Мимика ребенка в 4 года

Мимика ребенка в 4 года thumbnail

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Развить интеллект ребенка

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Развитие речи у детей 4 лет

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост – мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Выводы

Итак, 4 года – это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник

Особенности эмоциональной мимики детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Опякина Ольга Викторовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 113 Ветерок

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь». Лицо человека и его мимика признавались инструментом выражения духовной сущности. Умеющий владеть этим инструментом приобретает способность лучше изучить окружающих его людей. Художники одни из первых уловили связь мимики с характером и эмоциями. Но и психологи научились различать за внешними геометрическими контурами лица взаимосвязь мыслей и чувств. Анатомы и физиологи установили зависимость общего выражения лица от положения мимических мышц, взгляда, формы глаз, носа. Так, чувственные экспрессии в их движении и мозаичности стали доступными для объективного научного исследования [3, 5].

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека [2].

Именно в дошкольном возрасте ребёнок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти – семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов) [5].

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике – позе и жестам. В своём исследовании Щетинина А.М. подтверждает, что дети при восприятии эмоционального состояния человека, в первую очередь, опираются на мимическую выразительность лица: первоначально – на верхний экспрессивный паттерн (глаза, брови), затем – на нижний (рот, носогубная складка) [10].

В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Понимание эмоций человека детьми характеризуется рядом особенностей: вербальным определением различных эмоциональных состояний, соотнесением их с конкретной жизненной ситуацией, а также индивидуальным воспроизведением эмоциональных состояний через собственные экспрессивные действия [9].

Возрастная динамика понимания детьми дошкольного возраста эмоциональных состояний может быть выражена в следующих положениях:

  • к старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоциональных состояний повышается;
  • различия в понимании разных эмоций у старших дошкольников становится всё менее значимыми;
  • к старшему дошкольному возрасту восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживания человека;
  • увеличивается активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний;
  • к 6 годам состояние человека становится объектом познания, а экспрессия выполняет роль значимых сигналов [4].

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребёнка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Ребёнок должен уметь узнавать но пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость – восторг, грусть, гнев – ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Умение рассказать о своём настроении. Знание не менее трёх способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний [6].

Каждая эмоция имеет своё мимическое выражение, однако, одни распознаются легче, другие труднее. Так, например, радость легче узнаётся по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Способность распознать и произвольно воспроизвести мимические реакции формируется сначала в отношении положительных эмоций. Благоприятное воздействие положительных эмоций на психическое и физическое развитие ребёнка несомненно.

Степанова Г.А. уделяла внимание в своей статье о важности положительного эмоционального подкрепления для эмоционального благополучия и правильного адекватного восприятия эмоций [9].

Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребёнка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик [5].

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, в частности – через мимику. Ребёнок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния [8].

В старшем дошкольном возрасте становятся более понятными базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страх, удивление), но не их оттенки, развитию эмоций способствуют все виды деятельности ребёнка, а также общение со сверстниками и взрослыми [1].

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций невербальными средствами (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Список использованных источников

  1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети. Комплексные занятия педагога-психолога. [Электронный ресурс]. Интернет – журнал “Воспитание и обучение” № 1. – 2005. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36680.php
  2. Запорожец А.В. Детская эмоциональность. / А.В. Запорожец // Педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.
  3. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. И. Изотова., Никифирова Е. В. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин // – СПб.: Питер, 2007.-783с.
  5. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / И.Ю. Кондратенко // Дефектология. – 2001. – № 6. С. 51-59.
  6. Куприянов В.В. Лицо человека / В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек // – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  7. Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. – 2007. – № 5. – С. 23-28
  8. Мухамедрахимов Р.Ж. Эмоции и отношение человека на ранних этапах онтогенеза / Р. Ж. Мухамедрахимов // – СПб.: Питер, 2008. – 312 с.
  9. Л.П. Стрелкова Эмоциональное развитие детей в игре. / А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова // – М.: Издательский центр «Академия», 2004.286 с.
  10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин // – М.: Владос, 2009. – 360 с.
Опубликовано: 12.03.2016

Источник

На каждом этапе своего развития ребенок осваивает навыки, расширяет представления о мире. Нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 года, чтобы вовремя диагностировать отставание в его развитии. Если выявить пробелы в раннем возрасте, это поможет принять соответствующие меры для того, чтобы устранить отставание.

