Моему ребенку 1 год и я ему не нужна

Моему ребенку 1 год и я ему не нужна thumbnail

Как заметить неврологические нарушения у малышей до года, чтобы своевременно обратиться к врачу? Если новорожденный все время кричит и плохо спит – надо ли это лечить? Какие новые методы появились в лечении детей и подростков с эпилепсией и детским церебральным параличом (ДЦП)? На вопросы отвечает Леонид Шалькевич, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, доцент, к.м.н.

Моему ребенку 1 год и я ему не нужна

У дочки при полном секвенировании генома выявили неврологическое генетическое заболевание – синдром лопес-марсьель-роден. Как его лечить?

Это редкое генетическое заболевание проявляется нарушением психического и моторного развития у детей. Лечение носит симптоматический характер. Таких детей наблюдают психиатры, педиатры, неврологи и реабилитологи.

Ребенку 1,7 года, ДЦП, синдром Денди-Уокера и микроцефалия. Ребенок постоянно вздрагивает после крепкого сна. Энцефалограмма дневная и ночная без эпи. Что это может быть? Нужна ли противосудорожная терапия?

Вздрагивания после крепкого сна могут относиться к неэпилептическим миоклониям, при отсутствии судорог и нормальной электроэнцефалограмме лечения не требуют.

Мальчику 3 года, трогает половые органы. Пока отвлекаем и переключаем внимание. Нужно ли обратиться к врачу?

В этом возрасте происходит пик интереса к собственному телу, поэтому малыш исследует себя. Если это не носит навязчивого характера, лечение не требуется. Если он делает это все свое свободное время, имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Моему ребенку 1 год и я ему не нужна

Ребенку 4,5 года. В год поставили диагноз «эпилепсия генерализованная криптогенная с миоклоническими припадками». Приступы начались примерно в 10 месяцев. До этого момента нареканий к здоровью не было. До года выполняли все плановые прививки (с года прививки не делаем). На сегодняшний день ремиссия 3 года 4 месяца (препараты не принимаем 7 месяцев). Может ли данное заболевание быть вызвано действием прививок (АКДС)? Как безопасно начать делать прививки с таким диагнозом?

Эпилепсия относится к многофакторным заболеваниям с генетической предрасположенностью при провоцирующих воздействиях внешней среды. Прививки сами по себе не являются причиной заболевания, но могут спровоцировать болезнь, как и любой другой фактор. Если у ребенка ремиссия по приступам, то прививки ему не противопоказаны.

Девочке 2 года и 10 месяцев. Не хочет одевать колготы, гольфы, кофты. Выйти погулять – целая проблема. Надеваем куртку на майку, сапожки на голую ножку и штаны без колготок. Варежки тоже не надеть. Перерастет или надо обращаться к специалистам?

Это могут быть возрастные особенности ребенка. Но также это может говорить о начальных проявлениях заболеваний, связанных с нарушением психики и поведения. Поэтому для уточнения этих особенностей имеет смысл показаться детскому психиатру, психотерапевту или психологу.

Ребенку 4 года. С рождения делает вращательные движения кистями рук и часто прыгает. Что это может быть? Невролог аутизма не выявил, в плане обучения все нормально. Движения повторяет часто, особенно когда рад чему-то. Если этому поведению есть научное объяснение?

У детей при повышенной возбудимости нервной системы многие эмоциональные реакции сопровождаются повышенной двигательной активностью. Эти дополнительные движения помогают ребенку справиться с избытком эмоций, особенно положительных. Поэтому при нормальном психическом развитии лечения это не требует.

Моему ребенку 1 год и я ему не нужна

Мальчику 1 год и 10 месяцев. С рождения нормально не проспал ни одной ночи. Каждые 40 минут крик, плач, истерика. Сначала списывали на колики, режущиеся зубы. Пробовали укладывать позже/раньше, качать/не качать, ванны/душ перед сном, активное/спокойное времяпровождение. Дневной сон сейчас 1,5-2 часа, тоже прерывистый. ЭЭГ в норме, УЗИ головного мозга без патологии, анализы в норме. Невролог выписывал ноофен, магний В6, дормикинд. Ничего не помогает!

Нарушение сна у детей может указывать на ряд серьезных неврологических заболеваний, однако если развитие ребенка соответствует возрастным нормам, плохой сон в большей степени доставляет дискомфорт родителям, чем ребенку. Нарушение сна, как правило, связано с перевозбуждением нервной системы и переизбытком информации. Беспокойный сон часто помогает малышу справиться с лишней информацией, которую он получил днем. Внезапный плач во время ночного сна, когда малыш кричит и не может успокоиться, может быть этапом взросления. Лечение требуется только тогда, когда ночные кошмары носят постоянный, спереотипный характер и сопровождаются нарушением самочувствия ребенка на следующий день.

