Мир глазами ребенка 1 год

Мир глазами ребенка 1 год thumbnail

Инте­ресно, как ново­рож­дён­ный малыш вос­при­ни­мает и пони­мает окру­жа­ю­щий его мир? Вы, навер­ное, уди­ви­тесь, узнав, что наука открыла мно­же­ство уни­каль­ных воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей мла­денца, о кото­рых в начале ХХ века никто и не подозревал.

Эта любо­пыт­ная ста­тья о бога­том душев­ном мире кро­шеч­ного ребёнка и, что самое пора­зи­тель­ное,  его инте­ресу к дру­гим людям  с пер­вых дней рож­де­ния опуб­ли­ко­вана на обра­зо­ва­тель­ном пор­тале «Слово». Её автор с вооду­шев­ле­нием сообщает:

«Наблю­де­ния пси­хо­ло­гов опро­вергли суще­ству­ю­щее мне­ние, будто в пер­вые дни жизни мла­денцы спят все два­дцать четыре часа в сутки. Ока­за­лось, что они бодр­ствуют неболь­шие про­ме­жутки вре­мени, в сово­куп­но­сти дости­га­ю­щие ино­гда несколь­ких часов.

Это обсто­я­тель­ство поз­во­лило про­ве­сти уни­каль­ные иссле­до­ва­ния, кото­рые помогли понять, каким видит окру­жа­ю­щий мир ново­рож­ден­ный. Чем осна­щён­нее в тех­ни­че­ском отно­ше­нии ста­но­ви­лись иссле­до­ва­тель­ские мето­дики, тем сен­са­ци­он­нее выгля­дели полу­чен­ные факты.

Прежде всего, было опро­верг­нуто пред­став­ле­ние о том, что ново­рож­ден­ный видит все “вверх ногами”, не раз­ли­чает отдель­ных пред­ме­тов, а вос­при­ни­мает их как нагро­мож­де­ние раз­но­цвет­ных пятен. 

Стало ясно, что зри­тель­ный аппа­рат ново­рож­ден­ного при всем своём несо­вер­шен­стве поз­во­ляет адек­ватно вос­при­ни­мать окру­жа­ю­щее в трёх­мер­ном пространстве…

Бес­спорно, вос­при­я­тие ново­рож­ден­ного отли­ча­ется свое­об­ра­зием. Дело в том, что в пер­вые три месяца жизни глаза ребёнка имеют фик­си­ро­ван­ное фокус­ное рас­сто­я­ние. Только объ­екты, нахо­дя­щи­еся на рас­сто­я­нии 21 см от его глаз, будут вос­при­ни­маться в фокусе. Инте­ресно, что такое фик­си­ро­ван­ное фокус­ное рас­сто­я­ние сов­па­дает со сред­ней уда­лён­но­стью лица матери, когда она дер­жит мла­денца на руках.

И хотя уда­лён­ные объ­екты имеют для ребёнка неяс­ные очер­та­ния, наи­бо­лее важ­ные соци­аль­ные объ­екты могут вос­при­ни­маться им отчёт­ливо с самого момента рождения.

Изби­ра­тель­ность отно­ше­ния мла­денца к миру под­вер­га­лась тща­тель­ному изу­че­нию в опы­тах аме­ри­кан­ского пси­хо­лога Р. Фанца. Он уста­но­вил, что впер­вые недели жизни мла­де­нец про­яв­ляет неоди­на­ко­вое отно­ше­ние к зри­тель­ным стимулам.

С помо­щью спе­ци­аль­ной аппа­ра­туры, поз­во­ля­ю­щей реги­стри­ро­вать лока­ли­за­цию и дли­тель­ность фик­са­ции зрачка, было пока­зано, что ново­рож­ден­ные 5–7 дней от роду чаще и дольше рас­смат­ри­вают фигуры более слож­ной формы, выде­ляя дви­жу­щи­еся и объ­ём­ные предметы.

Именно эти ком­по­ненты (слож­ная форма, объем, дви­же­ние) соче­та­ются во внеш­но­сти чело­века, сле­до­ва­тельно, готов­ность ребёнка к вос­при­я­тию чело­века био­ло­ги­че­ски обу­слов­лена. Полу­чены и пря­мые сви­де­тель­ства пред­по­чте­ния вос­при­я­тия чело­ве­че­ского лица всем про­чим конфигурациям.

