Мой ребенок не умеет жевать 4 года
Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).
В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.
В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.
Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.
1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.
2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.
3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.
4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!
Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.
Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.
Источник
Помните детский стих “Про девочку, которая плохо кушала” ? Его написал Сергей Михалков, замечательный советский писатель и поэт.
Съешь яичко, Юлечка! Источник: https://pixabay.com/
Автор очень точно показал, что происходит во многих семьях с детьми – вечное сражение за ложку и титанические усилия отправить ее содержимое в рот любимому чаду:
— Съешь яичко, Юлечка!
— Не хочу, мамулечка!
— Съешь с колбаской бутерброд! —
Прикрывает Юля рот…
отрывок “Про девочку, которая плохо кушала”.
Проблема “мой #ребенок не ест ничего” или “он #не умеет есть твердую пищу, #кушает только пюре после блендера” в последнее время стала достаточно острой.
Периодически на мамских и психологических форумах поднимаются темы с аналогичным содержанием.
Самый сложный возраст, когда присутствует:
– это период от 1 года до 3-4 лет.
Но встречаются и пятилетние, и восьмилетние “нехочухи”. Причем это дети здоровые, без неврологических нарушений.
С чем это связано? На самом деле, есть несколько причин.
Поскольку каждое проявление нарушения пищевого поведения из данного перечня выше имеет свои дополнительные особенности, я здесь приведу те, которые связаны с твердой пищей.
Основные причины, почему ребенок не хочет есть твердую пищу:
- трудности кормления в первом полугодии жизни ребенка (0-6 мес), связанные с неудачной попыткой наладить ГВ, слишком ранним вводом дополнительной пищи помимо материнского молока или смеси.
Как итог – пережитые волнения, стрессы лишают удовольствия от кормления и у мамы, и у ребенка, еда усваивается недостаточно хорошо, частые рвоты из-за попыток накормить чем-то иным. Ребенок к пище относится предвзято, с подозрением.
- неправильное введение прикорма (либо слишком рано, либо слишком поздно), не учитывающий особенности физического развития ребенка.
В этом случае мама либо не дожидается, либо упускает благоприятный#сензитивный период, когда ввод прикорма воспринимается ребенком как следующая ступенька в пищевом поведении. Благоприятным считается период от 6 до 8 месяцев.
- мама не уверена, что малыш справится с едой, тщательно её адаптирует, не хочет, чтобы он пачкался сам, размазывал все вокруг, включая одежду и кухню, и долго не доверяет ему ложку.
В результате кормит его и в 2, и в 3, и даже…в 5 лет ложкой сама. А он сидит, играет, открывает рот и механически глотает, вместо того, чтобы активно интересоваться едой, проявлять инициативу при попытке поесть самостоятельно.
Когда перепачканный ребенок – страшный сон для чистоплотной мамы. Источник: https://pixabay.com/
При таком подходе многие дети не чувствуют вкуса пищи, не осознают степени голода-сытости, так как все их внимание направлено на совсем другое (игрушки, мультики, картинки, книжки и т.д.).
- желание блендерить всю еду до состояния мягкого пюре из-за полученного ранее негативного опыта аспирации (удушья) после того, как ребенок неудачно проглотил и #подавился кусочком пищи.
Иногда это помогает, но в большинстве наблюдаемых мною случаев, долгое питание мягкой пищей не тренирует жевательные зубы. Отсюда нет навыка жевать и глотать твердую пищу.
А также, резко сужается перечень блюд, ребенок не доверяет ни одному кусочку, боится пищи, не может ходить в гости к друзьям, в садик, где предлагается обычная еда.
Напишите в комментариях, сталкивались ли вы с проблемой, как накормить ребенка?
Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх. Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на наш канал.
Дополнительный материал по этой теме:
Методичка “Едок-привереда: как прекратить войну из-за еды?”
Источник
- Главная
- Архив
Время: 19:57
Дата: 16 июл
2007
Я уже на грани психушки.
Кратко предистория- сильнейший диатез
атопический ,нельзя было даже баранки и
яблоки . Мог есть только бич-натовский
банан из банки до 2,5 лет. Потом смогла
ввести на море кашу и овощи (тоже из банки)
Теперь вроде болезнь отступила немного и
можно мяско дать . Но ребенок панически
боится твердой пищи. Мясо порежу мелко
мелко а он его трет зубами по три часа и не
глотает. Мясо очень мягкое-индейка с рынка
отварная. Про кусочки яблок или огурчик или
фрукты-вообще молчу. Только
покажешь-истерика. Что мне делать
-отступится от него и делать пюре или
продолжать эту войну. Вот сейчас сидим
обедаем. Начали в 17. Сейчас без десяти 21.
Полный рот гущи от супа за щеками . Я вся
трясусь ,не знаю как себя держать в руках.
Помоги Господи!!! Девочки,помогите
,посоветуте !! Что же делать !!
оговорюсь, нет почти. Но очень хочется Вас
поддержать.
Во-первых, сынок у Вас – красавчик (тьфу
три раза, чтоб и дальше такой же рос, и
здоровенький).
