Морфологические особенности мозга в развитии ребенка

Для правильной оценки нервно-психического развития ребенка и основных синдромов его поражения необходимо знание морфологических и функциональных особенностей центральной нервной системы детей различного возраста.

Так, головной мозг новорожденного по массе составляет 1/8 массы тела, размер головы равен ¼ длины тела (масса мозга ребенка равна приблизительно 350 г). К году масса мозга увеличивается до 900 г, но по отношению к общей массе тела составляет 1/10. К 10 годам мозг весит приблизительно 1300 г, а по отношению к массе тела составляет 1/20. Среднюю массу мозга взрослого человека принято считать равной 1500 г или 1/40 – 1/50 от общей массы тела. У новорожденного, следовательно, относительная масса головного мозга в 5-6 раз больше, чем у взрослого. Вес головного мозга после 4-х лет увеличивается лишь на ¼. После 12 лет жизни головной мозг – единственный орган, не имеющий резкого увеличения массы в связи с пубертатным периодом развития организма.

Кора головного мозга после рождения ребенка отличается, во-первых, непропорциональностью развития (лобные доли с 20% у новорожденного увеличиваются к 14 годам до 26%, а затылочные всегда составляют 12%) и, во-вторых, неравномерностью его темпов (масса мозга интенсивно увеличивается до 5 лет, после 4х – 5 лет она возрастает лишь на ¼ от общей массы мозга). После 10-15 лет масса головного мозга практически не увеличивается.

Клетки коры головного мозга формируются в максимальном количестве (около 15 миллиардов) уже к 6 месяцам внутриутробного развития, располагаются в глубине головного мозга. По мере увеличения размеров каждой клетки коры головного мозга происходит их «всплывание» на поверхность с образованием «коры», образуя складки и извилины.

Морфологическое созревание клеток коры головного мозга означает, кроме увеличения их размеров и массы, рост аксонов (более ускоренно растут аксоны, проводящие центростремительные возбуждения, с последующим ростом волокон, проводящих центробежные возбуждения) и развитие миелинизации аксонов. Ранее всего заканчивается миелинизация нервных волокон, регулирующих функцию сердца, легких, мышц, обеспечивающих акт сосания и волокон зрительных путей. Миелинизация аксонов от клеток лобной доли коры головного мозга начинается с 2-х месяцев и продолжается до 5-6 лет жизни, а миелинизация волокон пирамидных клеток продолжается до 4-5 лет.

В течение всей жизни клетки коры головного мозга не делятся. Обновление их структур происходит лишь за счет внутриклеточного обмена.

Спинной мозг у детей грудного возраста относительно спинномозгового канала тоньше и длиннее (ниже II поясничного позвонка), следовательно, ликвора у детей относительно больше. Эта способность может сохраняться до 5-6-летнего возраста, поэтому и спинномозговую пункцию у детей до 7 лет проводят между III-IV поясничным позвонком, а не между II и III, как у взрослых.

Таким образом, морфологическое «дозревание» ЦНС происходит к 6-7 году жизни.

Общие физиологические особенности у детей изучены впервые И.И.Красногорским на основе законов и принципов учения И.П.Павлова.

Новорожденный ребенок характеризуется наличием ряда врожденных рефлексов (см. ниже).

Первые месяцы жизни господствуют две главные доминанты – доминанта положения (при переворачивании со спины на живот исчезает крик любого происхождения) и пищевая доминанта (все условные рефлексы на первых месяцах жизни формируются на основе пищевого возбуждения).

Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга у детей до 6-7-летнего возраста отличаются ярко выраженной неуравновешенностью (смех внезапно заменяется на слезы, легкая отвлекаемость новыми раздражениями, неустойчивость настроения).

С возрастом ребенка нарастает выносливость нервных клеток к постоянному раздражению, возбуждению, бодрствованию. Так, до 2-х месяцев непрерывное бодрствование ребенка не может продолжаться более часа, включая прием пищи, после чего ребенок засыпает (внутреннее торможение). Поэтому в режиме дня новорожденного между приемами пищи (0,5 – 1,0 час 6-7 раз в сутки) ребенок спит. В возрасте с 2 до 5 месяцев непрерывное бодрствование удлиняется с 1 до 2-х часов (после кормления ребенок не сразу засыпает, он нуждается в общении со взрослыми, развивается «комплекс оживления» в ответ на улыбку, радостный голос матери, легкое поглаживание ею по груди и животу ребенка, при его «тормошении»).