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели пола­гают, что мла­денцы имеют врож­дён­ную схему “лица”. Это под­твер­ждают сооб­ще­ния о том, что даже ново­рож­ден­ные пред­по­чи­тают смот­реть на сти­мулы, похо­жие на лицо, а не на рисунки, состо­я­щие из пере­ме­шан­ных частей лица.

Где-то между 2 и 3 меся­цами мла­денцы начи­нают реа­ги­ро­вать на лица как на зна­чи­мые кон­фи­гу­ра­ции. Теперь они улы­ба­ются зна­ко­мым лицам, как будто узнают их.

Трех­ме­сяч­ные дети легко могут отли­чить лицо своей матери от лиц дру­гих жен­щин, даже очень похо­жих на мать. Ребё­нок 4–5 меся­цев уже раз­ли­чает род­ных, зна­ко­мых и незна­ко­мых взрослых.

Известно, что дети младше 4‑месячного воз­раста хорошо раз­ли­чают четыре основ­ных цвета: синий, зеле­ный, жел­тый и крас­ный. Кроме того, дви­же­ния глаз ново­рож­ден­ного близки к тако­вым у взрос­лого человека.

Ново­рож­ден­ные легко раз­ли­чают край зри­тельно вос­при­ни­ма­е­мого объ­екта и могут направ­лять свой взгляд в его цен­траль­ную область, если заме­тят там какое-то дви­же­ние. Таким обра­зом, дети раз­гля­ды­вают пре­иму­ще­ственно выде­ля­ю­щи­еся части объ­ек­тов, что также помо­гает им вос­при­ни­мать лицо матери.

Не менее важны и инте­ресны све­де­ния, каса­ю­щи­еся слуха новорожденных.

Ока­зы­ва­ется, малыши не только умеют вос­при­ни­мать звуки, но и раз­ли­чают их по высоте. Осо­бую чув­стви­тель­ность они про­яв­ляют к зву­кам чело­ве­че­ской речи. И, самое уди­ви­тель­ное – они пред­по­чи­тают осмыс­лен­ную связ­ную речь про­из­воль­ному набору слогов.

Про­слу­ши­ва­ние соб­ствен­ного голоса, запи­сан­ного на плёнку, спо­собно их успо­ко­ить, даже если они только что неудер­жимо плакали.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что ново­рож­ден­ные спо­собны отли­чать голос матери от голо­сов дру­гих жен­щин, а это зна­чит, что пара­метры мате­рин­ского голоса ста­но­вятся при­выч­ными для мла­денца ещё внутриутробно. 

Под­твер­жде­нием этому слу­жит экс­пе­ри­мент, в кото­ром в тече­ние послед­ней трети бере­мен­но­сти буду­щая мама читала вслух одну и ту же книгу рас­ска­зов, и ребё­нок ещё до рож­де­ния мог мно­го­кратно “слы­шать” рас­сказ в её исполнении.

Затем, в пер­вый день после рож­де­ния, мла­денцу давали про­слу­шать через науш­ники запись того же рас­сказа в испол­не­нии матери или незна­ко­мого голоса. Во время про­слу­ши­ва­ния ребё­нок сосал соску, и ритм соса­ния быст­рее при­спо­саб­ли­вался к вос­при­я­тию голоса матери, чем к незна­ко­мому мла­денцу голосу. Сле­до­ва­тельно, пред­по­чте­ние мате­рин­ского голоса фор­ми­ру­ется ещё до рождения.

Раз­ви­тие обо­ня­ния и вкуса мла­денца с пер­вых дней жизни обес­пе­чи­вают ему адек­ват­ную ори­ен­та­цию в окру­жа­ю­щем мире.

Ново­рож­ден­ные демон­стри­руют отвра­ще­ние к кис­лому, как и мно­гие взрос­лые. Они мор­щатся и выра­жают воз­му­ще­ние. Мла­денцы могут также опре­де­лить, что жид­кость слад­кая, и выра­зить удовольствие. 

