Мягкая игрушка творческое развитие ребенка

Министерство образования Оренбургской области
Отдел образования Тюльганского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей». п. Тюльган.
Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста, через изготовление мягкой игрушки.
Обобщение опыта работы
Автор:
Педагог дополнительного образования детей
Громова Анастасия Ивановна
Тюльган 2015 год.
Актуальность опыта
Актуальность данного опыта определяется недостаточным уровнем и степенью разработанности вопросов связанных с развитием творческих способностей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе изготовления мягких игрушек. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе изготовления мягкой игрушки с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей в системе дополнительного образования.
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста, через изготовление мягкой игрушки.
Задачи:
Способствовать формированию:
– специальных знаний и умений по выбранному направлению деятельности,
Способствовать развитию:
– эстетического воспитания, художественного вкуса, творческого воображения.
Создать условия для воспитания:
– ребенка как творческой личности, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к чужому труду.
Формы и методы:
Объяснительно – иллюстративный (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением);
Поисково-исследовательский (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала);
Игровой (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий:
Беседа, викторины, конкурсы, соревнования, выставки, игра, экскурсии.
С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок своими руками, оформление ими жилища издавна считалось важным и нужным делом. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у детей и подростков, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.
Каждый рожден творцом. Создание красоты – это уже творчество. Прекрасным образцом творчества является игрушка – как один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая наш глаз. Она всегда сопутствовала человеку. Ее любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают улыбку.
Занятия по авторской программе кружкового объединения «Игрушка», дает возможность ребенку получить знания о нескольких видах декоративно-прикладного творчества, расширяя свой кругозор, увеличивая потенциал своих творческих возможностей.
Широкое распространение на кружковом объединении получил один из разделов программы «Игрушка – сувенир». Изготовление игрушек – сувениров отнюдь не является самоцелью, напротив, именно хорошо выраженный и понятный детям особый характер и оформление используются для включения некоторых дизайнерских идей: прежде всего той, что игрушка имеет характер и настроение. При ее изготовлении дети постигают закономерности и принципы дизайна, и с их учетом планируют оформление игрушки. Изготавливая различные игрушки – сувениры в большей мере удовлетворяется любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек – сувениров, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой необычной поделки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносит детям изготовление своими руками замысловатых игрушек. Эти эмоции являются стимулом воспитания у них трудолюбия. Не так просто изготовить своими руками поделку. Ее изготовление требует волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями (проблемной ситуацией), он пытается самостоятельно ее разрешить, в результате этого происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, и развитие мыслительных способностей. Не всегда сразу детям удается выполнить какую – либо работу (подобрать материал, сделать шаблон и т.д.) под руководством педагога ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Ребенок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самосовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде, формирование отдельной личности и общества в целом. Дети своими маленькими ручонками, пусть еще не всегда умело, и уверенно создают свой удивительный мир художественных образов, чувств, восприятие. Педагог помогает воспитывать душу ребенка и учит не только видеть и понимать прекрасное, но и творить его. Способность к прикладной деятельности не является врожденной, а развивается непосредственно на протяжении всех занятий. Прежде чем приступить к изготовлению той или иной поделки дети знакомятся с технологией ее изготовления, осваивают технику.
При этой работе проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом деятельности не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.
На занятиях в нашей творческой мастерской «Рукодельница» мы с детьми изготавливаем различные виды игрушек и сувениров из ткани и ниток. В настоящее время игрушки – сувениры ручной работы стали очень популярными. Главная их ценность в том, что это уникальный и неповторимый в своем роде подарок. Изготавливать игрушки очень интересно, здесь фантазия ребенка ничем не ограничена. Можно использовать материал, который всегда найдется под рукой: мех, сентипон, остатки красивых тканей, нитки, и т.д. Такие работы способствуют развитию глазомера, чувство формы и цвета, ритма, умение соотносить части и целое, понимать целое и преобразовывать его. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Познакомить с традициями русского народного художественного творчества помогают занятия по изготовлению народной куклы. Народная кукла – огромный и незаслуженно забытый пласт нашей истории. Куклы принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Куклы делали на рождение ребёнка и на свадьбу, на начало покосных работ и на зимние святки, куклы помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Все они имели своё значение и свой неповторимый облик. По этому, это направление декоративно-прикладного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей и взрослых.
