Может ли ребенок в 3 года заикаться
Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи. Заболевание чаще развивается в детском возрасте, в период от 2 до 6 лет, затрагивая около 3% малышей в мире. Мальчики страдают от заикания в 4 раза чаще девочек.
Термин имеет несколько синонимов: логоневроз, логоклония, лалоневроз. Существуют данные, подтверждающие наличие расстройства у египетских фараонов, пророка Моисея, философа Демосфена. Царь Персии Батт также страдал от логоневроза, из-за чего дефект, в том числе, носит название баттаризм.
Механизм возникновения
Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.
Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.
Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.
В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.
Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.
Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.
Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:
- тонической;
- клонической;
- смешанной.
Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.
Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.
При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.
Среди особенностей характера заик выделяют:
- робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
- слабоволие;
- высокая впечатлительность;
- смущение при посторонних;
- чрезмерное фантазирование.
Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.
Причины заикания
В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.
В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.
И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.
Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.
Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:
1. Возрастные особенности – 2-6 лет, когда речь находится в стадии развития, становясь уязвимой в силу неполного созревания.
2. Половые особенности – мальчики чаще подвергаются расстройству, чем девочки.
3. Поражение ЦНСвнутриутробное, постнатальное:
- патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
- преждевременные роды;
- родовые травмы;
- асфиксия;
- недоношенность;
- инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
- корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
- ЛОР-заболевания
- травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.
4. Наследственность. Наследование от родителей особенностей нервной системы – гипервозбудимость, ускорение двигательной, речевой активности. Наследование может происходить в течение нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин риск рождения потомства с подобным расстройством меньше, чем у заикающихся женщин. У мужчин с расстройством вероятность появления сыновей с дефектом составляет 20%, дочерей – 9%. У женщин: сыновья – 35%, дочери – 17%.
5. Особенности речевого развития. В момент формирования фразовой речи в норме для детей характерны некоторые отступления. Возможно появление итераций – повторение слогов, звуков, эмбол (звуки, слова без смысловой нагрузки). Это нормально, поскольку недостаточное речевое дыхание ограничивает возможность произносить в идеале полные фразы. Проблемы начинаются, когда в период становления речевой активности вмешиваются неблагоприятные факторы окружающей среды.
Провоцирующие факторы заикания
Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.
К провоцирующим факторам относят:
- острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
- хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
- ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
- переучивание леворуких деток;
- изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
- такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
- ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).
В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.
Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.
Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2-3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.
Заикание у левши
В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.
Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.
Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.
Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.
Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.
Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.
Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.
Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.
Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.
В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.
Роль семьи
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме. Отсутствует внимание к возрастным потребностям.
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется. Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме.
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного.
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
- препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
- незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
- болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
- запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
- проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
- отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов. Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5-6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.
Источник
Любящим родителям важно, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нормально общался со сверстниками, чувствовал себя комфортно в детском саду и затем в школе. Нарушение речи, в частности заикание, может сильно помешать в этом и доставить немало проблем и ребенку и родителям. Чем раньше удастся распознать признаки заикания, тем быстрее будет идти лечение. Часто родители впервые обращаются к специалистам с вопросами и жалобами: почему ребёнок начал заикаться в 2-3 года и что делать. Но это совсем не значит, что заикание впервые проявило себя именно в этом возрасте. Возможно, к этому были предпосылки и раньше, заметить которые не специалистам бывает очень сложно. Но даже в этом случае заикание у детей 3 лет лечится значительно проще, чем в более позднем возрасте.
Причины заикания у детей 2-3 лет
Обычно первые признаки заикания начинают проявляться в речи ребенка в возрасте от 1,5 до 4 лет. К 3 годам заикание уже может приобрести постоянный характер. У детей в возрасте от 2 до 3 лет можно выделить две группы причин заикания:
• Физиологические. Генетическая предрасположенность, осложнения во время беременности или родов, заболевания речевых органов, слабо развитые мышцы речевого аппарата.
• Психологические. Стресс, сильные умственные и эмоциональные нагрузки, неблагоприятная психологическая обстановка в семье.
