Мотивация ребенка к занятиям 4 года

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком – не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся – чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать – рассказывает Ксения Букша.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:
Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…
Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.
Примеры:
1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.
2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат – в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.
3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.
Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.
1. Забота
Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.
Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.
В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка – Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.
Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.
Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело – в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта – и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.
2. Совместная деятельность
Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь – ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет – стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.
3. Маленькие поощрения
«За каждую красивую букву – одна изюминка».
Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу – пирожное».
И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти – гаджет».
Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой
Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки – это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе – мотивация.
4. Наше одобрение и неодобрение
С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) – станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.
Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось – похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.
5. Парадоксальные награды
Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.
6. «Сделал!»
«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» – это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду – порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?
Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг
Это просто с малышами – они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться – вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры – именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.
7. Поддержка внутренней мотивации
Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет – до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь – ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.
Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха – хороший учитель. Но и мы тоже важны.
8. Коллективная и семейная мотивация
Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.
Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.
Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».
Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».
9. Справедливость
Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.
Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все – по мере сил. Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право – весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.
Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить
И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве – скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.
Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.
10. Планирование будущего
Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель – продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.
И еще немного примеров для иллюстрации:
Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость.
Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации – забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).
Доиграть уже фактически проигранный командный турнир – коллективная мотивация.
Решать задачки по математике: если не получается – забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается – внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни – поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.
Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности – маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.
Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.
Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».
Источник
Как мотивировать ребенка к занятиям? Сыну 4 с половиной. Мы прошли «Игралочку» (4-5 лет), и за это он получил от нас подарок – чтобы замотивировать перед следующей частью, и, конечно, он теперь ждет-не дождётся начать заниматься.
Вопрос:
Как мотивировать ребенка к занятиям? Сыну 4 с половиной. Мы прошли «Игралочку» (4-5 лет), и за это он получил от нас подарок – чтобы замотивировать перед следующей частью, и, конечно, он теперь ждет-не дождётся начать заниматься. Меня волнует вот что: если мотивировать чем-то материальным (игрушка, поход в музей или зоопарк и т.д.) не убьет ли это “правильную” естественную мотивацию к учебе, развитию, узнаванию нового? Лучше “танцевать с бубном”, соблазнять и вдохновлять, и медленно двигаться по программе? Или лучше заниматься активно, пусть и с меркантильными мотивами? Есть ли рекомендации, советы и приемы по вдохновению к учебе? Большое спасибо! Ольга.
Ответ:
Добрый день, Ольга.
Благодарим Вас за актуальный вопрос, волнующий многих неравнодушных родителей.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что все дети от природы любознательны, хотят и любят учиться. При этом для каждого возраста способы и формы организации познавательной деятельности имеют свою специфику и особенности. Так, для детей дошкольного возраста это в основном игра и общение. Не случайно, наши пособия для малышей так и называются «Игралочка», поскольку все занятия мы проводим в игровой форме, опираясь на личностные мотивы и познавательные интересы детей. В помощь родителям в конце тетрадей «Игралочка» даны рекомендации по организации познавательных игр и бесед с ребенком на основе математических заданий.
Второй очень важный момент: основная цель занятий по курсу «Игралочка» заключается не столько в формировании у детей предпосылок математической грамотности, сколько в том, чтобы с детства прививать у них «вкус» к умственной деятельности, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Условием достижения этих целей является также опора на внутренние, естественные потребности ребенка в познании.
Что же касается так называемых «внешних мотиваторов» (подарков, наклеек и пр.), злоупотреблять ими не стоит. Безусловно, в определенные моменты они могут помочь вовлечь ребенка в деятельность. Но потом нужно обязательно переключить внимание ребенка на внутренние мотивы: на то, насколько интересны и увлекательны задания, какое интересное решение он смог придумать, как здорово он преодолел затруднение и т.д.
Для того чтобы познавательная мотивация ребенка развивалась успешно, необходимо при выполнении заданий обращать внимание на соблюдение следующих условий:
- Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься против его воли. Постарайтесь расположить его к совместному решению игровой проблемы, изложенной в задании, пригласите его вместе подумать, порассуждать, как, например, помочь «герою» сюжета, используя приемы, описанные в комментариях для родителей в конце каждой тетради курса «Игралочка». Помните, принудительное обучение бесполезно и даже вредно!
- Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят другим интересным делом.
- Процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную окраску. Обязательно хвалите ребенка за малейшее проявление смекалки и находчивости.
- Необходимо всячески поощрять самостоятельность ребенка при решении проблемной ситуации. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.
При желании Вы можете пройти обучения на курсах повышения квалификации по организации образовательного процесса на основе курса «Игралочка». Слушателями данных курсов зачастую бывают не только воспитатели детских садов, но и заинтересованные родители или гувернеры.
Желаем Вам успехов и уверены, что в Ваших силах сделать так, чтобы Ваш ребенок научился получать удовольствие не только от «заработанных игрушек», но в большей степени, от возможности проявить себя в интересной, познавательной, творческой деятельности!