Ново­рож­ден­ные мла­денцы про­яв­ляют отвра­ще­ние и удо­воль­ствие и когда они ощу­щают запахи непри­ят­ные (тух­лого яйца) или при­ят­ные (молока, мёда, шоко­лада). Уди­ви­тельно, что дети реа­ги­руют таким обра­зом уже в пер­вые часы своей жизни, ещё до реаль­ного опыта полу­че­ния пищи.

Иссле­до­ва­ния пока­зали, что ново­рож­ден­ные рас­по­знают запах мате­рин­ского молока начи­ная с 6‑дневного возраста.

В опыте с одной сто­роны от головы ребёнка поме­щали мяг­кую сал­фетку, кото­рую перед этим исполь­зо­вала мать для выти­ра­ния сво­его груд­ного молока, а с дру­гой – сал­фетку, кото­рой поль­зо­ва­лась посто­рон­няя кор­мя­щая жен­щина. Мла­денцы пово­ра­чи­вали голову в сто­рону мате­рин­ской сал­фетки. Они пред­по­чи­тали зна­ко­мый запах, кото­рый быстро научи­лись рас­по­зна­вать, бук­вально в пер­вые дни жизни.

Откры­тие ранее неиз­вест­ных воз­мож­но­стей мла­денца поз­во­лило выдви­нуть гипо­тезу отно­си­тельно вос­при­я­тия им сво­его окру­же­ния: сна­чала ребё­нок вос­при­ни­мает отдель­ные каче­ства пред­ме­тов, а затем они объ­еди­ня­ются, созда­вая более слож­ный образ мира.

Однако нарас­та­ю­щий поток иссле­до­ва­ний и новых фак­тов поста­вил под сомне­ние и это пред­по­ло­же­ние. В част­но­сти, выяс­ни­лось, что у мла­денца есть при­ми­тив­ное един­ство све­де­ний, посту­па­ю­щих от раз­лич­ных орга­нов чувств, кото­рые, по-види­мому, опре­де­ля­ются струк­тур­ными осо­бен­но­стями нерв­ной системы.

Так, зри­тель­ная инфор­ма­ция одно­вре­менно содер­жит све­де­ния о так­тиль­ных свой­ствах. Иными сло­вами, зре­ние с самого начала поз­во­ляет оце­ни­вать, напри­мер, твёр­дость предмета.

Пси­хо­логи выявили также нали­чие врож­дён­ной про­стран­ствен­ной коор­ди­на­ции зре­ния и слуха, так что слу­хо­вая система  малыша под­клю­чена к поиску види­мого объ­екта. Поэтому мла­денцы спо­собны опре­де­лить место­по­ло­же­ние чело­века, если слы­шат его голос, бук­вально с пер­вых дней жизни.

В воз­расте 4 меся­цев они могут обна­ру­жить син­хрон­ность между мими­кой лица и голо­сом, а также спо­собны уста­но­вить, какому лицу какой голос при­над­ле­жит, по край­ней мере при обще­нии с очень близ­кими людьми, мамой и папой.

Читайте также:  Сколько часов бодрствует ребенок в 1 год

Уже в пер­вом полу­го­дии жизни мла­денцы могут нахо­дить сход­ство между явле­ни­ями из раз­ных обла­стей вос­при­я­тия: виде­ние и слы­ша­ние, виде­ние и ося­за­ние. Шести­ме­сяч­ным малы­шам давали соски раз­ной формы: глад­кую и шиш­ко­ва­тую. Ребё­нок не видел свою соску. Затем пустышку заби­рали и пока­зы­вали малышу обе соски одно­вре­менно. Уди­ви­тельно, но ребё­нок дольше раз­гля­ды­вал именно ту из них, кото­рую только что сосал.

При­ве­дён­ный факт поз­во­ляет пред­по­ло­жить, что у малыша, пока он сосал пустышку, сло­жился её обоб­щён­ный образ, с помо­щью кото­рого он потом, глядя на две соски, выбрал нужную.

Спо­соб­ность мла­денца к постро­е­нию обоб­щён­ного образа, но уже в сфере виде­ния и слы­ша­ния, можно про­ил­лю­стри­ро­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Мла­ден­цам давали про­слу­шать отры­ви­стые или про­тяж­ные звуки, а потом им пока­зы­вали изоб­ра­же­ния корот­ких, пре­ры­ви­стых, а также про­тя­жён­ных линий.

