Межзубное произношение у ребенка 4 года

Межзубное произношение у ребенка 4 года thumbnail

Обычно о межзубном сигматизме говорят в рамках такого нарушения речи, как дислалия, однако встречается он и в некоторых других случаях. Такое нарушение произношения проявляется как симптом и в более сложных заболеваниях (дизартрия, алалия, ДЦП, интеллектуальная недостаточность).

межзубный сигматизм исправление

Чтобы помочь ребенку исправить межзубный сигматизм, следует как можно точнее установить причины его возникновения. В зависимости от природы нарушения и проводится коррекционная работа логопеда и, если понадобится, реабилитационная, адаптационная или компенсационная помощь медицинского персонала.

Как исправить межзубный сигматизм у ребенка, и что скрывается за таким непривычным названием?

Что представляет собой нарушение речи

Все недостатки артикуляции систематизированы в зависимости от нарушения произношения определенной группы речевых звуков. Всего их семь:

  • ротацизм – искажение звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм – [л] и [л’];
  • сигматизм – [ж], [ш], [ч], [щ], а также [с]-[с’] и [з]-[з’];
  • йотацизм – [й];
  • каппацизм – искажение задненебных звуков [к]-[к’], [г]-[г’], [х]-[х’];
  • гаммацизм -[г] и [г’];
  • хитизм – [х] и [х’].

Как видно из приведенного списка, сигматизм является наиболее обширной группой. Это обусловлено близостью расположения укладов перечисленных звуков во время произношения. Так, уклады звуков [с]-[з] и [ш]-[ж] – одинаковы (отличаются только наличием голоса в звонком согласном).

Виды сигматизма

Рассматриваемая группа нарушений делится на пять подгрупп:

  1. Межзубный сигматизм – язык занимает неправильную позицию между зубами.
  2. Губно-зубной – произношение производится при помощи губ и зубов.
  3. Боковой – струя воздуха выходит не через кончик языка, а по бокам.
  4. Призубный – язык прижимается к верхним зубам.
  5. Шипящий – язык перемещается из передней позиции назад, что и вызывает искажение звука.
  6. Носовой – язык напрягвется и отодвигается назад, прижимается около гортани, направляя струю воздуха вверх.

Названия видов говорят о месте расположения нарушенного произношения. Но несмотря на разнообразие нарушений, самым распространенным является межзубный сигматизм. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков.

Наличие такого дефекта речи у ребенка или у взрослых обусловлено рядом органических и иногда поведенческих причин. Поэтому исправление межзубного сигматизма должно начинаться с выявления всех неблагоприятных факторов.

межзубный сигматизм

Важность своевременной и правильной диагностики

В современной логопедии проблема нарушения речи рассматривается комплексно логопсихологией, патопсихологией, дефектологией, логопедией, социологией. Обусловлен такой подход сложностью проявления нарушений речи как симптома или как синдрома. Важно его выявить и начать коррекцию как можно раньше.

При норме развития ребенок к трем годам произносит все гласные и согласные звуки (сонорные [р] и [л] могут появиться к четырем годам – это не критично), не теряет слоги в произносимых словах, строит сложноподчиненные предложения. Существуют дневники (часто в виде тетради для заполнения) развития, в которых поэтапно, по месяцам расписано появление всех навыков у ребенка. Родителям только нужно периодически сверяться с ним, и если какой-то навык своевременно не формируется, сразу же обратить на это пристальное внимание и выяснить причину. Часто ребенок воспитывается дома, поэтому подсказать маме нужные действия в сложившейся ситуации некому.

Если начали проявляться задержки в развитии или нарушения каких-либо функций, следует обратиться к специалистам (педиатру, логопеду, психологу, если нужно, детскому неврологу). В 90% случаев своевременная коррекция позволяет к семи годам, а иногда и раньше, забыть о существовании проблемы. Но если упустить этот период развития, то усилий придется затратить гораздо больше, а результат может оказаться неудовлетворительным.

межзубный сигматизм свистящих коррекция

Возможные сопутствующие нарушения развития

Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и иные аномальные формы развития речевого аппарата, разросшиеся аденоиды, гипотония мышц речевой мускулатуры (так проявляется дизартрия). Во всех перечисленных случаях следует устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболеваний результата логопедической работы можно и не увидеть.

Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), то лечением дизартрии занимается психиатр, что часто пугает родителей. На практике же выявленная дизартрия в трехлетнем возрасте к семи годам никак себя не проявляет при условии правильного лечения и оказания своевременной коррекционной помощи ребенку.

Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, глухота, слепота. В названных случаях все зависит от степени сложности основного заболевания (чем сложнее форма, тем меньше возможностей для коррекции) и сохранности интеллекта. Коррекция речи у таких ребят затягивается на долгие годы и максимально достигает удовлетворительного уровня.

