Моторное развитие ребенка с аутизмом

Моторное развитие ребенка с аутизмом thumbnail

Губина Анастасия Александровна,
учитель школы №657 Санкт-Петербург
а

 
Развитие аутичных детей протекает искаженно и неравномерно и имеет свои отличительные особенности. Так, деятельность аутичного ребёнка, в целом, характеризуется ограниченными и стереотипными интересами и поведением на фоне низкой инициативности. Они склонны к установлению жесткого порядка, распространяющегося на все сферы их жизни и жизни близких им людей. Все виды деятельности появляются значительно медленнее, чем в норме. Развитие предметной деятельности проходит медленно: такие дети позже усваивают способы манипулирования с предметами, особенно в функциональном значении. То же самое касается игровой и учебной деятельности, причём последняя характеризуется сложностями с выделением значимой информации, составлении плана действий и выбора решения.
Часто у этих детей встречаются проблемы с необходимыми для жизни навыками самообслуживания, что связано с особенностями развития моторики.
Своеобразие моторного развития детей с синдромом раннего детского аутизма, главным образом, проявляется в частых фиксированных нарушениях мышечного тонуса, которые могут, провялятся уже с первых месяцев после рождения.
Как правило, моторика аутичного ребёнка развивается по одному из двух направлений: гипотонусе или гипертонусе. Гипотонус просматривается в общей вялости и слабости ребёнка, а впоследствии – запаздывании сроков начала сидения и стояния. Эти двигательные особенности часто диагностируются специалистами как проявления детского церебрального паралича, но в отличие от него проходят после прохождения курса массажа. Гипертонус – это чрезмерное напряжение мышц, которое существенно затрудняет развитие мелкомоторных движений, которые требуют точности и концентрации. Иногда он выделяется довольно рано – уже в возрасте 1,5-2 месяцев, но чаще обнаруживается ближе к году – при задержке сроков начала ходьбы.
В возрасте 6-9 месяцев дети с аутизмом выглядят достаточно пассивными, по сравнению со здоровыми сверстниками: они могут долго сидеть в манеже или коляске, особо не двигаясь. Сидеть и стоять начинают обычно одновременно примерно в возрасте 7-9 месяцев. Сроки начала ходьбы могут быть самые разные. Учатся ходить с сильной зависимостью от опоры, которую подолгу не опускают, чтобы начать двигаться самостоятельно. В это же время ребёнок начинает демонстрировать продолжительные стереотипные движения (например, раскачивания или удары головой) при отсутствии интереса к игрушкам.
Научившись ходить, аутичные дети ещё долго делают это неуклюже и неуверенно, часто принимая при ходьбе особую позу: например, с прижатыми к груди руками и опущенной головой или, наоборот, с расставленными руками. Часто ходят на цыпочках. При этом дети с гипотонусом и гипертонусом демонстрируют разную двигательную активность: первые быстро пересыщаются ходьбой, двигаются спокойно и предпочитают сидеть, вторые – нередко начинают сразу бегать. При этом аутичным детям бывает сложно овладеть целенаправленными бегом и прыжками, однако, они могут демонстрировать их импульсивно. Стоит отметить, что в это время изменяется и характер ребёнка: уменьшается контактность, повышаются возбуждённость и расторможенность.
Существуют особенности мимической активности у аутистов: мимика, как правило, слабо выражена или отсутствует, однако, взгляд нередко бывает напряженным и испуганным. Во время аффекта или двигательного импульса возможно наличие неадекватных ситуации гримас. Коммуникативная жестикуляция отсутствует или очень слабо выражена.
Другими особенностями моторного развития аутистов являются задержка формирования навыка жевания, овладения бытовыми навыками (удерживать в руках чашку, манипулировать столовыми приборами, долго и сложно идёт освоение навыками одевания и гигиены).
К возрасту 3 лет у аутистов уже закрепляются стойкие и продолжительные моторные стереотипии, позволяющие им получить необходимые стимулирующие впечатления от изменения тела в пространстве, соприкосновения с чем-то, кинестетическими ощущениями и т.п. Это может быть бег, кружение, напряжение определённых групп мышц, прыжки, раскачивание, балансировка и многое другое. Для извлечения необходимых сенсорных впечатлений они также могут манипулировать предметами не по назначению, избирая в качестве «игрушек» самые неожиданные объекты.
Развитие мелкой моторики детей с аутизмом так же имеет отличительные особенности. Для детей с аутизмом характерно неравномерное усвоение моторных навыков: так, они могут легко собирать пазлы или перелистывать страницы книги, но затрудняются повторить эти действия по просьбе взрослого.
На развитие мелкой моторики аутистов существенное влияние оказывает сложность распределения мышечного тонуса по руке. Из-за этого руки ребёнка могут быть как настолько вялыми, что почти не могут удерживать учебные предметы или повторять действия, так и действовать с избыточной силой, напрягать кисти рук так, что ему невозможно дать правильную подсказку, действуя его руками.
 Кроме того, моторная неловкость детей с синдромом раннего детского аутизма может быть вызвана их общей расторможённостью, сниженным координированием движений рук и глаз и координации пальцев (часто они даже не смотрят на то, что делают, особенно если специалист манипулирует их руками), а также отсутствием целенаправленного манипулирования с предметами. Со временем эти особенности переходят в трудности с освоением речи, навыков письма и самообслуживания.
В случае постановки руки для письма помогает передача ребёнку уже готового моторного стереотипа, когда специалист манипулирует его руками, постепенно ослабляя подсказку. Но и здесь есть риск появления у ребёнка зависимости от помощи взрослого. Тем не менее, по утверждению О.С. Рудик, «навык письма в итоге осваивают – с большими или меньшими трудностями – все дети, с которыми работают». [3]
Как и в случае с письмом, в освоении моторных действий бытовых навыков ребёнок сталкивается с трудностями контроля мышечного тонуса, координации движений рук и глаз и манипулирования с предметами. Здесь также работает принцип передачи моторного стереотипа, однако немалую роль играет и необходимость привлечь внимание ребёнка, сделать эти рутинные действия интересными и значимыми для него.
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является уровень развития моторики. Для детей с аутизмом характерно несовершенство моторики. Это требует необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы с детьми с аутизмом для развития у них моторных навыков. 
Список литературы:

