Мир глазами ребенка 1 год
Интересно, как новорождённый малыш воспринимает и понимает окружающий его мир? Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наука открыла множество уникальных возможностей и способностей младенца, о которых в начале ХХ века никто и не подозревал.
Эта любопытная статья о богатом душевном мире крошечного ребёнка и, что самое поразительное, его интересу к другим людям с первых дней рождения опубликована на образовательном портале «Слово». Её автор с воодушевлением сообщает:
«Наблюдения психологов опровергли существующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят все двадцать четыре часа в сутки. Оказалось, что они бодрствуют небольшие промежутки времени, в совокупности достигающие иногда нескольких часов.
Это обстоятельство позволило провести уникальные исследования, которые помогли понять, каким видит окружающий мир новорожденный. Чем оснащённее в техническом отношении становились исследовательские методики, тем сенсационнее выглядели полученные факты.
Прежде всего, было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все “вверх ногами”, не различает отдельных предметов, а воспринимает их как нагромождение разноцветных пятен.
Стало ясно, что зрительный аппарат новорожденного при всем своём несовершенстве позволяет адекватно воспринимать окружающее в трёхмерном пространстве…
Бесспорно, восприятие новорожденного отличается своеобразием. Дело в том, что в первые три месяца жизни глаза ребёнка имеют фиксированное фокусное расстояние. Только объекты, находящиеся на расстоянии 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе. Интересно, что такое фиксированное фокусное расстояние совпадает со средней удалённостью лица матери, когда она держит младенца на руках.
И хотя удалённые объекты имеют для ребёнка неясные очертания, наиболее важные социальные объекты могут восприниматься им отчётливо с самого момента рождения.
Избирательность отношения младенца к миру подвергалась тщательному изучению в опытах американского психолога Р. Фанца. Он установил, что впервые недели жизни младенец проявляет неодинаковое отношение к зрительным стимулам.
С помощью специальной аппаратуры, позволяющей регистрировать локализацию и длительность фиксации зрачка, было показано, что новорожденные 5–7 дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объёмные предметы.
Именно эти компоненты (сложная форма, объем, движение) сочетаются во внешности человека, следовательно, готовность ребёнка к восприятию человека биологически обусловлена. Получены и прямые свидетельства предпочтения восприятия человеческого лица всем прочим конфигурациям.
Некоторые исследователи полагают, что младенцы имеют врождённую схему “лица”. Это подтверждают сообщения о том, что даже новорожденные предпочитают смотреть на стимулы, похожие на лицо, а не на рисунки, состоящие из перемешанных частей лица.
Где-то между 2 и 3 месяцами младенцы начинают реагировать на лица как на значимые конфигурации. Теперь они улыбаются знакомым лицам, как будто узнают их.
Трехмесячные дети легко могут отличить лицо своей матери от лиц других женщин, даже очень похожих на мать. Ребёнок 4–5 месяцев уже различает родных, знакомых и незнакомых взрослых.
Известно, что дети младше 4‑месячного возраста хорошо различают четыре основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Кроме того, движения глаз новорожденного близки к таковым у взрослого человека.
Новорожденные легко различают край зрительно воспринимаемого объекта и могут направлять свой взгляд в его центральную область, если заметят там какое-то движение. Таким образом, дети разглядывают преимущественно выделяющиеся части объектов, что также помогает им воспринимать лицо матери.
Не менее важны и интересны сведения, касающиеся слуха новорожденных.
Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи. И, самое удивительное – они предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов.
Прослушивание собственного голоса, записанного на плёнку, способно их успокоить, даже если они только что неудержимо плакали.
Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличать голос матери от голосов других женщин, а это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца ещё внутриутробно.
Подтверждением этому служит эксперимент, в котором в течение последней трети беременности будущая мама читала вслух одну и ту же книгу рассказов, и ребёнок ещё до рождения мог многократно “слышать” рассказ в её исполнении.
Затем, в первый день после рождения, младенцу давали прослушать через наушники запись того же рассказа в исполнении матери или незнакомого голоса. Во время прослушивания ребёнок сосал соску, и ритм сосания быстрее приспосабливался к восприятию голоса матери, чем к незнакомому младенцу голосу. Следовательно, предпочтение материнского голоса формируется ещё до рождения.