В последующем непрерывное бодрствование ребенка удлиняется с 2-х до 3-х часов (в 5-10 мес.), с 3 до 4 часов (10-18 мес.), с 4-х до 5 час. (18-24 мес.), до 6-7 часов (2-7 лет). К 8 годам происходит резкое усиление выносливости нервных клеток, обеспечивающих ребенку непрерывное бодрствование в течение 14 часов. Именно с этого возраста у детей исчезает потребность в дневном сне, без которого у дошкольников быстро развивается переутомление. Выносливость к постоянному возбуждению ЦНС (непрерывному бодрствованию) достигает минимальной нормы взрослого лишь после 12 лет: у одних с 13 лет, у других лишь с 17-18 лет.

Таким образом, количество дневных снов, число кормлений определяется степенью выносливости клеток ЦНС к постоянному возбуждению. Поэтому составление нового режима дня (или проверку существующего режима) необходимо начинать с учета возрастной толерантности нервных клеток ребенка к постоянному их возбуждению.

Далее, у детей подкорковые реакции всегда сильнее корковых, поэтому эмоциональные реакции у детей имеют большее, чем у взрослых значение, зависимость новых навыков, привычек (условных рефлексов) от безусловных (врожденных) рефлексов у них выше, чем у взрослых. В основе всех воспитательных мероприятий лежит усиление корковых влияний на подкорковые реакции, усиление тонуса коры, закрепление условнорефлекторных реакций.

Читайте также:  Что нужно знать в развитии ребенка до года

Вместе с тем, у детей как процессы возбуждения, так и торможения и в коре, и в подкорковых образованиях отличаются по сравнению со взрослыми более высокой генерализацией (иррадиацией), что и объясняет запредельное торможение (склонность к судорогам) при интоксикации во время воспалительного заболевания, возникновение иногда, так называемой, «парентеральной диспепсии» (например, при отите) и др.

Наконец, центральная нервная система детей в силу несовершенства морфологических структур и функций в большей степени, чем у взрослых ранима и зависима от неадекватных воздействий внешней среды и более уязвима при любом патологическом процессе, чем любой другой орган в организме. Это объясняет важность изменения поведения, привычек, характера игр, сна в сверхранней диагностике заболевания от любой причины, при поражении любой другой системы. И лучшим критерием выздоровления, самым тонким и чувствительным, является восстановление всех нарушенных функций, регулируемых центральной нервной системой. В процессе онтогенеза происходит развитие высших функций головного мозга – сигнальных систем действительности, причем неодинаково в правом и левом полушариях головного мозга: в первые годы жизни превалирует развитие функций правого полушария коры головного мозга, т.е. реакций на непосредственное раздражение. Усваиваются слова, имеющие первосигнальное значение условного рефлекса (Все куклы для детей – только «Кати» – I уровень обобщения), и отчасти усваиваются слова II уровня обобщения (куклой может быть названа уже и «Катя» и «Вера»), затем идет развитие функций левого полушария с формированием высшей степени интеграции, так называемого «смысла» (пример III уровня обобщения – слово «игрушка» с включением в это понятие всех кукол, мячей, кубиков и т.п., примером высшей абстракции может быть слово «вещь», которое включает в себя и игрушки, и одежду, и мебель и т.п.).

I степень обобщения созревает у детей к 1 году, II степень – к 2 годам, III степень – к концу 3 года, а IV степень – после 4-х лет, в среднем к 5 годам. К функциям левого полушария головного мозга старших детей относят понимание смысла речевых сигналов, музыкальных произведений, содержания картин, анализ, фиксация внимания и сохранения памяти.

К функциям правого полушария мозга относят восприятие голоса, интонации без смысла, конкретное познание, различение мелодий, ритма, темпов музыки, восприятие деталей, красок в картине и непроизвольные реакции на цельное воздействие: мгновенный синтез сенсорного восприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите особенности развития головного мозга у новорожденных.

2. Перечислите особенности развития головного мозга у детей в зависимости от возраста.

3. Перечислите особенности развития спинного мозга у детей.

4. Перечислите доминанты новорожденных детей.

5. Назовите последовательность развития высших функций головного мозга.

6. В каком возрасте и как проявляется мышление у ребенка.

7. Назовите этапы развития памяти.

8. Перечислите этапы эмоционального развития ребенка.

9. В каком возрасте формируются оттенки эмоций ребенка.