Сыну 2 месяца. Он спит всего 1 раз в день в течение двух часов. И то только на улице в коляске (дома в дневное время не удается уложить). Он засыпает, спит 30 минут и просыпается. Во время сна активно машет ручками и дергает ножками. Сон удается продлить, если дать ему грудь сразу, как он проснулся.

У многих детей двигательная активность (вздрагивание, подергивание ножками, ручками) часто сопровождает сон, и это нормальное явление, так же как и крик и плач. Беспокоиться не стоит.

Ребенок родился в 38 недель, роды были тяжелыми, в три месяца УЗИ показало наличие арханоидальной кисты, расширение желудочков. До двух лет развивался в пределах нормы с небольшим отставанием (курсы лечения ноотропами), ближе к двум стал просыпаться ночью и орать с выгибанием в дугу, начали проявляться аутичные черты, затем крики стали учащаться, поведенческих нарушений стало больше. Сейчас ребенку 5 лет, и врачи не знают, что с нами делать: он не разговаривает, продолжает просыпаться по ночам и кричать, выгибаться. На фенибут, кортексин, ноофен, пантокальцин, рисперидон, валерьянку реагирует возбуждением, появляются проблемы с туалетом. Также назначали карбамазепин для исключения эпилепсии. Что нам делать?

Ситуация серьезная. Ночные пробуждения не основная проблема. Необходима консультация психиатра.

Дочери 11,5 месяца. Периодами плохо спит по ночам, часто просыпается с плачем. Последний прием пищи в 10 вечера, а засыпает в лучшем случае в полночь. Похоже, что она недосыпает, и я не могу понять причину. Может, есть какие-то неврологические нарушения или это просто зубки и нужно подождать?

Читайте также:  Ребенок плюется во время кормления 1 год

Нарушения сна бывают разные. Самые опасные те, которые связаны с нарушением развития ребенка, при этом он может спать без внезапных пробуждений. Диагноз в этой ситуации ставится по факту клинических нарушений (задержка развития) и записи ЭЭГ во время сна. Когда же ребенок часто просыпается и кричит ночью, но днем чувствует себя хорошо и его развитие соответствует норме, лечение не требуется. Это нормально. Если же ребенок пытается днем доспать, это может быть вызвано не неврологическими причинами, имеет смысл обратиться к педиатру или гастроэнтерологу.

Ребенку 9 лет. С 6 лет болит голова (висок), иногда сопровождается рвотой, МРТ с сосудами, энцефалограмма в норме. По назначению врача принимали ноофен и витамины группы В – улучшений нет, с ноября голова болит раз в неделю. Что делать?

Все головные боли делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся головная боль напряжения и мигрень. Головная боль напряжения часто связана с завышенными требованиями родителей к успехам ребенка и повышенной нагрузкой. Здесь часто требуется привлечение психотерапевта и пересмотра отношения родителя к своему ребенку. Мигрень больше относится к наследственно обусловленным заболеваниям. Для нее характерны тошнота, рвота и сон, приносящие облегчение. Подбор медикаментозной терапии осуществляет невролог, и это не всегда легко. ЭЭГ, МРТ головного мозга, оценка глазного дна проводятся для исключения вторичных головных болей, которые могут быть вызваны многими причинами: объемные процессы, аневризмы, повышенное артериальное давление и др. В случае выявления вторичных головных болей лечение направлено на устранение основной причины.

Существует ли какая-то статистика о количестве детей, которые перенесли гипоксию по время родов и имеют из-за этого задержку развития речи? Какие методы используют неврологи и педиатры при диагностике задержки речи у детей двух лет? Как распознать данную задержку? Ребенок в 2 года говорит только простые слова из двух слогов, не соединяя их в простые предложения.

Количество детей, которые переносят гипоксию, невелико. Если гипоксия является причиной задержки речи, то при этом она вызывает и другие выраженные неврологические нарушения. Диагностика проводится логопедом, психологом, детским психиатром. Методов диагностики много. Сейчас дети позже начинают говорить, но при этом понимание речи находится у них на достаточном уровне. Отсутствие активной речи в первую очередь должно заставить обратиться к специалисту, если нарушено понимание речи. В вашей ситуации имеет смысл в первую очередь обратиться к логопеду.