  1. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. Детский аутизм: хрестоматия./  Сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок: пути помощи. – М.: Теревинф, 2010.
  3. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком: [кн. Для педагогов: метод.пособие]. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014.

Источник

МОТОРНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАС

   Большое значение в развитии детей с РАС имеет работа по моторному воспитанию.

    Моторное функционирование –это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт всех мышц организма. Она представлена навыками общей моторики в целом и навыками тонкой моторики. В которой главную роль играют  мелкие мышцы рук,  лица, глаз.  При аутистическом расстройстве выявляются значительные моторные расстройства. К таковым относятся неравномерность моторных формул, плохая скоординированность  работы групп мышц, участвующих в походке и других двигательных актах. Отмечается неравномерность шага, ходьба на носочках, отсутствие содружественных движений рук и во время ходьбы. Затруднения при поворотах и перешагивании препятствий, малая устойчивость при стоянии и ходьбе, неловкость, «стылость», наклонность к формированию длительных стереотипий. При аутизме чаще, чем в общей популяции,  наблюдается левшество или в равномерной степени использование левой и правой руки, отставание в развитии предметно-практической деятельности в овладении навыками  самообслуживания. Им легче ориентироваться в небольших пространствах, так как лучше развита ближайшая ориентировка.

    Все перечисленные особенности моторного развития ребёнка с РАС,  требуют специальной коррекционной работы, направленной на развитие, восстановление изменённых моторных функций этих детей. Работа должна проводиться массажистами, методистами лечебной физкультуры, родителями. Вначале назначается общий массаж, а затем наработка отдельных навыков. Используются спортивные снаряды, предназначенные для лазания, прыгания. Верчения, кувыркания, подпрыгивания, хождения по скамейке, специальным дорожкам с жестким покрытием, массажным коврикам и т.д. Отрабатываются комплексы упражнений, в которые включены выбрасывание и выкладывание предметов, бросание, попадание в цель, перебрасывание через верёвку, огибание различных предметов, раскачивание на фитболах и другие задачи. Очень эффективно развитие движений в воде ( в ванной, бассейне, природных водоёмах) или без воды в сухих бассейнах.

