Модель развития ребенка здоровье
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе взаимодействия «ребенок-педагог» , «ребенок-родитель», «ребенок-врач».
Уровень взаимодействия:
· Самого ребенка: создания гармонии его психического, физического и нравственного здоровья;
· Межличностных отношений в образовательном пространстве: организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;
· Организации деятельности образовательного учреждения; создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребенка;
· Формирование навыков, позволяющих сохранить и укрепить своё и детское здоровье;
· Создание положительной эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении;
· Разработка системы требований к осуществлению воспитательно-оздоровительной работы и контроля её результатов;
· Систематическая и последовательная реализация оздоровительных мероприятий.
Данные целевые ориентиры определяют модель педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста, которая обеспечивает поддержку развития ребенка, как в коррекционном, так и в профилактическом, оздоровительном направлении.
Работа по оздоровлению детей представляет собой комплекс оздоровительных, профилактических мероприятий. Работа над осознанным саморазвитием воспитанника; деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации, самосовершенствования каждого участника воспитательно-образовательного процесса.
Технология педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников.
«Технология здоровья» – это создание резерва физических сил, усиление энергетики ребенка, формирование благоприятной психологической атмосферы, гармонии между ребенком и окружающим миром; создание положительного эмоционального настроя, оптимистического видения себя, своего развития.
Воспитательно-оздоровительная работа:
· Формирование у ребенка знаний о здоровье человека в целом и о своем здоровье в частности;
· Познание психической гармонии личности;
· Привитие ребенку навыков личной гигиены;
· Создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития;
· Организация рационального питания;
· Медицинская и психологическая помощь по восстановлению различных функций организма.
Методы укрепления здоровья детей.
1. Массаж. Массаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции потовых и сальных желёз, что положительно влияет на обмен веществ, улучшается подвижность связочного аппарата. Очень нравится детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности. Существует несколько приёмов массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание.
Методические рекомендации:
1. Все приемы следует выполнять по ходу лимфатических путей, по направление к ближайшим лимфатическим узлам, которые массировать нельзя.
2. Массажные приёмы не должны вызывать болевые ощущения.
3. Перед проведением массажа мыть руки теплой водой и вытирать насухо, ногти должны быть подстрижены коротко.
4. Во время массажа быть приветливыми, улыбаться, разговаривать, обязательно хвалить их.
5. Массаж проводить в игровых формах : «Погладим наши ручки», «Разомнём наши пальчики», «Разотрём друг другу спинки» и т.д.
2. Закаливание – имеет важное значение для здоровья детей. Одним из важных методов являются прогулки. Зимой детям нужно быть на свежем воздухе не менее 4-5 часов. При этом важно одеть и обуть их по сезону и погоде, чтобы обеспечить свободу движений и необходимый тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку до -15`, 4-6 лет до -22`. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе круглогодично.
Методические рекомендации:
1. Обязательное соблюдение постепенности и систематичности;
2. Строго индивидуальный подход;
3. Постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей;
4. Сочетать закаливание с гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями;
5. Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30-40 минут после приёма пищи.
3. Физические упражнения. Это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках. Физкультурные упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов и без них. Благотворное влияние усиливает музыкальное сопровождение.
Методические рекомендации: (ст. возраст)
1. Вырабатывать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятиям.
2. Учить способам самостраховки пр падении.
3. Увеличивать количество упражнений исправляющих осанку и плоскостопие.
4. Во всех группах осуществлять медико-педагогический контроль за занятиями.
Питание
Родителя должны знать основные правила кормления ребенка.
· Строго соблюдать время приёма пищи.
· Правильно распределять калорийность в течение дня.
· Давать пищу в объемах соответствующих возрастным нормативам.
· Учить есть медленно, тщательно пережёвывать пищу.
· Для детского возраста вредно как резкое ограничение соли и воды, так и избыточное их потребление.
