Мир узоров развитие ребенка

Мир узоров развитие ребенка thumbnail

У нас прям как по тексту — висим на маме или папе и капризничаем вовсю. Сначала грешила на БЦЖ, но потом по частоте кормлений заподозрила скачок роста

Радости и горести восьмой недели

С седьмой по девятую неделю мама может почувствовать приближение следующего «прыжка» в поведении ребенка. Это время характеризуется появлением новой способности у ребенка. Поэтому скачок в развитии будет неизбежен. Эта способность поможет ребенку изучать мир по-новому.

Независимо от того, сколько с малышом занимаются, он способен развивать некоторые способности самостоятельно. Однако не все новые возможности познания мира кажутся приятными. Ранее привычный мир претерпевает сильные изменения, буквально встает с ног на голову. Теперь малыш слышит, видит, обоняет и пробует то, чего ранее не было в его мире. Он может быть напуган или запутан в происходящем. Ему необходимо дать время, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Спокойнее всего малыш чувствует себя на руках у мамы.

Новый скачок в развитии дает о себе знать

Сейчас малыш может чаще кричать и плакать. Часто мамы не могут долго успокоить ребенка, даже таская его весь день на руках.

Основные признаки фазы:

  • ребенок целыми днями может «висеть на маме»;
  • стал хуже спать;
  • малыш требует все больше внимания к себе;
  • ребенок боится чужих людей;
  • стал хуже кушать.

Кажется, что он все время просится к груди. Однако стоит удовлетворить его желание, он практически ничего не ест. Как только мама пытается отнять малыша от груди, он начинает протестовать. Протесты смолкают, когда малыш снова получает грудь. Это поведение характерно не только для тех малышей, которые получают кормление по требованию. Матери начинают думать в этой ситуации, что с грудным кормлением возникли проблемы. Они задумываются о том, правильно ли подобрано время кормления. Но проблема оказывается в другом: процесс кормления не является сейчас средством получения пищи, это стало средством утешения для малыша. Кстати, именно в этот период дети начинают все чаще сосать палец.

Телесный контакт позволяет ослабить нервное напряжение

К середине 8-ой недели состояние «назад к маме» является уже нормой. Дети в разной степени проявляют это желание, но проявляется оно у всехкачок — мир «узоров»

Этот период связан с удивительным моментом для ребенка, когда он перестает воспринимать весь мир в качестве единого целого, огромного «супа», в котором вместе сосуществуют звуки, запахи, ощущения и его организм. Раньше он был не способен отделить собственное «Я» от происходящего, от различных явлений. Теперь ребенок начинает различать «узоры», выделять части из единого полотна. К примеру, он обнаруживает свои руки, знает, что они у него есть, что ими можно пользоваться.

Он ощущает, чувствует, слышит и видит «узоры». Ребенок уже чувствует их внутри тела и вне его. Теперь он может чувствовать, когда его рука поднята вверх, а когда – опущена. Малыш обнаруживает лицевые мускулы, он учится владеть собственным телом, строит гримасы. Он учится владеть собственным телом, фиксировать свои движения.

Большинство автоматических рефлексов пропадают в этот период. Появляются более сознательные движения. Ребенок становится менее зависимым от рефлексов – он использует старый проверенный способ, когда голоден или находится в плохом настроении.

Стоит отметить, что в период от 7 до 9 недели увеличивается объем головы ребенка, значительно изменяются мозговые волны. Все дети в это время начинают смотреть на мир по-новому. В нем теперь много различных вещей и явлений, которые требуют изучения. Каждый малыш делает свой выбор, обращаясь к тому, что ему кажется наиболее интересным. Один ребенок может долго что-то рассматривать, другой же интересуется звуками, издает их, третий же предпочитает все ощупывать. Ребенок выбирает именно то, что ему интересно.

. Развитие ребенка сейчас делает скачок, капризничать и вредничать для него – естественно. Он запутался, ведь его мир стал выглядеть по-другому. Он пытается сейчас использовать поддержку своей мамы, которая всегда являлась источником спокойствия, комфорта, защиты и радости. Она помогает почувствовать ребенку знакомое состояние расслабления и покоя. Рядом с мамой осваивать новый мир уже не так страшно.

Источник

liilaa начала делать перевод с немецкого интереснейшей книги Hetty Vanderijt, Frans Plooij “The Wonder Weeks”, а я буду по ходу работы редактировать и выкладывать части в сообщество. Информация, на мой взгляд, очень ценная.
Надеемся, книга поможет вам понять вашего ребенка!