Во-вторых, я бы не стала сильно торопить
события. Можно делать суп-пюре. Можно
давать картошку-пюре, овощи тоже разминать.
Пусть кусочки начнут случайно появляться, и
не беда, если плюнет поначалу – понемножку
привыкнет. Хотя, может, Вы так и делаете
давно? Все-таки не шутка – так долго
ребенок питался только пюрешками, конечно,
привык… А на то, что у Вас в тарелке, не
реагирует? На то, что другие детки едят (на
улице, например)? Может, на интересе
сыграть как-то? Что вообще он сейчас
ест?
комплимент. На то ,что едят другие
совершенно не реагирует .Эх,сыграла бы на
интересе,кабы он был . А так имеет место
только жуткий страх.
Что ест сейчас могу по пальцам.
Каша,омлет,пюре из зеленых овощей и
фруктов. Мясное пюре,хлеб,сушки(грызет ведь
и ничего) В отпуске были в Тайланде-там со
скандалом ел спагетти и мятую картошку с
мятым чизбургером (из детского меню)
Картошку фри выплюнул. При попытке размять
банан например не очень сильно ,рыдает что
там камушки и плюет. Переход с каши
растворимой на хлопья стоил мне седых
волос.Но получилось . А все остальное
-никак!
Наверное, только время
поможет, и – действительно – смена
обстановки, вроде вашей поездки. Все-таки
есть твердые продукты, и это уже хорошо.
Главное, не нервничайте так! (Хотя это все
со стороны легко говорить). А ягоды ест?
Может, в кашу ягоды добавлять? Можно и
блендером клубнику пожамкать, например, там
все равно небольшие кусочки остаются –
понемногу привыкнет. Моей (она младше
значительно, правда) при вводе новой пищи
помогает магическое “как дядя Федор”. Под
эту волшебную фразу и бутерброды (котлетка
с сыром), и рыба пробуется – может, не
съедается, но хоть пробуется. Дядя Федор у
нас – авторитет…
маленькие кусочки абрикоса и еще поварила
для мягкости-результат слезы! А мультики
смотрит не забывая прикрывать ротик
ладошками. Полный конроль что называется.
Если бленлером прокрутить,то сьест конечно
же.
Ща пойду в аптеку ,затарюсь Магне Б-6 ,мне
это как бальзам на душу ,лучше всяких
персенов и валерьянок помогает.
Колюнчик у тебя очень классный!
Не волнуйся, не бывает же взрослых людей,
которые не кушают нормальную еду. Пройдет
со временем. Не дави на него очень, только
застрессует парень.
Целую.
Зы. позвонила бы как-нить.
Маш,Привет! И как у тебя время
на инет хватает?? Постараюсь держать себя
,мне его так жалко с этими набитыми
щеками.
Был такой опыт. Няньке
провереной специально для этого отдали,
потому, что на родителей уже просто был
рефлекс. У нее были еще двое того же
возраста, она их сильно заигрывала вместе,
а потом усаживала есть. Ну и потихоньку, за
компанию с другими детьми , пошло. Начинала
она с крошечных кусочков мягкого сыра, если
я правильно помню. Заняло все вместе около
3-х месяцев
Да,знаете ,я заметила ,что это
помогает. Мы в отпуске были с другими
детками постарше. Один ребенок грыз морковь
сырую. И мой тоже взял осторожно и
брезгливо в руку морковку и попоробовал на
язык. Потом правда бросил,но для него и это
невиданный прогресс. Дети эти -спасибо им
_научили его кушать вареный белый рис
.
Сообщение 30198965. Ответ на сообщение
30195261
Автор: kwak
Статус: Пользователь
Время: 09:45
Дата: 17 июл
2007
Это проблема неврологического
характера.У знакомых было то же самое (
жевал по полчаса и не мог глотать куски), а
все советовали грызть морковку. оказалось,
что были зажаты мышцы гортани и он просто
физически не мог глотать. После курса
специального массажа рта, он начал глотать
кусочки. Да, он до сих пор очень медлено
ест, тщательно все пережевывая, но все же
ест. А банки тут не причем. Мой сын до сих
пор (2.8) любит банки, но грызет и грыз все
подряд.
Неврология……задумалась.
Проблемы с неврологией у нас с самого
рождения . Самый ужас был .когда до трех
лет не спал по ночам ,ну часа три поспит и
все… Меня смущает,что сушки он грызет и
глотает только дай. Или они тают во рту и
поэтому может проглотить?????
Ну сушки размегчаются слюной
до кашицы, их не надо жевать и глатаются
они почти сами собой 🙁 Банки всё же,
наверное, не причём тоже. А Вы к
специалистам обращались –
лору-неврологу-психологу именно с этим
вопросом? Может что-то психологическое,
может Вы когда “бурно” среагировали, когда
он пытался что-то попробывать из
“запрещённого” в связи с аллергией. У меня
у сынули был жуткий АД, я очень строго за
собой следила, чтобы не сказать резко, типа
плюнь, это нельзя вредно и всё такое.