Выяс­ни­лось, что те мла­денцы, кото­рые слу­шали отры­ви­стые звуки, дольше смот­рели на пре­ры­ви­стые линии, а те, что слу­шали про­тяж­ные звуки, больше инте­ре­со­ва­лись сплош­ными, про­тя­жён­ными линиями.

Столь уди­ви­тель­ные воз­мож­но­сти ребёнка пси­хо­логи рас­смат­ри­вают как спо­соб­ность к мыс­ли­тель­ным опе­ра­циям типа моде­ли­ро­ва­ния. Моде­ли­ро­ва­ние – очень рано про­яв­ля­ю­ща­яся спо­соб­ность мла­денца рас­по­зна­вать в явле­ниях сход­ные свой­ства, обоб­щая их в схемах.

В 2–3 месяца мла­де­нец спо­со­бен соот­но­сить вос­при­ни­ма­е­мые им явле­ния с накоп­лен­ным опы­том. Обычно он про­яв­ляет повы­шен­ный инте­рес к тем явле­ниям, кото­рые несколько отли­ча­ются от уже извест­ных ему, уде­ляя меньше вни­ма­ния хорошо зна­ко­мым или совер­шенно новым.

Чаще всего отли­ча­ю­щи­еся явле­ния воз­буж­дают у малы­шей вни­ма­ние, ожив­ле­ние, улыбку, так как детям уда­ётся соот­не­сти своё впе­чат­ле­ние о собы­тиях и пред­ме­тах с уже суще­ству­ю­щими образами.

Но ино­гда отли­чие нового от извест­ного может вызвать тре­вогу или даже огор­че­ние. Так, напри­мер, 3–4‑месячный малыш, у мамы кото­рого свет­лые волосы и голу­бые глаза, может улы­баться похо­жей на неё свет­ло­во­ло­сой жен­щине, но, ско­рее всего, насто­ро­жится, а то и испу­га­ется при виде тем­но­гла­зой и темноволосой.

Ребё­нок 7 меся­цев будет с удив­ле­нием раз­гля­ды­вать маму в новой шляпе и может рас­пла­каться, если её вид пока­жется ему слиш­ком необыч­ным и он не смо­жет соот­не­сти новые впе­чат­ле­ния с име­ю­щимся у него обоб­щён­ным обра­зом мамы.

Вообще в повсе­днев­ной жизни легко про­на­блю­дать мыс­ли­тель­ную работу мла­денца. Хоро­шим внеш­ним пока­за­те­лем, отра­жа­ю­щим внут­рен­ние про­цессы сли­че­ния новых впе­чат­ле­ний с уже име­ю­щи­мися, может быть соса­ние соски-пустышки.

Мама соби­рает 4‑месячного малыша на про­гулку. Гото­вая к отправ­ле­нию коляска с ребён­ком стоит в кори­доре. Малыш сосёт пустышку и смот­рит по сто­ро­нам. Если в это время в кори­доре вклю­чить свет (при усло­вии, что малышу виден источ­ник света), а затем кач­нуть аба­жур, вы заме­тите, как соса­ние пре­кра­титься, малыш замрёт, сосре­до­то­ченно уста­вится на лампу. Через неко­то­рое время соса­ние возобновится.

Ана­ло­гич­ные наблю­де­ния за изме­не­нием соса­ния вы можете сде­лать, под­бра­сы­вая и ловя в поле зре­ния яркий воз­душ­ный шар, наде­вая и сни­мая пёст­рую косынку, пока­зы­вая ему рас­кра­шен­ную кар­тинку в раз­ных положениях.

Во всех слу­чаях во время зами­ра­ния, сосре­до­то­че­ния малыша про­ис­хо­дит сли­че­ние слегка изме­нив­ше­гося облика вос­при­ни­ма­е­мого объ­екта с име­ю­щимся обоб­щён­ным образом.

По-види­мому, постро­е­ние моде­лей, обоб­щён­ных обра­зов пред­ме­тов – одна из важ­ней­ших харак­те­ри­стик того, как мла­де­нец вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щий его мир.

