Мозг ребенка в критические периоды развития

В развитии ребенка выделяют несколько периодов, имеющих специфические особенности. Эти периоды называют критическими или возрастными кризами из-за чрезвычайной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушения ее функции.
Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые два-три года жизни. Однако своеобразным критическим периодом являются роды. Они являются мощным стрессом, отражающимся на функциях всего организма и нервной системы в первую очередь. Роды – ответственный момент для всего последующего развития, в период новорожденности происходит приспособление организма новорожденного к новым условиям существования. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.
К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает чувством терхмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с интеллектуальным: чем увереннее передвигается ребенок, тем у него лучше развиваются психические функции, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития психических и речевых функций.
Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. До двух – двух с половиной лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от двух до четырех лет поведение ребенка может заметно измениться. В это время наблюдается значительное увеличение роста, сопровождающееся некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно выраженное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженное тяготение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является не всегда понятное родителям упрямство. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное, с точки зрения ребенка, поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.
В возрасте пяти–семи лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый дошкольным критическим периодом. В этом возрасте у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет достаточной самокритики и достаточного самоконтроля, не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.
При поступлении в школу у ребенка могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью его к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточивать внимание на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, если к ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В раннем дошкольном возрасте впервые могут проявляться психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.
В возрасте двенадцати–шестнадцати лет подросток вступает в так называемый пубертатный критический период. В этом возрасте происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым созреванием. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются прочные поллюции (семяизвержения), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера. Особенно большие изменения наблюдаются в поведении подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков бурное противодействие, они становятся заносчивыми и самоуверенными, проявляют стремление быть или казаться;
взрослыми. Такое стремление иногда выражается в нежелательных формах, например неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Дети начинают курить, проявляют интерес к алкоголю, думая, что выглядят взрослыми. Иногда стремление казаться взрослыми выражается в том, что мимика и жесты подростков приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к шестнадцати годам обычно наступает «фаза успокоения». Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло. Нежелательные проявления оказываются особенно ярко выраженными у тех подростков, которые имеют те или иные нарушения нервной системы.
Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. В том случае, если у ребенка имеет место заболевание нервной системы, эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.
Педагог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры с целью предупреждения нежелательных явлений, которые возникают во время критических периодов развития. Если во время таких кризов у ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо осуществить систему определенных медицинских и коррекционно-воспитательных воздействий.
Есть основание полагать, что к восемнадцати– двадцати годам формирование нервной системы в общих чертах завершается. Так, например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних и более старшего возраста примерно одна и та же. Анализ критических периодов позволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая практика. Эволюционно-динамический подход к разнообразным поражениям нервной системы показывает, что часто такие поражения представляют собой не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, словно из первичной заготовки вытачивается лишь первое приближение к желаемому образцу. При этом под образцом не следует понимать некий идеал нормы, под который необходимо подгонять все возможные варианты развития. Стандартизация здесь недопустима. Скорее, под желаемым образцом можно понимать такой индивидуальный вариант, который удовлетворяет хотя бы минимуму требований, основанных на среднестатистических показателях. Однако и в таком случае важно не только оценить уровень развития, но и определить дальнейший прогноз. В отсутствии прогноза, кстати, заключается методологическая несостоятельность многих тестов, оценивающих интеллектуальное развитие. Большинство таких тестов подобны фотографиям, фиксирующим множество различных деталей, но только на данный момент. Между тем прогноз динамики развития не менее важен, чем состояние на момент обследования.
Наблюдения показывают, что наряду со среднестатистической планомерно восходящей кривой нормального развития существуют варианты временного отставания с последующим резким «рывком» вверх, и наоборот, первоначальное заметное превышение средних нормативов сменяется почти полной остановкой или явной тенденцией к замедлению темпов. Многофакторный анализ «профилей развития» и их возможной динамики относится к числу актуальных задач неврологии, особенно при обследовании детей школьного возраста.
Школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования к явно нестандартной массе учеников. Понятно, что наибольшее внимание привлекают неуспевающие школьники. Специальные неврологические исследования показывают, что среди неуспевающих школьников весьма часто встречаются дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией, суть которой заключается в недоразвитии отдельных функциональных систем мозга или в недостаточной организованности межсистемных связей. Например, недоразвитие центров письменной речи обусловливает трудности при обучении правописанию. Встречаются также изолированные дефекты чтения, счета, моторная неловкость, не позволяющая аккуратно писать, хорошо рисовать. К сожалению, нередко подобные ученики огульно зачисляются в разряд неспособных и иногда даже ставится вопрос о переводе их во вспомогательную школу. На самом же деле здесь имеются вполне конкретные неврологические расстройства, хорошо поддающиеся коррекции.
Источник
Критический период – это фаза, в течение которой связи клеток мозга становятся более пластичными и восприимчивыми к влиянию определенного вида опыта. Эти связи, называемые синапсами, могут формироваться или укрепляться легче в течение этого периода. Синаптические соединения обычно стабилизируются после этого промежутка времени, и их становится труднее изменить.
В течении критического периода развития мозга обычно формируется новый навык при наличии определенного опыта. Если опыт не доступен в течение этого времени, то после его окончания, становится гораздо труднее или даже невозможным приобрести навык.
Это доказано в сенсорных системах, таких как зрение и слух.
Например, если один глаз (но не оба) закрыт сразу после рождения, лишенный зрения глаз навсегда потеряет остроту зрения. Это происходит потому, что закрытый глаза в критический период может постоянно изменять физическую структуру мозга.
Критический период для овладения языком
Применительно к овладению языком критический период, в течение которого легче овладеть новыми языками наравне с уровнем владения родным, этот период начинается в раннем детстве и заканчивается незадолго до наступления полового созревания.
После окончания этого периода, даже при наличии лингвистически насыщенной среды, становится гораздо труднее овладеть новым языком.
Уже в 1967 году Эриком Леннебергом, лингвистом и неврологом, в книге “Биологические основы языка” были описаны результаты исследования с явным разрывом в результатах между обучением в критический период и обучением вне его.
Взрослые все еще могут выучить новый язык после полового созревания, хотя это труднее и может занять больше времени, чем у маленьких детей.
Почему критический период важен?!
Критические периоды важны, потому что многие важнейшие функции нашего организма устанавливаются именно в эти периоды, а некоторые – только в эти периоды.
Ученые обнаружили, что следующие функции лучше всего развиваются во время их критических или чувствительных периодов:
Эмоциональное реагирование
Чувствительный период эмоционального реагирования приходится на период от рождения до 2 лет. В исследованиях проведенных в детских домах, только сироты, которые были усыновлены приемными семьями до достижения 2-летнего возраста, развили навыки эмоционального реагирования, сравнимые с навыками никогда не помещенных в интернат детей.
Зрение
Существуют различные критические периоды для различных функций зрительной системы.
Они обычно попадают между открытием глаз и половым созреванием.
Например, острота зрения обычно развивается от рождения примерно до 5 лет, и период между 3 и 5 годами показывает наибольший рост.
С другой стороны, стереопсис, восприятие глубины, имеет критический период, который заканчивается в возрасте 2 лет.
Чувствительность к повреждениям в зрительном развитии также имеет свой критический период.
Например, амблиопия, состояние, при котором один из глаз имеет пониженное зрение из-за того, что глаз и мозг не работают должным образом, может возникнуть в возрасте от нескольких месяцев до 7 или 8 лет.
Знание языка
Как уже упоминалось, критическим периодом для освоения нового языка считается период до наступления половой зрелости.
После полового созревания намного сложнее овладеть акцентом и грамматикой нового языка.
Музыкальный слух – это способность определять и воспроизводить высоту музыкального звука без внешнего ориентира.