Сколько радости получают дети от сделанных своими руками поделок из ткани, мягких игрушек. При работе с тканью младшие школьники делают на занятиях первые шаги в мир декоративно – прикладного искусства в этом направлении, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его пониманиях. Знакомя детей с начальными стадиями изготовления мягкой игрушки, непринужденно ввожу детей в мир сказки, где воспитанники узнают о принцессе Иголочке, о ее несносном и колючем характере, о ее родственниках – инструментах необходимых в дальнейшей работе и правилах обращения с ними. Дети приходят к выводу, что принцесса Иголочка должна иметь свое место – трон и сами выбирают образец изготовления трона для своей принцессы Иголочки. Прежде чем приступить к изготовлению игрушки – трона (игольницы) дети знакомятся и осваивают технику выполнения ручных швов. Использование у младших школьников сказочных моментов ведет к более продуктивному познанию. На занятиях обучающиеся не только получают знания, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде, главной целью которых является формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении игрушек, дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы. В случае затруднения ребенку предлагается карта поэтапного выполнения работы.
Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые, оригинальные изделия. Знание техники выполнения пошива мягкой игрушки подсказывает способ оформления выбранной модели, помогает найти оригинальное решение проектно-творческой задачи и создает условия для возникновения различных модификаций проектируемых объектов, развивает творческую активность детей ассоциативную мыслительную деятельность, способность анализировать, сопоставлять, обобщать и комбинировать полученные знания.
С 2013года принимаем участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, в районных выставках декоративно – прикладного творчества.
Большое внимание уделяется здоровьесбережению ребенка: на занятиях используем интересные гимнастики, корректирующие зрение детей, снижающие усталость и напряжение. Проводим гимнастику для пальчиков, развивающую гибкость, подвижность кисти и мелкую мускулатуру рук, для смены деятельности – физкультминутки.
Итак, правильно организованный процесс обучения, дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по изготовлению мягкой игрушки и сувениров, как важный элемент гармоничного, творческого развития способностей детей.
Источник
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №10»
Левокумского района Ставропольского края
Творческий проект по
технологии
“Мягкая игрушка”
Выполнила ученица 9б класса
Рабаданова Хидаят
Руководитель: Диденко Елена Гейнриховна
-учитель технологии
с.Владимировка,2012г.
Содержание проекта.
I. Организационно-подготовительный этап.
Опорная схема размышлений.
1. Обоснование возникшей прблемы……………………………………………4
2. Формулировка задач…………………………………………………………..4
3. Историческая справка (исследования)……………………………………….5
4. Разработка различных вариантов……………………………….……………..6
5. Выявление основных требований к изделию……………………………… 7
6. Анализ идей и выбор лучшего варианта…………………………………… 7
II. Технологический этап.
7.Материалы и инструменты……………………………………………………..8
8.Конструкторская часть………………………………………………………….9
9.Организация рабочего места, ТБ при работе…………………………………10
10.Технология выполнения изделия……………………………………………..11
11.Экономическое обоснование………………………………………………….12
12.Экологическое обоснование………………………………………………………13
III. Оценочный этап.
13.Самооценка……………………………………………………………………14
14.Использованная литература………………………………………..…………15
Опорная схема размышления.
Проблема.
Традиции, мода.
Себестоимость.
.
Безопасность труда
Мягкая игрушка
Форма и размер
Технология изготовления
История.
Конструирование
Оборудование и материалы.
Обоснование возникшей проблемы
За время обучения в школе, на уроках технологии, совершенствовались мои умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве. На уроках технологии мы занимались рукоделием: вышивали шерстяными нитками, бисером, мастерили сувениры и подарки, шили мягкие игрушки.
Необходимо было выбрать тему экзаменационной работы, и я решила сделать мягкую игрушку, так как этот с этим видом рукоделия мы познакомились недавно, и он меня больше всего заинтересовал.
Пересмотрев несколько энциклопедий по рукоделию, во многих из них меня привлекли игрушки – куклы, цветы, сказочные персонажи. Однако, я решила изготовить игрушку – животное в честь моего друга – щенка Матроса и подарить его на день рождения моей племяннице. Мне захотелось узнать историю развития игрушки и проявить своѐ мастерство в новой для меня работе.
Цель моей работы: изготовить мягкую игрушку своими руками.
Формулировка задач
Я хочу, чтоб моя игрушка была интересной, радовала глаз и
поднимала настроение.
Задачи:
1. Изучить развитие игрушки дней.
2. Игрушка в готовом виде должна соответствовать размерам
выкройки.
3. Самореализоваться при выполнении работы своими руками.
История развития игрушки
Искусство изготовления игрушек – один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушку любят все: дети и взрослые. Для детей она забав, игра: взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истину радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так в областях богатых лесами, игрушки,
как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины.
Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки.
Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая. Это – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.
Иногда игрушки придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно видеть узор в виде креста, ромба, квадрата.
Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно X-XV вв. Учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X-XIII вв. о высоком мастерстве московских гончаров- игрушечников XIV-XVIIвв. Свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов – гудошников.
Традиции настоящего искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться.
Разработка различных вариантов
Прежде, чем шить свою игрушку я просмотрела множество книг и
журналов по изготовлению мягких игрушек. Мир игрушек огромен и
многообразен. Мне понравились многие модели игрушек:
Ослик Божья коровка
Рисунок 1
Медвежонок Рисунок 2
Щенок
Рисунок 3 Рисунок 4
Но я решила выбрать черно-белый вариант. Именно он позволит мне фантазировать и способен развить воображение. А еще хочется сделать подарок моей племяннице ко дню рождения, ведь ей очень нравится мой друг Матрос.
Выявление основных требований к изделию
Моя игрушка должна быть:
красиво и качественно изготовлена;
небольшого размера;
из мягкой ткани;
натурального цвета;
безопасной для ребѐнка;
выполнена из экологически чистых материалов;
с низкой себестоимостью.
Анализ идей и выбор лучшего варианта
Милый обаятельный ослик (рис.1) доставит радость любому,
кто возьмѐт их в руки.
Очаровательная божья коровка (рис. 2) легко повысит настроение.
Маленький скромный, но очень симпатичный медвежонок (рис.3) подарит душевное тепло и комфорт.
Симпатичный уютный щенок Матрос с мягкими висячими лапами
(рис.4), который улучшит настроение каждого, кто попадѐт в его
объятия.
Рассмотрев все понравившиеся мне варианты игрушек, я решила, что
буду шить щенка, так как щенок – мой любимый друг .
Материалы и инструменты
Для выполнения работ необходимы следующие материалы,
инструменты и приспособления:
- Иглы ручные
- Ножницы
- Сантиметровая лента и линейка
- Утюг
- Шаблоны
- Мех, ткань
- Нитки
- Портновские булавки
- Мел, карандаш
- Бумага для выкройки-картон
- Синтепон
- Цветные ленты, бусины
Ткани, мех. Ткани желательно подбирать различные по цвету, фактуре, видам. Гладкий и набивной ситец, вельвет, байка, трикотаж, фланель и другие материалы пригодны для пошива сувениров и различных костюмов для игрушек, а также для отделки. Драп, сукно, войлок и другие плотные ткани подходят для изготовления декоративных настенных игрушек и объѐмных комбинированных.
Для выполнения объѐмных набивных игрушек рекомендуется использовать коротковорсовый синтетический мех, он легко обрабатывается и хорошо сохраняет форму игрушки, а также плюш.
Длинноворсовый синтетический и натуральный мех больше подходят для отделки игрушек и комбинирования с коротковорсовым мехом, с любым видом ткани и неткаными материалами.
Нитки. Для пошива игрушек нужны катушечные нитки №30, 40 разных цветов. При оформлении декоративных швов по лицевой стороне игрушек используют мулине, ирис, штопку, шерстяную пряжу.
Цветные ленты, бусины. Эти материалы нужны для оформления изделия.
Картон. Необходим для изготовления выкроек-лекал.
Синтепон .Синтепоном набивают сшитые формы игрушек.
Ножницы, иголки, напѐрстки. Для раскроя меха наиболее удобны маленькие ножницы с острыми замкнутыми концами, а для раскроя ткани большие с прямыми лезвиями. Иголки нужны разной величины. Напѐрсток должен соответствовать толщине среднего пальца.
Мел, клей, карандаши. Мел используют для обрисовки лекал на ткани, мехе. Для склеивания деталей применяют клей ПВА.
Перед началом работы необходимо надевать спецодежду – фартук
или рабочий халат для предохранения одежды от загрязнений
меховым ворсом, клеем, красками. Фартук должен иметь опрятный
вид.
Конструкторская часть
Организация рабочего места
Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления. Во время ручных работ нужно следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса (туловища) вызывает усталость, снижает работоспособность, а также приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение.
Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления.
Во время работы на швейной машине рабочее место должно быть хорошо освещено. При работе на швейной машине очень важно сидеть, слегка наклонив корпус и голову вперѐд.
ТБ при работе
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:
быть внимательной;
надевать напѐрсток на средний палец правой руки, чтобы не
уколоть его;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу,
не шить погнутой иголкой;
не вкалывать иглы в одежду;
класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами
вперѐд.
