Методы развития воображения ребенка

Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.
Важность воображения для детей
Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:
- воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
- обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.
Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.
Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.
Как развить воображение у ребенка
Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.
1. Истории
У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.
Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.
Полезные советы
- обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
- придумывайте истории вместе с ребенком;
- вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
- если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
- с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.
2. Искусство
Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.
Полезные советы
- дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
- запишите ребенка в художественную школу;
- водите его на выставки, в музеи и т.д.;
- не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
- не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
- позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
- рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.
3. Игры на воображение
Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.
Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.
- через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
- дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
- через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.
Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».
Полезные советы
- предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
- предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
- купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.
4. Исследование природы
Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.
Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.
Полезные советы
- ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
- используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
- проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
- читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
- во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.
5. Проявления любопытства у ребенка
Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.
Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.
Полезные советы
- задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
- задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
- давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
- решайте вместе различные головоломки;
- придумывайте рифмованные предложения;
- посещайте новые места.
Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.
Источник
На рисунках вашего юного гения порхают над цветами фиолетовые дракончики, а его истории соперничают по красочности со сказками и стихами Бориса Заходера? Это замечательно! Знаете ли вы, что развивать воображение дошкольника так же важно, как учить его буквам и цифрам?
Об этом еще в 1930-е писал классик советской и мировой психологии Лев Выготский, акцентировавший роль искусства и культуры в формировании гармоничного человека. Творческое мышление и самовыражение, любознательность необходимы ребенку не только в школе или университете – это ценные качества, которые требуются каждому на протяжении всей жизни.
Поощрять воображение сына или дочки можно и нужно самостоятельно, в семейном общении, даже если ваше чадо ходит в школу раннего развития, ведь с вами у него больше доверия, свободы и искренности, чем с любым педагогом. Да и для вас такие «игры разума» полезны, чтобы расслабиться и по-новому взглянуть на мир.
Рисование
Не из каждого юного художника получится Илья Репин или Пабло Пикассо, но удовольствие выплеснуть на бумагу свои эмоции, впечатления, мысли ни с чем не сравнится. А творческий подход вы и малыш можете проявить в выборе не только сюжета картины, но и инструментов для ее создания, ведь рисовать можно и карандашами, фломастерами, кистями, мелками, и пальцами, старой зубной щеткой, поролоновой губкой, роликом. Не забудьте ради сохранения чистоты в доме и собственных нервов положить на пол полиэтиленовую пленку или много газет, надеть на ребенка фартук или старую одежду, на которую не жаль посадить неотстирываемое пятно.
Игры с песком
Старые добрые игры в песочнице – полезная забава, развивающая не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и социальные навыки (ведь малышей, как правило, на прогулке несколько, и они общаются), а также воображение. Домашней альтернативой уличным «урокам архитектуры» могут стать занятия с кинетическим песком (недешев, но не загрязняет все вокруг), а также с сухими крупами и макаронами. Единственное, что без присмотра чадо ради его же здоровья и блага за такой игрой не оставить. Ну и морально готовьтесь к последующей уборке.
Игры с водой
Многим деткам нравится играть с водой не только во время купания. Мокрые развлечения идеальны для дачи летом, когда есть возможность надуть детский бассейн или поставить ванну на открытом воздухе, наполнить до безопасного для ребенка уровня и пустить туда бегемотика, кораблики, утят для юного флотоводца. Дома игры с водой под вашим надзором возможны в любое время года на кухне или в ванной: пусть чадо переливает из пустого в порожнее, моет в миске или тазике, как может, пластиковую посуду либо свои игрушки, опять же из резины или пластика.
Лепка
Соленое тесто, пластилин, глина – дети обожают создавать из пластичного материала, не капризничающего в их ладошках, все, что только заблагорассудится. Лепка развивает не только мелкую моторику, но и воображение: один и тот же брусок пластилина благодаря фантазии малыша может стать сначала собачкой, потом гномом, потом коровкой или легковой машиной. А творения детей постарше, созданные из теста либо глины и доведенные до ума технологически (запеченные, расписанные, покрытые глазурью), станут хорошими подарками настоящей ручной работы для друзей и родственников вашей семьи.