Дети, которые начали заниматься музыкой в возрасте от 4 до 6 лет, скорее всего, достигнут абсолютного уровня звука.
Но обучение, которое начинается после 9 лет, редко приводит к такому уровню мастерства.
Слуховая обработка
Ученые обнаружили, что при установке кохлеарных имплантатов для обхода нефункциональных внутренних ушей у этих детей в возрасте до 3,5 лет они, скорее всего, могут научиться говорить успешно, особенно если они также подвергаются воздействию языковой среды, богатой языками.
Поэтому критический период развития навыка обработки слуховой информации длится примерно до 3,5 лет
Как родители, мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети не были лишены опыта, особенно в критические периоды.
Среди различных способностей, зависящих от опыта, эмоциональное реагирование, базовое доверии к миру является самой важной из тех, над которыми родители должны работать.
Поэтому самое важное, что должны сделать родители, – это создать благоприятную среду для вашего ребенка и помочь ему обрести устойчивость.
Источник
В первые годы жизни ребенка подстерегает множество опасностей. Каждое достижение: первая проба нового продукта, первые шаги, первые друзья в детском саду — все это может быть связано с риском болезни или травмы. И задача родителей — знать, что происходит с малышом, быть способными облегчить его состояние при необходимости, помочь ему перенести неудобства, которые может доставлять растущий организм.
Разобраться в критических периодах развития ребенка и их особенностях помогла врач-педиатр Светлана Константиновна Ильясевич.
Светлана Ильясевич,
врач-педиатр 1 квалификационной категории медицинского центра «Кравира»
и Центра семейной медицины «Доктор Тут», автор блога в Instagram @pediatr_svetlana
Неонатальный период
(период новорожденности)
Период новорожденности — один из самых сложных как для ребенка, так и для родителей. Считается, что он длится 4 недели. В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш беспомощен и полностью зависит от родителей. Кроме этого, продолжается развитие органов и систем ребенка, поэтому ему необходим тщательный уход.
Что важно в этот период?
- Правильное питание.
Большинство проблем и вопросов родителей связано именно с проявлениями со стороны ЖКТ. Самое оптимальное питание для ребенка — грудное молоко, при невозможности — адаптированная молочная смесь. Выбор смеси — вопрос очень серьезный, поэтому необходимо этот вопрос обсуждать с врачом.
- Правильный микроклимат.
У маленьких детей неустойчивая терморегуляция. Они очень зависимы от температуры окружающей среды. Все знают, что ребенка нельзя переохлаждать. Однако ровно так же нельзя ребенка кутать и перегревать.
- Уход за кожей.
Кожа новорожденного имеет свои особенности, поэтому за ней необходим тщательный уход. Причем имеется в виду не использование в большом количестве детской косметики, а содержание ребенка в чистоте и создание правильных параметров микроклимата.
- Обработка пупочной ранки.
На смену рекомендациям по обработке пупочной ранки перекисью водорода и зеленкой пришли новые. Чистую и сухую пупочную ранку обрабатывать не надо ничем. А вот если она мокнет, то стоит использовать антисептик. Это может быть препарат, содержащий хлоргексидин, настойка календулы, перекись водорода. Иногда врач может назначить порошок с антибиотиком.
Возникновение колик
В возрасте 2-3 недель часто появляются колики. И так как до сих пор точно не определили, почему они возникают, то и эффективного лечения еще не придумали.
Среди причин называют:
- незрелость ЖКТ ребенка и его ферментативных систем;
- нарушение режима кормлений, особенно перекорм;
- употребление мамой продуктов, которые негативно влияют на пищеварение ребенка;
- неправильные условия микроклимата;
- дисбактериоз кишечника.
Что характерно для колик?
- Начинаются в возрасте 2-3 недель;
- исчезают к 3 месяцам, иногда могут продлиться и до 5;
- внезапно начинаются и так же резко проходят;
- после приступа нет никаких изменений в состоянии ребенка;
- нет других проявлений какого-либо заболевания.
