Моторика руки через развитие речи ребенка

Моторика руки через развитие речи ребенка thumbnail

Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.

Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.

Где ладошка?

Где ладошка? (показать ладошку)

Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)

На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)

Палец большой – это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)

Указательный – поймал гуся

Средний гуся ощипал,

Безымяный – суп варил,

А мизинчик – всех кормил.

Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)

А оттуда в живот! (показываем живот)

«Перчатка»

Веселая мышка перчатку нашла (Показываем ладонь, поворачиваем вниз, вверх)

Гнездо в ней устроив мышат позвала (показываем гнездо)

Им корочку хлеба дала пожевать (зажимаем кончик каждого пальца)

Отшлепала всех – непослушных мышат

Погладила всех

Уложила их спать (ручки под щечку). И т.д.

применение массажного шарика су-джок

Применяются Су – Джок – массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)

На клубочек ты похож

На спине иголки – очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)

Хоть и ростом ежик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

  • Мальчик-пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел

Этот пальчик хочет спать.

(Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой).

Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков

Упражнение 1. “Заплети косичку” – три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.

Упражнение 2. “Бумага” – смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).

Упражнение 3. “Спецрисование” – по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.

Упражнение 4. “Раскрась” – книжки для раскраски, нарисованное взрослым или ребенком.

Упражнение 5. “Штриховка” – линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.

Упражнение 6. “Выщипывание” – нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т.п.

Упражнение 7. “Аппликация выщипыванием” – нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких – получится неваляшка).

Упражнение 8. “Резиновая игрушка” – сжимать, разжимать резиновую игрушку.

Упражнение 9. “Бусы” – нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.

Упражнение 10. “Мотылек” – грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.

Упражнение 11. “Чудесный мешочек” – мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.

Упражнение 12. “Мозаика” – (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.

Упражнение 13. “Завяжи-развяжи” – полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 14.”Застегни-растегни” – застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).

Упражнение 15. “Нитки” – смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.

Пальчиковый кукольный театр – это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. (можно сделать своими руками: связать, из бумаги, нарисовать персонажи прямо на самих пальчиках). Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Источник

1 слайд

Развитие речи дошкольников через мелкую моторику рук.

Подготовила:

воспитатель УК№567

Топоркова Ю.А.

2 слайд

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами – чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

С этим трудно не согласиться – двигательные и речевые центры находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Систематическая и планомерная работа по развитию тонкой моторики рук, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребёнка.

3 слайд

Существует много способов развития мелкой моторики:

  • пальчиковые игры

  • пальчиковый театр, Би-ба-бо

  • лепка из пластилина или теста

  • рисование карандашами или красками

  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок

  • выкладывание рисунков из фасоли или гороха

  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков, плетение косичек.

4 слайд

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Поэтому в своей работе мы используем игры-манипуляции, в основе которых народное творчество – прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют нам многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать.

Где ладошка?

Где ладошка?(показать ладошку)

Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)

На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)

Палец большой – это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)

Указательный – поймал гуся

Средний гуся ощипал,

Безымяный – суп варил,

А мизинчик – всех кормил.

Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)

А оттуда в живот! (показываем живот)

5 слайд

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны забавы, в которых есть рифмованные стихотворения. Проговаривание стихов мы проводим одновременно с движениями пальцев рук, при этом речь становится ритмичной, более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.Пальчиковые игры для нас универсальный дидактический развивающий материал.

6 слайд

Массажными шариком мы стимулируем зоны на ладонях. С помощью шаров – «ежиков» нашим детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)

На клубочек ты похож

На спине иголки – очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)

Хоть и ростом ежик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).

7 слайд

Часто мы используем в своей работе с дошкольниками упражнения, которые развивают у ребенка мелкую моторику, и способствуют активизации речевых навыков

Упражнение 1. “Заплети косичку” – три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.

Упражнение 2. “Бумага” – смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).

Упражнение 5. “Штриховка” – линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.

Упражнение 7. “Аппликация выщипыванием” – нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких – получится неваляшка).

Упражнение 9. “Бусы” – нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.

Упражнение 10. “Мотылек” – грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.

Упражнение 11. “Чудесный мешочек” – мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.

Упражнение 12. “Мозаика” – (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.

Упражнение 13. “Завяжи-развяжи” – полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 15. “Нитки” – смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).

8 слайд

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, мы успешно используем различные виды инсценирования. Любимыми в нашей группе являются игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

9 слайд

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности мы используем физкультминутки, которые проводим в сочетании движений с речью детей, что позволило нам достичь наибольшего обучающего эффекта.

10 слайд

Наших детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые мы используем в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

11 слайд

Кроме игр и массажа пальчиков, мы часто используем различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого мыиспользуем подручные материалы, от пуговиц до круп, любые предметы:

  • Одеваем кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;

  • Зажимаем между ладонями простой карандаш и перекатываем его;

  • Завязываем банты из лент или наматываем нитки на катушку;

  • Занимаемся выкладыванием фигур из камушков, ракушек;

  • Играем со шнуровкой, создавая разные плетения;

  • Используем прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.

  • Рисование на манке. Высыпаем на поднос манную крупу и играем в художника. Начинаем с простых линий, а потом переходим к рисованию образов, букв, цифр.

Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: мы перебираем гречку, горох, создаем из крупинок аппликации, ищем спрятанные игрушки в емкости с зерном.

12 слайд

В своей работе мы часто используем творческие задания. Для этого создано множество различных наборов мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Мы вырезаемфигурки из бумаги.

  • Соревнуемся на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Дети как можно точнее повторяют оригинал.

  • Лепим из пластилина и глины.

  • Собираем пазлы, бусы по схеме

13 слайд

Ещё одним способом развития мелкой моторики является лепка и занятия пластилинографией. Этот нетрадиционный способ художественного творчества мы применяем в своей практике.Большинство наших детей очень любят рисовать пластилином. Для декорирования работ используем различные виды круп: фасоль, горох, рис, гречка. Ссыпав их в одну емкость, дети перебирают крупу, зачитывая стихотворения:

«Горох»

Сюда насыпали горох и

Пальцы запустили,

Устроим там переполох,

чтоб пальцы не грустили!

«Фасоль»

Катись, фасолинка, за окошко,

Катись, фасолинка, к нам в лукошко.

Ты катись, фасолинка, по столу,

Развлекай, фасолинка, детвору.

В процессе работы, дети с удовольствием обсуждают, что они делают, оценивают результат готовых работ, тем самым развивают связную речь.

На занятиях мы читаемнебольшие стихи:

Мы рисуем пластилином

Разноцветные картины.

И фантазий самолёт

Отправляется в полёт!

14 слайд

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, что является главной целью нашей работы. Желаем Вам творческих успехов!!!!

Источник

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень владения мелкой моторикой, то есть точность и ловкость движений, которые совершаются с помощью пальцев рук и кистей, напрямую влияет на развитие ребенка в целом и его речь в частности. Зависит он от того, насколько скоординированы три главные системы организма – нервная, костная и мышечная.

Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно

Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно

Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.

Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.

Начать никогда не поздно

Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.

Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте

Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Следуйте за интересами ребенка

Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

  • Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
    • Покажите малышу упражнение.
    • Пусть ребенок 1-2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.
    • Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
    • Добавьте слова.
  • Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

Это может быть:

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с бумагой

Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.

Источник