Дру­гая важ­ная харак­те­ри­стика – целост­ная кар­тина мира, не моза­ич­ное вос­при­я­тие отдель­ных свойств и качеств объ­ек­тов, а изна­чально целост­ный образ внеш­ней среды, син­те­зи­ру­ю­щий и обоб­ща­ю­щий зри­тель­ную, слу­хо­вую, ося­за­тель­ную информацию.

При общих зако­но­мер­но­стях отно­ше­ние каж­дого ребёнка к окру­жа­ю­щему сугубо индивидуально.

Пси­хо­логи кон­ста­ти­ро­вали очень ран­ние и устой­чи­вые инди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия мла­ден­цев по подвиж­но­сти и объ­ёму вни­ма­ния, поро­гам чув­стви­тель­но­сти и сте­пени отвле­ка­е­мо­сти. Дети реа­ги­руют на одно и то же впе­чат­ле­ние по-своему. 

При­чины раз­ли­чий пока ещё пол­но­стью не выяс­нены, но они несо­мненно про­яв­ля­ются в реак­циях детей на обра­ще­ния взрослого.

Итак, взрос­лые при уходе за мла­ден­цем имеют дело не с пред­ста­ви­те­лем орга­ни­че­ской при­роды, кото­рый ничего не знает и не умеет, раз­ви­ва­ясь как рас­те­ние при хоро­шем садов­нике, а с суще­ством гораздо более слож­ным, внут­ренне орга­ни­зо­ван­ным, ода­рён­ным при­род­ной актив­но­стью и име­ю­щим свои предпочтения.

Пове­де­ние даже очень малень­ких детей пока­зы­вает, что они не про­сто пас­сивно под­вер­га­ются сти­му­ля­ции со сто­роны окру­жа­ю­щего мира, но активно ищут то, что достойно их вни­ма­ния. А наи­бо­лее инте­рес­ным и полез­ным объ­ек­том для малыша, конечно же, явля­ется дру­гой человек».

Обра­зо­ва­тель­ный пор­тал «Слово»

От редак­тора “Азбуки воспитания”:

Бла­го­даря автору этой ста­тьи Н. Н. Авде­е­вой  и ее  откры­тиям мы делаем инте­рес­ней­ший хри­сти­ан­ский вывод: мла­де­нец – вовсе не то эго­цен­трич­ное  и при­ми­тив­ное суще­ство, кото­рым его при­нято считать. 

Ему  важно при­сут­ствие дру­гих людей, его вол­нует их настро­е­ние и душев­ное состо­я­ние. Ока­зы­ва­ется, малень­кий чело­ве­чек не замкнут на себе самом, но пре­дельно открыт и обра­щен к миру и ближним.

Источник

Новорожденный малыш такой беззащитный, а все его движения такие ограниченные. Но, не смотря на то, что кроха действительно очень зависит от взрослого и требует постоянного внимания и ухода, его возможности не так уж и малы.

О зрении

Ребенок видит с момента рождения, хотя его зрение немного уступает зрению взрослого человека. В первые дни малыш способен различать лишь общие очертания предметов, находящихся в 30-ти см от его глаз. К тому же, кроха хорошо реагирует на уровень освещения: при слишком ярком свете малыш начинает жмуриться и моргать глазками. Новорожденные карапузы хорошо различают предметы красного и золотистого цвета, их внимание легко привлекают овальные формы. Скорее всего, это связано со схожестью последних с формой лица человека.

По мнению многих ученых, ребенок реагирует на свет еще в утробе матери, а после рождения зрение просто продолжает очень быстро развиваться. Некоторые детки пытаются смотреть даже в темноте: открыв глазки, они поворачивают головку из стороны в сторону, стараясь что-нибудь увидеть.

Иногда родители могут замечать, что глазки новорожденного немного косят. Это вполне нормально, потому что главные мышцы глаз ребенка еще недостаточно развиты, чтобы хорошо координировать их движения. Со временем это пройдет.

О слухе

Слышит новорожденный ребенок лучше, чем видит. Дело в том, что еще в животе у мамы малыш хорошо различает звуки, особенно в последние месяцы беременности, что служит тренингом для его слухового аппарата. Ухо малыша уже в первые часы после рождения может воспринимать близкие и далекие шумы. Поэтому, когда родители считают, что их новорожденный ребенок ничего не слышит и его сну не могут помешать работающий телевизор и громкий разговор, это не совсем правильно. Многие малыши начинают ворочаться даже при малейшем шепоте. А когда ребенок попадает в слишком шумную обстановку, он может мгновенно заснуть, таким образом, изолируя себя от негативной среды.