Правила техники безопасности при швейных работах:
Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины;
Не держать пальцы рук вблизи движущей иглы;
Не класть на платформу посторонние предметы.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых
работ:
Не оставлять включенный утюг;
Ставить диск терморегулятора в соответствии с выбранной
тканью;
Ставить утюг на специальную подставку;
Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга; Включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за
корпус вилки, а не за шнур;
ВТО изделия или детали выполнять с изнаночной стороны по
направлению долевой нити.
Технология выполнения изделия
Для изготовления мягкой игрушки щенка своими руками есть чертеж, рисунок, эскиз,схемы выкроек и последовательность изготовления.Можно изготавливать игрушку при помощи ручных швов или использовать швейную машину. Я выбрала первый вариант.
Последовательность изготовления мягкой игрушки:
1. Приготовить лекала туловища, передней части головы, подбородка, верхней и нижней лап, уха, носа и хвоста. Детали комбинируются из меха разных цветов, поэтому раскрой и соединение их отдельных частей удобнее вести одновременно.
2.По лекалу туловища и живота вырезать по две детали туловища и живота из
основного меха.
3. Раскроить из светлой ткани лоб и подбородок. Подбородок сшейте между двумя деталями туловищаот конца носа до шеи .Сшейте части в области головы,потом лоб от переносицы до затылка. Можно использовать шов «строчка».
4.Сюда же пришить и сшитые попарно детали ушей. Важный момент – вшивание ушей в голову. Используется шов «вперед иголку». Уши вшить в швы, соединяющие переднюю и лобную части головы. На лицевую сторону передней части головы наложить уши, расположив их тканевой стороной вниз незашитыми срезами.
5.Вывернуть заготовку головы через оставленное отверстие – при этом уши уже будут вшиты на свои места. Заполнить набивочным материалом заготовку головы.
6. К деталям туловища пришейте детали животика,потом до того как линия спины не зашита,изнутри сшейте части живота вместе.
7.Через отверстие на спине поместите в середину вату и зашейте отверстие.
8. Носик делаем из сшитого «мешочка»,глаза – из бусин и прикрепить их на переднюю часть головы.
9.Пришить язык и точки на мордочке. Хвост у основания сложить пополам
и пришить.
10.Пришить носик. Для этого использовать подготовленное лекало, туго набить синтипоном, присобрать по краю круга швом на прочную нитку. Той же ниткой, которой работали, сделать посередине кокона перетяжку, обмотав несколькими витками – «мешочек» превратился в носик. Нитку закрепить, но не обрезать еѐ. Этой же ниткой пришить потом готовый носик на мордочку.
11.Украсить игрушку бантом на шее.
Экономическое обоснование
Наименование материала | Цена(руб.) | Расход, затраты | Стоимость(руб.) | Реальные |
Ткань коричневая (метр) | 245 руб. | 0,4 м. | 98 руб. | 98руб. |
Ткань бежевая (метр) | 175 руб. | 0,2м | 35 руб. | 35 руб. |
Синтепон (метр) | 30 руб. | 0,2 м. | 6 руб. | Имелось в наличии. |
Глаза | 10 руб. | Пара глаз | 10 руб. | 10 руб. |
Нитки | 5 руб. | 1 шт. | 5 руб. | Имелось в наличии. |
Итого: | 154руб. | 143руб. |
Из составленной таблицы видно, что себестоимость игрушки,
сделанной своими руками, меньше стоимости игрушки, купленной на рынке или в магазине из аналогичных материалов.
Экологическое обоснование
Проблема экологии в настоящее время приобрела огромное значение. Для ведения здорового образа жизни очень важно, чтобы предметы, которые окружают человека, которыми человек пользуется в повседневной жизни, были экологически чисты и безопасны.
Изготовление игрушки не причинило ущерба окружающей среде. Все материалы, которые, я использовала для создания игрушки, экологически безопасны. Остатки ткани и отделки хранятся в определѐнном месте и могут быть использованы для изготовления других вещей.
Самооценка
В результате работы над проектом я с гордостью могу сказать, что справилась с поставленной передо мной задачей. Игрушка получилась именно такой, какой я хотела еѐ видеть. Моя племянница будет в восторге. Благодаря проекту я узнала, как появилась игрушка, и теперь имею представление об еѐ создании и эволюции. После проведѐнной мною работы я могу сказать уверенно, что игрушка, сделанная своими руками радует глаз, поднимает настроение и
экономически выгодна.
Используемая литература.
1.М. Вентана. Учебник по технологии. М. “Граф” 2005.
2.Н. В. Виноградова. Мягкая игрушка своими руками. С-П. “Недра” 1995.
3. Материал Андреевской О. Н. г.Волжский, 2008г.
Муниципального Образовательного Учреждения «Средняя
Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных Предметов№24».
Источник