Монтессори о социальном развитии ребенка
В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.
Ключевые слова: социальное развитие, социальные навыки, самостоятельность, ранний возраст, педагогическая система Марии Монтессори, метод наблюдения.
Теоретический обзор проблемы исследования. УжевXX веке многие ученые и педагоги-гуманисты придавали значимость воспитания детей раннего возраста. По праву такими учеными могут считаться Жан-Жак Руссо, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Дмитриевич Ушинский.
Большую значимость в решение проблемы социализации детей раннего возраста внесли отечественные исследователи, ученые и педагоги: Мая Ивановна Лисина, Людмила Филипповна Обухова, Антонина Григорьевна Рузская, Елена Борисовна Волосова. В своих трудах они не раз подтверждали, что возможно весьма эффективно влиять на социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка уже в самые первые годы его жизни.
Развитие самостоятельности, коммуникативных и социальных навыков детей раннего возраста эффективно реализовывать в монтессори-пространстве. В подтверждение данного факта мы выбрали и проанализировали первоисточники из ресурса Web Of Science.
- «Качественные дошкольные программы, которые развивают ребенка в целом с учетом возрастных социально-эмоциональных и когнитивных навыков, обещают значительное улучшение результатов ребенка. Одной из моделей дошкольного образования, которая включает в себя как произвольно ориентированную на ребенка деятельность, так и образовательные элементы, является Монтессори. Здесь мы говорим о продольном исследовании, в котором использовались рандомные поступления в две государственные школы Монтессори в американском городе с высоким уровнем бедности. Финальная выборка включала 141 ребенка, 70 из Монтессори-школы и 71 в других школах, большинство из которых были протестированы 4 раза в течение 3 лет на развитие различных когнитивных, социальных и коммуникативных навыков.
Дошкольное учреждение Монтессори повысило результаты детей по нескольким показателям. Несмотря на то, что в первой контрольной точке они не отличались, с течением времени дети Монтессори стали более социализированы, эмоционально устойчивы. Они также получили более высокие баллы по исполнительным функциям» [5].
- «Исследования эффективности образования Монтессори скудны, а результаты противоречивы. Одной из возможных причин несоответствия являются различия в точности реализации Монтессори-метода. Чтобы проверить, отличаются ли результаты в зависимости от точности реализации, мы исследовали детей дошкольного возраста, зачисленных в классические программы Монтессори с высокой точностью воспроизведения, программы Монтессори с низкой точностью, которые дополняли программу традиционными школьными мероприятиями, и, для сравнения, обычными программами.
В начале и в конце учебного года дети проходили тестирование на различные социальные и академические навыки. Несмотря на то, что осенью они показали себя не лучше, дети в классических программах Монтессори, по сравнению с детьми в Дополнительных программах Монтессори и обычных, продемонстрировали значительно больший выигрыш в учебном году по показателям результативности исполнительной функции, чтения. математика, словарный запас и решение социальных проблем, что позволяет предположить, что реализация Монтессори с высокой точностью связана с лучшими результатами, чем программы Монтессори с более низкой точностью или обычные программы» [6].
- «Исследование направлено на изучение влияния метода Монтессори на социальную компетентность и поведение детей 3-5 лет на их навыки регуляции эмоций.
Исходя из результатов исследований, мы можем сделать вывод о том, что грамотная предметно-пространственная среда Монтессори является эффективным средством развития социальных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста. С помощью монтессори-пространства и монтессори-материалов дети приобретают новый социальный опыт, учатся регулировать свое поведение и эмоции, овладевают навыками коммуникации, навыком решения проблемных ситуаций» [7].
Задачи исследования:
- Найти и проанализировать общие положения системы Марии Монтессори о социальном развитии детей раннего возраста.
- Определить эффективность монтессори-среды в социальном развитии детей раннего возраста.
- Создать условия для социального развития детей 2-3 лет в условиях семьи и монтессори-среды.
Фактологическая база исследования. ЧОУ ДО СЦМ «Розовая башня», г. Тюмень, МАДОУ ЦРР ДС № 125, г. Тюмень. В исследовании задействовано 30 детей от 2 до 3 лет из монтессори-группы «Я взрослый» центра «Розовая башня» и 30 детей от 2 до 3 лет детского сада № 125.
Основы социального развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются у детей в раннем и дошкольном детстве. Опыт первых взаимоотношений с другими людьми является основой для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт в большинстве своем определяет особенности осознания себя в этом мире, отношения к миру, поведения. В этот период складываются такие важнейшие качества личности как познавательная активность, положительное отношение к миру, уверенность в себе, доброжелательность к людям, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают непроизвольно, бессознательно, а как результат физиологического созревания. Их становление требует грамотных и конструктивных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком [4].
Социальное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития человеком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; общественных норм, правил; ценностей, традиций; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей [3].
В комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова выделяют следующие социальные навыки, необходимые ребенку для его социального развития: раздевание и одевание; уход за внешним видом; помощь воспитателю; уход за вещами и игрушками; правила этикета [2].
Для диагностики уровня социального развития детей раннего возраста, опираясь на данные образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой [2], мы применили метод наблюдения. Данные для наблюдения были взяты из образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой (раздел «Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации программы «Первые шаги»). Дополняет данную карту наблюдений «Журнал педагогической диагностики развития ребенка (группа раннего возраста)» В. Ю. Белькович [1].
