Методы развития восприятия ребенка
Восприятие – прием и переработка человеком потока информации, который поступает в головной мозг через органы чувств. Выделяют слуховое, осязательное и зрительное восприятия. Развитие восприятия у детей – это постоянный процесс. Он запускается сразу после рождения ребенка. Новорожденный уже способен запоминать новые предметы, запахи, звуки, вкусы и текстуры. Грудничок быстро учится различать голоса. Он проявляет недовольство, если вместо молока матери получает заменитель. Психологи процесс развития восприятия у детей делят на три периода (раннего возраста, дошкольного и младшего дошкольного возраста). Все эти стадии важны для формирования личности. Ведь при развитии восприятия человек не только учится использовать свои чувства, но и создавать логические цепочки на их основе. Для каждого периода существуют свои методы развития восприятия. Ведь каждый период совпадает с началом нового этапа личностного роста ребенка.
Методы развития восприятия у детей раннего возраста
Ранним возрастом считается возрастной период от рождения до трех лет. В этот период особенно бурно развиваются органы чувств. Ребенок всеми возможными способами должен получать сведения об окружающем его мире. В первые шесть месяцев огромное значение имеют врожденные рефлексы. Родители в этот период могут помочь малышу использовать и развивать их.
Взрослые должны показывать и тактильно знакомить ребенка с новыми предметами. В процессе развития восприятия у детей очень важно использовать мобили, закрепленные на кровати ребенка, развивающие коврики. Такие развивающие предметы не только закрепят зрение, слух и осязание, но и будут способствовать развитию этих чувств.
Следующие полгода в процессе развития восприятия у детей совершенствуются предметные действия и манипуляции. При помощи предметных действий малыш изучает функциональное назначение вещей. К примеру, взяв ложку, ребенок в этот период старается имитировать движения родителей. Манипуляции помогут раскрыть малышу все возможные действия с конкретным предметом. Закрепление и развитие манипуляций длится до конца этого периода. Пирамидки, кубики, сортеры, лабиринты помогут малышу изучить новые формы, цвета и материалы.
Методика развития восприятия у детей дошкольного возраста
Для развития восприятия у детей дошкольного возраста родители должны заменить используемые ранее сортеры логическими лабиринтами, а пирамидки и кубики – конструкторами. Если ребенок до этого времени не собирал пазлы, то их также надо включить в игровой процесс.
В методику развития восприятия также полезно включать различные формы одевания (раздеть и одеть куклу, подобрать комплект деревянной или бумажной модели). Для развития пространственного восприятия будут полезны игрушки на пульте управления.
Моделирование и лепка научат ребенка воспринимать объемные конструкции, а также дадут знания о возможностях их изменений. Аппликации помогут установить связь между частями и целым. Для лучшего развития восприятия у детей для занятий можно использовать непривычные материалы. Лепить фигурки можно как из пластилина, так и из теста, а рисовать с помощью сыпучих материалов (манки, песка). В аппликации, наряду с цветной бумагой и картоном, можно использовать вату, крупы, нити.
В этот возрастной период родители должны приучить ребенка выполнять задания, связанные с трудом. К примеру, можно просить ребенка складывать все маленькие игрушки в коробку, а большие – в мешок.
Все методы развития восприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок научился осознавать не только суть манипуляций, но и максимально использовать явления и предметы.
Упражнения на развитие восприятия
Упражнения на развитие восприятия просто необходимы для непрерывного притока информации в центральную нервную систему дошкольника. Данная информация способствует коррекции неверно складывающегося образа у незрелой психики ребенка. К примеру, малыш научится адекватно понимать содержание картины, если взрослый сможет дать ему соответствующие пояснения. Родители могут предложить ребенку рассмотреть детали картины в определенной последовательности. Также можно подобрать картину с особой композицией, которая облегчит ее восприятие. Для развития восприятия у детей идеально подойдут последовательно усложняющиеся игры и упражнения.
Для формирования понятий «слева-справа» необходимо научить ребенка различать левую и правую руку. После этого можно предложить ребенку рассмотреть таблицу, где изображены четыре предмета (слева-ручка, справа-карандаш, сверху-кисточка, внизу-краски). Для закрепления полученных знаний можно поиграть с ребенком. Для игры надо приготовить карточки с изображениями машин. Малыш должен определить, в какую сторону едут машины. Если они едут налево, то он должен отложить красную фишку, а если направо – синюю. В конце игры дошкольник подводит итог, сколько машин поехало налево, а сколько направо. Для усложнения игры можно увеличить число правил, количество участников, изменить форму организации детей, темп проведения игры.