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

На физическое развитие ребенка в 4 года сильно влияет проявление его активности. Он должен освоить следующие виды физической деятельности:

  • уметь быстро бегать, при этом менять при необходимости направление с сохранением равновесия;
  • перемещаться прыжками на 2 ногах;
  • 3-4 раза подпрыгнуть на 1 ноге;
  • уметь стоять на 1 ноге в течение 5-7 секунд;
  • делать прыжки как в длину, так и в высоту;
  • осуществлять подъем и спуск по вертикальной лестнице;
  • перемещаться под предметами, имеющими небольшую высоту;
  • уметь ловить мяч и бросать его;
  • пытаться пинать мяч, задавая ему направление;
  • ездить на детском велосипеде;
  • учиться плавать, держась на воде.

Развитию мелкой моторики дошкольников 4 лет способствуют упражнения, связанные с лепкой фигурок из пластилина, собирание листьев, веток, каштанов, шишек, желудей и изготовление из подобного материала различных поделок. Необходимо учить ребенка нанизывать бисер или бусины на нитку, застегивать пуговицы, замки и разные виды застежек на куртках, кофтах. Дети должны учиться использовать по назначению кисти, карандаши, ножницы, уметь работать с раскраской, при этом стараться не выходить за границы рисунка.

Важный навык, которые следует вырабатывать, – соединение линии по точкам. Также необходимо научить завязывать узел на толстой веревке и развязывать его.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Умственное и речевое развитие ребенка

Чтобы определить интеллектуальный уровень ребенка в года 4, надо выяснить, какими знаниями он обладает. С этого возраста дети проявляют любопытство и начинают задавать множество вопросов. Родителям нельзя терять терпение, нужно удовлетворять интерес дошкольника. Можно попросить их самих подумать над вопросом и проследить за цепочкой рассуждения.

На умственное развитие сильно влияют развивающие игры, которые проводятся в детском саду и дома. Благодаря им дети обретают некоторые знания во многих областях.

Математика

Давать математические знания необходимо в игровой форме, например, можно считать деревья, дома, машины во время прогулки. Дети в 4 года должны уметь:

  • видеть и объяснять разницу между понятиями “много лиц, предметов” и “1 лицо, предмет”;
  • уметь различать цифры до 5, а считать до 10;
  • определять разницу между основными геометрическими фигурами и давать им правильные названия;
  • сравнивать количество предметов и объяснять, где их больше или меньше и почему;
  • знать, где находится правая рука и левая;
  • видеть разницу между верхом и низом;
  • сравнивать 2 предмета по их величине, уметь словами объяснять между ними разницу.

Окружающий мир

На протяжении жизни ребенок беспрестанно обогащает свои знания об окружающем мире. В 4 года дети должны уметь:

  • правильно называть диких и домашних животных, показывать их на картинке;
  • различать представителей животного мира по звукам, которые они издают, и по способу их передвижения;
  • определять времена года и давать им характеристику;
  • называть явления природы, объяснять их особенности;
  • давать информацию о растительном мире, в т. ч. об овощах, фруктах и вкусах, которые им свойственны.

Изобразительное искусство

Большое внимание в развитии следует уделять творчеству, например, лепке, рисованию. В ходе подобной работы дети учатся:

  • определять 7 основных цветов, называть их и показывать;
  • пользуясь линейкой, чертить прямые линии;
  • рисовать простые предметы, которые находятся поблизости, правильно закрашивать их;
  • делать аппликации, используя клей.

Умения ребенка не должны ограничиваться указанными пунктами, они являются тем минимумом, который он должен обрести к четвертому году жизни.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Конструирование

Четырехлетнему ребенку следует знать, что такое конструктор и что с его помощью можно сделать. При регулярно работе с такого рода тренажерами развиваются следующие навыки:

  • умение называть все детали, объяснять разницу между ними;
  • располагать различные части в горизонтальном или вертикальном положении;
  • зная о разнице между составляющими, могут заменять их друг другом;
  • создают сооружения, разные по форме и высоте, способны дать им характеристику.

Чтобы развитие шло более интенсивно, следует усложнять задания, чтобы ребенок учился строить не только сооружения, но и машины, корабли, самолеты и т. д.

