Мотивация ребенка к развитию речи

Способы мотивации ребенка для развития речи.

             Речь является важнейшей психической функцией ребенка и одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

Именно речь – основание для развития всех остальных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, познавательно-исследовательской и др. В этой связи, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем.

Для стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста необходима мотивация, ведь речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами.

В дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи. Равнодушие младших дошкольников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживанием успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех — уменьшение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех.

В повседневном речевом взаимодействии и в деятельности детей мотивы являются элементарными потребностями ребенка в позитивных эмоциях, в признании и поддержке. Во время занятий по речевому развитию часто исчезает эта естественность общения, уменьшается желание выражать мысли, т.к. педагог просит ребенка дать ответ на вопрос, пересказать что-то или повторить. Не всегда учитывается, есть ли желание у ребенка это делать.

Чтобы повысить интерес детей к овладению речью возможно использование следующих приемов:

– игровой (любые игры);

– сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.);

– использование схем, моделей;

– поощрение разными предметами (ленточками, флажками, фишками);
– чтение художественных произведений.

«Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы.  Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие: чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой и др.»

Художественная литература – одним из важных компонентов в формировании речи детей. Литература является важным источником развития всех сторон речи детей,  дает образец русского литературного языка, помогает почувствовать красоту родного языка и его разнообразность. Именно при помощи художественной литературы у детей формируется грамотная, связанная диалогическая и монологическая речь, развивается фонематический слух, звуковая и интонационная культура речи [4].

Приобщение детей к художественной литературе начинается с самого раннего детства со стихотворений А. Барто, рассказов Н. Носова, сказок С.А. Пушкина и многих других. Развитие речи у детей дошкольного возраста  так же происходит при рассматривании картинок сюжетно-ролевого характера с известными для детей сказочными персонажами. Очень важно использовать в развитии речи разные формы включения детей в речевую практику, например, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрация и пересказ их содержания, чтение стихотворений и разучивание их, загадывание загадок и др.

Для развития речи детям в дошкольном возрасте можно предложить книги с яркими, красочными картинками, например, такие, как С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Барто «Игрушки», Д. Мамин-Сибиряк «Сказки про храброго зайца…», Ю. Васнецов «Дон-дон», «Водичка-водичка», А. Елесеева «Заинька походи», А. С. Пушкин «У лукоморья», А. А. Блок «Снег за снег», П.Ершов «Конек-Горбунок», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Н.Носов «Приключения Незнайки», рассказы А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Дж. Родарри «Приключения Чиполино», а так же и русские народные сказки.  После прочтения сказки (рассказа), детям можно задать вопросы по сюжету либо попросить пересказать текст. Беседа с детьми может состоять из таких вопросов: С каких слов начиналась сказка? Какие персонажи были в сказке? Кто главный герой?  Чем закончилась сказка?  С помощью этих литературных произведений дети познакомятся с книжной культурой, научатся понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, начнут активно закладываться предпосылки к обучению грамоте [5].

Первоначально ребенок оценивает только свои поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк – обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п.

 Не маловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы.

 Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  • Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  • Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
  • Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
  • Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

 а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

 б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

 а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

 б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

 в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

 г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

  • Чтение как часть занятия по развитию речи:

 а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

 б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала) [8].

Выразительное чтение, заинтересованность взрослого, его эмоциональный контакт с ребенком повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончания чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

Источник

Правила для мотивации ребенка к речи.
Источник: sch2045zg.mskobr.ru/dou_edu/_/obrazovanie/methodical_cabinet/stati/5_pravil_dlya_motivacii_rebenka_k_rechi/

Учитель-логопед заботливым родителям.

«Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи.

Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника:

Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Кока». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было, где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).

Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

Источник

«Обогащение мотивации речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, это лучший  период для развития речи.

Речь – один из первых видов деятельности, которым человек овладевает в онтогенезе. Она является ведущим средством общения. Дошкольное детство признано сензитивным периодом для речевого развития в целом.

Потребность в общении с окружающими обусловливает появление речи. Формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога.

Процесс овладения родной речью – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Развитие речи есть целенаправленная и последовательная педагогическая работа (педагогов в детском дошкольном учреждении или родителей дома), предполагающая использование набора специальных педагогических методов и средств, а также собственные речевые упражнения ребенка.

Этапы формирования речи:

  • развитие мотивации (потребности, стремления, побуждения к говорению и речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить речь;
  • расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.

Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства.

Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение.

В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.

Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений навыков.

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной естественной обстановке общения. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям.

У детей старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, фразы развернутые, высказывания точны. Дети могут вычленяет не только существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. При активной речи, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающие его поняли.

Совместно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у детей появляются и более критические отношения к речи сверстников. Когда он описывает предмет и явления он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.

 Обогащение и расширение словаря происходит не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и с помощью названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять.

В течении года словарь может увеличиться на 1000 – 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), но установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно.

К шести годам дети более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. При этом они используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Большинство слов из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, она способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива – важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении.

В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.

С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность, компонентами которой являются: цели, мотивы, речевые действия и средства.

Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности имеет чтение художественной литературы (чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение в сочетании с музыкой и др.) Чтобы мотивировать ребенка дошкольного возраста к активной речи необходимо создать такие условия, которые эмоционально привлекают детей.

Для успешного формирования коммуникативных, речевых навыков дошкольника в первую очередь необходимо сформировать у него положительную мотивацию на активную речевую деятельность. Так

как сформированная мотивация – это залог успеха.

От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Потребностно-мотивационный компонент речи зависит в первую очередь от предметного содержания деятельности ребенка и от взаимоотношений со взрослым.

Развитие мотивационной сферы у ребенка, как отмечает Л.И.Божович, играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

Дети привлекая внимание взрослого в новой ситуации общения получают поддержку и подкрепление своей деятельности, а также уверенность в формировании речевой деятельности. одобрение и оценка со стороны взрослого становится одним из важнейших мотивов их речи.

Потребность в общении детей достаточно высока, содержательный компонент речевой деятельности зависит от ведущих интересов детей, зачастую очень узкой направленности.

В работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию детей нужно использовать следующие средства:

· общение взрослых и детей

· культурная языковая среда

· обучение родной речи и языку на занятиях

· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)

· художественная литература

Обогащение мотивации речи у детей старшего дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных средств в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

Для того чтобы ребёнок мотивировал на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Эта деятельность будет успешна при условии, если дети поймут, как и каким образом, он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда они получат удовольствие от этой деятельности.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 – 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

В развитии речевой деятельности детей, хочется отметить, что всё зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. И для этого современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все чаще ориентируется на использование современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние на обогащение мотивации речевой деятельности детей.

Список литературы:

  1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. – № 4. – 1998. – С.12-24.
  2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание.- 1993. – №9. – С. 58-65.
  3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  4. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе / Н. Голикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С.42-48.
  5. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровинкой – М.: Академия, 2001. – 356с.
  6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению / Е.Г. Гуцу // Начальная школа. – 2004. – №2. – С.11-14.
  7. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. – 2001. – №1. – С.33-42.
  8. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. – С.20-24.
  9. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Просвещение, 1993.- 271с.
  10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. – №2. – 2003. – С.5-12.
  11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.

Источник