Для выполнения следующего упражнения для развития восприятия у детей надо на листе плотной бумаги строчками наклеить точки, вырезанные из цветной бумаги. Можно использовать не меньше трех и не больше пяти цветов. Точки взрослый должен расположить в семь строк (по 14 точек в каждой строке). В этом упражнении ребенок должен считать точки в том направлении, которое ему задаст ведущий игры. При этом ведущий должен следить, чтобы указанное направление сохранялось во время чтения, чтобы соблюдалась последовательность произнесения всех точек.
Можно показывать детям контурное изображение различных предметов или детали от них, а ребенок должен угадать, что это за предметы.
Для развития восприятия у детей можно использовать карточки с различным орнаментом, а дети должны составить подобный орнамент из кубиков. После выполнения задания взрослый должен обсудить, соответствует ли составленный орнамент образцу, а если не соответствует, то где есть ошибки.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Развитие восприятия у дошкольников. Человек не может жить отстраненно от мира, его он чувствует и понимает с помощью слуха, зрения, тактильных ощущений. Вся информация поступает в мозг и качественно перерабатывается. Дошкольник должен научиться воспринимать мир правильно, чтобы получать от этого пользу для дальнейшего развития.
Особенности развития восприятия у ребенка
Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.
В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.
В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.
Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.
Виды восприятия
Дошкольник знакомится с миром на основании:
- зрительного анализатора,
- возможности слышать,
- благодаря осязанию.
Так, с помощью слуха ребенок слышит речь, музыку, различные звуки. Звуки окружают ребенка везде: дома, на улице, в детском саду. С помощью зрения малыш оценивает мир вокруг себя, в том числе и возможную опасность. Он также учится любить красоту родного края, произведений искусства, других красивых вещей, без которых бы жизнь человека была тусклой. Осязательные способности ребенка позволяют ему познакомиться с различной текстурой материалов, его окружающих: горячий асфальт летом или холодная сосулька зимой – все имеет значение. Эти тактильные ощущения запоминаются.
Уровни развития восприятия у дошкольника
Восприятие у дошкольников имеет три стадии.
Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.
Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.
Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.
Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников
Для развития восприятия у дошкольников нужно учитывать возраст ребенка. Ведь то, что понятно пятилетнему, для трехлеток будет очень сложным и необъяснимым. В частности, музыкальные игры с шумовыми эффектами звуков природы подойдут для детей средних и старших групп, но не младших. Также для маленьких детей будет сложно играть с оттенками цветов. Зато они с интересом будут находить предметы нужной формы и конкретного цвета, отбивать ритм. Старшим дошкольникам можно предложить игровые комплексные программы на развитие разных восприятий.
Развитие слухового восприятия
В мире множество звуков, причем у каждого предмета и явления свой характерный звук. Ребенок должен научиться понимать эти звуки. Как шумит дождь, как шелестят листья, как гудит паровоз, как щебечут птицы – все это важно. Малыши плохо воспринимают природные звуки, но дошкольники постарше уже способны слышать характерные особенности, если развитию слухового восприятия уделять время. Почему важно научиться слышать? Потому что без этого невозможно правильно и четко говорить.
С малышами нужно играть в игры, развивающие чувство ритма. Хлопки в ладоши с приговором – отличная идея. С детьми постарше можно уже изучать звуки природы. Для этого подойдут прогулки, экскурсии по лесу, улице.
Слуховое восприятие невозможно без слухового внимания. Поэтому нужно играть с дошкольниками в «Глухой телефончик», где нужно активизировать слух.
Еще интересная игра, которая понравится детям, – «Радиотеатр». Дошкольник слышит сказку, которую читают по ролям. И ребенок должен узнать, какому персонажу принадлежит голос, интонация, фраза.
Как развивать слуховое восприятие у детей: ВИДЕО
Развитие зрительного восприятия
В младшем дошкольном возрасте дети уже знают название основных цветов. Цветовосприятие для них живет в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. Все остальные оттенки неважны. Кроме того, главная оценка – это «красиво» и «некрасиво», причем здесь играет роль субъективное мнение ребенка.