Ребенку 1 год и 11 месяцев, очень капризный, частые истерики. Живет с мамой. Когда остается с бабушкой, ведет себя гораздо спокойнее. Отмечается боязнь новых помещений, новых людей. В 1 год и 8 месяцев говорил около 10 слов, но когда отучали от соски на ночь, перестал говорить вообще. Спустя 1,5 месяца вновь появились слова МАМА, БАХ, БИ-БИ, АМ. Любит читать книжки, но не показывает пальчиком, где собачка, например. Цвета, цифры, буквы его не интересуют совсем, а вот лепить и рисовать может недолго. Хотя явно понимает, что от него хотят. В развивающем центре групповые детские занятия игнорирует. Ночью просыпается 10-15 раз, просит пить. Невролог в поликлинике назначала курс ноофена (1,5 месяца), во время его приема спал лучше. Собирает пирамидку, башни из кубиков, игрушки в основном разбрасывает, но может поиграть с ними 5 минут. Умеет сам кушать ложкой, но не хочет. Могут ли вышеперечисленные симптомы быть признаками аутизма? Какие будут рекомендации по коррекции поведения ребенка?

В данной ситуации имеет смысл обратиться в Центр раннего вмешательства, чтобы ребенка посмотрели детский психиатр, психолог и логопед. Или в центр коррекционного развития.

Моему ребенку 1 год и я ему не нужна

Мальчику 6 лет, очень активный, на месте не сидит, периодически случаются тики (моргание), спокойно постоять не может ни минутки, руки, ноги – все в движении. Это плохо или особенности возраста? Можно ли обойтись без успокоительных или надо пропить курс?

Часто тики помогают ребенку справиться с перевозбуждением нервной системы, так же как и активные движения. Если это не нарушает социализации ребенка и ему не мешает, попытки лечения тиков малоэффективны и часто бесполезны. К подростковому возрасту порядка 70 % тиков проходят без лечения.

Ребенку 10 месяцев. С пяти месяцев регулярно мотает головой вправо-влево, когда засыпает, и иногда днем лежа на спине (вероятно, когда хочет спать или скучно). Есть ли повод для беспокойства?

Мотание головой влево-вправо обладает легким успокаивающим действием, в ряде случаев помогает ребенку уснуть. Это нормально, беспокоиться не нужно.

У ребенка (8 месяцев) при засыпании немного вздрагивают пальчики, ручки, ножки. У папы наблюдается точно такая же реакция при засыпании. Что это такое?

Это миоклония во время сна, которая не сопровождается неврологическими нарушениями, не требует лечения и часто носит наследственный характер.

У ребенка с раннего возраста движение рук будто котенок массирует кошку – при виде чего-то интересного и захватывающего. Если сидит, то может подергивать ногами, как будто бежит, когда стоит, то подпрыгивает, скачет. Сейчас ребенку почти 5 лет. Неврологи, психолог говорят, что все в порядке. Мы не можем отучить ребенка от этих движений. А может, и не нужно?

Это может наблюдаться у детей с повышенной возбудимостью нервной системы. Относится к синдрому навязчивых движений. Отучать не нужно. Но в случае появления новых навязчивых движений или увеличения этих имеет смысл еще раз показаться специалисту.

Читайте также:  Что можно давать ребенку для повышения иммунитета ребенку 1 год

Двойняшки после ЭКО, плановое кесарево, 38 недель, беременность без осложнений. До 1,9 года проблем не было. Потом у девочки появился плоско-вальгус стоп, затем коленок, снизился тонус ног. До этого бегали, приседали, поднимались по ступенькам. Все произошло за 3 месяца. Легли на обследование в детскую областную больницу. МРТ спины, КТ головного мозга в норме, исключили болезнь Шарко-Мари, наследственные нарушения обмена веществ. КФК-168, отклонения есть по ЭЭМГ (электронейромиография), интеллект и речь в норме. Больше года не можем определить диагноз, ездим каждые 2,5 месяца в детскую областную больницу, проходим курсы лечения. Подскажите, куда обратиться дальше?

В данной ситуации имеет смысл обратиться в Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний. Записаться на прием можно по телефону: 327-55-06 (Минск). Там будет проведена углубленная диагностика.

Нужно ли лечить новорожденному повышенную возбудимость? Насколько безопасны ноофен и пантокальцин?

Повышенная возбудимость нервной системы у новорожденного часто является условием нормального развития и в случае отсутствия отставания в развитии и лечения не требует. Ноотропные препараты новорожденным детям, с моей точки зрения, в любом случае не показаны.

Ответы на оставшиеся вопросы будут опубликованы 21 января.