Читайте также:  Ребенку 1 год и один месяц

Об обонянии

Здесь можно привести классический пример: к лицу новорожденного поднесли два платочка, один из которых был пропитан запахом грудного молока, а другой не имел запаха вообще. Малыш повернулся к первой салфетки. Обоняние дает ребенку возможность всегда правильно определять близость маминой груди. Именно поэтому, специалисты советуют мамочкам воздержаться от применения дезодорантов и духов хотя бы первое время после родов. Посторонний запах может раздражать малыша и провоцировать капризы.

О вкусе

Интересный факт: если малютке, которому от роду всего несколько часов, капнуть на губки сладенькой водички, на его личике отразится довольная гримаса, а если сделать то же самое лимонным соком – появится выражение недовольства.

С самых первых дней можно начинать формировать вкусовые предпочтения вашего карапуза. Еще наши прабабушки говорили о том, что можно изменить вкус молока, если употреблять в пищу тмин, укроп, спаржу, капусту. К сожалению, малыши-искусственники вынуждены каждый день получать кисломолочную пищу, скудную в отношении вкусовых качеств. Наверстать подобное упущение можно будет позже, когда будет введен первый прикорм.

Об осязании

Все родители быстро замечают, что ребенок весьма чувствителен к тому, как с ним обращаются (баюкают, вынимают из коляски, просто держат на руках). Какие-то действия способны успокоить малыша, а какие-то, наоборот, доставляют крохе неприятные ощущения. Чувствительность кожных покровов и способность физически реагировать на телесный контакт закладываются еще во внутриутробной жизни, когда младенец касается стенок матки, играет с пуповиной, ощущает околоплодную жидкость.

Источник

Глава 1

В самом начале моего повествования я хочу сфокусировать родителей и воспитателей! Возраст, который я хочу описать в книге, наиболее сложный в развитии и протекает болезненно для самого ребенка при неправильном подходе. Напротив, при грамотном старте, дает залог успешности в процессе обучения и в социальном общении в будущем.

По современным исследованиям психологов характер человека формируется с рождения до 4-5 лет, а период с года до двух является начальным этапом в формировании личности. Малыш начинает осознавать свое «я», проявляет волю, выражает свое мнение, требует понимания и отзывчивости с нашей стороны. Частые запреты или игнорирование желаний малыша в этом возрасте приведут к отставанию социальных навыков в дальнейшем. Даже если это отставание покажется незначительным в начальный период жизни, в дальнейшем игнорирование мнения малыша в раннем возрасте (1-3 года) откликнется отсутствием друзей, слабыми навыками общения, потерей инициативы и ценностей в подростковом возрасте.

Интересно проследить положительные изменения в развитии малыша, поэтому начнем со сравнительного анализа режима дня второго года жизни и предыдущего первого года. Режим дня второго года становится более видимым и напоминает режим взрослого к концу второго года развития ребенка.

Утренний рацион первой половины второго года похож на первый год жизни. Малыш все еще носит подгузник, одевается с помощью взрослого, чистит зубы и умывается, глядя на себя в зеркало, но с помощью взрослого. Он все больше предпочитает стоять или сидеть в процессе одевания, расчесывания волос, умывания. Очень часто ребенок выражает желание сделать все это сам, «без вмешательства», однако не в состоянии это реализовать. Этот конфликт между хочу, но не могу, выражается зачастую в нервных проявлениях. Я более подробно коснусь этого позднее. Чтобы избежать капризов и невротических состояний, есть прекрасный способ поддержать инициативу ребенка, имея в наличии дополнительную зубную щетку, салфетку и другие атрибуты для умывания.

Завтрак мы предлагаем сразу после умывания, а процесс переодевания относим на потом. Эта привычка поможет в будущем съэкономить утреннее время и держать школьную форму в чистоте, одевая ее сразу перед выходом из дома. Однако, я не буду оспаривать тот порядок, который принят в вашей семье. Если вы одеваете своего малыша сразу после утреннего рациона в повседневный костюм/платье, и идете к завтраку нарядные и красивые, это тоже хорошо.