Развитие обоняния и вкуса младенца с первых дней жизни обеспечивают ему адекватную ориентацию в окружающем мире.
Новорожденные демонстрируют отвращение к кислому, как и многие взрослые. Они морщатся и выражают возмущение. Младенцы могут также определить, что жидкость сладкая, и выразить удовольствие.
Новорожденные младенцы проявляют отвращение и удовольствие и когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, мёда, шоколада). Удивительно, что дети реагируют таким образом уже в первые часы своей жизни, ещё до реального опыта получения пищи.
Исследования показали, что новорожденные распознают запах материнского молока начиная с 6‑дневного возраста.
В опыте с одной стороны от головы ребёнка помещали мягкую салфетку, которую перед этим использовала мать для вытирания своего грудного молока, а с другой – салфетку, которой пользовалась посторонняя кормящая женщина. Младенцы поворачивали голову в сторону материнской салфетки. Они предпочитали знакомый запах, который быстро научились распознавать, буквально в первые дни жизни.
Открытие ранее неизвестных возможностей младенца позволило выдвинуть гипотезу относительно восприятия им своего окружения: сначала ребёнок воспринимает отдельные качества предметов, а затем они объединяются, создавая более сложный образ мира.
Однако нарастающий поток исследований и новых фактов поставил под сомнение и это предположение. В частности, выяснилось, что у младенца есть примитивное единство сведений, поступающих от различных органов чувств, которые, по-видимому, определяются структурными особенностями нервной системы.
Так, зрительная информация одновременно содержит сведения о тактильных свойствах. Иными словами, зрение с самого начала позволяет оценивать, например, твёрдость предмета.
Психологи выявили также наличие врождённой пространственной координации зрения и слуха, так что слуховая система малыша подключена к поиску видимого объекта. Поэтому младенцы способны определить местоположение человека, если слышат его голос, буквально с первых дней жизни.
В возрасте 4 месяцев они могут обнаружить синхронность между мимикой лица и голосом, а также способны установить, какому лицу какой голос принадлежит, по крайней мере при общении с очень близкими людьми, мамой и папой.
Уже в первом полугодии жизни младенцы могут находить сходство между явлениями из разных областей восприятия: видение и слышание, видение и осязание. Шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Ребёнок не видел свою соску. Затем пустышку забирали и показывали малышу обе соски одновременно. Удивительно, но ребёнок дольше разглядывал именно ту из них, которую только что сосал.
Приведённый факт позволяет предположить, что у малыша, пока он сосал пустышку, сложился её обобщённый образ, с помощью которого он потом, глядя на две соски, выбрал нужную.
Способность младенца к построению обобщённого образа, но уже в сфере видения и слышания, можно проиллюстрировать следующим образом. Младенцам давали прослушать отрывистые или протяжные звуки, а потом им показывали изображения коротких, прерывистых, а также протяжённых линий.
Выяснилось, что те младенцы, которые слушали отрывистые звуки, дольше смотрели на прерывистые линии, а те, что слушали протяжные звуки, больше интересовались сплошными, протяжёнными линиями.
Столь удивительные возможности ребёнка психологи рассматривают как способность к мыслительным операциям типа моделирования. Моделирование – очень рано проявляющаяся способность младенца распознавать в явлениях сходные свойства, обобщая их в схемах.
В 2–3 месяца младенец способен соотносить воспринимаемые им явления с накопленным опытом. Обычно он проявляет повышенный интерес к тем явлениям, которые несколько отличаются от уже известных ему, уделяя меньше внимания хорошо знакомым или совершенно новым.
Чаще всего отличающиеся явления возбуждают у малышей внимание, оживление, улыбку, так как детям удаётся соотнести своё впечатление о событиях и предметах с уже существующими образами.
Но иногда отличие нового от известного может вызвать тревогу или даже огорчение. Так, например, 3–4‑месячный малыш, у мамы которого светлые волосы и голубые глаза, может улыбаться похожей на неё светловолосой женщине, но, скорее всего, насторожится, а то и испугается при виде темноглазой и темноволосой.
Ребёнок 7 месяцев будет с удивлением разглядывать маму в новой шляпе и может расплакаться, если её вид покажется ему слишком необычным и он не сможет соотнести новые впечатления с имеющимся у него обобщённым образом мамы.
