Моему ребенку 4 года мягкие звуки
Советы логопеда. Дети 4-5 лет (средняя группа)
К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).
Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д…» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!
6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.
Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:
Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».
Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.
Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.
Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.
Счастья Вам и Вашим деткам!
Источник
ÐеÑÑкий логопед  вÑегда пÑедÑпÑÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ ÑодиÑелей: ÑазвиÑие ÑеÑи Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñвоим  законам, коÑоÑÑе мало завиÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑодиÑелей поÑкоÑее ÑÑлÑÑаÑÑ ÑовеÑÑенно пÑавилÑнÑÑ ÑеÑÑ. Ðб ÑÑовне ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑи, на коÑоÑом должен Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ Ñебенок в возÑаÑÑе  4-5 леÑ, ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð¿ÐµÐ´Â ÐеÑоника УкÑаинÑева.
ÐÑÑоÑник: Burda Media
РазвиÑие ÑеÑи Ñебенка — оÑÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑепеннÑй пÑоÑеÑÑ. ÐÐµÐ´Ñ ÑеÑевой аппаÑÐ°Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ñвое ÑазвиÑие и поÑле ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑки. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе звÑки даÑÑÑÑ ÐºÑÐ¾Ñ Ðµ Ñже ÑеÑез паÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑев поÑле ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ — вÑем извеÑÑно ÑмилиÑелÑное гÑление малÑÑа. ÐÐ»Ñ Ð¾Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑгими звÑками нÑжно вÑемÑ.
РпеÑиод Ñ 4 до 5 Ð»ÐµÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ Ð±ÐµÑÐµÑ ÑамÑÑ ÑложнÑÑ Â«Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð¿ÐµÐ´Ð¸ÑеÑкÑÑ Ð²ÑÑоÑÑ» â ÑÑиÑÑÑ Ð¿ÑоизноÑиÑÑ ÑипÑÑие звÑки: Ñ, ж, Ñ, Ñ. ÐÑо один из ÑамÑÑ
забавнÑÑ
ÑÑапов Ñаннего деÑÑÑва Ñебенка: оÑÐ²Ð°Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑипÑÑие звÑки и одновÑеменно ÑаÑÑиÑÑÑ Ñвой ÑловаÑнÑй запаÑ, кÑоÑ
а поÑой пÑоизноÑÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð»Ð°Ð¼Ð±ÑÑÑ, доÑÑойнÑе запиÑной книжки пÑоÑеÑÑионалÑного ÑмоÑиÑÑа.
ÐкÑивнÑй ÑловаÑÑ Ñебенка в ÑÑом возÑаÑÑе наÑÑиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ 1900 â 2000 Ñлов. ФÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑеÑÑ ÑÑановиÑÑÑ Ð²Ñе более ÑвÑзной, поÑледоваÑелÑной, ÑоÑÑоÑÑей из ÑиÑоко ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑÑ
ÑÑаз, коÑоÑÑми малÑÑка обознаÑÐ°ÐµÑ Ð¼ÑÑли и ÑÑвÑÑва.
ÐÑÑоÑник: Burda Media
ЧÐТÐÐТРТÐÐÐÐ: Топ-7 Ð¸Ð³Ñ Ñ Ð´ÐµÑÑми Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑи
ÐоÑле 5 Ð»ÐµÑ Ñебенок завеÑÑÐ°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑпоÑнÑÑ ÑабоÑÑ Ð½Ð°Ð´ оÑвоением звÑкового ÑловаÑÑ â ÑÑиÑÑÑ Ð¿ÑоизноÑиÑÑ ÑÑи поÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ , ÑамÑÑ ÑложнÑÑ , Ñак назÑваемÑÑ ÑаноÑнÑÑ Ð·Ð²Ñка: Ñ, л, й. СловаÑнÑй Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑки ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð´Ð¾ 2500â3000 Ñлов, деÑи Ñже оÑвеÑаÑÑ Ð½Ð° вопÑоÑÑ, пеÑеÑказÑваÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо знакомÑе Ñказки, ÑоÑÑавлÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑкие ÑаÑÑÐºÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾ каÑÑинкам.
РеÑли вÑе ÑÑÑÑ-ÑÑÑÑ Ð½Ðµ Ñак?