Позднее ребенок, узнавая новые цвета и научившись разбираться в них и в оттенках, начинает более реалистично оценивать то, что видит. Для развития зрительного восприятия можно предложить также нарисовать рисунок по точкам. Интересной станет игра, в которой игроку предлагают пройти по «лабиринту». Лабиринт – это дорожка, изображенная на картинке.
С одной стороны лабиринта может быть персонаж, с другой – цель персонажа. Например, ребенку предлагают помочь медвежонку добраться до бочонка с медом. Так, с одной стороны лабиринта – медвежонок, с другой – бочонок. Ребенок должен вести пальчиком по нарисованной дорожке, отыскивая правильный путь. Также полезно будет предложить детям найти тени какого-либо персонажа, изображенного на картинке. Внимательность, умение подмечать мелочи – вот что развивает эта игра.
Игры на развитие зрительного восприятия: ВИДЕО
Развитие визуального восприятия и внимания у детей с ОВЗ: ВИДЕО
Развитие фонематического восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Фонематическое восприятие включает в себя:
- умение слышать и определять звуки в словах,
- умение определять, где именно в слове находится тот или иной звук,
- умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу.
Если ребенок это умеет, он сможет научиться правильно говорить, а значит не будет иметь проблем в школе.
Для развития фонематического восприятия хорошо подходят игры, где дети учатся узнавать предметы по звукам. Например, свисток свистит, крупа шуршит, вода шумит, машина гудит. Также важно научить ребенка слышать тихие и громкие звуки и распознавать их правильно. Еще одна особенность фонематического восприятия – понимание удаленности или приближенности звуков.
Для развития фонематического восприятия педагог часто использует аудиозаписи со звуками природы, а потом предлагает детям ответить, что именно они слышали, предлагая картинки, на которых изображены различные явления природы.
Хорошей игрой будет предложить дошкольникам узнать, что лежит в коробочке. Коробочку встряхивают, по звуку дети пытаются узнать, что спрятано.
Чтобы дети научились определять источник звука, можно сыграть в «Колокольчик». В этом случае ведущий ставит игрока с завязанными глазами в центре зала, а одному из детей вручает колокольчик. Ребенок звонит. Игрок, на глазах которого повязка, должен указать направление, откуда идет звук.
Приемы развития фонематического слуха: звуко-буквенного анализа у детей с ОНР: ВИДЕО
Игры для развития фонематического слуха: ВИДЕО
Развитие музыкального восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Если совсем маленькие дети различают музыку по контрасту, то к трем годам они уже запоминают отдельные понравившиеся мелодии. К пяти годам дети не только напевают песенки, но и понимают музыкальное настроение, могут выделять темп музыки, динамику, длительность звуков, ритм. Старшие дошкольники способны различать музыкальные произведения по эмоциональной окраске, знают термины. Дети могут даже рассказать, что они чувствуют, когда слышат ту или иную мелодию.
Многие педагоги считают, что в дошкольном возрасте детям полезно слушать классические произведения: Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других. Также полезно знакомить детей с фольклором. Народные танцы, песни – это хорошая возможность не только познакомить дошкольников с народным творчеством, но и развить музыкальное восприятие детей.
Третий шаг – это разучивать с детьми песни, написанные специально для этого возраста. Это могут быть также песни из детских фильмов и мультфильмов. При этом все песни должны быть в известных детям жанрах.
Развитие тактильного восприятия
Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками «
Развитие художественно-эстетического восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Дошкольный возраст – благодатная пора для постижения прекрасного, что есть в мире. Ребенок с удовольствием рисует и лепит, рассматривает произведения искусства и поделки прикладного творчества, ему нравится танцевать и смотреть, как танцуют другие. Все это помогает развивать художественно-эстетическое восприятие. Поэтому дошколят нужно чаще водить на интересные выставки, концерты, театральные постановки.
Нужно вовлекать детей в создание каких-либо поделок, композиций, рисунков. Они должны принимать участие в подготовке концертов, где есть стихи, музыка и танцы. Сольные номера и коллективные не только доставят детям удовольствие, но и сыграют большую роль в формировании художественно-эстетического восприятия.
Развитие целостного восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Для развития целостного восприятия у ребенка нужно включать в его обычный день игры и упражнения по развитию и слуха, и зрения, и тактильных ощущений, и вкусовых, и обоняния.