Вообще в повседневной жизни легко пронаблюдать мыслительную работу младенца. Хорошим внешним показателем, отражающим внутренние процессы сличения новых впечатлений с уже имеющимися, может быть сосание соски-пустышки.
Мама собирает 4‑месячного малыша на прогулку. Готовая к отправлению коляска с ребёнком стоит в коридоре. Малыш сосёт пустышку и смотрит по сторонам. Если в это время в коридоре включить свет (при условии, что малышу виден источник света), а затем качнуть абажур, вы заметите, как сосание прекратиться, малыш замрёт, сосредоточенно уставится на лампу. Через некоторое время сосание возобновится.
Аналогичные наблюдения за изменением сосания вы можете сделать, подбрасывая и ловя в поле зрения яркий воздушный шар, надевая и снимая пёструю косынку, показывая ему раскрашенную картинку в разных положениях.
Во всех случаях во время замирания, сосредоточения малыша происходит сличение слегка изменившегося облика воспринимаемого объекта с имеющимся обобщённым образом.
По-видимому, построение моделей, обобщённых образов предметов – одна из важнейших характеристик того, как младенец воспринимает окружающий его мир.
Другая важная характеристика – целостная картина мира, не мозаичное восприятие отдельных свойств и качеств объектов, а изначально целостный образ внешней среды, синтезирующий и обобщающий зрительную, слуховую, осязательную информацию.
При общих закономерностях отношение каждого ребёнка к окружающему сугубо индивидуально.
Психологи констатировали очень ранние и устойчивые индивидуальные различия младенцев по подвижности и объёму внимания, порогам чувствительности и степени отвлекаемости. Дети реагируют на одно и то же впечатление по-своему.
Причины различий пока ещё полностью не выяснены, но они несомненно проявляются в реакциях детей на обращения взрослого.
Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с представителем органической природы, который ничего не знает и не умеет, развиваясь как растение при хорошем садовнике, а с существом гораздо более сложным, внутренне организованным, одарённым природной активностью и имеющим свои предпочтения.
Поведение даже очень маленьких детей показывает, что они не просто пассивно подвергаются стимуляции со стороны окружающего мира, но активно ищут то, что достойно их внимания. А наиболее интересным и полезным объектом для малыша, конечно же, является другой человек».
Образовательный портал «Слово»
От редактора “Азбуки воспитания”:
Благодаря автору этой статьи Н. Н. Авдеевой и ее открытиям мы делаем интереснейший христианский вывод: младенец – вовсе не то эгоцентричное и примитивное существо, которым его принято считать.
Ему важно присутствие других людей, его волнует их настроение и душевное состояние. Оказывается, маленький человечек не замкнут на себе самом, но предельно открыт и обращен к миру и ближним.
Источник
Новорожденный малыш такой беззащитный, а все его движения такие ограниченные. Но, не смотря на то, что кроха действительно очень зависит от взрослого и требует постоянного внимания и ухода, его возможности не так уж и малы.
О зрении
Ребенок видит с момента рождения, хотя его зрение немного уступает зрению взрослого человека. В первые дни малыш способен различать лишь общие очертания предметов, находящихся в 30-ти см от его глаз. К тому же, кроха хорошо реагирует на уровень освещения: при слишком ярком свете малыш начинает жмуриться и моргать глазками. Новорожденные карапузы хорошо различают предметы красного и золотистого цвета, их внимание легко привлекают овальные формы. Скорее всего, это связано со схожестью последних с формой лица человека.
По мнению многих ученых, ребенок реагирует на свет еще в утробе матери, а после рождения зрение просто продолжает очень быстро развиваться. Некоторые детки пытаются смотреть даже в темноте: открыв глазки, они поворачивают головку из стороны в сторону, стараясь что-нибудь увидеть.
Иногда родители могут замечать, что глазки новорожденного немного косят. Это вполне нормально, потому что главные мышцы глаз ребенка еще недостаточно развиты, чтобы хорошо координировать их движения. Со временем это пройдет.
