , , !” , , 🙂
, 3-4 , . . , , , , . , , , , – , 🙂 , , – , , , :)))
, … . – , , – , (((
, , ” ?”, ” ?” – . , – … , , “, ?” ” ?”, … , – … , – )))
, , : “, , . ” “. , , , . , , – , . , , ))))
, , , 100% , ڣ, ϣ : – , – )))), – ң, ݣ -………… – ̣ . , , , – , £ ޣ , – Σ )))))
, , , , , . , ” “.
, , , . , -, , ))))
))))))))))) ))))))))))))))
? (
, , , .
, , , . , , . , , , ( ) , ţ ))))))
.
, .
, , . , , .
. .
, , , 4 – . , , , , , . . 3 . ..
, . , , . . , , – , , , . ..
. , . , ( – ). , , . , 🙂
3 , “” , . , , , , . . , , .
5 , ….. , . , . , . , ” ?”, . , , . .
, , . . 🙁 ” “. (, , , ţ , , ). , , , .
2,5 3 . 3,5. . , , 1 : . , , , . , – . ,
, , , …
( ) . , , …
, – , . , , …
– , 15 , , , … …
))))))))))))))))))))))))) ))))))
, ))))))
, . 3 . . , . , . , , , , , . , , . . . , , . ,,, . , .” , , . . , , ,.. , . , ,
, , – , 🙂
))). , , .
. 3 , , , , . , ” , , “! “, , , ” ))
. .
, ( , .. ) ( ): ” ?” ))) , )
.
… “”… , , . ( , ), : ” “.. “, “, ” “, , , , : ” “. ” “, ” “… “, “. , , , , , . ))))))
, ” ” .
, , ( 6,5 ) ( 2,2) , 🙂
, , , -. , , “”, . : , : ” -!”, , , . , …
, 🙂 24 . , , . , – “, !” ” , “. – , , . , . – -, ?
, , – . . . , , . , , , ݣ , .
, : :” ?! 2 , , !?” , 1 11 , , “”. .
3.3 , . , – ( , )). , , – 2 , 🙂
, . , . , , , : 21.00, . .
– , ?
–
– ?
–
– ?
–
– ?
–
– ?
–
– ?
–
15-20)
, , . , , .
, )
1. , , , .
2. , , )
, 🙂
. : . , . – , , , ” , “. 5 , ” ?” “”. , “”, ” ?”, ” , …”
, , – , , . , 3-4 , . …
, .
: 4 .
Источник
Дети много фантазируют, это нормальный этап их развития. Но как понять, что фантазии ребёнка превращаются в намеренный обман? И что делать, если вы уличили ребёнка во лжи? Объясняет наш блогер Анита Вайаканти.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Почему дети врут
Младшие дошкольники
Детская ложь – распространённое явление среди младших дошкольников. Дети обманывают, преувеличивают, придумывают и выдумывают то, чего на самом деле не было. В общем, в этом возрасте не стоит бить тревогу, а уж тем более – ругать ребёнка за ложь. Реагировать на это надо спокойно, но показывать и говорить ребёнку, что знаете правду, – важно: «Нет, дорогой/ая, я знаю, что это было вот так».
Ребёнок в возрасте 3-4-х лет врет не потому, что хочет вас обмануть, а потому что его мозг развивается, и теперь он может мыслить другими образами, удерживать в голове больше информации, развивается воображение, а с ним открываются разные возможности.
Старшие дошкольники и школьники
Другое дело, когда обманывать начинает старший дошкольник или уже школьник. Здесь важно понять, что стало причиной лжи:
- Страх наказания. Ребёнок хочет избежать наказания. Боится, что родители не поймут и осудят.
- Страх порицания или ещё бывает: «я боюсь расстроить маму/папу». Родители глубоко переживают все неудачи или просто сложные ситуации в жизни ребёнка. А лет так до 10-11 у детей есть внутренняя задача «быть хорошим», поэтому, чтобы не расстраивать маму с папой и не терять их любовь, а уж тем более не быть «плохим», ребёнок решает вступить на скользкий путь лжи.
- Защита личного пространства. Если ребёнку не дают вздохнуть и принять самостоятельное решение, ему приходится обманывать, чтобы сделать так, как хочется ему.
- Манипуляция. Часто бывает при противоречащих методах воспитания в семье. «Скажу папе, что мама разрешила» или «Папа запретил, спрошу у бабушки».
