Мотивационное развитие ребенка это

Мотивационное развитие ребенка это thumbnail
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • приемы воспитания
  • мотивация
  • 7-10 лет
  • семейное воспитание

Мотивационное развитие ребенка это

Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка учиться/убираться/посещать кружки. Все просто: его нужно мотивировать. Будем разбираться, как у детей работает мотивация и откуда она берется.

Мотивация — какая она?

Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию, а ругань, наказания и низкие оценки — отрицательную.

В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.

Мотивация устойчива при удовлетворении базовых потребностей, например, утолении голода. При неустойчивой мотивации человеку нужна постоянная поддержка. Пример — избавление от лишних килограммов.

Откуда берется мотивация

Чтобы мотивация сформировалась, необходимы следующие факторы: потребности человека, его цели, уровень притязаний, мировоззрение, убеждения, идеалы.

Итак, что же должно произойти, чтобы ребенок, например, убрался в комнате?

В первую очередь, необходимо, чтобы уборка удовлетворила какую-либо потребность ребенка. В зависимости от возраста, желания могут быть разными, более того, иногда деятельность, мотивация к которой формируется, удовлетворяет потребность лишь опосредовано.

image1__2_.jpeg

Как работает мотивация

Например, у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:

потребность в игре → ребенок ее удовлетворяет

Рассмотрим другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате — приходится выполнять деятельность, интереса к которой нет, и которая непосредственно не удовлетворяет желание.

потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена

Мотивация работает не только на базе «хочу», но и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте.

У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

Именно в этом возрасте наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними. В подростковом возрасте становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

Совместная деятельность

Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.

Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.

Свобода выбора

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.

Внутренняя мотивация

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Справедливость

Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.

Читайте также:  Процесс зачатия и развития ребенка

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.

Автор: Анна Сафина

Фото с сайта shkolazhizni.ru

Мотивационное развитие ребенка это

Совсем немного времени осталось до таких долгожданных летних каникул! Родители стремятся так организовать отдых ребенка, чтобы он прошел и с удовольствием, и с пользой. Данный тест поможет определить ведущий тип темперамента ребенка и в соответствии с ним выбрать подходящий вид отдыха.

Пройти тест

Источник

Развитие мотивационной сферы ребёнка

 Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно  отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок

Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Наибольшее влияние на поведение детей оказывают прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.

             

Подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут»— сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы .

Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Любое дело ребенок может превратить в игру.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения.

           

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит, впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе .

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.

У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона.

Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

Каприз — средство обратить на себя общее внимание, «взять верх> над взрослыми.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам. Только постепенно под влиянием взрослых стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Так, младшие дошкольники, которым мы предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры) и не могли удержаться от подсказки сверстнику. Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результатов, которого он достиг.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. под руководством воспитателя изготовить салфеточку в подарок маме.

Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).

Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды.

Более слабый мотив  – наказание и, в первую очередь, исключение из игры.

Еще более слабый мотив – собственное обещание ребенка.

Самый слабый мотив – прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.

Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.

В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.

Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).

Читайте также:  Упражнения для развития общей моторики у ребенка с дизартрией

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

– абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

– конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

 Только к 7 годам самооценка  у большинства детей становится более адекватной.

Таким образом, дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.

Источник

Ответы детского психолога Развитие мотивации

Второй по остроте проблемой по результатам опроса родителей стала проблема мотивации детей к учебе.  Также, как и детские капризы и истерики (см статью Капризы и истерики), проблема мотивации ребёнка волнует не только родителей подростков, но является острой на протяжении всего периода детства. Я очень удивилась, увидев, что родители, ожидающие первенца и имеющие детей в возрасте 1 года, уже всерьёз беспокоятся о мотивации, но, всерьез поразмыслив, увидела в этом некоторую логику.

В чем же тут проблема? Как мне видится, проблема в том, что мы очень многого ждём от своих детей и при этом не очень-то им доверяем. У родителей есть проекты и планы, касающиеся того, какими они хотят видеть своего ребёнка. Ребёнок обязательно должен быть лучше, успешнее, чем родители, ну или хотя бы не уронить честь семьи, и родители искренне пытаются создать все условия для его развития. 

Так куда же девается мотивация? Почему условия для развития есть, а мотивации нет? Почему «мы для них на все готовы, а им ничего не надо»? В какой момент происходит сбой в системе мотивации ребёнка и как выстроить её обратно?