О слухе
Слышит новорожденный ребенок лучше, чем видит. Дело в том, что еще в животе у мамы малыш хорошо различает звуки, особенно в последние месяцы беременности, что служит тренингом для его слухового аппарата. Ухо малыша уже в первые часы после рождения может воспринимать близкие и далекие шумы. Поэтому, когда родители считают, что их новорожденный ребенок ничего не слышит и его сну не могут помешать работающий телевизор и громкий разговор, это не совсем правильно. Многие малыши начинают ворочаться даже при малейшем шепоте. А когда ребенок попадает в слишком шумную обстановку, он может мгновенно заснуть, таким образом, изолируя себя от негативной среды.
Об обонянии
Здесь можно привести классический пример: к лицу новорожденного поднесли два платочка, один из которых был пропитан запахом грудного молока, а другой не имел запаха вообще. Малыш повернулся к первой салфетки. Обоняние дает ребенку возможность всегда правильно определять близость маминой груди. Именно поэтому, специалисты советуют мамочкам воздержаться от применения дезодорантов и духов хотя бы первое время после родов. Посторонний запах может раздражать малыша и провоцировать капризы.
О вкусе
Интересный факт: если малютке, которому от роду всего несколько часов, капнуть на губки сладенькой водички, на его личике отразится довольная гримаса, а если сделать то же самое лимонным соком – появится выражение недовольства.
С самых первых дней можно начинать формировать вкусовые предпочтения вашего карапуза. Еще наши прабабушки говорили о том, что можно изменить вкус молока, если употреблять в пищу тмин, укроп, спаржу, капусту. К сожалению, малыши-искусственники вынуждены каждый день получать кисломолочную пищу, скудную в отношении вкусовых качеств. Наверстать подобное упущение можно будет позже, когда будет введен первый прикорм.
Об осязании
Все родители быстро замечают, что ребенок весьма чувствителен к тому, как с ним обращаются (баюкают, вынимают из коляски, просто держат на руках). Какие-то действия способны успокоить малыша, а какие-то, наоборот, доставляют крохе неприятные ощущения. Чувствительность кожных покровов и способность физически реагировать на телесный контакт закладываются еще во внутриутробной жизни, когда младенец касается стенок матки, играет с пуповиной, ощущает околоплодную жидкость.
Источник
Глава 1
В самом начале моего повествования я хочу сфокусировать родителей и воспитателей! Возраст, который я хочу описать в книге, наиболее сложный в развитии и протекает болезненно для самого ребенка при неправильном подходе. Напротив, при грамотном старте, дает залог успешности в процессе обучения и в социальном общении в будущем.
По современным исследованиям психологов характер человека формируется с рождения до 4-5 лет, а период с года до двух является начальным этапом в формировании личности. Малыш начинает осознавать свое «я», проявляет волю, выражает свое мнение, требует понимания и отзывчивости с нашей стороны. Частые запреты или игнорирование желаний малыша в этом возрасте приведут к отставанию социальных навыков в дальнейшем. Даже если это отставание покажется незначительным в начальный период жизни, в дальнейшем игнорирование мнения малыша в раннем возрасте (1-3 года) откликнется отсутствием друзей, слабыми навыками общения, потерей инициативы и ценностей в подростковом возрасте.
Интересно проследить положительные изменения в развитии малыша, поэтому начнем со сравнительного анализа режима дня второго года жизни и предыдущего первого года. Режим дня второго года становится более видимым и напоминает режим взрослого к концу второго года развития ребенка.
Утренний рацион первой половины второго года похож на первый год жизни. Малыш все еще носит подгузник, одевается с помощью взрослого, чистит зубы и умывается, глядя на себя в зеркало, но с помощью взрослого. Он все больше предпочитает стоять или сидеть в процессе одевания, расчесывания волос, умывания. Очень часто ребенок выражает желание сделать все это сам, «без вмешательства», однако не в состоянии это реализовать. Этот конфликт между хочу, но не могу, выражается зачастую в нервных проявлениях. Я более подробно коснусь этого позднее. Чтобы избежать капризов и невротических состояний, есть прекрасный способ поддержать инициативу ребенка, имея в наличии дополнительную зубную щетку, салфетку и другие атрибуты для умывания.