Познания в музыке

Чем больше музыкальных занятий будет проводиться с ребенком в 4 года, тем сильнее удастся развить его природные способности. В детстве процесс запоминания мелодий идет быстро, детям удается легко их воспроизводить, не представляет затруднений и запоминание теоретического материала.

Четырехлетние дети могут называть распространенные музыкальные инструменты, например, пианино, барабан, балалайку, гитару и др. Любят слушать знакомые им мелодии, подпевать песням. Могут объяснить разницу между понятиями “громко” и “тихо”.

Речь

Словарный запас ребенка указанного возраста должен включать не менее 4 тыс. слов. Ребенок должен знать несколько детских стихотворений наизусть, уметь рассказывать их и воспроизводить любую сказку на родном языке.

Кроме того, должны быть выработаны следующие умения и навыки:

  • иметь четкую, связную речь, в которой все звуки, кроме сонорных или шипящих, произносятся отчетливо;
  • не ошибаться в согласовании слов в роде, числе и падеже;
  • применять в своей речи большую часть предлогов;
  • разбивать слова на слоги, безошибочно выговаривать многосложные, подбирать примеры слов с заданными простыми слогами;
  • отвечать на несложные вопросы;
  • иметь представление об основных видах профессий, определять их особенности и значение;
  • улавливать разницу в интонации говорящего.

Важно, чтобы в 4 года ребенок знал, кто он такой, кем являются его родители и близкие родственники. Он должен называть свой возраст и адрес.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

В 4 года интенсивно идет эмоциональное развитие. У дошкольника вырабатывается умение выражать свои чувства и при необходимости справляться с ними. К этому возрасту прививаются основные знания о правилах поведения в различных местах. Может проявляться капризность, однако ей не сопутствует агрессия. Трудности могут возникнуть на почве того, что ребенок начнет проявлять некоторую замкнутость, неожиданную грусть, иногда пропадает интерес к ровесникам. Это обусловлено переходным периодом, во время которого происходит осознание себя как личности.

Вырабатывается шкала ценностей, дети знают, какой поступок оценивается как хороший, а какой считается плохим. Они могут применять эти критерии к своим действиям. Если родители чаще акцентируют внимание на проступках, игнорируют успехи, не хвалят ребенка, то у него начинают развиваться комплексы. Появляется ощущение, что его не любят, он плохой и никому не нужен. Если при этом наблюдается гиперактивность, возможно проявление неконтролируемого поведения. Дошкольникам со спокойным темпераментом может угрожать депрессия.

Избежать трудностей в ходе эмоционального воспитания можно в том случае, если создать благоприятную атмосферу дома. При этом важным является не только то, как относятся к нему родители и другие родственники, но и как они общаются между собой. Нельзя игнорировать настроение ребенка, не учитывать особенностей его психики. Дети чутко улавливают то, что происходит вокруг них, поэтому обмануть их не удастся.

Если дошкольник часто бывает грустным, необходимо выявить причину такого настроения. Это могут быть проблемы со сверстниками или же отношение к нему взрослых. Родителям надо проанализировать собственное поведение, выяснить, не часто ли они ругают ребенка, не много ли времени уделяют обучению. Нельзя игнорировать потребности детей в играх, активности, желании общаться, задавать разные вопросы и т. д.

Плохое настроение в течение 2-3 недель должно стать поводом для обращения к специалистам. Идут к врачу и в тех случаях, если наблюдается проявление агрессии, ребенок заикается, проявляет нежелание общаться с окружающими.

Социальные контакты – необходимость для ребенка в четыре года. Он уже умеет общаться с другими детьми, следующий этап – осваивать свою роль в играх, занимать различные позиции в коллективе ровесников. Дошкольник обретает первых друзей и врагов, начинает ссориться и учиться мириться. Эгоизм, который проявлялся в более раннем возрасте, ослабевает. Ребенок способен делиться игрушками, сладостями.

Иногда дети начинают прятать свои вещи, не желая давать их другим. Важно правильно объяснить, почему этого делать не следует. Прибегают к такому аргументу: если сейчас поделишься ты, то завтра кто-то даст свое угощение или игрушку тебе.