Говорила – это взрослая еда. Просто может у
него отложилось в головке, это плохо, не
вкусно, от этого будет потом больно, может
от этого и брезгливость, страх и проч. А
сынишка у Вас просто замечательный, такой
ангелочек, уверена всё у Вас будет ок 🙂 К
стати, а что у него на тарелке на
фотографии?
Сообщение 30197124.
Автор: Медуница Л
Статус:
Пользователь
Время: 07:25 Дата: 17 июл 2007
ага, а еще он у вас наверняка
говорит плохо, да?
Не ,говорит намного лучше
сверстников. За месяц отпуска заговорил по
английски (самое простое-привет
,пока.спасибо,скоро увидимся и пр, но это
наверное все дети так ) А есть какая то
связь между речью и глотанием??
а одни и те же мышцы
задействованы. Нам такой массаж делает
логопед и жевать стал лучше. Не ругайте
его, это действительно не лень. Мы тоже
атопики бывшие, думала, что это из-за
неприученности к нормальному питанию. Он у
вас вообще активный ребенок?
Немного сдвинулось у нас еще в садике дело,
он сам гордо сообщает, что ел мясо сегодня!
Ему 4,5 года. Просто приучить не получается
потому что он очень разборчив в еде, я рада
хоть в виде фарша (котлетки) в него мясо
запихнуть!
Я тоже на садик очень надеюсь.
Отдаю через полгода. Ребенок -да ,активный
. Иногда даже слишком. Котлетки это предел
моих мечтаний!!!
Проконсультируйтесь у
невролога и логопеда. Возможно придется
пройти курс логопедического массажа для
укрепления мышц. Ребенок ел протертую пищу,
мышцы слабые вот он не может жевать. В
таких случаях хорошо несколько раз в день
пожевать резиновую грушу(самую маленькую
детскую клизмочку). Это своеобразный массаж
неба. языка. Заставляет ребенка напрягать
мышцы и сглатывать слюну, задейтвованы все
жевательные и глотательные мышцы.
Педагог-логопед.
Спасибо ,с педагогом-логопедом
еще весной договорилась начать с осени
занятия.А клизму ,не знаю даже ,станет ли
он жевать ??? Но пойду завтра куплю.
Конечно, сам не захочет. Нужно
с ним поиграть, нужно еще и уметь ее
правильно вставить в ротик ребенка.
Педагог-логопед.
Пардон что вмешиваюсь.Моему
сейчас 7 лет, а в 4 года он очень плохо
жевал – хуже чем его брат в 2 года:).И
дикция плохая до сих пор (логопеды 3 штуки
“устали” с нами заниматься).Просто не
связывала эти вещи.
Сообщение 30203507.
Автор: козероженька
Статус:
Пользователь
Время: 12:48 Дата: 17 июл 2007
Автор читала я Вас и с ужасом
вспомнила наши кормежки, все было примерно
так же. Правда мы помладше , нам сейчас
2,5, месяца 2 как начали потихоньку жевать.
Ни в коем случае не показывайте ребенку
свое раздражение, это только усугубит
ситуацию. Поверьте, ребенок просто не может
жевать, он и сам мучается, представьте,
какого бы Вам самим было вот так с набитым
ртом сидеть 3 часа??? Причин этому может
быть много, но основная-все же неврология.
У нас кроме неумения жевать ещё и задержка
речи. Мы прошли обследования у невролога,
логопеда, психолога, дефектолога. По
результатам теперь каждые 3 месяца проходим
курс лечения (медикаменты, массаж,
физиолечение, артикуляционный массаж).
После второго курса лечения ребенок начал
потихоньку жевать, сейчас медленно, но
верно жуем с каждым днем все лучше и лучше.
Мой Вам совет, все же обратитесь к
специалистам, если рекомендуют лечение не
отказывайтесь. Продолжайте кормить
протертой пищей, но каждый раз за едой
предлагайте по одному маленькому кусочку.
Если выплюнул-не беда, завтра попробуете
снова. Ну а если съел, завтра предложите
два кусочка. И так все время, медленно и
спокойно. Ни в коем случае не акцентируйте
внимание на этой проблеме, не раздражайтесь
на ребенка, он же все чувствует, зачем
наносить лишние удары по его нервной
системе ?
Сообщение 30206674. Ответ на сообщение
30203507
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 14:49
Дата: 17 июл 2007
Простите не поняла,у ВАс
ребёночку 2,5 года и уже 2 курса лечения по
задержке? МНе казалось лет до трёх врачи с
диагнозом задержка не спешат. Я не
права?
Если у ребенка была гипоксия,
плюс задержка речи, плюс ещё и проблемы с
жеванием, плюс пройдены все обследования –
то считаю что лечение не с потолка взято, я
привыкла доверять врачам… Задержка речи
это не диагноз, это просто педагогический
термин. До 3 лет именно её и ставят. А в 3
года уже наступает очередь серьезных
медицинских диагнозов ( алалия, дизартрия и
тп).
Напишите мне, можете на почту,
как Ваши дела, мы с Вами общались.
Педагог-логопед.
Сообщение 30221108.
Автор: Марья@
Статус: VIP
Время: 09:40
Дата: 18 июл 2007
Лен, я тебе не могу
дозвониться 2 дня. Набери меня, плиз.
Источник