С уважением,
Королева Светлана Ивановна
методист отдела дошкольного образования,
ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО
Источник
Методы и приемы мотивации детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культуре.
Цель: определение методов и приемов мотивации детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культуре.
Задачи:
- Изучить понятия «Мотивация», «Метод», «Прием»
- Разобрать виды мотивации.
- Проанализировать классификацию методов и приемов мотивации детей на занятиях по физической культуре.
На сегодняшний день следуя запросам общества и населения, следуя основным целям и задачам модернизации в системе образования одним из условий формирования личности человека является формирование здоровой личности физически развитого ребёнка.
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, формируется мотивация к физической культуре и спорту, прививается любовь к физическим упражнениям, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Поэтому важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Следовательно, детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы.
Дошкольная педагогика справедливо отмечает: то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно.
Осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается, т. е. от ее мотивов. При наличии интереса к деятельности ее мотив совпадает с целью – познать и овладеть этой деятельностью. Без наличия положительных мотивов интерес к деятельности может быстро угаснуть.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Цель мотивации – заинтересовать ребенка, поставить перед ним какую-то проблему и побудить решить ее.
Виды мотивации:
- Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).
- Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «коробочку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «коробочку», то родители меня накажут).
Правила для построения мотивации:
1.Мотивация должна быть экономичной, не более 2-3 минут;
2. В дошкольном возрасте ребенок развивается в игре, значит, мотивация должна быть игровой.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы), обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора мотивационных методов обучения.
Метод – (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения
Классификация методов
Словесный метод.
Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.
1. объяснение
2. пояснение
3. указания
4. подача команд, распоряжений, сигналов
5. вопросы к детям
6. образный сюжетный рассказ
7. беседа
8. словесная инструкция
Наглядный метод
Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
- Наглядно- зрительные приемы:
– показ физических упражнений
– использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)
– имитация (подражание)
– зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)
- Наглядно-слуховые приемы:
– музыка, песни
- Тактильно-мышечные приемы:
– непосредственная помощь воспитателя
Практический метод
Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.
– повторение упражнений без изменения и с изменениями
– повторение упражнений в игровой форме
– проведение упражнений в соревновательной форме
Прием – часть метода, его деталь, дополняющая и конкретизирующая метод.
Методические приемы отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.
Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно – зрительные приемы заключаются в правильном, четком показе образца движения или его отдельных элементов; в подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров для формирования пространственной ориентировки; использований кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков и т.д. Тактильно – мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающее ощущение правильного мышечного тонуса).
Однако такая помощь должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа.
Наглядно – слуховые приемы представляют собой звуковую регуляцию движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Д.В. Хухлаева считает, что использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, «регулирует темп и ритм», но и вызывает у ребенка « эмоциональный подъем», желание выполнять движения.
Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению: краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое сопровождает показ движений или его элементов; указание о выполнение движений; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижных игр; вопросы детям, которые задаются до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры и т.д.; команды, распоряжения, сигналы, требующие различной интонации, динамики и выразительности; считалки короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в игре; образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.
Примеры, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков; самостоятельное применение их ребенком в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение его знаниями, позволяющими осознанно осуществлять это применение.
Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению ролей судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.
Э.Я. Стеаненкова добавляет к вышеперечисленным следующие методы обучения: информационно – рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества.
Информационно – рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку – осознанно их запомнить и усвоить.
Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Этот метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.
Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным, т.к. оно не может научить ребенка мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.
Решение ребенком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях: рождает веру в свои силы, переживание радости самостоятельных маленьких «открытий», делает обучение более интересным и увлекательным; создает предпосылки для творчества; предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. А значит, позволяет повысить двигательную активность детей на физкультурных занятиях.
Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка
Приемы мотивации:
1. «Как взрослые» Побуждение к деятельности: будем как взрослые что-то выполнять (например, приседать) Цель приема: формировать самостоятельность. Алгоритм применения приема: Развитие стремления действовать как взрослые. Например: «Ты ведь большой, а большие приседают правильно, не балуются»
2. «Буду как…» Побуждение к деятельности: предложить представить себя как папа, мама, космонавт. Цель приема: Формирование зарождающихся общественно- ценных мотивов действия. Например: «Солдаты шагают строем друг за другом и высоко тянут колени»
3. «Помоги мне» Побуждение к деятельности: попросить детей собрать инвентарь. Цель приема : формировать интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе со взрослым. Алгоритм применения приема: предложить детям собрать из поролоновых кубиков стенку.
4. Использование игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.
Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (инструктор – воспитатель, муз. руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью воспитателя. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью воспитателя или с поддержкой за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.
В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания.
Мотивация к физкультуре и спорту служит побуждением к действию; динамическим процессом физиологического и психологического плана, управляющий поведением ребенка, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Таким образом, задача каждого воспитателя и инструктора по физической культуре – зажечь искру любви к спорту в каждом ребенке!
Источник