Наш выбор обусловлен тем, что, объединяя два диагностических листа и их показатели, мы в полной мере рассмотрим и опишем показатели детей по каждому социальному навыку, представленному в программе «Первые шаги».
Диагностический лист в образовательной программе «Первые шаги» включает в себя такие показатели для наблюдения как: навыки самообслуживания; общение со взрослым; общение со сверстниками; овладение коммуникацией; взаимодействие с бытовыми предметами [2].
Нами были выделены показатели социально-коммуникативного развития ребенка из журнала В. Ю. Белькович, дополняющие диагностический лист по образовательной программе «Первые шаги».
Экспериментальная часть исследования осуществлялась поэтапно. Она включала в себя констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Группы-монтессори (далее: Группа 1) состоят из 30 детей возраста от 2 до 3 лет, 18 девочек и 12 мальчиков. Группа 1 состоит из пяти групп кратковременного пребывания. Группы являются нормализованными. В сентябре-ноябре в группу приняли 6 человек, в январе – 1 ребенка, в марте – 1 ребенка. Группы являются трехчасовыми, занятия проходят 3 раза в неделю (понедельник, среда и пятница).
Группы детского сада № 125 (далее: Группа 2) состоят из 30 детей возрастом от 2 до 3 лет. Группа 1 состоит из четырех групп кратковременного пребывания, занятия которых проходят с понедельника по пятницу с 8 00 до 12 00.
Сравнивая результаты констатирующего эксперимента в Группе 1 и Группе 2 группах, мы отметили, что результаты Группы 1 незначительно превышают результаты Группы 2, что позволяет нам проводить дальнейшее исследование. Экспериментальной является монтессори-группа, контрольной – группа ДС № 125.
На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой проводились занятия по системе Монтессори 3 раза в неделю. Занятия включали в себя приветствие детей, фронтальное занятие (круг), самостоятельную деятельность детей в специально подготовленной монтессори-среде, фронтальное занятие по художественно-эстетическому воспитанию, чаепитие (перекус), фронтальное музыкальное занятие, одевание. Каждое занятие нами заполнялся диагностический лист, данные которого позволили отследить динамику в социальном развитии детей данной группы.
Контрольный эксперимент предполагал оценивание степени влияния работы детей в монтессори-пространстве на их социальное развитие, путем диагностики каждого показателя. Для диагностики мы также использовали метод наблюдения.
Обсуждение результатов исследования. При обработке данных существенные различия между группами были обнаружены в нескольких показателях. Более наглядно рассмотрим их на Рисунке 1 «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе» и Рисунке 2 «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе».
Рис. 1. «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе»
Рис. 2. «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе»
Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы можем говорить о том, что в общении со сверстниками и навыках коммуникации экспериментальная группа значительно превосходит контрольную группу. Это связано с тем, что речь детей экспериментальной группы соответствует возрастной норме, благодаря ему достигается понимание друг друга.
Также можно увидеть разницу в показателе «Навыки самообслуживания». Эта разница связана с тем, что в экспериментальной группе педагоги и родители делают упор на самостоятельность ребенка, в том числе это касается одевания и раздевания. В то время как в контрольной группе детей раздевают и одевают сами родители.
В показателе «общение с взрослыми» нет большой разницы, так как педагог и в той, и в другой группе является авторитетом, значимым взрослым для детей.
Выводы. Полученные и обработанные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что, занимаясь в подготовленной Монтессори-среде, дети раннего возраста имеют все необходимые предпосылки для дальнейшей социализации в обществе, приобретения таких качеств личности, как эмпатия, доброжелательность, позитивное отношение к миру и труду. Дети в таком пространстве склонны находить общий язык с другими детьми младше и старше их по возрасту, приобрести навыки самостоятельности, аккуратности, независимости от взрослого.
Литература:
1. Белькович В. Ю., Журнал педагогической диагностики развития ребенка: группа раннего возраста / авт.-сост. В. Ю. Белькович. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 144 с. – (ФГОС ДО. Мозаичный ПАРК).
2. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 168 с. – (ФГОС дошкольного образования).
- Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: «АРКТИ», 2006.
- Юдина Е.Г, Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – с.91.
- Lillard, AS. Montessori Preschool Elevates and Equalizes Child Outcomes: A Longitudinal Study / Angeline S. Lillard, Megan J Heise, Eve M. Richey [et all] // Frontiers in psychology – 2017. – Vol. 8. – P. 23-49.
- Lillard, AS. Preschool children’s development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programs / Angeline S. Lillard // Journal of school psychology – 2012. – Vol. 50. – № 3. – P. 379-401.
- Iman, ED. The effect of the Montesori education method on pre-school children’s competence – behaviour and emotion regulation skills / Esra Dereli Iman, Sahin Danisman, Zeynep Akin Demircan, Dilara Yaya // Early child development and care – 2019. – Vol. 189. – № 9. – P. 1494-1508.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, группа, контрольный эксперимент, социальное развитие детей, экспериментальная группа, социальное развитие, контрольная группа, образовательная программа, диагностический лист.
Источник
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала – для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, – создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
Мария Монтессори / Фото: Wiki Commons
После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети – они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины – и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды – это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты – один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год – ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого – родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым – нет смысла.
Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW e s)
3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель – достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры – никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами – камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы – то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)
В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США – детей разбили на две группы – от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл – не прошёл, освоил – не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wiki Commons (Ilya WWW)
Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры – карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение – понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу – не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются – причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)
8. Кому это не подходит?
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим – всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть – можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно – её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Источник