артикуляционная гимнастика при межзубном сигматизме

Коррекционная работа

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

Так выглядит исправление звукопроизношения при дислалии – нарушенном звукопроизношении на фоне сохранности слуха и иннервации речевого аппарата. При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

В данном случае формирование коммуникативных навыков происходит параллельно двум первым этапам.

межзубный сигматизм шипящих

Логопедическая гимнастика

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка. Пример артикуляционной гимнастики при межзубном сигматизме может выглядеть следующим образом.

  1. «Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала. Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
  2. «Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами – «та-та-та».
  3. «Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке». Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
  4. «Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
  5. «Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка. В этом упражнении очень важно соблюдать ритмичность и соотносить движения языка с движениями маятника метронома.
  6. «Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» под счет метронома. Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
  7. «Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами).
  8. «Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

Упражнения можно варьировать и в зависимости от особенностей строения речевого аппарата ребенка добавлять другие. Необходимо помнить, что устранение межзубного сигматизма всегда начинается с логопедической гимнастики – это аксиома.

Подготовительный этап продолжается столько, сколько требуется для приведения в рабочее состояние речевого аппарата. Подразумевается управляемость движениями языка, челюстей, губ, способность держать язык в заданной позе на протяжении хотя бы пяти секунд. Только после достижения такого минимума возможен переход на следующую ступень.

устранение межзубного сигматизма

Постановка звука

Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три:

  • подражание – выполняется по показу логопеда;
  • механический – уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки);
  • смешанный – соединение первых двух способов.

Во время постановки звука [с] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить шпатель или ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Таким приемом пользуются, если более простые не принесли успеха. Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и со шпателем и без него под неустанным контролем слуха.

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с] при межзубном сигматизме. Очень важно «наполнить образами» процесс постановки и проводить занятие, по возможности в игровой форме. Как показывает практика, чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.

Действенным методом является запись процесса занятия в МР3 формате, если есть возможность, можно сделать видеозапись отрывка занятия, а затем обсудить с ребенком, что получилось и почему.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

Этапы введения звука в речь

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом.

Автоматизация звука:

  • в прямых слогах (например, –са, -со);
  • в обратных слогах (–ас, -ос);
  • в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо);
  • в слогах со стечением согласных (–стра, -арст);
  • в начале слова (сын, сом);
  • в конце слова (укус, пандус);
  • в середине слова (оса, усы);
  • в словах со стечением согласных (стройка, устье);
  • в словах и предложениях (соус; синим сливовый стал сад);
  • в пословицах и скороговорках;
  • в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник).

Следует отметить, что роль родителей на данном этапе только возрастает. Для скорейшей автоматизации звука очень важно не ослаблять слуховой контроль ни на минуту, а это возможно осуществить только при поддержке значимых взрослых.

Коррекция звука проводится в темпе удобном для ребенка. На некоторые пункты может уйти до десяти занятий, а некоторые положения звука могут автоматизироваться за пару занятий.

При межзубном сигматизме шипящих звуков повторяются все этапы работы со свистящими, с той только разницей, что постановка звука будет осуществляться исходя из анатомического строения речевого аппарата ребенка и сложности проявления нарушения.

постановка с при межзубном сигматизме

Речевой материал

Современная логопедия располагает обширным речевым материалом на любой возраст и вкус. Кроме сборников скороговорок, чистоговорок, пословиц, существуют различные «речевые тетради», призванные помогать ребенку в освоении родной речи. Подобрать материал под конкретного ребенка не составит большого труда.

Родителям следует взять на заметку, что если логопед советует заниматься по определенному пособию, не стоит наперекор специалисту покупать тетради в магазинах «шаговой доступности». Настроенность мамы и папы на достижение ребенком определенных результатов – это половина успеха, а совместная деятельность с логопедом, как правило, – успех.

Заключение

Как бы «страшно» и непривычно ни звучали логопедические термины, бояться их не стоит. Большинство из них латинского или греческого происхождения, поэтому их мелодика не совсем приятно воспринимается.

Что же касается появления прогресса у детей-логопатов разных возрастов, то без поддержки родителей, их контроля и стимуляции достичь успеха ребенок не сможет.

Источник

Net27 июля 2012, 10:34

да аквапарком ограничимся)
кстати мы же на вдв попадаем)))))))))))))))))))

В саду 2 логопеда
Попробуйте к другому

ВовАня27 июля 2012, 09:13

У нас в саду ни одного, к сожалению.. И вообще поселок небольшой у нас, на весь поселок грамотных логопедов раз-два и обчелся..

К грамотному логопеду и попадите
Может переведитесь в сад с логопедом и логопедическими группами

ВовАня27 июля 2012, 09:18

Нет у нас таких..(((

Елена Гай, 2 ребенка27 июля 2012, 09:12

Старшему этот дефект исправляли: все свистящие, шипящие так произносил. За полгода поставили, еще год примерно на автоматизацию.

ВовАня27 июля 2012, 09:14

А вы не помните какие упражнения выполняли?

Елена Гай, 2 ребенка27 июля 2012, 09:21

Чашечка, Грибочек, Чупа-чупс, Часики и др. Они все в интернете есть.

