Мифы о развитии мозга ребенка
@: Миф № 1: Мозг полностью развит к моменту рождения.
Реальность: Мозг – это орган, который развивается дольше всего. До рождения ребенка его мозг развит лишь на уровне основных, жизненно необходимых психических функций. Остальное развитие мозга происходит в первые годы жизни, главным образом, с 0 до 3 лет. 75% развития мозга заканчивается к 7 лет.
@: Миф № 2: Детское раннее развитие – это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст. Раннее развитие имеет прямое отношение к обучению.
Реальность:Детское раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей малыша, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребенка. Раннее развитие стремится дать ребенку самые лучшие условия для развития его потенциала. Оно имеет прямое отношение к правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка.
@: Миф № 3:Детское раннее развитие – это западная концепция, не применимая в условиях России.
Реальность:Новации в области детского раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света. Это исследователи из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Детское раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.
@: Миф № 4:Нельзя научиться быть хорошими родителями, ими можно только изначально быть. Лучшее развитие ребенка обеспечивается родителями традиционного склада мышления.
Реальность: Люди, считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим. Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере обучения, которого настоятельно требует современный мир.
@: Миф № 5: Раннее развитие ребенка – это слишком дорого.
Реальность: Зададимся вопросом: дорого по сравнению с чем? Пренебрежение развитием малыша не только снижает вероятность здорового развития ребенка и возможности реализации его потенциала в жизни, но ведет к формированию у него пассивной жизненной позиции, а в дальнейшем низкому социальному, культурному и экономическому уровню его жизни. Что дороже: вкладывать силы и средства в развитие ребенка в ранние годы, когда это будет эффективно, или вкладывать те же силы и еще большие средства в его образование, когда эффективность последнего будет куда ниже?
@: Миф № 6:В бедной стране проблема выживания ребенка превыше раннего развития.
@:Реальность:Раннее развитие – сильнейшее оружие в борьбе за выживание. Более того, раннее развитие детей необходимо обществу не только для того, чтобы выжить, но и чтобы обеспечить высокое качество жизни и устойчивость сообщества.
@: Миф № 7: Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства.
Реальность: Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Только лишение возможности обучаться и познавать новое делает ребенка несчастным. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Развивающие и обучающие игры – лучший способ уделить внимание ребенку, интересно и полезно провести в ним несколько часов в день. А для ребенка нет большей радости, чем выполнять вместе с мамой или папой задания, упражнения и играть в познавательные игры.
@: Миф № 8:Раннее развитие принесет ребенку проблемы в школе.
Реальность: Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Боятся, что ребенку будет скучно в школе, тоже не стоит: если уроки будут скучными, они будут скучными для всех детей. Зато у развитого ребенка есть шанс отличить правдивую информацию от ложной, научиться самому делать выводы и проводить исследования. Единственная проблема, которую может принести ребенку раннее развитие – это то, что он, скорее всего, будет более веселым, уверенным в себе и довольным жизнью ребенком, чем сверстники. А это может не понравится окружающим, которые убеждены, что все вокруг должны быть несчастными и что, если человеку радостно, с ним что-то глубоко не так.
@: Миф № 9: Существует только один правильный подход в развитии детей.
Реальность: Здоровое развитие ребенка можно стимулировать самыми разными способами. Различные культуры создали разные методики развития, и «лучшей программой развития» в какой-либо стране всегда становится та программа, которая более всего удовлетворяет локальным культурным, экономическим и социальным условиям. Однако, есть несколько «золотых правил» для методик раннего развития. Они должны:
1) уважать местную культуру,
2) рассматривать ребенка целостно и исходя из мултидисциплинарной модели,
3) гармонично включать развитие ребенка в общее развитие его семьи и сообщества вокруг него.
@: Миф № 10: Ребенок должен как можно дольше оставаться дома, на домашнем воспитании.
Реальность: Большинство экспертов отмечают, что дети, большое количество времени проводящие вне дома и посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Опытные профессионалы способны оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени. В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает ребенку чувствовать себя уверенным и способным понять мир и жить в нем.
Источник
Всего несколько лет назад ученые смогли изучать работу мозга, не разрушая его. Было получено много интересных данных, которые меняют и развивают нейронауки.
Несколько фактов о детском мозге, выявленных и подтвержденных исследованиями.
- Через пять недель после зачатия и до школы аксоны (длинные отростки нейронов) образуют огромное количество «лишних» синапсов (соединений между нервными клетками), большая часть которых уничтожается в процессе развития ребенка. В зрительной коре их количество достигает максимума к 8 месяцам. В лобной коре количество синапсов остается высоким до 7 лет и к 15 годам приближается к количеству взрослого. Развитие мозга – это не наработка новых связей, а отсечение ненужных.
- Мозг взрослого содержит примерно 100 миллиардов нейронов (это половина звезд в нашей галактике). Мозг ребенка производит нейронов намного больше: за месяц до рождения и в период новорожденности – 40 тыс в секунду. 80% их них гибнет до 5 лет. Большое количество нервных клеток уничтожается в период полового созревания. Растущий мозг непрерывно производит нейроны и отсекает ненужные.
- К первому дню рождения детский мозг составляет 70% размера мозга взрослого, к двум годам – 80%, к семи годам – почти 100%.
- Двигательное развитие происходит быстрее, если младенец получает большое количество любых тактильных впечатлений: много телесного контакта, обнимания, валяние, подбрасывание, ношение в слинге, катание на спине у папы, кувыркание, качание, кручение на офисном стуле.
- Через полчаса после рождения ребенок явно предпочитает смотреть на человеческие лица из всего остального, а через два дня – слушать человеческий голос. Этот интерес врожден.
- Четырехмесячный младенец может прогнозировать будущее: он знает, что если машинку толкнуть с горки – она поедет вниз. Для трехмесячного это еще не очевидно.
- В устной речи мы говорим «без пробелов», не делаем пауз между словами. Дети с 6-8 месяцев фиксируют, с какой частотой взрослые употребляют то или иное слово и как сгруппированы слоги. Поэтому они и запоминают отдельные слова.
- Среда или наследственность формируют личность? Для мозга это непринципиально: информация от органов чувств преобразуется в химические сигналы – точно также, как информация от ДНК. Химические сигналы поступают в нервные клетки и изменяют их с разной степенью обратимости. Для нейронов не имеет значения, пришел сигнал извне или изнутри организма.
- Мозг взрослого составляет 3% от массы тела и потребляет 20% энергии. Мозг ребенка до 9 лет потребляет 50% энергии. Нервной ткани для развития жизненно важна глюкоза. Вспомните об этом, когда будете запрещать ребенку сладкое.
- Сензитивный период – время, когда мозг наиболее восприимчив к определенной информации (например, для развития речи это 0-5 лет). Если мозг не получает жизненно важную ему информацию на данном этапе развития, сензитивный период удлиняется, психическое развитие замедляется – растущий мозг «цепляется» за любую возможность созреть полноценно. Но его возможности не безграничны: если нужная информация не поступает, сензитивный период закрывается и ущерб становится необратимым.
Данные многочисленных исследований говорят, что почти во всех случаях любящие родители напрасно тревожатся за воспитание своего чада. Развитие детского мозга не требует сложных секретных методик и оборудования. Если ребенка не приучать к горшку в полгода и не учить читать в два – он все равно всему научится, если растет не в изоляции и есть хотя бы один заботящийся взрослый.
С рождения мозг «запрограммирован» на получение нужной ему информации – дети без патологий мозга в обычной обстановке сами развивают важные для своего возраста навыки. Мозг ребенка (и взрослого) невероятно пластичен и приспосабливается почти ко всему. Родители могут только создавать условия, наблюдать, удивляться и радоваться особенностям своего ребенка.
Источник
Раннее развитие с точки зрения педагогики и психологии представляет собой деятельность взрослых, направленную на освоение детьми новых знаний, умений и навыков, свойственных старшему возрасту. Мнения специалистов о целесообразности раннего развития диаметрально противоположны. Рассмотрим наиболее популярные мифы, которыми окутано современное явление.
Оказывается, теперь есть возможность разработки мобильного приложения для ваших клиентов бесплатно. Если вы руководите учебным центром, кружком, секцией, ВУЗом, языковой школой, то это предложение идеально для вас. Подробнее.
А здесь мы собрали интересные промокоды для вас. Обычно они актуальные 🙂
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
Миф № 1: чем больше новых знаний освоит ребенок, тем успешнее будет
Родители предполагают, что обучение письму, чтению, математике, иностранным языкам в возрасте до 3-х лет полезно. Со стороны такие малыши выглядят опережающими развитие, однако, это не совсем так.
Существует сенситивный период развития. Это время наиболее благоприятное для усвоения тех или иных знаний. От года до трех лет ребенок осваивает речь. Она формируется через общение со взрослыми. Начиная с 1,5 лет, особое место занимает предметная деятельность, через которую развивается мелкая моторика.
Наиболее подходящие виды деятельности в этот период – это двигательная активность в различных ее проявлениях, сенсорное развитие.
Сензитивный период позволяет максимально раскрыть способности малыша в определенный возрастной отрезок.
Миф № 2: чем раньше, тем лучше
Ранний старт может пагубно сказаться на дальнейшем развитии. «Образованные» дети плохо адаптируются в детском коллективе. Поначалу они чувствуют себя уверенно, затем из опережающих превращаются в середнячков или откатываются назад. Во-первых, ребенок, чувствующий свое интеллектуальное превосходство, расслабляется, во-вторых, время, когда вместо чтения нужно было заниматься другими видами деятельности, упущено. Теперь для освоения новых знаний требуются дополнительные усилия.
Миф № 3: ранее развитие делает ребенка счастливым
Малыши, вечно занятые в секциях и кружках, имеют больше психологических проблем, чем их более свободные сверстники.
Ребенок теряет значимые «вещи»:
- утрачивается качественное родительское внимание;
- потребность в безусловной любви не удовлетворяется;
- искажается эмоциональное развитие;
- потребность в двигательной активности уходит на второй план;
- отсутствие развивающих игр;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков;
- дефицит общения.
Переизбыток интеллектуальной деятельности наряду с отсутствием адекватного общения приводит к трудностям с адаптацией в детском коллективе.
Миф № 4: раннее развитие полезно всем
Инновационные методики, которые предлагают в центрах, являются всего лишь инструментом развития психических функций: памяти, внимания, мышления. Это главная задача обучения. Получая огромную умственную нагрузку не по возрасту, дети рискуют получить серьезные психологические и физиологические проблемы. Как правило, они появляются не сразу, а ближе к школьной поре.
Наиболее распространенные негативные явления:
- спазмы сосудов;
- головные боли;
- заикание;
- нервные тики;
- энурез.
Физиологи и детские врачи давно бьют тревогу. Психологическое напряжение приводит к дефициту веществ в головном мозге. Вся энергия уходит на интеллектуальную деятельность.
Формирование структур искажается. В период раннего возраста многие отделы мозга еще не сформированы. Оказывается, у младших школьников, чьи родители настаивали на активном обучении, связи между верхними отделами мозга недостаточно прочны. Дети рассеяны, быстро устают, плохо контролируют свое поведение.
Если у ребенка зафиксировано отставание в развитии, чрезмерная интеллектуальная нагрузка для него противопоказана.
Миф № 5: ранее развитие – зона ответственности педагогов и воспитателей
Дошкольные и внешкольные учреждения решают проблему обучения. Но в процессе групповых занятий не учитываются индивидуальные психофизиологические особенности. Только родитель знает, каковы склонности и таланты ребенка.
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
В известной книге по психологии определение раннего развития звучит как: « принуждение ребенка к приобретению знаний…». Звучит оно директивно, но многие родители действуют именно так. Взрослые должны сами определить, что лучше для их чада, но без фанатичного стремления вырастить из ребенка гения.
Источник
Никогда наш мозг не работает так напряженно, как в первые годы жизни. Исследованияв области нейропсихологии показали, что мозг малыша, который учится держать ложку, занят не только не меньше, но даже больше, чем мозг человека, работающего над докторской диссертацией. Все действия, которые мы совершаем в течение жизни миллионы раз не задумываясь, когда-то были совершены впервые и этот первый раз был результатом огромных усилий нашего мозга.
Абсолютно все, что умеет человек – ходить, сидеть, есть, смеяться, говорить, он умеет только благодаря развитию его мозга в детстве. Человеческий мозг не способен развиваться самостоятельно, вне контакта с окружающей средой. В жизни малыша нет каникул и перерывов от учебы. Маленькие дети находятся в постоянном процессе обучения, они как губки впитывают в себя все, что их окружает. Все без исключения впечатления, которые получает ребенок в первые годы жизни, влияют на развитие его мозговой деятельности. Иногда, когда мы смотрим на то, как мать качает на руках младенца и с любовью смотрит в его глаза, или отец нежно разговаривает с малышом, уютно устроившимся у него на коленях, нам кажется, что ничего особенного для обучения ребенка в этот момент не происходит, он просто отдыхает. На самом деле эти обычные бытовые ситуации, ежедневные моменты любви между ребенком и его семьей – важнейшее «учебное пособие», которое очень сильно влияет на развитие мозга малыша. Причем сегодня это подтверждают не только психологические исследования, но и научные опыты нейробиологов, изучающих «физику процесса», то есть работу мозга на клеточном уровне.
Все решают гены?
«Это от природы» – часто мы используем эту фразу для объяснения любых способностей, качеств и даже недостатков человека. Мол, основные данные заложены в нас изначально и изменить тут особенно ничего нельзя. Но не стоит путать генетику с теорией о предопределении. Далеко не все в развитии человека определяется генами.
Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, питание, контакт с родителями, ежедневный опыт, физическая активность и любовь. Последний пункт может показаться достаточно умозрительным. Однако, влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности, уже давно научно доказано.
«Несмотря на то, что гены играют огромную роль в процессе развития ребенка, мы также знаем, что опыт влияет на формирование нейронных связей головного мозга. У каждого из нас около ста миллиардов нейронов, и каждая их этих клеток образует в среднем около десяти тысяч синаптических связей с другими нейронами, так что в результате в нашем головном мозге возникают триллионы нейронных связей. Они формируются генами и опытом человека. Природа нуждается в природе», –говорит доктор Дэниэл Сигел (Daniel Seigel), автор многих исследований в области детской нейропсихологии.
По другим исследованиям человеческий мозг несколько более скромных размеров и содержит всего около 86 миллиардов нейронов. И хотя разница в 14 миллиардов мозговых клеток довольно значительная. Для сравнения 14 млрд нейронов – размер мозга бабуина. Тем не менее, если говорить о развитии ребенка, то дело скорее даже не в количестве нейронов, у здоровых людей оно примерно одинаковое. Очень важную роль играют связи, которые формируются между этими клетками.
Проще говоря, мы рождаемся с десятками миллиардов клеток головного мозга, но первоначально связи между ними минимальны. А ведь именно синаптические связи определяют то, как работает наш мозг. Их называют чудом человеческого тела. Ученые сравнивают мозг ребенка с домом, который уже построен, и оснащен различными приборами, но они еще не подключены и не связаны между собой. Чтобы приборы заработали их нужно правильно подключить, создать сеть, которая обеспечит их работу.
Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.
Миф: При рождении мозг ребенка полностью сформирован, также как его сердце или желудок.
Факт: Большая часть мозговых клеток формируется до рождения, но большинство связей между этими клетками складывается в первые годы жизни человека.
Миф: Мозг ребенка менее активен, чем мозг студента ВУЗа.
Факт: Нейроны головного мозга трехлетки в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.
Миф: Положительные эмоциональные связи с теми, кто заботится о ребенке, всего лишь создают благоприятную ситуацию для здорового развития и обучения, но не влияют на них напрямую.
Факт: Любовь и взаимоотношения с членами семи, окружающими ребенка, непосредственно влияют на формирование синаптических связей в головном мозге ребенка и его развитие.
Важность раннего развития ребенка давно ни для кого не секрет. Сегодня родителям на каждом шагу предлагаются все более совершенные, разработанные по последнему слову техники, развивающие пособия и игрушки. Безусловно, современные достижения науки дают нам массу возможностей обучать детей новыми способами. И все же ученые все чаще говорят о том, что в первую очередь, для здорового всестороннего развития ребенку необходимы всего две вещи: ежедневное проявление любви и заботы со стороны родителей и новый разнообразный опыт. И то, и другое не менее важно, чем развивающие девайсы и специализированные курсы. Родители нередко недооценивают важность самых простых вещей в жизни малыша. Смотря со своей «взрослой» точки зрения, мы часто все слишком усложняем. Если ребенок «снабжен» самыми дорогими современными пособиями для раннего обучения, это еще не значит, что он будет развиваться лучше, чем такой же малыш, у которого таких вещей нет. С другой стороны, если в доме живет кошка, то погладить ее и понаблюдать за животным – не менее полезный развивающий опыт для маленького ребенка, чем игра со сложными развивающими игрушками. Более того, ребенок учится постоянно, и все время нуждается в новом опыте, который он получает, прежде всего, благодаря контакту с окружающей средой.
Источник