Что делать, чтобы помочь малышу?
- Наладить режим кормлений и не перекармливать ребенка.
- Следить, чтобы ребенок не заглатывал воздух во время кормлений.
- Не забывать выкладывать на живот на твердую поверхность перед едой.
- Не забывать регулярно делать гимнастику, массаж живота.
- Маме нужно перестать нервничать самой и не передавать нервозность ребенку.
- Проанализировать, после каких продуктов ребенку хуже, и исключить их из маминого питания (могут плохо влиять жирное молоко, хлеб, сдоба, бобовые, овощи, фрукты, жирная пища, кофе).
- Если ребенок на искусственном вскармливании, совместно с педиатром подумать о замене смеси.
- Обеспечить комфортные условия микроклимата для ребенка.
- Для облегчения состояния ребенка можно использовать препараты на основе симетикона (уменьшает газообразование), пробиотики с лактобактерией L. Rhamnosus, ферментные препараты, растительные препараты.
- Важно, чтобы в составе лекарств не было красителей и вкусовых добавок.
- Для маленьких детей предпочтительна жидкая форма препарата с нейтральным вкусом: тогда капли можно добавлять в пищу.
- Также обращайте внимание на объем и срок годности лекарства после вскрытия и возможность одновременного приема с другими препаратами: например, если есть необходимость в антибиотиках, то их можно сочетать.
Контакты с аллергенами
Контакт ребенка с аллергенами начинается рано — еще в период внутриутробного развития. И многие родители не раз слышали о гипоаллергенной диете. Ее рекомендовали беременным женщинам, кормящим матерям, маленьким детям, не говоря уже о тех, у кого хоть раз были какие-то высыпания на коже.
Сегодня взгляды на введение потенциально аллергенных продуктов сильно изменились. Появляется все больше данных о том, что это — профилактика аллергии в будущем.
Поэтому нет никакой необходимости соблюдать гипоаллергенную диету беременным и кормящим женщинам. И если у ребенка есть аллергия, то ему нельзя лишь конкретные продукты, которые эту аллергию провоцируют, а не все потенциальные аллергены.
Кроме того, применение пробиотиков с доказанной эффективностью может давать положительные эффекты в отношении профилактики аллергии. Однако такие действия лучше согласовывать с врачом.
Аллергия — это иммунный ответ организма на чужеродный белок. И проявления могут быть от легких до угрожающих жизни. Кроме этого, может быть непереносимость какого-либо продукта. Проявления могут быть те же, а причины возникновения симптомов другие, не связанные с аллергией. И если, что-то съев, вы заметили неадекватную реакцию организма, то этот продукт придется все-таки исключить.
В диагностике аллергии остается много вопросов. Не всегда с помощью анализов можно сказать, на что аллергия. В этом вопросе очень важны ваши наблюдения. Кроме того, высыпания на коже — далеко не всегда аллергия. Поэтому, если не видно связи высыпаний с каким-либо продуктом, ищите другую причину.
Прорезывание зубов
Родители довольно часто переживают за очередность и своевременность роста зубов у детей. Существуют специальные таблицы со средними сроками и порядком прорезывания. Но не забывайте и про индивидуальные особенности: имеет значение и наследственность.
Всевозможные «страшилки» о раннем, позднем или неправильном порядке прорезывания зубов при отсутствии других неблагополучных симптомов не имеют под собой никакого основания.