Определить точную причину заикания у детей 2-3 лет способен только специалист. Поэтому как только вы заметили нарушения в речи ребенка, необходимо обратиться в специализированный центр. Иначе со временем заикание может породить в боязнь говорить и, как следствие, в логоневроз.
Признаки заикания у детей 3 лет
В 3 года речевой аппарат ребенка не всегда успевает за активно развивающимся мышлением. Как итог – маленькие дети в этот период часто начинают «захлебываться» словами, появляются первые запинки. Признаки надвигающегося заикания:
• повторения отдельных звуков, слогов или слов целиком,
• нарушение темпа речи, паузы в середине фразы без причины,
• трудности с началом речи,
• употребление лишних звуков перед словом (чаще всего это гласные: а, и, э).
Если родитель заметил подобное в речи, следует как можно быстрее обратиться к квалифицированным специалистам. Только профессиональный логопед и врач-психотерапевт знают, как лечить заикание у ребенка 3 лет, способны установить точную причину нарушений речи и назначить правильную коррекцию.
Квалифицированный специалист никогда не будет советовать подождать, пока запинки пройдут сами. Потому что знает: дефекты речи не исчезают с возрастом.
Комплексный подход к лечению заикания у детей в 2 и 3 года
Если ребёнок стал заикаться в 2-3 года, то необходимо сразу обращаться в специализированный речевой центр, поскольку в этом возрасте важен комплексный подход к лечению заикания у ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, вылечить заикание у ребёнка удастся быстрее и без применения медикаментов.
В 3 года особенно важно, чтобы методики коррекции речи соответствовали возрасту, не усиливая умственную и эмоциональную нагрузку на ребенка. При комплексном подходе в лечении обязательно участвуют следующие специалисты:
• Психотерапевт должен выявить истинную причину речевого нарушения, помочь ребенку преодолеть страх или беспокойство и научить его справляться со стрессом и нагрузками.
• Невролог даст рекомендации для нормализации работы нервной системы.
• Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, корректирует произношение звуков, плавность и правильность речи.
В Центре реабилитации речи Татьяны Соловьевой коррекция заикания у 3-летних детей ведется в группах, где создается обстановка, приближенная к реальности. Это важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно не только в кабинете специалиста, но и при общении с другими людьми в своей обычной жизни. Коррекция проходит в игровой форме.
Приветствуется, если в работе с заиканием участвуют и родители. Специалисты Центра дают рекомендации по воспитанию ребенка, чтобы вся семья была включена в систему реабилитации.
Только такой комплексный подход позволяет получить устойчивый результат и избавить ребенка от рецидивов заикания в будущем. Записаться на бесплатную консультацию по лечению заикания у детей можно по телефону 8 (812) 244-98-27 или через специальную форму на сайте.
Программы лечения заикания
Дети
В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.
Узнать больше
Школьники
Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.
Узнать больше
Взрослые
В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте – долгий процесс и требует терпения.
Узнать больше
Отзывы о нас
Наталья, 14 сентября 2019
Здравствуйте! Пишу через месяц после курса реабилитации речи. Курс проходил сын, 15 лет. Честно говоря, не сильно верила в результаты. Поехали на этот курс, чтобы сделать хоть какой то шаг к решению проблемы. Но уже с первых дней мое мнение поменялось, я поняла, что мы попали к очень серьезным специалистам, которые глубоко и долго изучали проблему заикания. Логопед Надежда Васильевна провела с ребятами такую работу, через неделю ребята (все!!!) показали нам поразительные результаты, они читали и предсказывали сложный текст по технике речи без заикания! С ребятами и с родителями работает очень грамотный психотерапевт Ольга. Спасибо большое Вам, Ольга, за каждый час нашей с Вами совместной работы. Мое отношение к взаимоотношениям с детьми и к процессу воспитания в целом, сильно изменились, процесс, который Вы запустили, все еще продолжается во мне. Что то переосознается и переосмысливается. По сыну вижу, что комплексы и зажимы ушли, он изменился. Теперь, когда уже прошло какое то время, я понимаю, что нам очень повезло, что мы попали именно в этот Центр, а не в другие. Большое спасибо всем работникам Центра Лечения Заикания Татьяны Соловьевой!