Сочинение историй
Вместо традиционного чтения сказки перед сном или после полдника вы можете сочинить собственную. Придумайте начало и попросите ребенка продолжить или дополняйте историю по очереди: предложение – вы, предложение – отпрыск. Другой вариант: прочитать детскую книжку не полностью и предложить сыну или дочке подумать, каким может быть финал, создать собственную концовку. Добро пожаловать в страну Вообразилию!
Пазлы и конструкторы
Собрать из частей целое – серьезная интеллектуальная, творческая задача. У детей, которые любят пазлы и конструкторы, больше терпения в достижении целей, лучше фотографическая память, хорошая мелкая моторика, развитое пространственное мышление и воображение, ведь прежде чем собрать башню из лего или пазл-картину с фруктами, надо сначала эти объекты увидеть в своей голове.
Занятия музыкой
Музыкальная школа – это отлично, но любить музыку и увлекаться ею можно и просто так, без оглядки на дипломы и наличие голоса и слуха. Сочиняйте с ребенком песни, играйте на ложках или перевернутых мисках, ритмично хлопайте в ладоши, передавая ритм знакомой вам обоим композиции. Если запасы вашего терпения и толщина стен квартиры позволяют, можно купить чаду игрушечный барабан, синтезатор или другой музыкальный инструмент для творческого самовыражения.
Ролевые игры
Играйте вместе в доктора и пациента, покупателя и продавца, клиента и парикмахера, гида и туриста. Это не только развивает творческое мышление ребенка, но и помогает ему усвоить этикет общения и социальные роли – как вести себя в поликлинике, магазине, музее и т. п.
Актерство
Задачи на перевоплощение невероятно активизируют воображение. Играйте всей семьей в «Крокодила», когда загаданные ведущим слова нужно передать молча: жестами, позами, мимикой и поведением. Просите ребенка изобразить ворчливую старушку, бравого солдата, замерзающего зайца, человека, который ошибся номером при звонке по телефону. Хвалите игру сына или дочки и давайте «режиссерские» советы.
Вопрос-ответ
Задавайте вашему почемучке вопросы на размышление. Например, почему сегодня облака такие упитанные или из чего нужно сделать домик для бабочек? Что произойдет, если съесть целую банку варенья, как Карлсон, и спят ли игрушки и книжки? Пусть чадо пофантазирует, отвечая. А вы в своем резюме такого обсуждения можете преподнести ребенку новые знания: да, в сказках на облаках можно летать, а толстые и белые они потому, что объелись снежной каши. Но ученые доказали, что облака – это водяной пар, влага, испарившаяся с Земли и накопившаяся в небе (сыну или дочке постарше уже будет понятно и слово «атмосфера»).
Альберту Эйнштейну приписывают слова: «Воображение важнее, чем знания».
А вы и ваш ребенок с этим согласны?
Читайте также:
- 7 шагов: как научить ребенка лепить из пластилина
- Минутка творчества: делаем цветной песок своими руками
- Ученые назвали возраст, с которого детей можно обучать рисованию
Все фото: © Depositphotos
Источник
«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
Автор
старший воспитатель:
Шевченко О.В.
Содержание
- Виды воображения
- Особенности воображения у дошкольников
- Дидактическая игра – средство развития воображения
- Воображение в изодеятельности дошкольника
- Сказка и воображение дошкольника
- Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.
Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.
Виды воображения
В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.
- Непроизвольное – пассивное.
Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.
В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.
- Произвольное – активное.
Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.
Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:
- воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
- творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
- мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.
Особенности воображения у дошкольников
Психологи различают три стадии развития воображения человека:
- преобладание вымысла, фантазии, сказок;
- сочетание фантазии с практическим расчетом;
- полное подчинение этой способности интеллекту.
В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.
Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.
Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.
Дидактическая игра – средство развития воображения
Существует три основных вида дидактических игр:
- словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
- настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
- с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.
Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.
Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.
Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.
Воображение в изодеятельности дошкольника
Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.
Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.
В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:
- произвольность;
- креативность;
- устойчивость;
- широта.
Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
Сказка и воображение дошкольника
Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.
Сказка сама по себе является основой для развития воображения:
- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
- воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
- окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
- дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
- развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.
Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.
Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.
Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов
- ребенок представляет в уме требуемый результат;
- углубляются представления об окружающем мире;
- идет процесс осмысления предметных свойств;
- запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
- дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.
Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:
- готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
- наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
- различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.
Источник