Психическое развитие

Формирование личности и характера происходит под воздействием того, что 4-летний ребенок видит и слышит вокруг себя. Он отслеживает реакции взрослых, их отношение друг к другу, что и отражается на его психическом состоянии. Если к ребенку относятся уважительно, у него вырабатывается правильная самооценка. Главные функции психики тоже формируются в дошкольный период.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Внимание

Детям свойственна рассеянность, поэтому необходимо постоянно развивать внимание, применяя разного вида упражнения и задания.

Если развитие идет правильно, ребенок четырех лет умеет:

  • находить пару одинаковых предметов среди нескольких разных;
  • выполнять 1 задание в течение 3-5 минут, сконцентрировав на нем все внимание;
  • воспроизводить последовательность несложных действий, например, в упражнении с хлопками;
  • делать оговоренное действие – хлопок или притоп – при произнесении нужного слова;
  • сделать несложное сооружение из деталей конструктора, опираясь на предложенный образец;
  • восстановить картинку, разрезанную на несколько частей;
  • ориентироваться в тех местах, в которых был не один раз.

Мышление

Развитие ребенка в 5 лет предполагает работу по подготовке к школе. Однако нельзя его сильно загружать. Исходя из особенностей дошкольника, специалист предложит наиболее подходящую программу.

В 4 года дети могут:

  • собирать пирамиды небольшого размера;
  • подбирать обобщающие слова к группе слов;
  • находить лишний предмет среди других, объединенных между собой по какому-либо признаку;
  • находить различия на картинках;
  • без посторонней помощи подбирать противоположные по смыслу слова;
  • сравнивать различные предметы и распределять их по некоторому признаку, в т. ч. по возрастанию или убыванию;
  • уметь определять речь, звучащую на родном языке и на иностранном;
  • отгадывать загадки, пытаться решать несложные головоломки и ребусы.

Память

В 4 года дети легко запоминают полученную информацию. В этот период нередко начинают изучать иностранные языки.

Специалисты определили следующие критерии, по которым можно узнать, соответствуют ли возможности памяти возрасту ребенка. Развитие идет правильно, если он умеет:

  • указывать дорогу домой из знакомых мест, например, из детского сада или супермаркета;
  • воспроизвести по памяти небольшой рассказ;
  • запоминать наизусть стихи, песенки, загадки;
  • посмотреть в течение некоторого времени на незнакомые предметы, а затем, отвернувшись, перечислить их;
  • воспроизвести услышанные слова или числа;
  • делать задание, включающее в себя несколько команд;
  • повторять 2-3 танцевальных движения;
  • рассказывать об интересных событиях, которые с ним недавно произошли.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Бытовые навыки

Большинство дошкольников к указанному возрасту могут самостоятельно чистить зубы, надевать, застегивать одежду, пользоваться столовыми приборами. Навыки ребенка в быту должны вырабатываться под строгим контролем взрослого, но при этом нельзя лишать дошкольника самостоятельности, необходимо корректировать его умения, давая советы, рекомендации, показывая пример.

Эмоциональное развитие

В 4-5 лет ребенок учится правильно выражать свое настроение, эмоции. Он начинает проявлять сопереживание, участие, определяет настроение и чувства окружающих его людей. Расширяет имеющиеся знания о культуре поведения.

Если ребенку показать фотографию человека, он сможет определить, какое у того настроение. Дети могут легко воспроизвести эмоции, используя средства мимики.

Сделав проступок, знает, как нужно поступить (попросить прощения, сказать, что подобное не повторится). Близкие люди вызывают положительные эмоции, незнакомые – недоверие, страх.

Социальная адаптация

Дошкольники любят знакомиться с новыми людьми, принимать участие в играх. На период 4 лет приходится разделение детского коллектива на мальчиков и девочек, что обусловлено различием в психологии и интересах. Девочки играют с куклами, мальчики же предпочитают возиться с техникой. Первые становятся помощницами мамы, стараясь делать простую работу по дому; вторые активно помогают отцу, ремонтируя с ним машину или отправляясь на рыбалку.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К 4 годам тело дошкольника становится более крепким, однако могут быть проблемы с удержанием равновесия. Следует делать упражнения на его развитие. Хорошим эффектом обладает хождение по перекладине, бордюру или по выделенной узкой дорожке. Можно ходить на носочках или на пятках, принимать позу “Ласточка”, при которой приходится стоять на одной ноге.