    Своеобразие работы с детьми и принципы проведения занятий заключаются в том, что каждое движение даже самое простое, предварительно показывают ребёнку  и одновременно объясняют, как оно проводится. Упражнения проводятся постепенно по частям, с повторяющимся наглядным показом необходимых действий, их порядка. После этого объединяют ряд действий в единую форму и отрабатывают более сложную форму движений в игре. Например, работа с мячом предваряется на начальном этапе игрой с воздушными шарами, которые падают медленно, плавно и легко. В этом случае ребёнок может проследить движение шара , его падение. Может без труда коснуться его руками, ударить по нему и делает это охотно,  без страха. Такое упражнение стимулирует движение рук  «вверх- вниз», подпрыгивание со слежением  за шаром. От игры с шарами  постепенно переходят к игре с лёгкими мячами а затем и обычными. В работе с мячами следует соблюдать такую последовательность: на первом этапе формируется умение катать мяч в ограниченном пространстве по ровной поверхности, затем бросать мяч, ловить мяч, попадать мячом в цель и, на конец сбивать что-либо мячом.  Ребёнка при этом постоянно побуждают к деятельности, нередко двигают его руками, сопровождая каждый этап последовательным показом необходимого действия, поощряют после выполнения части, а затем и целого задания.

Крупная моторика.

    Следует отметить, что на начальных этапах коррекции по развитию крупной моторики при сочетании моторных заданий с музыкальным сопровождением, несмотря на то, что большинство детей любят  слушать музыку наблюдаются затруднения. Они сводятся к нарушению плавности, ритмичности, последовательности движений, проявлению растерянности и отказа от занятий, а не словесного рассказа о нужном движении. Дети затрудняются ходить под музыку, делать движения руками, воспроизводить ритмический рисунок. Во время движений под музыку у них обнаруживается плохая ориентировка в пространстве. Они с трудом или вовсе не  осваивают построение в круг, движения по кругу и тем более построение в звенья. Наиболее доступно движение стайкой за воспитателем  после показа или как при  «зеркальном отражении». Они с трудом переключаются  с одного движения на другое. Задания в которых необходимо сочетать речевые и моторные реакции, детьми с РАС, осваиваются с большим трудом. Поэтому  еженедельно проводятся занятия по логоритмике. Задания по логоритмике трудновыполнимы. Но их обязательно нужно вводить, используя этапность. Отрабатывая по частям  сначала задания по моторике, потом отдельно по речи и после этого соединяя их воедино с музыкальным аккомпанементом.

Мелкая моторика,  её активация, объединённая с подражанием, восприятием. Крупной моторикой. Речью и особенно глазно-ручной интеграцией проходит красной нитью через всю изложенную коррекционную программу. Задачи по её развитию решаются комплексно всеми специалистами: психиатрами, логопедами, педагогами-дефектологами, массажистами, родителями.

     Развитие мелкой моторики – важнейшая задача в любой обучающей программе. Успешное развитие самообслуживания, изобразительных навыков, письма – всё  зависит и связано со степенью развития мелкой моторики ребёнка. Контроль руки и пальцев так же необходим в развитии коммуникации, как речь и глазно-ручная интеграция. Недоразвитие тонких движений пальцев рук, их некоординированность, плохое развитие мышц кисти, их атрофия  в связи с малой активностью, плохая зрительно- моторная координация, низкий психический тонус, отсутствие самоконтроля и слабость побуждений приводит к стойкому нарушению ручной неумелости, изобразительной деятельности, графических навыков. Для развития  мелкой моторики используются упражнения для пальцев рук( безречевые и речевые игры с пальцами. При этом дифференцируются движения пальцев под контролем зрения); вкладывание и выкладывание различных предметов с использованием почтовых ящиков,  досок Сегена, мозаик; развитие хватания кистью щепотью ( тремя пальцами) и формирование соотносящих действий при этом, удерживание предметов, отщипывание кусочков пластилина, глины, бумаги; шитьё по проколам. Плетение полосок бумаги. Корзин; нанизывание бус, колец пирамидок; свинчивание и завинчивание гаек и болтов различного диаметра; резание ножницами. Очень важным моментом  является развитие щипкового захвата с использованием большого. Указательного и среднего пальцев руки как  основа будущего конструирования, рисования,  письма.

Источник

13.09.20


Краткий обзор существующих данных исследований о связи аутизма и двигательной сферы

Моторное развитие ребенка с аутизмом

У большинства аутичных людей – у 87%, согласно последним оценкам – есть те или иные двигательные нарушения. Эти трудности могут варьироваться от атипичной походки до серьезных проблем с навыками письма (1). Эти проблемы отличаются от повторяющегося поведения, которое является одним из ключевых проявлений аутизма. В то же время, несмотря на такую высокую распространенность, двигательные проблемы не считаются ключевой характеристикой аутизма, потому что они также сопровождают другие нарушения развития, например, синдром Дауна, детский церебральный паралич и синдром дефицита внимания.

