Моторное развитие ребенка до года таблица

Моторное развитие ребенка до года таблица thumbnail

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Возраст

Развитие по месяцам

1 месяц

Первый месяц жизни

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.

2 месяц

Второй месяц жизни

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

3 месяц

Третий месяц жизни

  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет;
  • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.

4 месяц

Четвертый месяц жизни

  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
  • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».

5 месяц

Пятый месяц жизни

  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»;
  • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.

6 месяц

Шестой месяц жизни

  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.

7 месяц

Седьмой месяц жизни

  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
  • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».

8 месяц

Восьмой месяц жизни

  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.
Читайте также:  Ребенку 4 недели его развитие в утробе

9 месяц

Девятый месяц жизни

  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
  • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».

10 месяц

Десятый месяц жизни

  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.

11 месяц

Одиннадцатый месяц жизни

  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
  • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.

12 месяц

Двенадцатый месяц жизни

  • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
  • самостоятельно стоит;
  • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
  • может встать из положения сидя на корточках;
  • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
  • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
  • капризничает, если что-то не нравится;
  • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
  • может отказываться от нелюбимой пищи;
  • откусывает твердую пищу;
  • пользуется ложкой;
  • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
  • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
  • узнает и показывает животных на улице и картинках;
  • проявляет самостоятельность.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 174055.

Источник

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в проекты в доу

Источник

Каждая мама следит за развитием своего малыша и хочет, чтобы он рос здоровым. Молодым родителям важно знать, когда их ребенок начнет держать голову, сидеть, встанет на ножки. Комплекс двигательных навыков и психических реакций обозначается термином «психомоторное развитие».

Чтобы определить, соответствует ли формирование психики и моторики младенца его возрасту, нужно сравнить параметры его развития со средними показателями, которые считаются нормой. Особое значение психомоторное развитие имеет в первые 12 месяцев жизни.

Календарь психомоторного развития малыша от рождения до года

Учитывая показатели развития множества здоровых малышей, сотрудники ВОЗ разработали календарь психомоторного развития детей, который отражает основные навыки и рефлексы младенцев в соответствии с возрастом. Основные критерии календаря:

  • эмоциональные и поведенческие реакции;
  • голосовые реакции и речевое развитие;
  • сенсорные навыки;
  • рефлексы и двигательная активность.

С рождения и до 1 года дети развиваются наиболее интенсивно. Основные показатели и достижения малышей первого года жизни по месяцам можно увидеть в таблице.

Возраст (месяцев)Двигательная активность, рефлексыСтатические навыкиСенсорное развитиеГолосовые и речевые навыкиЭмоциональная сфера, поведение
1Развиты врожденные рефлексы (сосательный, хватательный).Может удерживать голову в горизонтальном положении, к концу периода может лежать на животике.Ребенок начинает прислушиваться, сосредотачиваться на определенных звуках, вздрагивает от резких шумов. В этот период он способен непродолжительное время рассматривать окружающие предметы, останавливает взгляд на необычных вещах.Появляются отдельные гласные звуки, начинается «гуление».Малыш проявляет недовольство при возникновении раздражителей в виде громкого звука или яркого света, на мгновение фиксирует взгляд на лице человека.
2Для этого этапа характерны повороты головы во все стороны.Формируется навык удерживания головы в вертикальном положении (несколько секунд).Появляется способность продолжительное время следить за перемещающимся объектом. Грудничок улавливает звуки, сосредотачивается на них, поворачивает голову в сторону источника звука.Младенец часто «гулит», звуки становятся разнообразными.Малыш фиксирует взгляд на лице, даже если оно перемещается, улыбается, когда с ним кто-то говорит, узнает голоса близких, радуется при появлении мамы.
3Постепенно пропадают безусловные рефлексы, свойственные новорожденным. Младенец тянется в сторону привлекшей внимание игрушки.Мышцы шеи развиты хорошо, ребенок отлично удерживает голову. Малыш начинает опираться на колени в лежачем положении.Активная реакция на звуки и привлекающие внимание яркие предметы. Частое и длительное сосредоточение на новых, необычных вещах.Из звуков составляются целые цепочки, дитя активно и продолжительно «гулит».В ответ на обращение родственников появляется улыбка, эмоции взрослых вызывают у малыша комплекс оживления.
4Возникают первые контролируемые движения рук, малыш более уверенно берет и держит игрушки. Появляется навык переворота со спинки на бок.Первые попытки опереться ножками при нахождении в вертикальном положении. Лежа на животе ребенок хорошо опирается на предплечья.Хорошая фиксация на звуках и предметах. Младенец начинает рассматривать игрушку, находящуюся в его руке.«Гуление» может напоминать распевание. Звуковые сочетания варьируются, меняется сила и интонация издаваемых звуков. Малыш пробует произносить звуки, формируемые губами, такие как «б» и «м».Громкий смех и крики радости возникают при эмоциональном обращении близких людей к малышу. По-прежнему ярко проявляется комплекс оживления при контакте с хорошо знакомым человеком.
5Первые перевороты со спины на животик, протягивание руки к любимой или новой игрушке.Дети пробуют стоять при поддержке за подмышки. Опорой становятся кончики пальцев ног.Все больше привлекают внимание предметы ярких расцветок. Возникает желание тактильного изучения предметов.Звуки приобретают ритмичность, образуют уверенные цепочки.Проявление радости при встрече с другими малышами. Ребенок различает интонации взрослых, понимает ласковое обращение и строгое. Распознавание родных и посторонних людей становится более дифференцированным, может возникать страх и плач при виде незнакомых людей.
6Попытки перевернуться с живота на спину. Перенос предметов из руки в руку.Опора на вытянутые руки лежа на животе. Малыш начинает самостоятельно сидеть.Слежение за упавшей игрушкой.В полгода малыш начинает лепетать, менять интонацию, появляется выразительность, меняется тональность.Формируется стандарт поведения со своими и чужими.
7Координирует руки и ноги, играет с собственными ножками в положении лежа. Активно тянется к игрушкам, когда сидит или переворачивается.Малыш сидит на твердой поверхности, держит спинку, пытается пружинить на ножках, может стоять на стопе при поддержке.Меняет положение тела, когда нужно дотянуться до игрушки.Лепет совершенствуется.Проявляет требовательность, когда хочет внимания к себе, манипулирует при помощи плача, копирует движения взрослого.
8Берет игрушки в обе руки одновременно.Появляется навык ползания при помощи рук. Ребенок сам ложится и садится.Малыш кивает, мотает головой, выражая согласия и отрицание.Произношение слогов «ба», «ма», «да».Активно развиваются эмоциональные реакции на обращение взрослых.
9Намеренно бросает предметы, может самостоятельно играть.Уверенно сидит, стоит с поддержкой за руки.Откликается на имя. Музыка вызывает желание танцевать.Соединение одинаковых слогов «мама», «папа», «баба».Возникает желание контактировать с людьми на уровне эмоций и игры. Копирование действий других малышей. Выполнение просьб «дай» и «возьми».
10Совершает целенаправленные действия, складывает пирамидку, открывает и закрывает крышки. Появляется захват большим и указательным пальчиками.Может переступать при поддержке за одну руку. Хорошо ползает, стоит с опорой.Имитирует поведение взрослого.Первые простые слова, которые употребляются в соответствии с ситуацией.Копирование взрослых, взаимодействие с другими детьми в игре, развитие мимики.
11Щипковый захват предметов подушечками двух пальцев.Устойчивость без опоры, ползание на четвереньках. Шаги с поддержкой за ручки.Понимает запрещающие слова, выполняет просьбы.Появляются слова из двух разных слогов.Приветствие и прощание рукой.
12Игра с игрушками длится более часа.Ходьба с опорой на стену и самостоятельно.Понимает сложные просьбы, узнает места, где бывает часто.Словарный запас 5-8 слов.Делится игрушками, ищет спрятанное. Целует и обнимает близких.
Читайте также:  Теория развития ребенка выготский