Во время завтрака ребенок проявляет больше самостоятельности и начинает активно кушать руками и ложкой. Этот момент важно заметить и поддержать. Для этого нужно предлагать альтернативное питание. Объясню подробнее, соки заменяются на фрукты, порезанные кубиками или палочками, каши в тарелках с ложкой, йогурты с ложечкой, ягоды целиковые, омлет, мягкий хлеб, порезанный кубиками, сыр. В целях безопасности режут на половинки ягоды размером с виноград и крупнее. Еда все больше напоминает взрослое меню, нежели пюре и кашицы. Дети в этом возрасте с удовольствием жуют и довольно тщательно пережевывают пищу, ибо это их новый навык, а зубы — новое приобретение. Поэтому время на прием пищи увеличивается от 30 минут до 45 минут. Важно помнить о разнообразии питания в этот период. Потому что дети начинают капризничать и отказываться от еды при однообразном завтраке. Кроме того, они выражают свои предпочтения в еде. Иногда они настойчиво выплевывают непонравившуюся пищу. Очень спорным бывает вкус детей к куриным яйцам, томатам, кислым ягодам. Прислушивайтесь к малышам и не настаивайте на кормлении, предложите альтернативу. Если малыш съел всю кашу, выпил сок, но отказался от нового фрукта, например киви, или сыра, не докармливайте его, дайте маленькое печенье или другую ягоду.

Утренние игры и занятия всегда очень важны. Это наиболее активное время для развития. Если ребенок здоров, он полон сил и желаний. Поддержите его инициативу!!! Есть два подхода в общении и организации занятий:

1. Авторитарный способ. Он применим в яслях и детских садах, где групповое мнение, а именно цель воспитателя, ставится в приоритет.

2. Демократический способ. Предлагается ребенку самому выбрать игру или игрушку для совместной игры со взрослым. В процессе игр идет совместное обсуждение правил игры, последовательности, способов игры.

Читайте также:  При поносе у ребенка 1 год 3 месяца

Самостоятельные игры ребенка дома также организуются с помощью родителя. Игрушки размещаются в доступном месте: в центе комнаты/манеже, на полках или креслах, в коробках и ящиках, удобных для использования непосредственно малышом. Взрослому очень важно быть участником игр ребенка, даже молчаливое присутствие в момент самостоятельных игр малыша и легкая помощь при необходимости будет залогом уверенности малыша в себе. Именно разговорная речь родителя в момент игры дает возможность понимать действия, новые объекты, свойства предметов. Описывание процесса игровых действий, проговаривание звукоподражаний, многократное повторение названия одного объекта, будь то машинка, кукла, мягкая игрушка, название должно прозвучать во время игры 9-10 раз. Но это не монотонное проговаривание слова, это целая история, слово в контексте сказки. Во время этой истории допустимо спеть песенку по теме, рассказать поговорку, стишок, пословицу, обогатить новое слово движениями и телесными подражаниями.

Во второй половине второго года жизни ребенок плавно переходит на одноразовый дневной сон. Продолжительность сна 2 — 2.5 часа. Это более удобный режим для родителей. Мамы способны успевать по хозяйству и приготовить еду на всю семью. Интересно заметить, что мы не переодеваем ребенка в пижаму на дневной сон, но проводим ряд процедур, которые помогут ему заснуть скорее — меняем подгузник, высаживаем на горшок, снимаем один слой одежды. В зимнее время суток можно одеть так называемый «спальный мешок». Это напоминает комбинезон на молнии. Застежка-молния охватывает всю поверхность вдоль боковых линий и нижней поверхности. Спальный мешок может быть с рукавами и без рукавов, но в любом случае он одевается не на голое тело ребенка. Если ребенок выражает нежелание одевать спальный мешок, то откажитесь от него. Как правило, это происходит ближе к 2-м годам жизни.