Фотографии – Евгений Креч

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

Источник

Все достижения ребенка второго года жизни подготавливались давно. Еще в последние месяцы первого года жизни ребенок испытывает приятные чувства, когда ему уделяют внимание взрослые, когда он может сделать что-то сам, даже если эти попытки незаметно направлялись матерью. Он старается повторить удачные опыты и отвергает другие, которые заканчивались неудачей. Например, если при падении погремушки она издает понравившиеся ребенку звуки (или он просто стучит ею по столу), то малыш старается повторить этот опыт или пробует другие варианты, чтобы усилить эффект (лупит ею по кастрюле или тазику – тогда звук еще громче!). Таким образом он устанавливает связь между причиной и следствием (эффектом). Тем самым у ребенка формируются суждения, которые отбирают удачные попытки.

Мы уже отмечали, как важно, чтобы ребенок вовремя усвоил понятие “нет”. Обычно этот навык начинает формироваться с 15-го месяца (1 г. 3 мес.). Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок уже достаточно уверенно ходит, а, следовательно, становится слишком самостоятельным и даже храбрым, не понимая окружающих его опасностей. Вот тут и начинают вводить это, в полном смысле слова, спасительное понятие. Если на какие-то попытки опасного действия ребенка мать говорить “нет” и качает при этом головой, то у ребенка начинает формироваться понимание жеста отказа. Это первая абстрактная идея, кристаллизующаяся в мышлении ребенка. (Следует сказать, что мышление у детей конкретно-предметное. Мы уже частично говорили об этом: если ребенку говорят, что это чашка, то под “чашкой” он понимает именно эту конкретную чашку. И лишь со временем слово “чашка” станет ассоциироваться у него со всеми цилиндрическими предметами с ручкой сбоку, из которых можно пить. Абстрактное же мышление – это прерогатива взрослых). И вот именно с этого момента ребенка уже можно воспитывать. При этом отказ или запрет должен использоваться разумно, без грубости и желательно с демонстрацией того, что могло бы произойти, если бы вы не остановили малыша вовремя. Например, ребенок хочет взять горячий чайник. Естественно, что вы запрещаете ему это делать. Но если не показать ему возможных последствий (поднесите ручку ребенка к горячему чайнику, но прикасайтесь к нему так, чтобы он почувствовал сильное тепло, а затем отдерните ее и скажите: “Горячо! Ах!”), то он может повторить попытку из любопытства или упрямства и обожжется. Естественно, что подвижность ребенка в этом возрасте, его интерес к окружающему, который он стремится удовлетворить всеми доступными ему способами, может привести к опасным для него или окружающих последствиям. Поэтому нередко приходится запрещать ребенку некоторые действия. А поскольку в этом возрасте он уже начинает понимать запреты, то главное, что требуется от воспитателя, – это то, чтобы этих запретов было как можно меньше и они не были бы бестолковыми. (Анекдот: “До 5 лет я вообще думал, что меня зовут Заткнись!”). Ведь бесконечные окрики и понукания только нервируют ребенка, сбивают его с толку и он постепенно перестает понимать, что же можно, а чего нельзя. Прежде чем сказать “нет” или “нельзя”, подумайте, а можно ли убрать тот же горячий чайник на высоту, недоступную для ребенка, закрыть шкафчики и ящички с лекарствами на замок и т. п.

Даже если малыш успел что-то натворить, не кричите, не шлепайте его, и не ставьте его в угол. Он еще слишком мал, чтобы полностью понять свою вину. А вот напугать его вы, скорее всего, сумеете. Если же вы будете поступать так постоянно, когда он нашкодит, вы просто рискуете отвадить его от себя. Помните, в фильме “Место встречи изменить нельзя” Груздев рассуждает о том, к какому следователю инстинктивно тянется подозреваемый: “Если есть два следователя – грубый и злой и добрый и вежливый, то подозреваемый интуитивно тянется к следователю доброму”. Так и дети. Если мама постоянно кричит на ребенка, бьет и ставит в угол, а папа или бабушка жалеют и все разрешают, то шансы мамы быть любимой равны нулю.