Психомоторное развитие недоношенных малышей

Психомоторное развитие ребенка, родившегося раньше срока, может формироваться медленнее, чем у сверстников, появившихся на свет в срок. В первые 6 месяцев жизни у недоношенных младенцев психические функции и моторные навыки развиваются менее активно и отстают от показателей, указанных в календаре ВОЗ. Однако к 8-9 месяцам такие малыши могут достичь необходимого уровня по всем критериям.

В 1-1,5 года задержка в формировании моторики у преждевременно рожденных детей полностью ликвидируется. К 18 месяцам эти дети способны понимать речь в соответствии с возрастом, но активное использование собственной речи и запас слов может по-прежнему не соответствовать норме.

Словарный запас и речь недоношенных детей полностью формируются к 3 годам, если родители уделяют ребенку достаточное количество времени. Если к этому возрасту отставание в психомоторном развитии все еще ощущается, то ребенку требуются коррекционные занятия.

Причины и симптомы задержки

Задержка психомоторного развития может проявляться у малышей различными симптоматическими комплексами. Среди основных симптомов выделяют:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • социальную незрелость;
  • нарушение когнитивных функций (память, восприятие, внимание).

Причины таких отклонений могут быть обусловлены врожденными или приобретенными патологиями. Если задержка в развитии отмечается у малышей от 1 до 12 месяцев, то она может проявляться в результате осложнений, возникших в период внутриутробного формирования плода (плацентарная недостаточность), во время родов (асфиксия) или сразу после рождения (ядерная желтуха).

Часто причинами отставания становятся генетические патологии (синдром Дауна) и наследственные нарушения обменных процессов (фенилкетонурия), длительно протекающие соматические и инфекционные заболевания, отклонения в работе эндокринной системы. Кроме того, задержка в психическом развитии может быть следствием недостатка внимания и ухода за малышом в раннем периоде.

Возможные последствия задержки

Задержка в развитии психомоторных функций может приводить к различным последствиям. В случае оказания своевременной помощи и лечения малыш полностью компенсирует отставание и достигает уровня развития, соответствующего возрасту.

При длительном отсутствии коррекционных занятий у детей может нарушиться процесс адаптации к окружающей среде, так как задержка в формировании моторики до 6 месяцев нарушает процесс знакомства с окружающим миром, поэтому страдает и психическое развитие. В некоторых случаях, при отсутствии лечения, такое отставание становится причиной установления инвалидности, поэтому родители и врачи должны внимательно следить за формированием необходимых навыков у малыша в течение первого года жизни.

Занятия на развитие психомоторных процессов

При диагностировании у ребенка задержки психомоторного развития специалисты рекомендуют родителям подобрать программу, которая поможет сформировать у малыша необходимые психические и моторные навыки. Существуют специальные комплексы занятий, разработанные для детей первого года жизни.

В коррекционных занятиях используются методы, направленные на развитие сенсорных навыков малыша, его мелкой моторики и двигательной координации. Педагог, занимающийся с ребенком, должен также прилагать усилия в направлении речевого развития, выработки коммуникативных навыков. Общение с малышом во время занятия строится в игровой форме, активно задействуются игрушки и другие обучающие материалы.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник