Микроклимат семьи в развитии ребенка
Влияние микроклимата семьи на развитие ребенка.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт?
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым.
Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно вы являетесь его первыми воспитателями. Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни.
Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребенка, но и на его умственное развитие:
– Смерть отца или матери;
-Развод родителей;
-Частое отсутствие отца из-за командировок;
-Длительное отсутствие матери и в связи с этим жизнь с другими людьми;
-Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления;
-Употребление спиртных напитков в семье;
-Курение родителей;
-Плохие знакомства родителей.
На психическое развитие детей оказывает влияние даже количество книг в доме, их тематика, а также образование родителей.
-Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.
-А сейчас мне хотелось бы рассказать о том, как ваши дети представляют, что такое «счастье» вообще и что такое «счастье в семье». Дети составляли небольшие рассказы на эту тему и вот что получилось, оказывается вашим детям не так и много надо для счастья. Все из них слово «счастье» связывают с счастьем в семье, то есть для них нет отдельно слова «счастье», оно обязательно перекликается с семьей. Приведу некоторые выдержки из детских рассказов:
«Счастье это – …
Вся семья вместе, родственники вместе, когда живут дружно, отмечают вместе праздники, дни рождения, когда радуешься чему-то и умеешь радовать других, когда не ссорятся, когда в семье добры, дружны, никто не болеет, играешь с друзьями».
«Счастье моей семьи – это…
…Дружная семья; счастье, если мама счастлива, никто не болеет, не было ссор, не ругались, когда все вместе, все вместе чай пьем, смотрим телевизор, любим друг друга, хвалим друг друга, всей семьей идем в гости, к бабушке, всей семьей едем на море, покупаем новый компьютер».
Каждый из вас по-своему понимает и трактует выражение «благополучие в семье», с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:
-психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребенка; порядок появления ребенка в семье;
-роль матери и отца в воспитании;
-стиль семейных отношений.
Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует…Обычная ситуация взаимной поддержки является важнейшим компонентом жизни семьи. У окружающих от подобной суеты становится теплее на душе, и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.
Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама постоянно одергивает ребенка, делает ему только замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против его воли.При таком отношении у ребенка часто появляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, а также различные пограничные состояния.
Как же построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, но с другой стороны, не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.
1.Эмоциональное отвержение ребенка.
Это может быть как безразличие со стороны родителей, так и откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежелательные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это – предпосылки для нарушений психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в общении с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Всегда тебе чего-то надо!», «Когда же кончатся эти выходные и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете нечто подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушение в эмоциональном развитии появится наверняка.
2.Несправедливое наказание
Помните. Что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребенка за проступки, не разобравшись в мотивах.
3.Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям.
Это еще более пагубно, чем неизменная строгость. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама, то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в определенных вопросах, и не меняйте принципов.
4.Соперничество с братом или сестрой.
Вообще-то это – отдельная тема, но здесь о ней важно упомянуть, т.к. нарушения психологического микроклимата семьи могут быть связаны с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью к другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем детям и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.
5.Противоречивые требования
Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, то это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка… Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступать в этом случае? Во-первых, пусть родители придут к согласию. А во-вторых, убедите папу, что мнение мамы и папы, а также их требования все-таки должны быть на первом месте.
6.Неадекватные требования
Обычно это бич внешне благополучных, культурных семей. От малыша хотят всего и сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают чужие ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем-то.
7.Негативные требования «нельзя».
Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение: например, насильное раздевание или требование сходить в туалет при людях ( на пляже; на детской площадке) – дескать мал еще, нечего стесняться. Сюда же относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, – допустим, сказать неправду.
Одной из главных функций семьи является оказание психологической поддержки. И в ней нуждаются не только взрослые, но и дети.
Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребёнка.
2.Избегать подчеркивания промахов ребёнка,
3.Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.
4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
5.Проводить больше времени с ребёнком.
6.Ввести юмор во взаимоотношения с ребёнком
7.Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
8.Принимать индивидуальность ребёнка.
9.Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.
10. Демонстрировать оптимизм.
Поддерживать ребенка можно посредством:
отдельных слов («красиво», «аккуратно»,«прекрасно», «здорово», «вперёд» ); – высказываний ( «Я горжусь тобой». «Мне нравится, как ты работаешь», «Хорошо. Спасибо тебе». «Всё идет прекрасно», «Я рад, что ты и в этом участвовал»; прикосновении (дотронуться до руки, слегка потрепать по плечу, обнять, погладить); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ним; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок).
По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающее от дурных поступков.
Источник
6 ноября 2015 г.
Спирина Эльвира Анатольевна
Социальный педагог МБОУ «ОСОШ №1»
СП «Детский сад «Ладушки»
опубликовала на сайте vestnikpedagoga.ru
учебно-методический материал:
«Микроклимат семьи».
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат.
Когда мы говорим: «микроклимат в семье», мы имеем в виду тот комплекс взаимосвязей и взаимоотношений, которые сложились в данной семье, которые определяют благополучие или, наоборот, неблагополучие в ней. Микроклимат – так можно охарактеризовать обстановку, которая царит в семье.
Микроклимат семьи, определяется в значительной степени характером взаимоотношений в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях разлад родителей наносит огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками. В связи с этим, важно знать особенности взаимоотношений в семье, преобладающий эмоциональный фон, отношение родителей к детям и т.д. Зная особенности микроклимата, специалист может четко определить направления профилактической и коррекционной работы с семьями в данном образовательном учреждении. В последние годы, исходя из статистических данных, социальную обстановку среди некоторых семей нельзя назвать психологически комфортной: растет число неблагополучных семей, малообеспеченных, неполных.
Предлагаю ознакомиться с некоторыми практическими рекомендациями по созданию и сохранению благоприятного микроклимата в семье, во взаимоотношениях между родителями и детьми.
- Говорите о своей любви к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день. Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
- Согласованность между родителями. Действия родителей по отношению к ребенку должны быть согласованными (совещайтесь с супругом по вопросам воспитания). В противном случае ребенок встанет на чью-то сторону.
- Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
- Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
- Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Если вы кричите, у ребенка формируется привычка реагировать только на громкий звук.
- Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.
- Будьте эмоционально уравновешены. Если Вы находитесь в возбужденном состоянии, раздражены, взвинчены – постарайтесь успокоиться. Для этого можно послушать спокойную музыку, прогуляться, 15 минут побыть в тишине– у каждого свои механизмы восстановления. Только в спокойном состоянии человек способен принимать взвешенные решения.
- Оценивайте поступок, но не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. То же самое касается и взаимоотношений между взрослыми.
- Никогда не вспоминайте о совершённых ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Каждый имеет право ошибиться – и ребенок и взрослый.
- Ни в коем случае нельзя сравнивать. Нужно помнить, что каждый из нас уникален, неповторим, поэтому откажитесь от сравнений людей между собой. Если решили сравнить человека, то только с самим собой. Например: «Раньше ты часто злился, а теперь очень редко».
- Разговаривайте о чувствах и эмоциях друг друга. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам, но обязательно узнайте, что случилось. Делитесь со своим супругом и детьми переживаниями, это поддерживает доверие в отношениях, развивает эмпатию.
- Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!».
- Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. НО: нельзя использовать в качестве наказания жизненно важные вещи: лишить ребенка еды («Ты наказан и останешься без ужина»), лишить прогулки (свежий воздух необходим ребенку), лишить сна и др.
- Похвала. Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное – отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой (старайтесь обходиться без материального поощрения). Если обещали похвалить – хвалите, иначе, ребенок перестанет вам верить, а вместе с тем подорвется доверие к окружающим. Супруги не должны забывать и друг о друге. Обязательно хвалите своего супруга, взрослые люди так же как дети нуждаются в похвале и внимании.
- Проводите с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.
- Использовать в повседневном общении приветливые, нежные фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Я люблю тебя. Как хорошо, что ты у меня есть. Ты мой хороший. Это укрепляет чувство самоценности, самооценку, укрепляет и объединяет Вашу семью.
Чтобы было о чем задуматься…
Притча «Мудрец и бабочка». Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: – Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: – У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: – Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: – Все в твоих руках.
Источник
Людмила Чебанова
Влияние семейного микроклимата на ребенка
Какая семья не мечтает, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Семья – первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями воздействует на ребенка. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений. Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг, прогулки в парк и лес, организация спортивных игр и т. д. Полезны детские игры, которые придумывают сами дети, а также настольные игры совместно со взрослыми. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Интересным может быть в семье чтение детям книг, просмотр телевизионных передач. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
Одно из важных условий семейного воспитания – авторитет родителей. Но как завоевать его у ребенка, знают далеко не все. Свои отношения супруги должны координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать уважение к каждому из родителей. К сожалению,родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены. Они уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. В семейнойэтике это часто приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, вызывает обиду, напряженность в отношениях. Это порой ведет к конфликтам и даже к распаду семей. Очень сильно влияют на детей скандалы в семье, неуважительное отношение, покрикивание, резкость в обращении старших друг к другу. Свои конфликтные ситуации следует решать, когда ребёнка нет рядом, постараться при ребёнке находить общий язык. Если родители умеют видеть в ребёнке человека и обходятся с ним справедливо, то он обретает чувство уверенности. Если ребёнок привык видеть, что с ним строги, но справедливы, это дисциплинирует его, он становится более уравновешенным. Нельзя забывать о том, что требования к ребёнку должны быть едины и посильны для выполнения, тон обращения спокойным и приветливым.
Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. Там, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. Ребенок вырастает таким, каким делает его окружающая среда. Если дома нормальные доброжелательные отношения, то никакая улица не сделает ребенка черствым.
Давайте вспомним, дорогие родители, когда вы говорили со своими детьми «по душам», умеете ли вы это делать? Говорите ли вы ребенку, что по улице надо ходить так, чтобы не толкать людей, уступать дорогу старшим? А принято ли в вашей семье говорить «спасибо», «извини», «доброе утро», «спокойной ночи»? Говорите ли вы своему ребенку, если несправедливо его обидели,накричали: «Извини, я была (был) неправа (неправ)»? Ребенок – личность, человек, как и вы – с самолюбием, своими понятиями о добре и честности. Даже такие простые слова, как «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро» и т. д. сближают семью, делают крепче родственные отношения. От того, как мы разговариваем с детьми, зависит, в частности, и то, как будет разговаривать ребенок с окружающими в будущем. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Эмоциональное благополучие ребенка основывается на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это главное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него уверенность в том, что его любят.
Семейные традиции… Их роль в воспитании ребенка огромная. Это и любовь к книгам, и совместные походы в лес, и празднование дня рождения…
Каким образом воспитывается в детях любовь к книге? Конечно, прежде всего начало этой любви закладывается в раннем детстве, когда мама или бабушка рассказывает сказку, рассматривает вместе с ребенком иллюстрации. Дети любят, когда им читают перед сном.
День рождения только раз в году…Ребенку наиболее запоминаются его праздники. Посоветуйтесь с ребенком, кого он хочет пригласить. Очень хорошо, если на празднике будут не только дети, но и взрослые, которые охотно участвуют во всех ребячьих забавах, а дети видят в них не только родителей, но и близких друзей.
Становление человека происходит в повседневной будничной жизни, а лучшие воспитатели – родители, и созданный ими семейный климат, тематика разговоров, тон, интонация, улыбки, уступки, понимание друг друга – составляющие благоприятной атмосферы.
Источник