Здесь описывается, что известно экспертам о причинах, особенностях и последствиях двигательных нарушений при аутизме. К сожалению, по мнению экспертов, эти нарушения крайне мало изучены и ими чаще всего пренебрегают в исследованиях аутизма. Они также призывают исследователей лучше оценивать двигательные трудности аутичных людей, а клинических специалистов – заниматься лечением этих проблем. Особенно это важно в свете данных о том, что двигательные задержки при аутизме влияют далеко не только на движения.

Какие типы двигательных нарушений есть у аутичных людей?

Это могут быть проблемы крупной моторики, например, неуклюжая и плохо координированная походка, а также проблемы мелкой моторики, например, трудности с манипуляцией предметами и письмом от руки.

Некоторым аутичным людям сложно координировать движения между левой и правой стороной тела, выполнять разные действия руками, координировать одновременные движения рук и ног. На практике это означает трудности с такими действиями как раскачивание на качелях, прыжки, перепрыгивание и тому подобными.

У других аутичных людей возникают трудности с действиями, которые требуют координации «рука-глаз». Например, им очень сложно поймать мяч, имитировать движения других людей, выполнить последовательность движений, жестикулировать.

Двигательные трудности при аутизме варьируются от легких до тяжелых, и могут повлиять на любую двигательную систему тела (2).

В каком возрасте начинаются двигательные трудности при аутизме?

Они могут проявляться еще в младенчестве. Например, в возрасте одного месяца младенцы, у которых впоследствии диагностируется аутизм, могут двигать руками иначе, чем младенцы с типичным развитием (3).

К возрасту 4 месяцев ребенок с типичным развитием держит голову на одном уровне с плечами, когда его тянут из положения лежа в положение сидя. Однако детям с аутизмом часто не хватает для этого мышечной силы, и их голова запрокидывается назад (4).

К возрасту 14 месяцев, когда большинство детей с типичным развитием уже могут ходить, многие аутичные дети все еще не могут стоять. Другие двигательные нарушения могут включать трудности с хватанием предметов, способностью сидеть, неумение хлопать в ладоши и указывать пальцем (2, 5).

Как двигательные трудности связаны с генетическими факторами?

Некоторые генетические мутации, которые вызывают предрасположенность к аутизму, могут также приводить к двигательным нарушениям. Например, согласно одному исследованию 2017 года, каждый месяц задержки в начале ходьбы ребенка повышает вероятность, что у него есть спонтанная мутация, связанная с аутизмом, на 17% (6).

Некоторые «синдромальные» формы аутизма (вызванные одной генетической причиной) связаны со специфическими двигательными нарушениями, которые считаются ключевой характеристикой синдрома. Так, для людей с синдромом Фелан-Макдермид характерен низкий тонус мышц, а для детей с синдромом дупликации 15q – специфическая походка.

Хотя, как правило, наиболее тяжелые двигательные проблемы есть у аутичных людей с интеллектуальными нарушениями, они могут быть у любого человека в спектре аутизма. Например, согласно данным исследования 2018 года, люди с аутизмом, у которых есть спонтанные мутации в генах, связанных с аутизмом, с большой вероятностью будут иметь двигательные нарушения, независимо от уровня интеллекта. Другие исследования показали, что у детей в спектре аутизма больше двигательных проблем, чем у детей с типичным развитием и таким же коэффициентом интеллекта (7). Некоторые ученые считают, что характерные двигательные проблемы могут помочь различать синдромальные формы аутизма и не синдромальный аутизм, но эта идея остается недоказанной.

Что при этом происходит в мозге?

Отличия в связях между разными участками мозга могут объяснить двигательные трудности некоторых аутичных людей. Например, у детей с аутизмом наблюдается пониженная синхрония между зрительными и двигательными отделами мозга. При этом, чем меньше было синхронизации между этими отделами, тем тяжелее были социальные проблемы ребенка по стандартизированной шкале. Двигательные проблемы также могут быть связаны с пониженными связями между нижней теменной долей, которая участвует в координации рука-глаз, и мозжечком, который помогает направлять и корректировать движения (8). Другие данные указывают на роль недостаточных связей между сенсорными и двигательными отделами мозга, а также атипичной активности в нейронной сети, отвечающей за планирование движений (9).