Данный период подходит для того, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию. При этом не надо строить амбициозных планов относительно его спортивной карьеры в будущем. Целью посещения должно стать физическое развитие в соответствии с возрастом. Ребенку должна нравится работа над собой, необходимо поощрять его и подбадривать.

Если нет возможности посещать секцию, можно приобрести простой инвентарь и заниматься в домашних условиях, используя кольца, шведскую стенку.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Обучение языку и логическому мышлению

Четырехлетний возраст хорошо подходит для изучения иностранного языка. Если родители сами владеют им, можно заниматься дома, используя специальные видеоматериалы, занимательные упражнения, карточки и другие способы. Но вместе с обретением знаний нового языка должно идти совершенствование родного. Для этого необходимо читать ребенку вслух, учить с ним стихи, объяснять значение поговорок, разгадывать загадки и составлять их.

Следует разговаривать с ребенком на разные темы, учить его анализировать явления, следить за ходом его мыслей и помогать ему в затруднениях.

Если дошкольник допускает ошибки в речи, необходимо корректно их исправлять. При возникновении проблем с речью, надо обязательно обращаться к логопеду.

Режим и питание ребенка

Начиная с 3 лет дети переходят на ту еду, которую едят взрослые. Но несмотря на это нужно тщательно следить за рационом дошкольника и режимом его питания. Поскольку идет активное развитие, дошкольники нуждаются в большом количестве энергии. Нередко в этот период аппетит снижается, поэтому приходится использовать разные ухищрения, чтобы сделать прием пищи интересным.

Ребенок в 4 года должен есть 4 раза в день, при этом основное количество пищи должно употребляться на завтрак и ужин. 1/3 от суточного объема еды дают в обед и 15% – на полдник.

Нужно организовать меню таким образом, чтобы оно включало все необходимые ингредиенты, содержащие витамины и микроэлементы. Блюда должны содержать мясо, рыбу, различные виды круп, масло растительное и сливочное, овощи и фрукты, молочные продукты и хлебные изделия.

Необходимо придерживаться распорядка дня. Все мероприятия должны приходиться каждый день на одно и то же время. Послеобеденный сон должен длиться 1-2 часа, постепенно дошкольник будет от него отказываться. Ночной отдых занимает 9-10 часов. Навыки детей должны состоять в следующем: подъем в 7-8 утра, отход ко сну в 9 вечера.

Отличия между мальчиками и девочками в четыре года

У девочек в 4 года речь более развита, им легче выражать свои чувства, передавать ощущения, они быстрее запоминают новые слова и тут же включают их в свой словарь. Мальчики выражают мысли короткими предложениями, не пытаются сделать свою речь более ясной или понятной.

Девочки, оценивая происходящее вокруг, задаются вопросами о том, нравится ли им это, как это явление отразится на их жизни. Мальчиков же интересует смысл происходящего, они пытаются разобраться, что это такое и в чем состоит его польза, вред или назначение.

Что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Развивающие игры для детей в 4 года (видео)

Дети нуждаются в большом количестве информации. При этом им ее необходимо правильно обрабатывать. Помогут в этом развивающие игры, которые в большом количестве предлагают специализированные ресурсы. С их помощью ребенок научиться делать обобщения, определять причину и следствие, лучше ориентироваться во времени и пространстве, проводить классификацию предметов и т. д.

Однако видеообучение не может заменить индивидуальную работу с родителем или преподавателем. Не следует перекладывать ответственность по развитию ребенка на онлайн-ресурсы. К их помощи можно прибегать несколько раз в неделю, выбирая упражнение для развития некоторого навыка.

Что должно насторожить?

Существует ряд признаков, которые могут стать причиной беспокойства родителей. Если ребенок часто испытывает стеснение, страх, беспокойство или проявляет агрессию, необходимо обратиться к специалисту. Его консультация понадобится и в том случае, если у дошкольника нет желания играть со сверстниками, он ограничен в проявлении эмоций, у него обозначен узкий круг интересов, он не может запомнить свое имя, фамилию или адрес.

Тревожным сигналом станет неумение провести прямую линию карандашом, построить башню, одеваться самостоятельно, чистить зубы, мыть руки и вытирать их.

Источник