Совместная работа детского сада и семьи
Для этого необходимо:
· Совершенствовать воспитательно – образовательную работу с детьми.
· Внедрять новые формы и методы работы с семьёй.
· Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и в детском саду.
· Усиливать связь путем различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома с родителями.
· Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников.
· Строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.
Следует помнить, что ребенок, посещающий дошкольное учреждение испытывает влияние двух комплексов микросреды, которые должны дополнять друг друга в воспитании.
Основные задачи, которые выполняет наш детский сад это:
· Обеспечение и укрепление здоровья детей;
· Формирование здорового образа жизни путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
В процессе воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении формирование у ребенка потребности в физическом самосовершенствовании происходит при помощи игры.
Игра – один из удивительных феноменов развития цивилизации. Игровые позы, жесты, мимика, ритуалы, церемониальные действия присутствуют в жизни человека и животных. В игре формируются основные социальные умения ребенка: умение общаться, обучаться, осваивать новые социальные роли и формировать свой индивидуальный имидж, Вместе с тем игра – прекрасное средство развития.
Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Повторяя элементы игры, ребёнок начинает «чувствовать» своё движение, «видеть» свои размеры, ощущать себя ловким, подвижным, учиться ориентироваться в пространстве. В игре формируется его самооценка и приобретаются «навыки успеха». Многообразие игр позволяют ребенку реализовывать свой потенциал сил, ловкости, умения побеждать, оценивать свои умственные и физические возможности, совершенствовать личностные качества.
Игра больше, чем другие виды деятельности ребенка дошкольника, соответствует потребностям растущего организма, способствует его гармоническому развитию. Человечеству давно известно, что позитивные эмоции, творчество, радость успеха – важнейшие факторы оздоровления организма. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация энергоинформационной деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игровой деятельности в приобретении новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, внимания.
Организация здоровье укрепляющего режима пребывания детей в дошкольном учреждении.
Технология укрепления и развития здоровья дошкольника предполагает, помимо врачебных и психолого-педагогических мероприятий, специальную организацию жизни ребенка в детском саду. Режим пребывания ребенка, организация его жизненного пространства, характер отношений, методы воспитательной работы в образовательном учреждении – всё это должно способствовать
формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Важную роль играет рационально организованный режим дня:
· Утро радостных встреч. Доброжелательное отношение к пришедшему ребенку, атмосфера дружественного участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, возможную замкнутость. Этому способствует улыбка, рукопожатие, поглаживание, теплая радушная встреча, несколько ободряющих слов, жизнерадостная музыка, не громко звучащая в группе.
· Утренняя зарядка. Во время зарядки используются не только традиционные упражнения, но и элементы дыхательной гимнастики, точечного массажа, стопотерапии.
· Утренний туалет. Мытьё рук, умывание так же сопровождается массажем рук под прохладной проточной водой, выполнение пальчикового массажа. Воспитатель сам моет руки, помогает это сделать детям, при этом каждое действие сопровождается стихами, играми – инсценировками, соревнованием «у кого получается лучше».
· Завтрак (обед, полдник). Приём пищи проходит в специально оборудованной столовой, где атмосфера уюта и чистоты располагает к хорошему настроению. Организация рационального питания – одна из составляющих здорового образа жизни.
· Прогулка на свежем воздухе всегда наполнена разнообразными подвижными играми, , соревнованиями. Этому в немалой степени способствует специальная размётка территории детского сада по зонам подвижных игр: площадка для футбола (хоккея), прыжков, спортивных эстафет, метания.
· Традиционно во время занятий с детьми проводится пальчиковая, зрительная, артикуляционная гимнастика, физкультурные паузы. Использование нетрадиционных форм организации занятий, например, у речки, занятий «гармонии» природы, красок, человека позволяет решить множество психологических и физических проблем в развитии ребенка, что снижает степень его утомляемости.