Кроме того, при обучении тому, как пользоваться новым инструментом, люди с аутизмом склонны игнорировать зрительную информацию и больше полагаться на проприоцепцию (восприятие положения тела в пространстве) по сравнению с нейротипичными людьми. Чем больше аутичные люди полагались на проприоцепцию, тем больше у них было проблем с социальными навыками, хотя исследователи не знают, с чем это может быть связано.

Двигательные нарушения влияют на черты аутизма?

Возможно. Двигательные проблемы в младенчестве связаны с задержкой в появлении лепета, жестикуляций и расширении словарного запаса, и они могут оказать «каскадный эффект» на познавательное, социальное и эмоциональное развитие (10). Это связано с тем, что двигательные навыки, такие как способность сесть, взять предмет и ходить, предоставляют детям новый опыт, что способствует обучению. Кроме того, чем меньше двигаются младенцы, тем меньше они могут инициировать общение с родителями, что может ограничить их возможности для обучения языку и другим навыкам от взрослых.

В дальнейшем низкие двигательные навыки могут привести к тому, что аутичные дети будут избегать физической активности, например, спортивных игр, что может уменьшить их возможности для взаимодействия с другими детьми и потенциально повредить их социальному развитию.

Двигательные проблемы могут оказывать и неочевидное влияние на дальнейшее развитие – сложности с координацией движений головы затрудняют социальное взаимодействие в большой группе, проблемы с письмом от руки негативно влияют на школьную успеваемость.

Навыки зрительно-двигательной интеграции, которые являются проблемными для аутичных людей, также имеют критическое значение для навыков имитации и обучения у других людей, а также для участия в социальном взаимодействии.

Хотя двигательные проблемы, безусловно, затрудняют социальное и познавательное развитие, маловероятно, что это единственная причина социальных трудностей при аутизме, отмечают некоторые исследователи. Скорее речь идет о том, что двигательные и социальные отличия людей с аутизмом имеют общую причину в строении мозга.

Как врачи и ученые измеряют двигательные навыки?

Есть несколько стандартизированных тестов, которые оценивают, может ли ребенок выполнить определенные двигательные задачи. Однако они недостаточно точны, чтобы уловить и измерить двигательные нарушения у детей с аутизмом. Кроме того, эти задания были изначально разработаны для типичных детей, они могут не подходить детям с интеллектуальными или познавательными нарушениями.

Некоторые исследователи разрабатывают новые методики для оценки двигательных нарушений. Для этого они используют письмо от руки, виртуальную реальность, нательные датчики для записи движений, инфракрасные камеры, акселерометры и гироскопы (для измерения интенсивности и угла движений конечностей), маты с датчиками давления (для определения отличий в походке) и электромиографию (технику для измерения электрической активности в мышцах). Однако ученые считают, что этим методам все еще очень далеко до стандартизации. Поиск подходящих способов измерения двигательных отличий аутичных людей – это лишь первый шаг.

Как можно лечить двигательные проблемы?

Стандартные методы лечения включают физиотерапию и эрготерапию. Однако некоторые ученые считают, что они могут не охватывать все проблемы аутичных детей. Хуже того, лишь 32% детей с аутизмом получают лечение своих двигательных проблем (1).

Сейчас специалисты все чаще пробуют новые и экспериментальные подходы. Особенной популярностью пользуются адаптированные спортивные программы, занятия йогой, восточные единоборства, а также музыкальная терапия с движениями. Однако до сих пор практически нет данных о том, насколько эффективны эти подходы.

Ссылки:

Bhat A.N. et al. Phys. Ther. 100, 633-644 (2020)

Bhat A.N. et al. Phys. Ther. 91, 1116-1129 (2011)

Karmel B.Z. et al. Pediatrics 126, 457-467 (2010)

Flanagan J.E. et al. Am. J. Occup. Ther. 66, 577-585 (2012)

Gernsbacher M.A. et al. J. Child Psychol. Psychiatry 49, 43-50 (2008)

Bishop S.L. et al. Am. J. Psychiatry 174, 576-585 (2017)

Fuentes C.T. et al. Neurology 73, 1532-1537 (2009)

Stoodley C.J. et al. Nat. Neurosci. 20, 1744-1751 (2017)

Thompson A. et al. Biol. Psychiatry 81, 211-219 (2017)

LeBarton E.S. et al. Infant Behav. Dev. 44, 59-67 (2016)

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»

Источник