Снежана Арктическая27 июля 2012, 09:16

У нас к школе само прошло. Скороговорки с этими звуками повторяли.

ВовАня27 июля 2012, 09:19

Вы говорили, чтобы язычок за зубами держал и произносил скороговорки?

Снежана Арктическая27 июля 2012, 09:27

Да, у нас все время получалось что-то вроде английского”th”, хотя в семье так больше никто не говорит. Потом, правда, обнаружили бабушку с таким же речевым недостатком, которую ребенок никогда не слышал, то есть наследственность, видимо.
Играли “в секреты” тоже, когда надо сказать “тс-с” правильно, а то бабайка (ну, или кто-то другой) услышит. Логопед в первом классе (6,5 лет) уже не обнаружила патологии.

ВовАня27 июля 2012, 09:37

А с какого возраста вы начали заниматься?

Снежана Арктическая27 июля 2012, 09:49

С 2.5 лет. Дочь начала говорить фразами около 2 лет, вот тогда мы и заметили.

ВовАня27 июля 2012, 10:06

Вот поэтому и избавились без проблем.. Моему уже 6.. в 4 года логопед не стала заниматься, сейчас пробуем.. Эх..

Снежана Арктическая27 июля 2012, 10:11

Вы конечно извините, но неграмотный логопед, а их очень много, ничего не исправит. Поэтому и не стала заниматься. Вам речевую карту составляли? У невролога были? Какие действия предпринимали по исправлению недостатка? Дыхательную гимнастику, может, делали?
Всё у вас с малышом будет хорошо, только поторопитесь с занятиями.

ВовАня27 июля 2012, 10:21

Ничего из Вами перечисленного..(( Что Вы посоветуете? К неврологу обратиться? А речевая карта – это что? Кто ее составляет? Я действительно сомневаюсь в компетентности логопеда.. Но у нас их такой дефицит! Практикующих двое, одна в декретном..(

Снежана Арктическая27 июля 2012, 10:26

Невролог везде в первую очередь. Правда, это если ребенок не обращает внимания на то, что произносит неправильно, потому что потом в школе может путать звуки по принципу “звонкий-глухой”. И, как следствие, делать грамматические ошибки.
Речевая карта составляется для всех гласных и согласных звуков, произносимых человеком. Помните, как транскрипция в иностранных языках? Исходя из данных карты подбирается методика занятий. Съездите хотя бы на консультацию в более крупный город.

ВовАня27 июля 2012, 10:28

Наверное так и сделаем.. Спасибо за ответы..

Лето27 июля 2012, 09:31

У меня сын не выговаривал С, З, Ш, Щ, Ф, Л, Р, делали много разных упражнений. Первой ставили букву С, она самая трудная, остальные буквы на основе ее уже, и получались гораздо легче. Р – самая последняя. Сейчас не помню какие именно упражнения, тетрадка где-то дома сохранилась, я записывала что логопед говорил, как надо заниматься. Потом и с дочкой пригодилось. У обоих сейчас чистая хорошая речь. Вы главное не бросайте. Сестра моя не стала с сыном заниматься. Взрослый парень уже, а шепелявит как ребенок. Само это не исправится.

Лето27 июля 2012, 09:34

и логопед ваш врет, кстати. Наверное лень ему с вами работать. Мы букву С поставили за 2 занятия. Но они были самыми долгими и тяжелыми. Дома тренировались по пол часа. На остальные буквы уже уходило минут по 10. Только эти упражнения нужно делать регулярно. И с каждой новой буквой закреплять все прошедшие.

ВовАня27 июля 2012, 09:40

Вы знаете, у меня тоже такое мнение сложилось, что врет.. Она еще сказала, что летом не будет с ним заниматься, т.к. надо во время учебного года.. А я переживаю.. Она мне дала листочек какой-то с упражнениями, но это все ерунда, с ним лично она не занималась.. Мне не показывала на примере..

Лето27 июля 2012, 10:00

да, это ерунда. она должна вам показать как надо правильно делать и чтобы вы сами запомнили, чтобы могли с ребенком правильно отработать. наша логопед перед зеркалом объясняла мне и сыну вместе, чтоб мы точно запомнили как правильно делать. и чтоб я сына могла проконтролировать.

У нас такая проблема, занимаетмся год с 5 до 6 лет с логопедом в садике, стало лучше гораздно, но полностью не проходит все равно, а сейчас еще зубы выпали молочные -вообще кошмар стало сложно, а теперь в школу идем – логпедиз сдаа само собой больше заниматься снами не будет, будем сами продолжать

Извиняюсь, написала небрежно с опечатками.

ВовАня27 июля 2012, 10:09

Вот и я боюсь, что когда зубы выпадут ужас будет.. Они пока на месте, я его без конца поправляю, а он уже обижается, не хочет повторять.. задолбала я его совсем((( А у вас он уже контролирует речь? Или когда забывается снова язычок мелькает?

Источник