- Дурной пример. Такой пример могут подавать ребёнку родители, а могут и сверстники. Постарайтесь не обманывать при детях, не просить детей что-то не говорить папе/маме, а уже тем более – врать вместе с вами.
- Защита от стрессовых ситуаций. Этот пункт нужно разбирать с каждым ребёнком отдельно, чтобы понять истинный мотив этой лжи. Понимаете, ложь – это сигнал о том, что мы, взрослые, делаем что-то не так, раз наш ребёнок боится довериться нам. Разве таких отношений мы хотим со своими детьми? Разве к этому стремимся?
Что делать родителям
Поэтому, если вы заметили, что ваш уже взрослеющий ребёнок начал врать, ни в коем случае не закатывайте скандал, не отчитывайте его при всех, а уж тем более – не «прижимайте к стенке». Это делу не поможет, а скорее всего ещё и усугубит ваши с ним взаимоотношения. Я предлагаю вам следующий алгоритм действий:
1. Спокойно сообщите, что знаете правду. Если это детская фантазия, скажите, что знаете, как было на самом деле. Сообщите ребёнку, что вы любите его и понимаете, что он просто хотел выделиться/не хотел вас расстраивать и т. д.
2. Попытайтесь понять причину. В первую очередь задайте вопрос себе: «Может, я слишком давлю на своего ребёнка? А может, предъявляю высокие требования? Может, он просто хочет привлечь к себе внимание? Сталкивается ли он с трудностями?».
3. Похвалите ребёнка за правду. Сделать это можно сразу как только ребёнок рассказал, как всё было на самом деле. Сообщите ему, что вам неприятно не от проделанного поступка, а от самого факта обмана, но вы искренне верите, что в будущем такого не будет.
4. Примите эту правду. Важно реально принять правду, которую так тщательно скрывал от вас ребёнок. Принять искренне и без осуждений. Не нужно спрашивать: «Ну и зачем ты так поступил? Мы с тобой миллион раз обсуждали, что так делать нельзя! Как ты мог? О чем ты думал?». Вам нужно быть принимающим родителем, если хотите, чтобы ваш ребёнок перестал вам врать.
Никакого крика и эмоцией. Я понимаю, что порой это сложно, особенно когда ваш любимый малыш смотрит вам в глаза и говорит неправду. Но, поверьте, сдержав свои эмоции и показав стойкость и выдержку, вы сделаете огромное одолжение (в хорошем смысле этого слова) своему ребёнку.
А что же делать после того, как вы уличили ребёнка во лжи и проговорили с ним эту ситуацию? Прежде всего – доверяйте. Не стоит теперь всегда подозревать ребёнка, задавать ему вопросы-ловушки. Не унижайте его! Верьте ему. Выстраивайте честные отношения и поощряйте честность в семье.
Если в ситуации, о которой ребёнок соврал, есть последствия, объясните, что за каждый поступок надо нести ответственность. Ведь обман обману рознь. Ребёнок может преувеличивать и придумывать небылицы, чтобы привлечь к себе внимание, а может скрывать, что разбил окно в школе или украл деньги у соседей. Поэтому если «преступление» было, то и «расплачиваться» за него придется, но с поддержкой родителей.
Как избежать обмана со стороны ребёнка
В первую очередь будьте любящим и понимающим взрослым. Не навешиваться на ребёнка свои ожидания. Будьте реалистами. Не требуйте многого от детей. Любите их и понимайте мотив их действий. Помните, дети не хотят быть плохими!
Не пугайте ребёнка своими бурными реакциями на его действия. Никаких криков, обидных слов, угроз. Это только дорога в никуда. Ребёнок в таком случае сделает вывод, что мама и папа расстраиваются по любому поводу, нужно лучше скрывать от них правду (поступки).
Если ваш ребёнок пришёл домой и честно сознался в том, что натворил каких-то бед, разбил вашу любимую вазу и т. д., то первое, что нужно сделать – похвалить его за честность. Избегайте наказаний. Лучше попробуйте найти выход из сложившейся ситуации вместе: «Как я могу тебе помочь? Что мы можем с тобой сделать сейчас, чтобы устранить последствия?»
Помните, что дети подражают родителям. Даже когда вы врёте не ребёнку, а подружке, учителю, партнёру, он всё замечает. Говорите правду в присутствии ребёнка и не только, держите своё слово, если что-то обещали – выполняйте. И главное: говорите ребёнку, что вы любите его любым. Просто так. Просто потому что он есть.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Dmitry Lobanov
Источник