Моторное развитие ребенка консультация для родителей

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей развития дошкольника) является базовым уровнем для психического развития ребёнка. Это основа для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. Многие современные дети, поступающие в первый класс, имея достаточный уровень знаний, стремление к обучению, становятся слабоуспевающими. Проблемы таких детей сводятся к 4 основным группам:
– дети не обладают развитой психомоторной координацией, поэтому у них нарушено двигательное подражание;
– дети не могут совершать точные, четкие прицельные движения руками; дифференцировать движения правой и левой рукой;
– детям трудно выполнять движения по инструкции;
– дети не умеют снимать психомышечное напряжение, что помогло бы им регулировать работоспособность, не замечают своего мышечного утомления.
В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между разными линиями развития ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его познавательного, социального и эмоционального развития.
Психологи и педагоги (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких) особо подчеркивают тот факт, что факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90 %).
Работы А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Ф. Лесгафта свидетельствуют о необходимости своевременного психомоторного развития детей и о влиянии моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций: речи, мышления, произвольности.
Организм ребёнка представляет собой единое целое. Деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Так, например, формирование свойств нервной системы – силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения) – оказывает положительное влияние на развитие двигательной сферы, и наоборот, развитие мышечной системы способствует совершенствованию нервной деятельности.
Такой вывод показывает, что развитие психомоторики позволяет скорректировать проблемы поведения дошкольников, которые связаны с неврологическими нарушениями.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (грубая моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, нанизывание бусинок на нитку, ощипывание бумаги и пластилина и т. д.
Для ребёнка одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное психическое развитие ребёнка должно пройти в определённом возрасте: «не раньше и не позже». Дело в том, что энергия мозга точно распределена для того или иного этапа онтогенеза, а для развития психических функций детей природой заложены определённые сроки, которые невозможно изменить волевым решением взрослого.
Двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков, поэтому 5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя сверстница.
Оказывается, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок. В то время как подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается, если его двигательная активность целенаправленна и осмыслена.
Мероприятия по психомоторному развитию дошкольника основаны на двигательных методах. Они включают в себя: растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием тех отделов головного мозга, которые отвечают за работу памяти, внимания, мышления, речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевых проблем у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
И. М. Сеченов, известный физиолог, справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». До тех пор пока движения пальцев не станут свободными и координированными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Профессор М. М. Кольцова путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Для развития взаимодействия правого и левого полушарий мозга используют перекрёстные упражнения.
При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию связной речи, логики, произвольного внимания и памяти, активного воображения.
Следовательно, уровень развития детей-дошкольников находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.
Ещё одна из важнейших задач психомоторного развития ребёнка – это оптимизация мышечного тонуса. Любое отклонение от оптимального тонуса показывает, что:
– замедляется темп развития в психической и двигательной активности ребёнка;
– проявляется эмоциональное неблагополучие;
– снижается работоспособность.
Одним из средств нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц являются растяжки. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности, а гипертонус – с повышенной возбудимостью, что, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна. Это придаёт психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивность.
Ещё одно средство психомоторного развития – это дыхательные упражнения. Они повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, позволяют преодолеть многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т. д.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) позволяет снять эмоциональное напряжение, уменьшает чувство тревоги, помогает общей релаксации.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия, психическому развитию.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Они развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
Важным моментом психомоторного развития является формирование моторики глаз. Она является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности (прежде всего – учебной). Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия, обеспечивают полноценный зрительный анализ и синтез. Упражнения в виде разнообразных движений глаз тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют улучшению координации движений глаз и головы.
Упражнения для лицевой группы мышц (артикуляционная гимнастика) также способствуют психомоторному развитию ребёнка.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. В процессе артикуляционных упражнений у ребёнка вырабатывается чёткая координация движений артикуляционного аппарата.
Источник
Консультация для родителей.
«СЕНСОРНО- МОТОРНОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Воспитатель: Казакова А.О.
Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста. Сначала это происходит с помощью сенсорики (разнообразие звуков, красок, форм). Чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие его происходит более эффективно.
Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.
Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Это облегчает развитие и обучение детей.
Если ребенок плохо разговаривает, движения его плохо координированы, удержание ложки и карандаша в руке затруднено, то это моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Если ребенку сложно запомнить цвета и он путает форму предметов, то тогда необходимо позаботиться о его сенсорном развитии.
Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на нитку по цвету и величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики.
Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, но и стимулируют развитие речи детей. Также это обеспечит малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:
1.знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;
2.развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, форму, размер предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования и сравнения;
3.понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.
Игра: «Найди шарик».
Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребенок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.
Игра: «Веселые крышки».
Ребенок должен откручивать и закручивать крышки разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
Игра: «Цветные шарики».
Необходимо научить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков.
Игра: «Забавные прищепки».
Игры с прищепками- прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, развития мышления, внимания, воображения.
Игры с прищепками можно сопровождать чтением стихов или беседой.
«Солнышко».
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Ребенку дается круг желтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только желтые прищепки и прикреплять их к кругу.
«Ежик и елка».
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.
