Мои первые достижения для ребенка 3 года

К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.
Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)
С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.
Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:
- Спускаться и подниматься по лестнице;
- Прыгать на одной и двух ногах;
- Ловить и пинать мяч;
- Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
- Перешагивать препятствия;
- Рвать бумагу;
- Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
- Строить башни из кубиков;
- Играть в игры с простыми правилами;
- Называть свой пол;
- Ориентироваться в пространстве.
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
- Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
- Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.
Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.
- Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
- Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:
Развитие мышления в 3 года
Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.
Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.
Могут ли трехлетки быть внимательными?
Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.
Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.
Развитие памяти и воображения у детей 3 лет
У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).
Умственное развитие детей в 3 года
К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:
- Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
- Находить такой же предмет;
- Составлять пазлы из 4 частей;
- Называть основные цвета и оттенки;
- Знать стихи и песенки;
- Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
- Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Рассказывать, что он делал в течение дня.
Развитие речи у детей трёх лет
Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.
- Обогащение словарного запаса;
- Фразовая речь;
- Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
- Появление вежливых слов.
Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.
Навыки общения
Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.
Выводы
К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.
Заключение
Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
Интеллектуальное развитие:
Восприятие: – Разбирает и складывает шестисоставную матрешку (с 3.5 лет). – Собирает пирамидку с учетом размера колец. – Конструирует из кубиков по подражанию. – Складывает картинку из 4 частей, собирает несложные игры-вкладыши. – Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. – Самостоятельно называет основные 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый. – Самостоятельно называет плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник. – Самостоятельно называет объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус. Внимание:
Память:
Мелкая моторика:
Крупная моторика: – Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги. – Ездит на трехколесном велосипеде. – Может стоять на одной ноге 10 секунд. – Прыгает на одной ножке и двух ногах. Математика:
Речевое развитие:
Как твоя фамилия? С кем ты живешь? Что ел на завтрак? Во что любишь играть? Социальное развитие: – Любит давать игрушки и брать их у других. – Любит общаться с детьми и взрослыми. Играет и/или общается с другими детьми. – Развиваются навыки совместной игры. – Любит помогать взрослым. – Легко расстается с мамой на целый день. – Вступает в новый контакт через 5 мин. Ведущие потребности: – В доброжелательном внимании. – В сотрудничестве. – В уважении. – Общение со сверстниками. – В самовыражении. – В соучастии. Ведущая деятельность: Игровая. Переход от манипуляций с предметами к ролевой игре. Ведущая функция: Восприятие. Особенности возраста: – Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». Ребенок добивается нового статуса, в следствии чего появляется упрямство и негативизм. – Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. – Появление смысловой структуры сознания. – Развитие происходит через общение. С взрослым общение становиться вне ситуативно – познавательным. – При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение: «Делай, как я». – Общение вне ситуативно – познавательное. Совместное обсуждение со взрослым явлений, событий, взаимоотношений в предметном мире – Смотрит в другого, но видит себя. – Слышит, но не слушает. Новообразования: – Усвоение первичных нравственных норм. – Самооценка. – Появление элементов партнерского общения. Домашние обязанности: – Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом). – Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы). – Собирает и кладет игрушки в соответствующее место. – Убирает книги и журналы и вещи на нижнюю полку. – Относит салфетки, тарелки и столовые приборы на стол. – Убирает за собой оставшиеся после еды крошки. – Чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается. – Вытирает за собой следы «детской неожиданности». – Приносит упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Цели и задачи взрослых: – Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении. – Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. – Формировать первые нравственные эмоции «хорошо» – «плохо». – Формировать умения действовать по правилам. – Формировать умения сопереживать, сочувствовать, способность к эмоциональной отзывчивости. – Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым. – Не делать за ребенка то, что он может сделать сам. |
Источник
С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период “ужасных 2-х лет” и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» – от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
* подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
* поднимается и спускается по лестнице без поддержки
* пинает мяч
* подбрасывает мяч вверх
* почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
* движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед
Развитие мелкой моторики и движений рук
* копирует квадратные формы по образцу
* рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
* пользуется ножницами
* рисует круги и квадраты
* начинает срисовывать по образцу большие буквы
Развитие языковых навыков
* различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* совершенствует основные грамматические навыки
* говорит предложениями из 5-6-ти слов
* говорит достаточно чётко – так, что его понимают даже незнакомые люди
* рассказывает истории
Развитие процесса познания
* правильно называет некоторые цвета
* имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
* подходит к проблемам со своей точки зрения
* начинает обретать чувство времени
* выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
* вспоминает части рассказа
* различает понятия «одинаковое» и «разное»
* Играет в фантазийные игры
Социальное и эмоциональное развитие
* с интересом относится ко всему новому
* объединяется и взаимодействует с другими детьми
* играет в “маму” или “папу”
* проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
* сам одевается и раздевается
* с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
* становится более независимым
* представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
* воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
* часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.
* не может подбрасывать мяч
* не может подпрыгнуть на месте
* не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
* не может держать мелок (каркандаш) в пальцах
* с трудом рисует каракули
* не может поставить 4 кубика один на другой
* по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
* не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
* игнорирует других детей
* не общается с людьми которые не являются членами его семьи
* не использует фантазию в играх
* сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
* выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
* не может нарисовать круг по образцу
* не использует предложения больше чем из 3-х слов
* неправильно употребляет слова «я» и «ты»
Источник: https://www.aap.org/publiced/BK0_DevMile_12Mos.htm
Перевод: Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера
Источник