The Wonder Weeks: How to Turn Your Baby’s 8 Great Fussy Phrases into Magical Leaps Forward
Hetty Vanderijt, Frans Plooij

Вот тут тут можно приобрести книгу “The Wonder Weeks..” На всякий случай, название оригинала (авторы – голландцы, оригинал, соответственно, на нидерландском): “Oei, ik groei! De acht sprongen in de mentale entwikkeling van je baby” (“Ой, я расту! Восемь скачков ментального развития вашего младенца”)

Авторы книги, которую я (переводчик) здесь цитирую, считают (в двух словах), что если ребенок стал “труднее”, то это чаще всего потому что он открыл что-то новое в своей жизни. Эти открытия происходят фазами, которых за первые 14 месяцев всего восемь. Пока речь пойдет о второй фазе.

Мы показали, что каждый младенец в первый год своей жизни восемь раз “рождается заново”. Восемь раз он стоит на голове. Восемь раз он ирритирован и делает все, чтобы “повиснуть на маме”. Восемь раз он возвращается к своему надежному убежищу. И восемь раз он заряжает там свои батарейки (“заправляется мамой”), перед тем как совершить следующий скачок в своем развитии. Конечно после первого года этот процес еще не окончательно завершен. До 1.5 года ребенок совершит еще два скачка: около 64-ой и 75-ой недель. Перед тем как ребенок встанет на ноги, это будет повторятся пару раз. Даже и взрослым приходится бороться с такими скачками. “…человек не рождается раз и навсегда в тот день, когда мать производит его на свет, но …жизнь заставляет его снова и снова – много раз – родиться заново самому.” (Габриель Гарсия Маркес “Любовь во время чумы”)

Восьмая неделя, т. е. вторая фаза

Радость и горе вокруг 8-ой недели>

Около восьмой недели (с седьмой по девятую) чувствуется приближение следующего скачка. В этом возрасте у вашего младенца появляется одна новая способность. Благодаря ей он может изучать новое.
Ребенок развивает некоторые свои способности, которые он до сих пор не мог развивать независимо от того, сколько с ним занимались. Но новые возможности – это не только нечто приятное. Привычный мир «встал на голову». Ребенок видит, слышит, нюхает, чувствует на вкус, ощущает то, что до этого в его мире не было. Ребенок напуган, запутан, ему нужно время, чтобы привыкнуть. И лучше всего привыкать в надежных руках – у мамы.

Скачок дает о себе знать: обратно к маме

Дети в этот период больше кричат. Даже таская их целый день на руках, мамы не могут детей успокоить. Состояние ребенка: “мама, роди меня обратно”.

Признаки фазы:
– ребенку нужно больше внимания, чтобы с ним занимались?
…. (здесь текст, но я его пока опущу за не особой важностью – пер.
Ну вы и сами тут можете домыслить 😉 Далее опущенный текст обозначается многоточием – ред.)
– ребенок не любит чужих?
….
– хуже ест?

Младенец так бы и лежал целый день у груди. Но если его приложить, то он почти ничего не ест. Пока сосок находится у него во рту, все в порядке. Но стоит его отнять от груди – начинаются протесты – до тех пор, пока он снова не получит грудь.
Конечно, такое поведение вы замечаете только у тех детей, которые получают грудь по желанию (требованию). Некоторые мамаши начинают думать, что с грудным кормлением происходит что-то не то. Другие начинают себя спрашивать, правильно ли было позволять ребенку самому выбирать время кормления. Но грудь сейчас является не средством утоления голода, а средством утешения. В этой фазе дети начинают чаще сосать большой палец и пальцы вообще.

– висит целыми днями на маме?
….
– спит хуже?
…..
– больше сосет большой палец?
…..

Телесный контакт ослабляет напряжение.
Около 8-ой недели состояние “обратно к маме” совершенно нормально. В конце концов, этого хочет каждый ребенок. Но некоторые дети показывают свое желание яснее, чем другие. Капризничать и быть трудным в уходе – нет ничего нормальнее для этого мира. Это значит, что ребенок идет вперед. Что его развитие делает скачок. Что он запутан, потому что его мир выглядит чужим. Поэтому он хочет использовать свою маму в качестве знакомого и надежного базиса – где можно по настоящему расслабиться. Находясь с мамой, можно и новый мир осваивать.
Представьте себе, вы напуганы и запутаны, и никто вас не утешает. Вы все больше страдаете от напряжения. На это уходит вся ваша энергия. Вы все меньше понимаете свои проблемы.
Вот так же чувствует себя ваш младенец. Когда в его развитии происходит скачок, он себя ощущает словно в “новом” мире. Он чувствует, что ноша тяжелее той, которую он мог бы нести. Он плачет, кричит. И будет кричать дальше до тех пор, пока не решится его проблема. Вся его энергия уходит в крик. И крик поглощает все его время. Время, которое было бы лучше использовать на знакомство с “новым миром”.

О чем вам надо думать:

Младенцы в этом возрасте находятся на белом свете для того, что бы их носили на руках, холили и лелеяли. И много им не покажется.