Андрей, 12 января 2019
Здравствуйте, друзья! Мне 29 лет, работаю инженером, приходится много говорить и звонить на работе, заикался с 3х лет. Я с города Балабаново, Калужской области. Заикание проходило и уходило периодически, занимался не у многих специалистов, относился к логопедам скептически, потому что твердо знал, что проблема внутри моей головы с моими убеждениями. Когда появилась работа, семья – то стало сложновато переносить речевые ситуации. Услышал очень хорошие отзывы о центре от человека (психолога по образованию) , который сам занимается лечением заикания в Москве и я все бросил – работу, семью на Новый Год и все свои дела, поехал в Питер….и не пожалел. Я проходил курс в центре Татьяны Соловьевы с 24.01.2018 – 06.01.2019. Курс состоит из работы психолога и работы логопеда. Работа с психологом самая важная, необходимо четко понять причину заикания и что с этим делать, убрать напряжение. Постепенно в ходе курса мир в голове переворачивается, ты осознаешь причины по которым жил в напряжении и оно постепенно уходит, параллельно с этим ставится комфортная речь у логопеда, техника, которую до этого я не встречал. Все занятия проходят в группе, что очень круто, потому что наша проблема возникает именно в социуме, в общении. Все сотрудники первоклассные специалисты, хорошие люди, которые выкладываются и помогают даже после курса во время адаптации. После курса ты уходишь с багажем инструментов для работы над собой, именно над собой, потому что проблема-то не в речи:) А речь косвенно встает как надо, ты понимаешь цель, к которой хочешь идти в жизни (именно твоя цель, а не то что тебе навязали другие) и от этого колоссальное расслабление. Ребята, всем, кто заикается и понимает, что живет постоянно в напряге, обязательно рекомендую пройти курс. Работать над собой придется много, но это того стоит, это изменить вашу жизнь в самую нужную сторону. От всей души благодарю центр! Светлану Юрьевну, Ольгу Юрьевну и Татьяну Анатольевну!
Анна, 22 сентября 2017
Моему сыну 8 лет. Мы прошли курс реабилитации речи в августе 2017 года. Приехали мы в ЦРР из маленького северного городка. Если честно, то после всех врачей, таблеток, логопедов и всего прочего были сомнения, но сейчас я совершенно не жалею о своем решении. Нас встретили высококвалифицированные специалисты, которые не только дали нам “в руки” технику речи без запинок, но и помогли посмотреть по-новому на себя, моих детей, наши взаимоотношения. Конечно впереди много работы и по автоматизации речи, и по выстраиванию правильных отношений с детьми, построенных на любви и доверии, понимании и поддержке. Если кто-то еще сомневается, то мой совет- если вы готовы работать над собой, то приходите и не пожалеете. Это действительно счастье слышать плавную речь своего ребенка без запинок, а также видеть его спокойным и уверенным.
Еще раз огромное спасибо специалистам ЦРР за помощь нашим детям и родителям.
Запишитесь на консультацию
Запись на бесплатную консультацию
Не откладывайте решение проблемы на потом, запишитесь на бесплатную консультацию по форме ниже или позвоните по телефону:
8 (812) 717-40-68
Может быть полезно
Лечение логоневроза у детей
Вокруг заикания существует немало мифов и заблуждений. Одно из них в том, что заикание и логоневроз – это одно и то же. Такое утверждение в корне неверно. Логоневроз является следствием заикания.
Лечение и коррекция заикания у детей дошкольного возраста (дошкольников)
Лечение заикания – это всегда трудоемкий и небыстрый процесс. Но чем раньше его начать, тем быстрее речь придет в норму. Большая ответственность в этом вопросе лежит на родителях. Ведь именно они могут вовремя заметить нарушения в речи ребенка и обратиться к специалисту.
Возврат к списку
Источник