Дневные игры, между обедом и ужином, могут быть более или менее активными, чем утренние игры. Прогулки организуются после дневного сна, а поездки в магазин, в парк, ферму, зоопарк как утром, так и вечером. Все зависит от наличия свободного времени родителей для этого. В этом возрасте малыш активно играет с игрушками, которые все больше напоминают уменьшенные модели жизни взрослых. Домики, палатки, машины, велосипеды, мотоциклы, мягкие игрушки домашних животных, посуда, кукла с одеждой и коляской, траворезка, пылесос, детская кухонная мебель. Дети осваивают костюмы, атрибуты и инструменты людей разных профессий: инструменты слесаря и плотника, шапочки и шлемы полицейского, пожарного, сумку с инструментами врача, посуду повара, униформу космонавта, солдата, строителя, переодеваются в спортсмена, любят кисти и бумагу художника. Дети слушают книги со сказочным сюжетом о животных, но не готовы понять сказки с участием волшебных сказочных персонажей. Малыши в этом возрасте уже не пассивные слушатели, а заинтересованные активные участники событий книжных сюжетов. Детское участие может проскользнуть в проговаривании повторяющихся фраз и песенок, задавании вопросов или актерском изображении понравившегося животного.

На последних месяцах развития, 22-24 месяца от роду, появляется осознание не только отдельных слов и сочетаний в виде предложений и повторение стишков, но и моральной ценности рассказа или сказки. Этот период важен для общения со взрослым, нежели со сверстниками. Однако, к началу третьего года интерес к сверстникам и общению возрастает. В период развития речи особенно активно развивается интеллект. Развитие интеллекта идет с опорой на визуальные объекты, такие как ручной труд, манипуляции с новыми предметами. Ребенок с удовольствием может изучать акт расчесывания волос гребешком или щеткой, манипулируя с игрушкой куклой, работать длительное время с игрушечной отверткой и пилой, строить башни и мосты из крупного конструктора. Самостоятельное чтение книг в виде просмотра картинок и активное слушание при чтении с помощью взрослого. Преобладают навыки подражания взрослым, нежели творческий подход, репродукия в чистом виде.

Обед лучше организовать до сна, но бывают исключения из правил. Иногда ребенок проснулся поздно, или он болен, или режим сдвинулся по причине запланированного занятия (плавание, музыкальное занятие, посещение друзей). В этом случае ребенок может получить довольно плотный перекус в виде йогурта, банана и печенье, куска торта, творожка, бутерброда перед сном и съесть полноценный обед после дневного сна. Хоть это и нежелательное сдвижение режима, но компромисс возможен. Тогда полдник после сна в виде сладкого блюда будет исключен, заменен на обед.

Вечерняя ванна в этом возрасте больше напоминает развлечение: игра с водой, нежели мытье. Дети предпочитают больший объем ванны, чем детская ванна для грудничков. Поможет и развлечет наличие игрушек-развлечений, такие как лодочки с механическим моторчиком, морские животные с фонтанчиком воды, мячики, кольца-погремушки. Если ребенок проявляет настойчивый интерес к плаванию, можно репетировать элементы движения рук или ног поочередно в ванной. Обтирание полотенцем и переодевание в ночную пижаму проводим медленно. Дать возможность получить ту воздушную ванну с массажем, которую малыши первого года получают по утрам, после пробуждения. Во время массажа можно наблюдать покраснения или ушибы, царапины. Если вы находите подозрительным сыпь или покраснения в той или иной области, напишите заметку в «Дневнике наблюдений за ребенком» и вопрос, который бы вы хотели задать врачу. Поведение ребенка после вечерней ванны может быть показателем самочувствия малыша. Именно к вечеру обостряются болезни, простуды, и даже излишняя усталость, вместо бодрости может быть знаком недомогания малыша. Если ребенок активен, весел и подвижен после ванны — это признак хорошего самочувствия и здоровья. «Воздушная ванна» это время наблюдения за своим малышом, его навыками и настроением. На медицинском сленге это называется «осмотром».

Ночной сон необходимо организовывать в одно и то же время каждый день. Средняя продолжительность сна на втором году жизни будет составлять 10-11 часов. Во время ночного сна мама может закончить вечерний рацион и реализовать то, что трудно сделать в активном состоянии — подстричь ногти ребенку на руках и на ногах, почистить нос с палочкой и детским маслом, наложить дополнительный крем на покраснения на лице, попудрить детской пудрой подмышки и вокруг шеи.

Источник