Читайте также:  Творог количество ребенку 1 год

Вот, например, один маленький мальчик все время ковырял стену, отколупывая кусочки известки и даже пытался их есть. Мать сначала мягко пыталась запретить ему это делать, но ребенок продолжал заниматься тем же. Она стала сердиться, затем даже кричать на него. Однако мальчик, хоть испугался и даже убегал от стены, но потом оглядываясь и прячась, возвращался на тоже самое место и продолжал ковырять стену. Мама, отчаявшись побороть непослушание сына, обратилась к знакомому педиатру. Бывалые родители и грамотные читатели, конечно же, догадались, что посоветовал доктор: ребенку не хватало в организме кальция! Растущему организму для построения костей и некоторых других тканей этот элемент крайне необходим. Поэтому доктор посоветовал несколько пересмотреть меню ребенка, добавив в него продукты, которые насыщены кальцием.

Еще он посоветовал место, где ребенок ковырял стену, огородить так, чтобы он не мог туда добраться. И, наконец, просто нужно отвлечь ребенка, если он все же, упорствуя, пытается добраться до “места преступления”.

Или другой поучительный случай. Девочка, которой только исполнилось 1 год и 5 месяцев, подошла к шкафу, в замочной скважине которого торчал красивый блестящий ключик. Он был такой красивый, что просто невозможно было не потрогать его. Девочка потянулась к нему, взяла его двумя пальчиками, но ключик упал, громко звякнув. На этот звук в комнату вбежала мама. Увидев “непорядок”, она начала кричать на малышку и даже шлепнула ее по ручке. Дочка, естественно, расплакалась. На плачь прибежала бабушка. Узнав в чем дело, она стала успокаивать внучку, но не говоря ей всякие там “уси-пуси”, а просто начала показывать ей яркую книжку с цветными картинками. После того как девочка успокоилась, бабушка заменила книжку игрушками и пошла устраивать “разбор полетов” с мамой (своей дочкой). Мы не будем подслушивать их разговор, а лишь разберем ошибки, допущенные мамой девочки. Во-первых, бить ребенка по рукам категорически недопустимо. Даже по попе нельзя шлепать, а уж по рукам! Даже забудьте об этом методе наказания! Во-вторых, сами подумайте: ключик-то красивый. Конечно, его очень хочется потрогать. Но если вы не хотите, чтобы ребенок трогал его (и действительно, он может потеряться, ребенок может взять его в рот и проглотить и т. д.), то просто выньте ключик из замочной скважины и положите в такое место, где вы его сможете взять в любую секунду, а ребенок не увидит и достать его не сможет. И в-третьих, вы любите своего ребенка? Тогда почему вы набрасываетесь на него, даже не разобравшись в том, виноват он или нет?

Дети до двух лет отличаются очень большой любознательностью. Их интересует все! Им совершенно недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет – им обязательно нужно его потрогать, пощупать, взять в рот, побросать. То есть понять его сущность. Ведь именно так они познают этот мир. А все возрастающая подвижность и ловкость позволяют добраться до этого предмета. При этом малыш иногда проявляет чудеса изобретательности. Например, нужно залезть на стол. Табурет или стул очень тяжелы. Но недалеко стоит чемодан с бельем из прачечной. Он тоже тяжелый. Но ребенок открывает его, вынимает белье (естественно, бросив его на пол) и уже пустой чемодан подтаскивает к столу и залезает на него. Естественно, что такое поведение малыша вызовет раздражение взрослых. Но не нужно его за это наказывать, а тем более – шлепать! Попытайтесь поставить себя на его место. Ведь в вазочке, за которой он полез на стол, стоят голубенькие, хорошо пахнущие, подснежники, которых он еще ни разу не видел в своей жизни! Лучше дайте ему понюхать их, погладить листочки, может даже оторвать один маленький цветочек и размять его в пальчиках. А потом объясните, что гораздо проще позвать кого-нибудь из взрослых, чтобы он помог осуществить задуманное.

Чтобы предупредить нежелательные поступки и избежать частых запретов, нервирующих ребенка, надо постараться убрать все то, до чего он может добраться, если это что-то может разбиться или быть опасным для ребенка, и постараться построить свой день так, чтобы ребенок, находясь дома, не был предоставлен сам себе. Побольше гуляйте с ним на воздухе, а, придя домой, играйте с ним. Если же вам необходимо сделать что-то по дому, сделайте так, чтобы в это время ребенок спал. Обеспечьте ему достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам. Никогда не давайте ребенку повода делать то, что потом вы будете ему запрещать. Например, не ставьте его на подоконник, чтобы он мог увидеть, что делается на улице. В ваше отсутствие он может сам взобраться на подоконник и выпасть из окна. Нельзя запрещать ребенку что-то, но при этом своей мимикой допускать возможность непослушания. Например, вы говорите “нельзя”, но при этом улыбаетесь. Ребенок, видя вашу улыбку, может понять ваш запрет как несерьезный и нарушить его.

Источник