· Дневной отдых детей. Подготовка к нему сопровождается тихой, спокойной музыкой, чтением художественного произведения, ласковыми наставлениями воспитателя на предстоящий отдых.
· После сна настроить ребенка на активное хорошее самочувствие позволяют минуты динамической гимнастики, включающие воздушное закаливание, массаж.
Вернуться к оглавлению страницы
Источник
Консультация для воспитателей.
МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовать комплекс воспитательно-образова- тельных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Модель сохранения здоровья детей содержит пять блоков.
- Здравотворчество.
- Сотрудничество.
- Педагогическая поддержка.
- Взаимодействие.
- Преемственность.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно- образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья и его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях ДОУ осуществляется по нескольким направлениям.
- Лечебно-профилактическое (фито-, витамино-, аэрофито-, аэро- ионо-, фитонцидотерапия; прием настоек и отваров растений-адап- тогенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, элементы артте- рапии, музыко-, сказко-, смехотера- пии, фитодизайн).
3 Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Медицинский персонал ДОУ должен производит регулярный осмотр детей, определять уровень психомоторного развития, группы ЧБД, а также детей с хроническими заболеваниями. Специалисты детской поликлиники выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагогами и специалистами дошкольного учреждения (валеологом, инструктором по физической культуре) осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей и их валеологических умений и навыков.
Педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие.
Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и формированию здоровья.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Использование в режиме дня:
– отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
-различных оздоровительных режимов (для группы ЧБД; ослабленных после перенесенного заболевания; имеющих ту или иную патологию; для детей с хроническими заболеваниями; на время каникул; в летний период);
– комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, профилактика плоскостопия, хождение босиком; водное закаливание, обширное умывание, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
– физкультурных занятий всех типов;
– оптимального двигательного режима. Кромe традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность) необходимо включать в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а)использование зрительных тренажеров Базарного;
б)пятиминутки здоровья;
в) двигательные переменки между занятиями;
г) походы, мини-туризм;
д) оздоровительный бег;
е)проведение дней здоровья (каждую пятницу);
ж) проведение недели здоровья (каникулярное время);
з) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
-образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:
а) по профилактике травматизма среди воспитанников;
в) обеспечению безопасного пребывания детей на льду;
г) противопожарной безопасности;
д)безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации;
е)действиям для заблудившихся в лесу, парке, на окраине города.
Детей необходимо научить приемам расслабления, аутотренинга, самомассажа, оказанию элементарной медицинской помощи, дать знания о полезных и вредных растениях и т.п.
3. Взаимодействие ДОУ с семьей и социальными институтами детства по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе необходимо освещать вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и т.п. Родителям предлагать рецепты витаминных чаев, бальзамов, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; способы обогащения домашнего питания витаминами, добавками; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито- и аэрофитотерапии дома; предлагать комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в экологических акциях, в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
В период развития социального партнерства нашего дошкольного учреждения с учреждениями культуры и досуга, здравоохранения, физической культуры и спорта у нас сложилась определенная система организации совместной деятельности со следующими учреждениями:
– МБДОУ «Средняя общеобразователная школа №15»;
– МОУ ДОД «ДЮСШ по хоккею с шайбой «Мотор»;
– «Музей истории г. Заволжья»;
– МБДОУ «Центр детского творчества»;
– Детская библиотека им. Маршака;
– Детская городская поликлиника.
Дошкольное учреждение выступает в роли заказчика, а вышеперечисленные организации — исполнителей. Заключаются договоры о совместной деятельности, составляются планы совместной работы, оговариваются сроки, формы и тематика занятий с детьми. Активно взаимодействуя с различными социальными институтами детства, мы привлекаем к работе с детьми нашего дошкольного учреждения дополнительных квалифицированных специалистов с целью повышения качества образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг.
4. Конечные результаты:
-формирование нормативно
-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
-внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
-формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
-обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
-улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Заместитель заведующего по ВМР:
Н.В. Сулейманова
Источник