Прорезывание зубов — процесс физиологический. Он является одним из этапов развития зубов. У большинства детей это происходит легко и безболезненно. Однако у некоторых малышей прорезывание зубов может сказываться на самочувствии — возникает так называемый синдром прорезывания зубов. Его проявлениями могут быть:
- повышение температуры тела (как правило, «не злая»: не очень высокая, хорошо сбивается, держится не более 2-3 дней);
- реакция со стороны десен (набухание, покраснение, опухоль синюшного цвета);
- усиление слюноотделения, как следствие — раздражение кожи вокруг рта;
- беспокойство, нарушение сна;
- плохой аппетит;
- жидкий стул;
- избыточное образование слизи в носу.⠀
Симптомы эти неспецифичны и могут быть проявлением множества заболеваний. Поэтому при появлении неблагоприятных симптомов обязательно обращайтесь к врачу, чтобы исключить болезнь.
Чем можно помочь ребенку, если при прорезывании зубов он испытывает выраженный дискомфорт?
- Чаще предлагать грудь;
- использовать специальные прорезыватели;
- уделять больше внимания ребенку;
- проводить малышу массаж десен;
- ухаживать за кожей вокруг рта;
- жаропонижающие средства при сильном болевом синдроме и/или повышении температуры.
Гели, используемые при прорезывании зубов, также имеют свои особенности:
- есть вероятность проглатывания и системного действия на организм;
- возможны аллергические реакции;
- их действие непродолжительное.⠀
Важно!
Препараты с лидокаином запрещены в некоторых странах из-за риска серьезных осложнений. Если вы их применяете, то внимательно читайте инструкцию: не превышайте рекомендуемые дозировки и кратность приема!
Введение прикорма
Прикорм — это введение в питание ребенка первого года жизни дополнительной пищи, которая постепенно вытесняет грудное молоко или смесь и помогает переходу на питание «взрослого типа». Своевременное введение прикорма обеспечивает возрастающие потребности растущего организма в минеральных веществах, витаминах, способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.
Когда же начинать вводить эту новую для ребенка пищу?
По всем рекомендациям начинать вводить прикорм надо не ранее 4 месяцев жизни, но не позднее 6 месяцев.
Как же понять, когда именно вашему ребенку уже пора пробовать новые вкусы? Внимательно присмотритесь к малышу.
Признаки того, что ребенок готов к введению прикорма:
- малыш проявляет интерес к тому, что едят другие, выражает эмоциями и жестами отношение к пище;
- у ребенка сформировался рефлекс проглатывания пищи и угас рефлекс «выталкивания» языком;
- малыш охотно пьет жидкость с ложечки;
- ребенок может самостоятельно или с небольшой поддержкой сидеть;
- малыш открывает рот, когда голоден;
- ребенок съедает за сутки 900 и более миллилитров грудного молока или смеси, но при этом не насыщается едой, как раньше.
Если вы поняли, что ваш ребенок уже готов к введению прикорма, то можно начинать. Существуют простые правила введения прикорма.
- Прикорм начинают вводить на фоне полного благополучия ребенка.
- В ближайшем будущем в жизни ребенка не должно быть резких изменений (переездов, путешествий, прививок, смены ухаживающего лица и т. д.).
- Начинать нужно с монокомпонентного (из одного вида продуктов) прикорма.
- Прикорм начинают с небольшого количества и в течение 10-14 дней постепенно увеличивают объем, доводя до возрастной нормы, заменяя одно кормление грудью или смесью.
- Довольно часто бывает так, что ребенок отказывается от принятия нового вкуса. Нужно терпеливо и доброжелательно его приучать: иногда для этого требуется 10-15 попыток.
Сроки и очередность введения прикорма могут отличаться у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Все нюансы лучше обсуждать со своим педиатром.
Ребенок начал ходить
Когда ребенок начинает ходить, он активнее познает мир. Ему надо все потрогать, все попробовать, все исследовать. И задача родителей, во-первых, безопасно организовать пространство, а во-вторых, постоянно разговаривать с ребенком и объяснять, что можно, а что нельзя, что может быть опасным.
Как организовать безопасность?
- Не ставить горячие еду или питье на край стола.
- Не накрывать стол скатертью: ребенок может потянуть ее и опрокинуть все на себя.
- Прятать острые, колющие и режущие предметы.