Начнём разбираться с проблемой, как всегда, последовательно, с малышей. Новорождённый ребёнок очень хорошо мотивирован! Он хочет жить и, если он не будет активен, громок и убедителен в своём требовании, он просто не выживет. Родители нужны как воздух, и ребёнок будет делать всё, что может, чтобы получить заботу. Но, обратите внимание, уже на первом году жизни родители начинают сбивать эту мотивацию к развитию, например, назначая ребёнку массаж «чтобы быстрее развивался». В тот момент, когда мы лишаем ребёнка возможности почувствовать собственный порыв, собственные усилия и результат от них, когда он в стопятьсотый раз пытается перевернуться, сесть, но не сдаётся. Мы искусственно начинаем облегчать ребёнку задачу, с которой он и без нашей помощи отлично бы справился, ради того, чтобы что-то там ускорить, каким-то там графикам соответствовать и вообще – меньше за него переживать.

Следующий этап развития либо отмирания мотивации приходится на возраст от 1 года, когда ребёнок начинает активно исследовать мир, и все тащить в рот. И вот тут возможны варианты родительского поведения: либо мы предоставляем ребёнку безопасную среду, в которой он тем не менее может сталкиваться с трудностями, с разнообразными проявлениями внешнего мира, либо эту среду ограничиваем и изолируем до минимума, а ещё хуже – просто пытаемся запрещать ребёнку делать то, что ему положено по возрасту- исследовать этот мир. 

В возрасте после года-полутора у ребёнка начинает активно развиваться привязанность к одному из взрослых. Он перестаёт идти на руки ко всем подряд, выбирает взрослого, за которым будет следовать и рядом с которым будет чувствовать себя безопасно. И чаще всего именно к этому моменту у мам сдают нервы и кончаются силы и возникает непреодолимое желание кому-то ребёнка перепоручить хотя бы на время, а то и вовсе выйти на работу. И у ребёнка часто формируется вместо нормальной привязанности привязанность тревожная. Ребёнок постоянно находится в тревожном ожидании того, что мама куда-то внезапно денется, а какое исследование мира возможно в состоянии непрерывной тревоги? Ребёнок перестаёт видеть мир вокруг, любопытство уступает место более важной потребности – обеспечению безопасности. Он вынужден постоянно следить за мамой, как бы она опять не исчезла. Про привязанность тут больше останавливаться не буду – читайте книги Людмилы Петрановской. Сейчас важно осознать, что связь привязанности с внутренней мотивацией самая непосредственная.

Примерно к трём годам ребёнок подходит к осознанию собственной личности, к тому, что он – отдельный человек и обладает собственной волей. Ребёнок начинает твердить: «Я Сам», «Моё», говорить: «НЕТ» по любому поводу. Он растёт как личность. Он пытается разобраться: кто Я, где тут моё, что я могу, насколько я силён. И вот тут ловушка для родителей состоит в том, что в этот момент личность ребёнка можно просто задавить в зародыше. Вы одеваете ребёнка в детский сад, он десять минут возится, пытаясь самостоятельно одеться, в результате надевает ботинки не на ту ногу. Он оделся! Он герой! Но мама недовольна, а ещё хуже, если не дала одеться самому, а «давай я быстро тебе помогу, а то опоздаем». Ребёнок – в истерике, и как кажется родителям, совершенно на ровном месте. А ему только что сказали, что он НЕ СПРАВИТСЯ И НЕ НАДО ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ.

Дальше ребёнок попадает в цепкие руки «раннего развития» – мы же помним про родительские установки, что надо дать ребёнку максимум? Малыша начинают отдавать в секции, чтобы воспитывал силу воли, на рисование – для развития правого полушария, обязательно английский – ведь без него в современном мире не выжить, а самые продвинутые родители водят ребёнка на те же секции, но в игровой форме. Что, в целом, правильно и хорошо, но есть одна тонкость. Развитие внутренней мотивации ребёнка происходит только в СВОБОДНОЙ игре. Во всех остальных случаях ребёнок – объект, он не автор и не инициатор того действия, в котором участвует, пусть оно даже проводится в игровой форме!

Читайте также:  Причины остановки развития ребенка

И вишенкой на торте является желание родителей научить ребёнка читать и посещение курсов подготовки к школе в 5,5 лет.  В результате, к моменту поступления в 1 класс ребёнок относится к школе как к неизбежному злу и никакого восторга по этому поводу не испытывает.

Я описываю мрачный сценарий, но он очень часто встречается. Ещё один вариант потери мотивации к школе также связан с ранним обучением, ребёнок приходит в школу избыточно подготовленный и весь первый класс сидит скучает, и ко второму классу у тех, кто трудился, вырабатывается привычка учиться и растёт мотивация достижения, а у того, кто скучал – такая привычка не вырабатывается, а мотивация к учебе падает окончательно. И к 3-му классу разница между детьми, которые научились читать в 4 года и в 7 пропадает совсем!