Ребенку предлагаются плоскостные изображения ежика и елки из картона. Дети прикрепляют прищепки к елке зеленого цвета, а к ежику- другого цвета.
Игра: «Большой, средний, маленький».
Попросите ребенка разложить его любимые мелочи (пуговицы, бусинки и др.) по трем стаканам или тарелкам.
Игра: «Найди по описанию».
Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди других.
Организуйте дома уголок или полку, где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Помимо всего перечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровки, вкладыши разных цветов и размеров.
Источник
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Рекомендации родителям
Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Зрительно – моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).
Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки.
Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни.
Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.
Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна! Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.
ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.
1. Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу.
2. Собирание различных конструкторов по схеме-образцу.
3. Выкладывание рисунков из палочек по образцу.
4. Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу.
5. Плетение ковриков из бумажных полосок по образцу.
6. Плетение из бисера по образцу.
7. Рисование по клеточкам крестиками по образцу.
8. «Продолжи ряд» (рисование различных бордюров).
9. «Дорисуй левую (правую) половинку рисунка.
10. «Нарисуй такой же».
11. «Заштрихуй так же».
12. «Письмо в воздухе». (Дети рисуют в воздухе различные предметы, цифры, буквы).
Источник
Консультация для родителей.
«Что такое мелкая моторика
и почему ее так важно развивать».
Что же такое мелкая моторика? Это движение мелких мышц кистей рук, это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. То есть важным является координация «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Тренировка мелкой моторики – важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы.
Это связано с тем, что третья часть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук. Ее близость к моторной зоне дают основание считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. Моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
У современных детей моторное развитие отстаёт по сравнению с прошлыми поколениями: пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Ребенок плохо держит ложку, карандаш, испытывают трудности при одевании, застегивании пуговиц и молний. Еще несколько лет назад родители выполняли домашнюю работу вручную, а дети им помогали. И эта работа зачастую способствовала развитию моторики рук: перебирание крупы, стирка и выжимание белья, вязание, шитье и т.д. Сегодня же с развитием технологий и появлений бытовой техники большинство операций по дому выполняют машины, практически вся детская обувь на липучках, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей. Кроме того, быстрый ритм современной жизни не позволяют родителям уделять должное внимание моторному развитию рук.
Можно говорить о том, что уровень овладения ручными навыками, такими как: использование ножниц, лопатки, держание карандаша – являются фактором развития меткой моторик и рук и свидетельствуют об отставании или нормальном развитии ребенка.
Возможности освоения окружающего мира у ребенка со слабым моторным развитием (как мелкой, так и общей моторики) становятся ограниченными, обедненными. Возникают трудности при раскрашивании, собирании конструктора, паззлов, при развитии навыков самообслуживания. У такого ребёнка могут возникнуть трудности с запоминанием, логикой, концентрацией внимания. Не справляясь с действиями, которые делают сверстники, ребенок может чувствовать себя неловко, снижается его самооценка.
Уровень развития мелкой моторики влияет на такие процессы, как внимание, память, мышление и воображение, связан с двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией. Развитие движений пальчиков ребёнка, способствует развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия, имеет больший успех в усвоении нового материала.
Итак, значение развития мелкой моторики
- Движения рук являются основой для формирования навыков самообслуживания
- Уровень развития мелкой моторики является показателем общего развития ребенка
- Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие таких психических функций, как мышление, память, внимание.
В каждом возрасте ребенок осваивает определенный круг действий руками. По мере усвоения предыдущего навыка и созреванию нервной системы, появляется возможность освоить новый навык, приобрести новое достижение.
До 4х месяцев ребенок учится координировать движения глаз, тянется к предметам руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит на рефлекторном уровне, благодаря безусловным рефлексам.
С 4 месяцев до года ребенок активно совершенствует навыки: он перекладывает предметы из руки в руку, гремит погремушкой, может научиться переворачивать страницы в книге.
С года до двух движения ребенок осваивает первые навыки рисования, использует указательный палец для того, чтоб показать на какой-то предмет. Появляются предпочтения в использовании одной из рук. Он может уже самостоятельно держать ложку и кушать.
В два-три года моторика рук позволяет осваивать навыки лепки из пластилина, учиться держать ножницы и даже разрезать ими бумагу.
В три – четыре года – малыш уже уверенно рисует не только карандашами, о и красками, к концу этого периода умеет разрезать лист вдоль начерченной линии, складывать лист пополам вдоль и по диагонали.
Мелкая моторика рук у детей 4-5 лет уже напоминает движения взрослых. Ребенок уже умеет раскрашивать, не вылезая за контур, работает не всей рукой, а только кистью. Движения более отточены, поэтому при вырезании из бумаги предметы получаются гораздо ровнее.
В этом возрасте 5-6 лет у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок с легкость раскрашивает, лепит мелкие детали, уже держит ручку тремя пальцами, рисует, как взрослый, умеет пользоваться ножницам.
Таким образом, развивать мелкую моторику можно уже самого рождения. Но особенно важно улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей у детей младшего дошкольного возраста. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы способствуем развитию интеллекта ребенка, помогаем развитию речи.
Источник