Если ваш ребенок стал “труднее”, вы обнаружите, что он способен теперь на большее.
Когда мама волнуется или раздражается из-за того, что ребенок стал “труднее”, она особенно внимательно за ним наблюдает. Что не так? Почему он такой напрягающий? Что я могу сделать? И тут мама обнаруживает, что ребенок вдруг умеет делать что-то новое, или старательно упражняется в чем-то новом. Его новые способности дают ребенку возможность учиться новому.

Скачок – мир “узоров”

Ребенок обнаруживает, что он и окружающий мир не единое целое, “суп” [понятие из предыдущей фазы: ребенок не может отделять себя от окружающего мира – т.е. все звуки, ощущения, запахи, вообще весь мир и он сам едины, не имеют границ, отделяющих ребенка от мира], а различные явления. Он начинает различать “узоры”, например он обнаруживает свои руки, которыми он крутит и вертит, которыми он даже может пользоваться, т. к. знает, что они у него есть.
“Узоры” ребенок теперь не только видит. Он может их слышать, ощущать и чувствовать на вкус. Он чувствует их вне и внутри тела. Например, он чувствует разницу между тем, когда его рука поднята вверх и когда свисает вниз.

“Узоры” (см. ниже) в пределах собственного тела так же осознаются ребенком. Он строит гримасы, так как обнаружил, что владеет лицевыми мускулами. Он может фиксировать движения тела – туловище, руки, ноги, голова.

Многие из автоматических реакций, рефлексов, постепенно начинают пропадать в этой фазе. Вместо них появляется нечто, что напоминает сознательные движения. Ребенок теперь не долго будет зависеть от рефлексов – только если он голоден или в плохом настроении, он возвращается к старому способу.

Работа головы:
На 7-9 неделе объем головы вашего ребенка значительно увеличивается, мозговые волны (нем. hirnstromkurven) в это время значительно изменяются.

Все дети приобретают это новое видение. Новый мир открыт им теперь навсегда. В нем теперь есть очень много для того, что бы быть открытым. Каждый младенец делает свой выбор. Он обращается к тому, что ему наиболее интересно: кто-то интересуется всем, кто-то интересуется тем, что можно порассматривать, третий – тем, что можно потрясти и что издает звуки. Кто-то предпочитает делать что-то сам. И так далее. Итак, новые способности, которые ваша подруга обнаруживает у своего младенца, могут быть совсем другими, чем те, которые обнаруживаете вы у своего. Поскольку то, что нравится делать младенцу, в большой мере зависит от его телосложения, веса, предрасположенностей и интересов.

Что откроет ваш ребенок в “мире узоров”?

Мир “узоров”

Область “делаю сам”
– младенец может сам держать голову, когда он по настоящему бодр,
– он поворачивает голову за звуком или предметом,
– он переворачивается с бока на живот,
– он переворачивается с бока на спину,
– он дрыгает руками и ногами,
– он дает себя подтянуть в положение сидя,
– он дает себя подтянуть в положение стоя,
– лежа на животе он опирается руками о плоскость,
– он желает значительно больше сидеть, у мамы на коленях перегнувшись вперед,
– лежа на животе, он может смотреть направо и налево,
– он строит гримасы, “играет” с лицом,
– и др. особенности поведения, которые вы замечаете у своего ребенка.
————————————————————-

Область “взять, потрогать и почувствовать”
– он хочет взять игрушку, которая лежит в некотором отдалении, но это сделать пока не получается,
– он бьет по игрушке – это предшествует стадии “взять в руку”,
– он бьет по игрушке ногами,
– он зажимает игрушку рукой, если ему вложить ее в руку,
– он берет игрушку и трясет ею (немного “деревянными” движениями),
– он ощупывает игрушку, не забирая ее себе,
– и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка.
————————————————————-

Область “видеть”
– младенец открыл для себя свои руки, стопы или колени,
– он наблюдает за людьми, передвигающимися по комнате или чем-то занятыми,
– он в восхищении от детей, которые играют в комнате,
– он с удовольствием смотрит на быстро сменяющиеся картинки в телевизоре,
– он наблюдает за кошкой/собакой, которая что-то делает: бегает, ест, играет,
– он обнаруживает птичку, которая прыгает в клетке,
– он восхищен развевающимися занавесками,
– он обнаруживает источник света: например, пламя свечи,
– он рассматривает кроны деревьев, проплывающих мимо, когда его несут на руках или везут в коляске, особенно, если сквозь них падает свет и шелестит листва,
– он рассматривает полки в магазине,
– он рассматривает современную живопись (модерн) с разнообразными формами (гнутые линии) и красками. Особенно охотно, если его качают,
– он восхищается блестящими одеждами и украшениями,
– он охотно наблюдает за чьим-то ртом в процессе еды,
– он слушает и смотрит на разговаривающий рот,
– он изучает мимику лица,
– и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка.
————————————————————-