Завтрак мы предлагаем сразу после умывания, а процесс переодевания относим на потом. Эта привычка поможет в будущем съэкономить утреннее время и держать школьную форму в чистоте, одевая ее сразу перед выходом из дома. Однако, я не буду оспаривать тот порядок, который принят в вашей семье. Если вы одеваете своего малыша сразу после утреннего рациона в повседневный костюм/платье, и идете к завтраку нарядные и красивые, это тоже хорошо.
Во время завтрака ребенок проявляет больше самостоятельности и начинает активно кушать руками и ложкой. Этот момент важно заметить и поддержать. Для этого нужно предлагать альтернативное питание. Объясню подробнее, соки заменяются на фрукты, порезанные кубиками или палочками, каши в тарелках с ложкой, йогурты с ложечкой, ягоды целиковые, омлет, мягкий хлеб, порезанный кубиками, сыр. В целях безопасности режут на половинки ягоды размером с виноград и крупнее. Еда все больше напоминает взрослое меню, нежели пюре и кашицы. Дети в этом возрасте с удовольствием жуют и довольно тщательно пережевывают пищу, ибо это их новый навык, а зубы — новое приобретение. Поэтому время на прием пищи увеличивается от 30 минут до 45 минут. Важно помнить о разнообразии питания в этот период. Потому что дети начинают капризничать и отказываться от еды при однообразном завтраке. Кроме того, они выражают свои предпочтения в еде. Иногда они настойчиво выплевывают непонравившуюся пищу. Очень спорным бывает вкус детей к куриным яйцам, томатам, кислым ягодам. Прислушивайтесь к малышам и не настаивайте на кормлении, предложите альтернативу. Если малыш съел всю кашу, выпил сок, но отказался от нового фрукта, например киви, или сыра, не докармливайте его, дайте маленькое печенье или другую ягоду.
Утренние игры и занятия всегда очень важны. Это наиболее активное время для развития. Если ребенок здоров, он полон сил и желаний. Поддержите его инициативу!!! Есть два подхода в общении и организации занятий:
1. Авторитарный способ. Он применим в яслях и детских садах, где групповое мнение, а именно цель воспитателя, ставится в приоритет.
2. Демократический способ. Предлагается ребенку самому выбрать игру или игрушку для совместной игры со взрослым. В процессе игр идет совместное обсуждение правил игры, последовательности, способов игры.
Самостоятельные игры ребенка дома также организуются с помощью родителя. Игрушки размещаются в доступном месте: в центе комнаты/манеже, на полках или креслах, в коробках и ящиках, удобных для использования непосредственно малышом. Взрослому очень важно быть участником игр ребенка, даже молчаливое присутствие в момент самостоятельных игр малыша и легкая помощь при необходимости будет залогом уверенности малыша в себе. Именно разговорная речь родителя в момент игры дает возможность понимать действия, новые объекты, свойства предметов. Описывание процесса игровых действий, проговаривание звукоподражаний, многократное повторение названия одного объекта, будь то машинка, кукла, мягкая игрушка, название должно прозвучать во время игры 9-10 раз. Но это не монотонное проговаривание слова, это целая история, слово в контексте сказки. Во время этой истории допустимо спеть песенку по теме, рассказать поговорку, стишок, пословицу, обогатить новое слово движениями и телесными подражаниями.
Во второй половине второго года жизни ребенок плавно переходит на одноразовый дневной сон. Продолжительность сна 2 — 2.5 часа. Это более удобный режим для родителей. Мамы способны успевать по хозяйству и приготовить еду на всю семью. Интересно заметить, что мы не переодеваем ребенка в пижаму на дневной сон, но проводим ряд процедур, которые помогут ему заснуть скорее — меняем подгузник, высаживаем на горшок, снимаем один слой одежды. В зимнее время суток можно одеть так называемый «спальный мешок». Это напоминает комбинезон на молнии. Застежка-молния охватывает всю поверхность вдоль боковых линий и нижней поверхности. Спальный мешок может быть с рукавами и без рукавов, но в любом случае он одевается не на голое тело ребенка. Если ребенок выражает нежелание одевать спальный мешок, то откажитесь от него. Как правило, это происходит ближе к 2-м годам жизни.