10. Что такое депревация, причины возникновения, в каком возрасте и как проявляется?

11. Каково значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня спинномозговой пункции?

12. Каковы особенности процессов торможения и возбуждения, иррадиации и концентрации у детей различного возраста.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Нервная система развивается из:

1. энтодермы

2. мезодермы

3. эктодермы

2. Желудочки мозга все, кроме:

1. двух боковых

2. третьего

3. четвёртого

4. переднего

5. Сильвиева водопровода

3. Критический период внутриутробного формирования ЦНС:

1. 15-12 нед.

2. 10 –18 нед.

3. 20 – 24 нед.

4. Формирование головного мозга к рождению:

1. заканчивается

2. не заканчивается

5. Количество основных извилин и борозд больших полушарий по сравнению

со взрослыми:

1. больше

2. меньше

3. одинаково

6. По сравнению со взрослыми спинной мозг у детей:

1. относительно короче

2. относительно длиннее

7. Раньше развиваются проводящие пути:

1. центробежные

2. центростремительные

8. Миелинизация нервных путей практически завершается к:

1. 1-3 годам

2. 3-5 годам

3. 3-10 годам

9. Назовите две главные доминанты у новорожденного:

1.

2.

10. У новорожденных детей относительная масса головного мозга по сравнению со взрослыми:

1. в 5-6 раз больше

2. в 3 раза меньше

11. После 10-12 лет масса головного мозга:

1. практически не увеличивается

2. увеличивается в 2 раза

3. уменьшается

12. В первые годы жизни превалирует развитие функций:

1. правого полушария

2. левого полушария

13. К функциям правого полушария не относят:

1. восприятие голоса, интонации без смысла

2. различение мелодий, ритма, темпов музыки

3. понимание смысла речевых сигналов

14. К функциям левого полушария головного мозга старших детей не относят:

1. восприятие голоса, интонации без смысла

2. понимание смысла речевых сигналов

3. фиксация внимания и сохранения памяти

Источник

1. Морфологические особенности нервной системы ребёнка.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка медведково

2. Функциональные особенности нервной системы ребёнка

3. Развитие органов чувств ребёнка.

4. Развитие речи.

5. Развитие функции движения.

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

По теме: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы

Ребёнка»

1. Какие органы чувств хорошо развиты?

2. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей верхних конечностей?

3. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей?

Лекция № 5

Тема: «Анатомо-физиологические особенности (АФО) нервной системы ребёнка»

Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована, но должна обеспечивать согласованные действия всех органов и систем. У новорожденного ребенка нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности

Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрослого 1/40 массы тела).

Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно. После рождения продолжается их развитию. Борозды становятся становятся глубже, извилины крупнее.

Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет. Развитие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.

Ткань мозга богата водой и в ней мало специфических белковых веществ.

Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжается.

У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3—4 поясничного позвонка) в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.

Функциональные особенности

Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).

У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.

К основным примитивным рефлексам можно отнести:

• Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша паль­цем — его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2—4 месяце жизни.

• Рефлекс охватывания рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Сохраняется рефлекс Моро до 4 месяцев.

• Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подо­швам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.

На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.

В начале второго месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию — установление связи организма с окружающей средой.

Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.

ОРГАН ВКУСАу новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.

ОРГАН ОБОНЯНИЯразвит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7-8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.

ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

ОРГАН ЗРЕНИЯразвивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста, следит за его движением, с 6

ОРГАН ОСЯЗАНИЯдостаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно – плачут.

Вторая сигнальная система – РЕЧЬ –итог общения ребёнка со взрослыми и зависит от воспитательной активности, умения и любви взрослого к ребёнку.В развитии речи можно выделить 3 этапа.

Читайте также:  Развитие аккомодации у ребенка

1) Подготовительный этап начинает формироваться с 2—3 месяцев, когда ребенок начинает гулить, к 5 мес. Длительное певучее гуленее. Эти речевые звуки – зачатки будущей речи. Речь, как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, то есть с шести месяцев. Ребенок произносит отдельные слоги, слова (это – лепет). 2) Сенсорная речьт.е. ребёнок связывает слово с конкретным предметом или образом, понимает отдельные элементы речи взрослого с 7 мес. поисковая реакция (Где киса? Где мама?) Лепет становится богаче, к году понимает и выполняет несколько просьб (дай, покажи, открой ротик и др.), понимает слова «надо» и «нельзя». Выполняет действия с предметами. В это время очень важно правильно подобрать игрушки для ребенка (ему необходимы кубики, пирамидки и т.п.).