Область “слушать”
– он охотно слушает голоса, разговоры, песни, высокие звуки,
– он издает звуки: а-а-а, у-у-у, е-е-е, м-м-м-м и сам себя слушает,
– он издает звуки так, будто что-то рассказывает,
– он повторяет звуки, если его в этом поддерживать,
– он поет на свой лад вместе, если перед ним петь и танцевать,
– он “разговаривает” и смеется с мягкими игрушками,
– он сознательно привлекает внимание звуками,
– он “влезает” в чужие разговоры,
– и др., что вы замечаете у своего ребенка.
—————————————————————-

Думайте о том, что ваш ребенок не может открыть мир за один раз. В 8 недель малыш впервые получает возможность войти в этот мир. Но когда он сможет чему-то научиться, зависит от заинтересованности ребенка и того, сколько возможностей он получит. Основные способности ребенок развивает спустя месяцы!

….продолжение второй фазы тут

Источник

Надежда Арсентьева
Конспект НОД «Мир загадочных узоров»

Возраст: 3-4 года

Форма работы с детьми: образовательное событие

Вид детской деятельности: художественно – эстетическая деятельность

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. 2.Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометрический, растительный, животный,образ человека и его элементах: «дом», «звезды», «солнце», «вода», «человек», «птица», «животные» и др.

4. Учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой) создавать образ чувашского рисунка на круглой форме (тарелочке, выделяя середину.

5. Уточнить и закрепить знание цветов

Развивающие задачи:

1. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров.

2. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства

Воспитательные задачи:

1. Прививать любовь и уважение к своему народу, его культуре, его традициям; интерес к его прошлому

2. Воспитывать любовь к национальному искусству.

Интеграция ОО: образовательная область «Художественно-эстетическое развитие, образовательная область «Познавательное развитие»,», образовательная область «Развитие речи», образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Предшествующая работа:

1. Рассматривание иллюстраций чувашской национальной одежды

2. Экскурсия в Музей истории города.

3. Чтение чувашских легенд о девочке Масмак, о Улыпе, о трех солнцах и др.

4. Д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор»

Материалы: деревянный сундук, тарелка с чувашской росписью. гуашь красного, желтого цвета, кисти, салфетки, белая тарелка, тычек, трафарет, бумажные тарелочки.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент.

2. Рассматривание чувашской одежды.

3. Показ выполнения работы воспитателем.

4. Физкультминутка

5. Работа за столом

6. Заключительная часть

7. Рассматривание готовых работ.

Ход проведения

1. Сюрпризный момент

Звучит музыка: песня «Илемле».

Воспитатель. Ребята, вы слышите эту волшебную песню? Откуда она доносится? (Подходят к сундуку). Как вы думаете, похож этот предмет на музыкальную шкатулку?

Дети. Нет.

Воспитатель. Что же это?

Дети. Сундук

Воспитатель. Это старинный чувашский сундук, он называется «арча». Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Интересно, что находится в этом сундуке. Открывает сундук. Достает чувашскую национальную одежду с вышивкой.

2.Рассматривание чувашской одежды:

Воспитатель. Что это за одежда?

Дети: Это чувашская одежда.

Воспитатель. Правильно. Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми?

Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали разные красивые узоры не ней.

Воспитатель. Правильно. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Вышивали узоры шерстяными нитками красного, зеленого, синего и желтого цвета. Каждый цвет что-то символизировал.

Воспитатель. Ребята, здесь на дне сундука есть еще что-то. Это тарелочка. Посмотрите она совсем не такая яркая. Давайте поможем ей стать такой же яркой? Что нам для этого понадобится?

Дети. Краски, кисточка.

3. Показ и объяснение работы воспитателем.

Воспитатель. Правильно. А еще у нас есть необычный тычок, на его конце красивый узор. Посмотрите на него внимательно. Я предлагаю вам обмакнуть тычок в краску и приложить его к тарелочке. И у нашей тарелочки будет такой же красивый узор. Так же у нас с вами есть трафарет, с помощью которого у нас тоже получатся замечательные узоры. А если мы обмакнем свою ладошку в краску и приложим на тарелочку у нас с вами получится узор, напоминающий птицу.

4. Физкультминутка

5. Работа за столом.

Дети выполняют работу за столом. Воспитатель помогает детям.

6. Заключительная часть.

– Чем украшали Чуваши одежду?

-Какие цвета использовали?

7. Рассматривание готовых работ. Когда ваши работы подсохнут, мы организуем выставку «Тарелки с чувашским узором»!

Список использованной литературы

1. Л. Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.

2. Л. Г. Васильева. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента, Чебоксары, 2002г.

3. Ф. В. Искандеров, И. Ф. Искандеров, Е. Ф. Костина. Азбука чувашских орнаментов и эмблем. Ульяновск, 2008г.

Источник