В идеале ребёнок в начальной школе должен учиться, опираясь на желание быть хорошим учеником, и получать за это положительное подкрепление от учителя и от мамы. Для этого Школа и первая учительница должны обладать романтическим ореолом, и родители должны этот образ всячески поддерживать. Кроме того, необходимо всегда поощрять ребёнка к более глубокому усвоению материала, рассказывать интересные факты, вместе искать взаимосвязи и обязательно хвалить не за оценки, а за старание! За преодоление себя. За то, что сегодня буквы написаны красивее, чем вчера. Задача родителей в младшей школе – помочь ребёнку выработать привычку учиться. Внедрять некий режим, правила, как делать уроки и как эффективно отдыхать. Учить ребёнка самому оценивать себя объективно. Вводить критерии этой оценки и объяснять их ребёнку. Это очень поможет ему в будущем, когда он шагнёт в подростковый возраст и внешняя мотивация в виде оценки родителей или учителя на время перестанет действовать.

Надо понимать, что для подростка учебная деятельность в норме отходит на второй план. На первый план выходит поиск себя. Те же вопросы, что и в три года, но на новом уровне: Кто я? Какой я? Что я могу? Что я из себя представляю? Достоин ли я уважения? Где я – это Я, а где я – то, что мне навязали родители и общество? Подросток должен ответить на эти вопросы и результатом этого ответа будет являться мотивация на новом, осознанном, уровне. Я делаю что-то, потому что это надо мне. Я так решил. Я выбрал. Я отвечаю за свой выбор.

Не менее важно то, что ребёнок ищет себя – в друзьях. Найти друга в этом возрасте – одно из самых важных достижений, но не всегда родители это понимают. «Друг-мое второе Я» – говорил Пифагор, а он кое-что понимал в обучении и воспитании молодежи. С другом можно спорить, обсуждать идеи, сражаться против несправедливости, вместе искать истину, поддерживать друг друга- все это очень позволяет более эффективно исследовать мир, а, следовательно, положительно влияет на мотивацию. (Не чувствуете параллели с малышами, если только фигуру друга заменить на фигуру мамы? 😉

Если же родители загружают ребёнка учебой, не дают расслабиться, не дают возможности погрустить, поотчаиваться, поискать себя, подружить, повлюбляться, в конце концов, то к моменту сдачи ЕГЭ ребенок подходит в состоянии: «Вам надо, вы и сдавайте!» 

Поэтому важно в период, когда учеба не так критична, примерно с 5 по 8 класс, немного отпустить вожжи, позволить ребёнку поискать себя, и самому выяснить, что «Тигры не лазают по деревьям и не едят чертополох и жёлуди». В этом возрасте ребёнку нормально кидаться из крайности в крайность, менять увлечения, пробовать себя во всем и быстро остывать. Отнеситесь к этому философски и поддержите везде, где можете поддержать. Но отнеситесь с уважением, и если вашу помощь подросток принять не готов. Он опять в режиме «Я Сам», и, если не давать ему самому разобраться с тем, с чем он вполне разобраться в состоянии – можете сами спрогнозировать, как это отразится на его самооценке и мотивации. 

Итак, после того, как мы пробежались по всем возрастам, можно в качестве резюме сформулировать несколько принципов мотивации:

    Позволяйте ребёнку делать самому всё, что он может, поднапрягшись, сделать сам. Не помогайте сразу – держите себя в руках. Ждите, пока попросит помочь.Случаи, когда вы делаете что-то за ребёнка – должны быть редкими исключениями, а не нормой.Давайте ребёнку много(!) времени для свободной игры. Для мотивации и развития свободная игра и возможность иногда поскучать важнее любых развивашек!Оценивайте старания ребёнка, а не результат! Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, а только с самим собой вчерашним. Ставьте достижимые цели. Учите оценивать самого себя. Внедряйте измеримые критерии оценки.Давайте столько свободы, сколько ребёнок может взять, но не больше:)Не манипулируйте! Помните, все приёмы, что вы используете, в подростковом возрасте будут использованы против вас.Подавайте пример. Будьте активны и заинтересованы в своей жизни, не живите жизнью ребёнка или тем более подростка! И последнее. Расслабьтесь, воспитывая детей. Воспитывайте себя. Ваши дети всё равно вырастут похожими на вас.

Для тех, кому очень нужно что-то почитать по теме мотивации очень рекомендую книгу Катерины Ленгольд “Agile. Просто космос». Она полна конкретных советов в и будет вам, а значит и вашим детям, отличным подспорьем на пути поиска истинной мотивации, а также в постановке и достижении целей.

Данная статья, хотя и вышла длинной, но не претендует на полноту, автор осознает это и предлагает каждому просто чуть больше задуматься о вопросах мотивации в своём конкретном случае.

При необходимости записывайтесь на консультацию, каждый случай уникален, несмотря на общие тенденции.

Буду очень рада вашей обратной связи, пишите на [email protected]

Ваш поддерживающий психолог

Вера Поневаж

ponevazh.ru

Источник