Ðак Ñже говоÑилоÑÑ, вÑе деÑи ÑазвиваÑÑÑÑ Ð² Ñвоем Ñемпе. Рдалеко не вÑегда налиÑие ÑеÑевÑÑ Ð¿Ð°Ñологий ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾Ð± оÑÑÑавании в ÑазвиÑии. Ðднако они могÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑледÑÑвием локалÑнÑÑ Ð¿Ñоблем: наÑÑÑений ÑлÑÑ Ð°, зÑениÑ, инÑеллекÑа, моÑоÑно-двигаÑелÑной ÑÑеÑÑ. ÐпÑеделиÑÑ Ð¸ ÑÑÑÑаниÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¾ÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑолÑко пÑоÑеÑÑионалÑнÑй логопед. Ðе оÑкладÑвайÑе Ñвой Ð²Ð¸Ð·Ð¸Ñ Ðº немÑ: еÑли вовÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ Ð·Ð° помоÑÑÑ, Ñо вÑе ÑеÑевÑе наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑй пÑогноз в Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑÑекÑии. ÐаÑÑгивание Ñ Ð²Ð¸Ð·Ð¸Ñом к ÑпеÑиалиÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑжелÑм паÑологиÑм ÑеÑи, коÑоÑÑе Ñложно поддаÑÑÑÑ Ð¸ÑпÑавлениÑ.
ЧÐТÐÐТРТÐÐÐÐ:
РазвиÑие ÑеÑи доÑколÑников дома: ÑказкоÑеÑапиÑ
Раннее ÑазвиÑие ÑеÑи Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¶ÐµÑÑовÂ
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ “Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ – “ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.”
Источник
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Таблица признаков твердых и мягких звуков
Твердые:
- Перед а,о,у,э,ы.
- В конце слова перед согласным.
- Ж, ц, ш.
Мягкие:
- Перед гласными е,ё, и, ю, я.
- Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
- Й, ч, щ.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Звонкие и глухие согласные звуки
В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.
Таблица звонких и глухих звуков
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.
Примеры заданий для детей
Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
Задания на различие пары согласных Г/К
Читайте также:
Источник
Приветствую на канале «Занимашки-Развивашки». Я – автор статей, логопед и специальный психолог по образованию и признанию! Делюсь опытом по ухожу, воспитанию и развитию детей от рождения до 6-7 лет. Если Вам интересны эти темы – подписывайтесь на мой канал!
Каждый ребёнок развивается индивидуально, по своему собственному графику, поэтому у специалистов в области медицины и педагогики нет четких возрастных границ для появления тех или иных навыков.
Например, уверенно ходить ребёнок может начать в 9 месяцев, и в 16 месяцев. В обоих случаях – всё в пределах нормы.
Так же и по звукам. В статье я расскажу о верхних пределах их появления, то есть к какому возрасту тот или иной звук уже должен быть в речи ребёнка. В противном случае – стоит обратиться к логопеду.
Возрастные нормы усвоения звуков.
- К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
- К трем годам ребенок осваивает [с’], [л’], [й], [з’], а также [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’].
Спешу напомнить, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. В слове «Лук» звук [л] твёрдый, а в слове «Липа» [л’] мягкий.
До 4-5 лет ребёнок может смягчать согласные в словах. Чай – «тяй», лапа – «ляпа».
- К 4-5 годам [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [с], [з]
- К 5-6 годам [р], [р’].
А если не произносит, то какие могут быть причины?
Рассмотрим наиболее распространённые из них.
- связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата:
Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотку и др.), обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию).
1. Укорочённая уздечка (она позволяет языку подниматься высоко, а также затрудняет его движение.
2. Слишком большой/маленький/узкий язык (это затрудняет его движение).
3. Высокое нёбо (ещё его называют «готическим»)/низкое/прямое (это влияет на правильную артикуляцию большинства звуков.
4. Толстые/тонкие губы (это влияет на четкое произношение губных и губно-зубных звуков).
5. Дефекты в строении челюстей, которые ведут к аномалиям прикуса.
6. Дефекты строения зубов/зубных рядов.
- не связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата :
7. Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи).
8. Недоразвитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Может, когда-нибудь слышали о такой игре:
– Хлопни в ладоши, если услышишь [ш]. Шарик, суп, капюшон, роза, груша, жаба.
Ребёнок должен выделить [ш] в потоке остальных звуков.
9. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Например, ребёнку трудно удержать язык в одной позе или выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики (вытянуть губы, удержать улыбку и др.).
10. Снижение слуха (даже если слух снижен на самую малость, это может качественно сказаться на нормальном произношении звуков ребёнком).
11. Неправильная речь окружающих близких. В таком случае ребёнок используемый ребёнком навык подражания действует во вред. Именно поэтому логопедами не рекомендуется коверкать слова и подстраивать свою речь под ребёнка. Надо произносить слова правильно (особенно в период активного овладения речью), ребёнок с самого раннего детства должен слышать неторопливую, чёткую речь, чтобы копировать именно её.
В каком возрасте у ваших деток появился звук [р]? Самостоятельно или обращались за помощью к логопеду?
Нажимайте «палец вверх», если понравилась статья.
Статья является интеллектуальной собственностью автора. При копировании материала – указывайте название канала и ссылку.
Благодарю за внимание!
Источник