- Духовку обеспечить защитным экраном.
- Обезопасить ящики и шкафы специальными зажимами.
- Полки и мебель должны быть хорошо закреплены.
- Не должно быть порогов и «загибающихся» ковров (чтобы ребенок не зацепился и не споткнулся).
- Спрятать все провода.
- Острые углы сгладить специальными накладками.
- Лекарства должны находиться в недоступном месте, это же касается и бытовой химии.
- В ванной положить коврик против скольжения.
- Розетки закрыть специальными заглушками.
- Если дом двухэтажный — закрыть доступ к лестнице.
- Позаботиться о безопасных окнах.
- Если есть домашние животные, то не оставлять ребенка с ними наедине.
Ребенок пошел в детский сад
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Привыкание к нему — период адаптации, и у всех он протекает по-разному.
Период адаптации к детскому саду может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
Чтобы этот период протекал менее болезненно, подготовку надо начинать заранее:
- прививать ребенку навыки самообслуживания;
- соблюдать режим дня, близкий к садовскому, в том числе и в выходные дни;
- ознакомиться с приблизительным садовским меню и кормить так ребенка дома (например, в обед суп и второе);
- сформировать позитивное отношение ребенка к детскому саду.
Когда ребенок уже начал посещать детский сад:
- не стоит отдавать малыша сразу на полный день;
- не стоит отдавать ребенка в сад в период, когда уже есть стресс (например, переезд);
- маме важно постараться не тревожиться, ведь спокойная мама — спокойный малыш;
- не стоит при ребенке обсуждать темы с негативной установкой на детский сад;
- будьте готовы к слезам и не затягивайте прощание;
- если начали посещать сад, старайтесь делать это регулярно.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, он знакомится с новыми микробами и начинает болеть, порой часто. И это тоже нормально.
Начало активной социальной жизни ребенка — всегда выход из «зоны комфорта». Дома все было привычно, и вдруг происходит настоящее знакомство с большим миром. К сожалению, не всегда оно бывает приятным: например, малыши могут сталкиваться с кишечными инфекциями. В ключе этой проблемы важна пробиотическая терапия — и как профилактика, и как вспомогательный момент лечения. За схемой и правилами приема обращайтесь к своему педиатру.
Сезон простуд
Прежде всего необходимо остановиться на понятии простуда. Многие считают, что простуда — это заболевание, которое возникает при переохлаждении организма.
На самом деле простудой называют инфекцию дыхательных путей, которая вызывается вирусами и бактериями и может проявляться насморком, болью в горле, кашлем и др. При этом переохлаждение может быть одним из провоцирующих факторов, но не причиной заболевания.
Дети болеют круглый год, однако летом, когда условия для жизнедеятельности вирусов и бактерий хуже, болезней меньше. А осенью и зимой дети болеют чаще.
К сожалению, волшебной таблетки, чтобы выпить ее и не заболеть, не существует. Поэтому так важна профилактика ОРВИ.
- Обучайте ребенка правилам личной гигиены, в том числе регулярному мытью рук.
- Учите ребенка держать дистанцию.
- Ежедневно увлажняйте слизистую носа физиологическим солевым раствором.
- Поддерживайте правильный микроклимат в помещении, в котором находится ребенок: регулярные проветривания и влажные уборки.
- Питание должно быть полноценным и разнообразным. Если по каким-то причинам это сделать не удается, то обратитесь к доктору. Возможно, стоит принимать недостающие вещества в виде витаминных препаратов.
- Следите, чтобы ребенок пил достаточно воды.
- Обеспечивайте ребенку физическую активность.
- Гуляйте с ребенком ежедневно в любую погоду.
- Одевайте ребенка по погоде.
- Если из родителей кто-то курит — необходимо отказаться от этой вредной привычки.
- По возможности откажитесь от посещения мест с большим скоплением народа.
Фото: Александр Задорин
Источник