3) Этап возникновения моторной речи. Первые слова ребёнок произносит с 10-11 мес. Девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. В год ребенок говорит 8—10 слов. Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. К 2-м годам воспринимают рассказы, сказки. К концу 2-го года малыш говорит 200-300 слов, строит простые предложения, формируется самостоятельная речь, к концу 3-го года использует 1 200— 1 300 слов, является «интересным собеседником».

Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.

Основные правила формирования речи:

Говори правильно, так как речь ребенка формируется на основе подражания.

Избегай использования стереотипных фраз. Действия сопровождай словами.

Следить, чтобы ребенок не заменял слова жестами. При выборе книг для чтения учитывай возраст ребенка. Начиная с 2,5 лет исправляйте речевые ошибки.

Некоторые буквы еще может не выговаривать. 2 — 2,5 года. Это возраст относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года.

Рекомендации

Начинать читать первые сказки – «Репка», «Курочка Ряба» и т.п. (книжки должны быть ярко иллюстрированы!). Желательно начинать читать стихи («Уронили мишку на пол…» и т.п.). Следить, чтобы малыш не подменял слова жестами (делайте вид, что не понимаете его жесты). > Избегать употребления стереотипных фраз («пойдем гулять», «ешь» и т.д.), так как стереотипная речь взрослого человека может быть основной причиной задержки речевого развития малыша. Она ведет к обеднению его разговорного словаря. >• Следует читать сказки с повторами («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.)

Особенности развития речи 2,5 — 3 года. Происходит «взрыв» развития речи

Малыш свободно пользуется речью. Значительно чище становится произношение.

Малыш говорит почти «не закрывая рта», говорит все, что видит.

Строит сложные предложения.

Рекомендации

>• Научить ребенка слушать. Он должен понять, что слушание — это серьезное занятие, а не забава.

>• Больше читайте и рассказывайте ребенку. При этом используйте тексты, доступные его восприятию, хотя и более сложные, чем на предыдущих этапах. >• Объясняйте смысл всех непонятных слов («по сусекам поскребли…» и т.п.).

>• Обязательно исправляйте искаженные слова в речи ребенка. Не стоит слишком долго умиляться словам, произносимым ребенком по-детски («лябако» – яблоко, «ахолех» — орех и др.).

Речь развивается путём подражания, поэтому важно разговаривать с ребёнком правильно. С развитием речи ребёнок быстрее познаёт окружающий мир, а окружающая среда влияет на развитие ребёнка.

Важным показателем нервно-психического и физического развития ребёнка является развитие двигательных умений.

Развитие функции движения.

Новорожденныйбеспомощен, движения его хаотичны, беспорядочны, генерализованы. Отмечается гипертонус сгибателей конечностей. Тонус мышц верхних конечносте нормализуется к 2-3 мес., а нижних к 4-м мес.

Координация движений начинает формироваться после рождения.

1 мес. Множественные беспорядочные движения.

2 мес. Держит голову в вертикальном положении, лёжа на животе поднимает голову.

Улыбается.

3 мес. Лёжа на животе приподнимает туловище опираясь на предплечья.

4 мес. Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержки за обе руки.

5 мес. Поворачивается со спины на живот, приподнимает туловище опираясь на

выпрямленные руки. Стоит и переступает при поддержке под мышки.

6 мес. Поворачивается с живота на спину и обратно. Самостоятельно сидит.

7 мес. Встаёт на четвереньки. Ползает.

8 мес. Садится из положения «лёжа» и наоборот. Встаёт на ноги, держась за опору.

9 мес. Стоит, держась за руку взрослого. Переступает, держась за опору.

10 мес. Стоит без опоры.

11 мес. Стоит без поддержки, переступает с поддержкой за руку.

12 мес. Ходит. Приседает. Встаёт. Самостоятельно пьёт из чашки.

Двигательные умения ребёнка старше года учитываются по показателям ходьбы, лазанию, бросанию. В 2 года ходит по наклонной плоскости, залезает на стремянку и спускается. Развитие движений ребёнка 3-7 лет оценивается по 4-м показателям: ходьба, бег, прыжки, метание. Развитие двигательных функций зависит от внешней среды и правильного физического воспитания. В понятии «здоровый ребёнок» входит оценка его поведения, эмоциональная настроенность и соответствие его умений возрасту.

Лекция №7

План лекции



Источник