Комплексная работа по развитию разных восприятий в итоге приводит к развитию целостного, ведь мир не может восприниматься как отдельные части чего-то, все в нем взаимосвязано и дополняет друг друга. Таким образом, ребенок должен понимать:
- величину предметов,
- размер,
- форму,
- пространство,
- особенности предмета в зависимости от того, где он находится,
- неподвижность и движение.
Уметь пользоваться восприятием:
- зрительным,
- слуховым,
- обонятельным,
- осязательным,
- вкусовым.
Вся эта информация вкупе дает целостную картину, позволяющую пользоваться восприятием и развивать его.
Читайте также наши статьи:
- Развитие памяти у дошкольников
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Методики развития разных видов восприятия
Вот несколько методов развития восприятия разных видов.
Величина, цвет и форма
В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка.
Что потерялось?
В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.
Понюхай и отгадай
В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.
Волшебное звучание
Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.
Тактильная загадка
В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.
Читайте также:
- «Игры на развитие мелкой моторики у детей»
- «Развитие воображения у детей дошкольного возраста«
Нарушения восприятия и причины
Развитие восприятия у дошкольников. Нарушения восприятия – это невозможность правильно осознавать окружающие звуки и предметы. Такой человек дезориентирован, он не может реально оценивать действительность вокруг него.
Причинами нарушения восприятия могут быть:
- патология центральной нервной системы, в том числе вследствие болезней;
- психические расстройства;
- реакция на прием сложных препаратов, таких как антидепрессанты, противовирусные и другие;
- наркомания, в том числе и врожденная;
- травма, в результате которой пострадала нервная система;
- физическая и психическая усталость организма;
- дефект зрения.
Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, нуждается в работе со специалистами, которые составят индивидуальную программу. Но при этом в семье можно помочь решению проблемы следующими способами:
Выполнять режим дня
Вставать и ложиться спать в одно время, исключить те действия, которые вызывают страх, эмоциональную нагрузку.
Свет
Ребенок плохо воспринимает форму и цвет предметов, а при плохом освещении ему становится еще хуже. Поэтому свет должен быть ярким, но мягким.
Цвета
Чтобы нервная система не испытывала дополнительной нагрузки, нужно, чтобы в комнате ребенка было как можно меньше глянца и орнаментов и как можно больше однотонных цветов.
Ежедневные занятия по развитию восприятия
Игры по развитию способности понимать величину, размер и форму предмета, а также его цвет, по развитию звуковых и зрительных восприятий должны быть построены с учетом особенностей детей с нарушениями. К примеру, можно предложить играть в такую игру. Предлагается в конкретные пазлы вложить такой же по форме элемент. Конечно, сразу у ребенка не получится, но со временем его ждет маленький успех. Также можно использовать игры, где понадобятся тактильные ощущения. Игры с песком к тому же успокаивают, развивают мелкую моторику.
Что влияет на развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.
На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.
Как в увлекательной форме развивать восприятие у ребенка
Отзывы
Евгения, Самара:
– В моей группе был мальчик, который не мог сделать элементарного: вложить в пазлы нужную по форме деталь. С силой пытался вогнать, злился, начинал плакать. Он вообще вел себя не так, как другие дети, хотя внешне ничем не отличался от них. Оказалось – ЗПР. Его потом от нас забрали в специализированный садик.
Александра, Чита:
– Мне кажется, ребенок еще слишком мал, чтобы понимать звуки природы. Взрослый-то не всегда разберется. А как ребенок может на слух определить где дождь, где шум моря? Нет, это задание не для дошкольников.
Нина, Анапа:
Я часто провожу занятия с детьми, где мы проверяем обоняние и вкусовые рецепторы. Детям очень нравится. А еще они любят играть в «лукошко». Это такая игра, когда из корзинки вынимают предметы одного цвета. А потом мы эти предметы считаем. Очень полезное упражнение для развития детей.
Олег, Курган:
– Думаю, именно нетрадиционные методы рисования могут развить восприятие ребенка. Это и тактильные ощущения, и зрительная тренировка. Тем более что детям интересно пробовать все новое. Я сам такие занятия веду и вижу, как загораются детские глазенки.
Что приготовить ребенку
В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи.
Восприятие – основа для дальнейшего развития мышления, памяти, способности человека осознавать увиденное и анализировать, планировать и осуществлять. И если развитию восприятия не уделять должного внимания в раннем возрасте, можно упустить время.
Педагог-психолог: Наталья Белокопытова
Источник