Дневные игры, между обедом и ужином, могут быть более или менее активными, чем утренние игры. Прогулки организуются после дневного сна, а поездки в магазин, в парк, ферму, зоопарк как утром, так и вечером. Все зависит от наличия свободного времени родителей для этого. В этом возрасте малыш активно играет с игрушками, которые все больше напоминают уменьшенные модели жизни взрослых. Домики, палатки, машины, велосипеды, мотоциклы, мягкие игрушки домашних животных, посуда, кукла с одеждой и коляской, траворезка, пылесос, детская кухонная мебель. Дети осваивают костюмы, атрибуты и инструменты людей разных профессий: инструменты слесаря и плотника, шапочки и шлемы полицейского, пожарного, сумку с инструментами врача, посуду повара, униформу космонавта, солдата, строителя, переодеваются в спортсмена, любят кисти и бумагу художника. Дети слушают книги со сказочным сюжетом о животных, но не готовы понять сказки с участием волшебных сказочных персонажей. Малыши в этом возрасте уже не пассивные слушатели, а заинтересованные активные участники событий книжных сюжетов. Детское участие может проскользнуть в проговаривании повторяющихся фраз и песенок, задавании вопросов или актерском изображении понравившегося животного.
На последних месяцах развития, 22-24 месяца от роду, появляется осознание не только отдельных слов и сочетаний в виде предложений и повторение стишков, но и моральной ценности рассказа или сказки. Этот период важен для общения со взрослым, нежели со сверстниками. Однако, к началу третьего года интерес к сверстникам и общению возрастает. В период развития речи особенно активно развивается интеллект. Развитие интеллекта идет с опорой на визуальные объекты, такие как ручной труд, манипуляции с новыми предметами. Ребенок с удовольствием может изучать акт расчесывания волос гребешком или щеткой, манипулируя с игрушкой куклой, работать длительное время с игрушечной отверткой и пилой, строить башни и мосты из крупного конструктора. Самостоятельное чтение книг в виде просмотра картинок и активное слушание при чтении с помощью взрослого. Преобладают навыки подражания взрослым, нежели творческий подход, репродукия в чистом виде.
Обед лучше организовать до сна, но бывают исключения из правил. Иногда ребенок проснулся поздно, или он болен, или режим сдвинулся по причине запланированного занятия (плавание, музыкальное занятие, посещение друзей). В этом случае ребенок может получить довольно плотный перекус в виде йогурта, банана и печенье, куска торта, творожка, бутерброда перед сном и съесть полноценный обед после дневного сна. Хоть это и нежелательное сдвижение режима, но компромисс возможен. Тогда полдник после сна в виде сладкого блюда будет исключен, заменен на обед.
Вечерняя ванна в этом возрасте больше напоминает развлечение: игра с водой, нежели мытье. Дети предпочитают больший объем ванны, чем детская ванна для грудничков. Поможет и развлечет наличие игрушек-развлечений, такие как лодочки с механическим моторчиком, морские животные с фонтанчиком воды, мячики, кольца-погремушки. Если ребенок проявляет настойчивый интерес к плаванию, можно репетировать элементы движения рук или ног поочередно в ванной. Обтирание полотенцем и переодевание в ночную пижаму проводим медленно. Дать возможность получить ту воздушную ванну с массажем, которую малыши первого года получают по утрам, после пробуждения. Во время массажа можно наблюдать покраснения или ушибы, царапины. Если вы находите подозрительным сыпь или покраснения в той или иной области, напишите заметку в «Дневнике наблюдений за ребенком» и вопрос, который бы вы хотели задать врачу. Поведение ребенка после вечерней ванны может быть показателем самочувствия малыша. Именно к вечеру обостряются болезни, простуды, и даже излишняя усталость, вместо бодрости может быть знаком недомогания малыша. Если ребенок активен, весел и подвижен после ванны — это признак хорошего самочувствия и здоровья. «Воздушная ванна» это время наблюдения за своим малышом, его навыками и настроением. На медицинском сленге это называется «осмотром».
Ночной сон необходимо организовывать в одно и то же время каждый день. Средняя продолжительность сна на втором году жизни будет составлять 10-11 часов. Во время ночного сна мама может закончить вечерний рацион и реализовать то, что трудно сделать в активном состоянии — подстричь ногти ребенку на руках и на ногах, почистить нос с палочкой и детским маслом, наложить дополнительный крем на покраснения на лице, попудрить детской пудрой подмышки и вокруг шеи.
Источник