Моторное развитие ребенка дошкольного возраста
Светлана Линенко
Консультация «Развитие моторных умений и физической активности»
Развитие моторных умений и физической активности
Навыки взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира определяются прежде всего уровнем его владения своим собственным телом, степенью включенности в социальное взаимодействие и уровнем собственной активности, инициативы и любознательности. Моторная ловкость и разнообразие действий, производимых с объектами, зависит от темпераментных особенностей ребенка и от разрешающего поведения социума. Ведь для того, чтобы ребенок научился взбираться вверх по вертикальной лестнице и съезжать с крутой горки или нырять головой вниз с высоты в воду, он не только должен быть для этого достаточно моторно развит и хотеть этого, но ему еще должно быть разрешено делать это. Следовательно, в развитии моторных навыков у ребенка имеются индивидуальные различия, однако в то же время и имеется некоторый «предел» этого развития (например, не многие европейские дети вырабатывают развитые навыки лазания по деревьям, выше которого поднимаются не многие дети.
Развитие «схемы тела»
Развиваясь, ребенок познает не только внешние объекты, но и свое собственное тело, и «схема тела» как психическая структура продолжает формироваться и совершенствоваться. В связи с этим, наряду с сюжетно-ролевыми играми и играми по правилам, дети могут заниматься бессмысленными, на взгляд взрослых,занятиями: подолгу плескаться водой, бросать камешки в цель, пробовать на вкус растения, играть с животными, бегать, прыгать, приседать, крутиться на одном месте, «гонять» на велосипеде, возиться друг с другом, драться понарошку. Во время этих игр дети получают новые ощущения, в результате чего совершенствуется их моторика, движения становятся более координированными.
Возрастные нормы
Трехлетний малыш при ходьбе и беге ставит ноги уже гораздо ближе друг к другу, предметы берет одной рукой, он лучше удерживает равновесие, передвигается более плавно и ловко.
Четырехлетние дети могут уже менять ритм бега, прыгать. Они демонстрируют большую, чем трехлетки, силу, выносливость и координацию движений. Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры; рисуют красками; делают из кубиков постройки. Могут одевать и снимать с себя простую одежду и элементарно обслуживать себя за столом.
В пять лет дети могут уже ходить по гимнастическому бревну, ловко скачут, стоят на одной ноге, могут застегивать пуговицы и молнии, самостоятельно одеваются и раздеваются. Некоторые умеют завязывать шнурки.
В шесть лет некоторые дети уже настолько моторно ловки, что начинают осваивать профессиональные виды деятельности — играть на музыкальных инструментах, плавать, танцевать, кататься на коньках и т. д.
Моторные умения развиваются у ребенка в соответствии с общей, главным образом познавательной активностью. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. Именно познавательный интерес и сформированность определенных психических структур делает детей в возрасте приблизительно пяти лет «почемучками». В связи с этим следует учитывать, что игнорирование вопросов ребенка о мироустройстве, появляющихся у него в этом возрасте, может привести к угасанию его познавательного интереса.
Движение оказывают всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостатком движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Двигательная активность способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.
Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые сложились в данный момент.
При выполнении движений обогащает эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий.
Двигательная активность для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.
От работающих мышц импульсы постепенно поступают в мозг, импульсируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Тем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития.
Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, то есть создается некоторый ее избыток. Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, эта предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которые необходимо для нормального развития малыша.Естественно в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше число движений он должен совершить для нормального развития.
Особенно в процессе двигательной активности требует от детей значительного эмоционального напряжения, активизации всех психических процессов, определенных поведенческих умений. Обеспечение психологического комфорта – важнейшее условие воспитания нравственности.
Не следует требовать от детей одинаково высоких результатов в движении и в играх, а только по способностям. Надо уметь увидеть неповторимость каждого ребенка и дать ему возможность почувствовать полную свободу самовыражения. Есть несколько действенных приемов,с помощью которых можно установить контакт с детьми на физкультурном занятии и вне его: обеспечить оптимальную нагрузку двигательной активности, довести до сознания детей суть каждого физкультурного упражнения, обеспечить целевую установку предстоящего занятия, чтобы она была понята и принята каждым из детей. Нужно помнить, что игры с движениями и в движении счастливые минуты жизни ребенка.
Важно учить детей видеть и понимать тех, кто рядом, согласовывать свои действия с их действиями, проявлять сочувствие, поддержку; в нужный момент помочь преодолеть препятствия; не смеяться над тем, кто упал, проявляет неуверенность, неумение.
Полезны подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движение. Свободное применение достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает больше возможности для проявления детьми активности и творчества.
Уровень развития основных двигательных качеств – ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умения (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, плаванием). К перечисленным двигательным качествам относятся так же и мышечная сила, то есть способность овладения движением. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро и долго бегать, плавать, ходить на месте. Крепкий, сильный ребенок легко осваивает новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и даже любит упражнения с большей нагрузкой.
Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгибателей и разгибателей туловища и верхнего ключевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов. Слабые мышцы ключевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки.
Для нормального физического развития ребенка необходимо следить за двигательной активностью в течение всего дня.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.
Использованная литература
1. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 368 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).
2. Потапчук А. А. Диагностика развития ребенка. – СПб.: Речь, 2007.-154 с.
3. Психология детства / Под ред. Члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 350, [2] c.
4. интернет- ресурсы
Источник
В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у
дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной
сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики.
Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в
развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и
ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений
по словесной инструкции.
Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает
по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация
пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса.
При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные
расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и
монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью
дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального
праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в
виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.
У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение
мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в
общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм,
агрессивность, обидчивость, раздражительность.
Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания
в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:
1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в
застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на
платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.
2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных
умений и навыков.
3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр,
направленных на развитие мелкой моторики.
К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными
мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками,
каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая
гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус,
плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.
К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные
виды ручного труда.
К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных
картинок, пазлов, головоломок.
4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и
динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие,
ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела,
сенсомоторные функции.
Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с
успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих
тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных
детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять
дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают
необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений,
стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает
внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не
боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.
В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей
логопедической группы первого года обучения и их родителей.
Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить
начинаем»
Цели:
детей, имеющих системное недоразвитие речи. Вызвать у них интерес к
совместным занятиям с детьми.
Задачи:
- Коррекционные
: Учить выполнять артикуляционные упражнения,
конролируя качество их выполнения при помощи зеркала. Научить самомассажу
кистей и пальцев рук при помощи плодов каштана и резиновых игрушек «Ёжик».
Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры. Упражнять в выполнении
упражнений, направленных на развитие мелкой моторики (запускание волчков
правой и левой рукой, шнуровки, прищипывания, складывания деревянных пазлов).
Формировать конструктивный праксис.
: Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание,
воображение, тренировать память. Развивать чувство цвета и вкус к
гармоничным цветовым сочетаниям.
: Воспитывать наблюдательность, сообразительность,
контактность, активность, усидчивость, доброжелательность по отношению к
своим сверстникам, формировать работоспособность и критичность к качеству
выполнения своей работы.
Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала
(по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей);
волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки
геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве);
конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и
эстрадной музыкой.
Ход занятия
Организационный этап
1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему
мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.
2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся
за столы.
Основной этап
1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает
детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их
качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:
А) Упражнение «Лягушки»:
– Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
(Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)
Б) Упражнение «Слоник»:
– Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
(Губы вытягиваются в «трубочку»)
В) Упражнение «Змейка»:
– Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
(Быстрое высовывание узкого языка изо рта)
Г) Упражнение «Лошадка»:
– Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и
сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)
Д) Упражнение « Окошко»:
– А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
(Спокойное открывание и закрывание рта)
Е) Упражнение «Блинчики»:
– Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
(Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)
Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:
– Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
(Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)
З) Упражнение «Шарик»:
– Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
(Сильное раздувание обеих щёк)
И) Упражнение «Часики»:
– Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
(Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается
уголков губ.)
К) Упражнение «Чистим зубки»:
– Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
(Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения
изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)
2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он
предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие
пальцев рук:
А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук.
Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.
Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть
сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.
В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами
другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому
пальчику обеих рук. Поменять руки.
Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону
одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.
Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки
и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.
Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан,
имитируя лепку теста.
Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки
передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении
упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».
З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки
передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения
кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».
И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами.
Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять
руки.
К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и
перебирать их пальцами обеих рук одновременно.
3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается
попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала
правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители,
которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.
4 – Упражнение «Осенние ветки».
Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей:
– Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья?
(Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к
контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут
соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.
Динамическая пауза:
Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения,
сопровождая их словами:
1.
Ветер дует нам в лицо, Движения кистями рук к себе Закачалось деревцо. Наклоны с поднятыми руками в разные стороны Ветерок всё выше, выше, Приподняться на пальцах ног и потянуться Деревцо всё ниже, ниже. Наклониться к полу Солнце поднимается, Выпрямиться, поднять руки вверх Ветки распускаются. Развести руки в стороны
2.
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из
стороны в сторонуЛокти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями
рукПлавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в
сторонуКак они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.
Игровой этап
1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек».
Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».
2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка»,
«Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».
Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить
пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек
с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать
на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое
детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.
Родителям предлагается помочь своим детям.
3 – Подвижная игра «Найди пару».
Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды,
другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из
родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки
бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка
кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом
рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и,
имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на
левом рукаве.
Этап соревновательный, завершающий
В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми
выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит
башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит
весёлая музыка.
Подведение итога
Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям
раздаются призы.
Источник