Методы развития ребенка с рда

Методы развития ребенка с рда thumbnail

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие и признаки раннего детского аутизма. Описаны процессы формирования отдельных сфер деятельности у детей с ранним детским аутизмом, а также представлены методы коррекции раннего детского аутизма.

Ключевые слова: ранний детский аутизм (РДА), аутизм, методы коррекции раннего детского аутизма.

В современном мире с каждым годом повышается рост численности детей с неврологическими патологиями, в том числе и с ранним детским аутизмом (3-4 случая на 10000 детей в России) [5]. При этом у мальчиков данные отклонения наблюдаются чаще, чем у девочек.

Не смотря на такие достаточно обширные данные специалистами уделяется недостаточно внимания изучению и коррекции данного заболевания. В России нет специализированных центров по работе с детьми с синдромом РДА, в связи с чем педагоги и родители, работающие с детьми указанной категории вынуждены самостоятельно исследовать вопрос развития ребенка с ранним детским аутизмом.

Термин «аутизм» был введен в начале XX века немецким психиатром Е. Блейлером, который описал его как: «симптом шизофрении, выражающийся в особом погружении «в мир грез», нереальный, придуманный, который для больного более реален, чем окружающий мир» [2, с. 73].

В.М. Башина под ранним детским аутизмом понимает: «один из сложнейших типов нарушения психического развития, который относится к группе всеохватывающих расстройств, проявляющихся во всестороннем нарушении развития психики: когнитивной, проявляющихся во всестороннем нарушении развития психики: когнитивной, эмоциональной и сенсорной сферы» [1, с. 36].

Синдром раннего детского аутизма окончательно формируется к 3-м годам. При раннем детском аутизме характер функциональных ограничений проявляется в трех основных сферах: социальной, коммуникативной, мотивационной [7, с. 101].

Признаки раннего детского аутизма проявляются в следующем: избегании контакта глаз, нарушенное речевое развитие, несформированность коммуникативных умений, однообразные действия в поведении, низкая выраженность подражания, отсутствие желания оказаться на руках матери и низкая способность к выражению эмоций [1, с. 93].

Для ребенка с РДА контакт со взрослым привлекателен, но социальная стимуляция не попадает в диапазон его комфорта. Например, первая улыбка, возникающая у младенца с аутизмом, не адресована взрослым, а возникает лишь как реакция на приближение взрослого, и на ряду приятных ребенку впечатлений. Дети с аутизмом не умеют дифференцировать эмоциональные состояния окружающих, просто не нуждаются в этом [6, 54].

У детей с признаками раннего детского аутизма вместо развития интереса и активного взаимодействия с миром развиваются защищенные механизмы от вхождения в социальную среду. При взаимодействии такие дети придерживаются неадекватной дистанции, отсутствует система положительной избирательности. Дети с синдромом раннего детского аутизма фокусируют свое внимание на многочисленных страхах, запретах, ритуалах и защитных действиях с целью предотвращения опасности [8, с. 215]. Чрезвычайно большие отличия в интеллектуальном развитии, особенности сенсорного развития (гипо- или гиперчувствительность), комплексные речевые нарушения, нарушения моторного развития, наличие разнообразных страхов, слабое развитие исследовательских способностей и познавательной активности значительно затрудняет процесс обучения.

Формирование игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом также своеобразно. У детей происходит «застревание» в манипуляциях с предметами. Если дети с нормальным развитием успешно переходят к следующему этапу игровой деятельности, то дети с РДА не в состоянии самостоятельно, без помощи специалиста продвигаться дальше. Следует отметить, что у детей с нормальным развитием закономерным считается осмотр игрушек и оценивание их возможностей. Их привлекают игрушки многогранные, позволяющие провести различные операции. Дети же с ранним детским аутизмом, по утверждению К.С. Спиваковской, проявляют минимальный интерес к отбору игрушек и ограниченность возможностей в их использовании. Они выбирают наиболее простые игрушки, которые требуют минимум усилий [10, с. 237].

В большинстве случаев, за счет раннего вмешательства, многие дети в состоянии преодолеть указанные недостатки РДА. Некоторые психиатры считают, что коррекция раннего детского аутизма невозможна без медикаментозного лечения. Однако, разделяя точку зрения М.И. Буянова, можно полагать, что медикаментозного лечения недостаточно без проведения комплексной социальной коррекции и разностороннего развития ребенка [3,        с. 26].

Целью коррекционной работы при РДА является формирование поведенческих механизмов, стабильности в саморегуляции, интеллектуальных способностей и эмоциональной адекватности при взаимодействии с социумом.

На ранних стадиях родителям, воспитывающим ребенка с РДА, необходимо: четко следовать режиму дня; больше времени уделять ребенку, играть с ним, чтобы он не замыкался еще больше; избегать перестановок в доме (т.к. дети сложно адаптируются к новым условиям, что может нанести психологическую травму) и создавать спокойную обстановку. Основная работа с такими детьми состоит в том, чтобы ребенок был вовлечен в различные виды деятельности, для этого следует использовать задания, которые особенно заинтересуют ребенка и удержать его внимание.

Остановимся на методах коррекции раннего детского аутизма. К ним относят:

– использование эмоционально-уровневой терапии, разработанной О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и др. В рамках данной терапии следует использовать приемы эмоционального воздействия на ребенка. Одним из эффективных приемов, по мнению авторов, является «заражение» ребенка настроением взрослого.

– использование поведенческой терапии. Распространение данный вид терапии получил благодаря работам Г. Айзенка. Поведенческая терапия основана на связи мышления и поведения. Главная задача в рамках поведенческой терапии является предотвращение неадекватного и ошибочного мышления, которое выражение через поведение.

– использование холдинг-терапии, разработанной американским детским психиатром Мартой Вельч. Холдинг терапия основана на установлении тесной связи ребенка со взрослым. Применение холдинг-терапии позволит сблизиться с ребенком и установить доверительный контакт. К приемам холдинг-терапии относят: поглаживание, обнимание, прижимание и т.д.  

– использование игровой терапии, родоначальником которой считается Я. Морено. Предлагаются две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная. Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие педагога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует его деятельность. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большому самовыражению, достижению им эмоциональной устойчивости и развитию механизмов саморегуляции.

– использование речевых игр. Наличие речи является важнейшей составляющей. Учеными доказано, что процессы мышления тесно связаны с речевой деятельностью, поэтому важно развивать на первых этапах хотя бы непроизвольную речь, это позволит определить потенциальные возможности произвольных форм речи, затем повысить словарный запас.

– использование пальчиковых игр и игр, направленных на развитие моторной сферы. Ребенок с РДА должен в минимальной степени обладать моторными навыками: держать в руке карандаш и ручку, выполнять несложные графические действия. Пальчиковые игры позволят совершенствовать двигательные моторные навыки и зрительную память.

– использование заданий для зрительного восприятия и гимнастики для глаз позволяют научить ребенка распознавать различные предметы. У всех детей с РДА страдает произвольная глазодвигательная активность, ребенок не может выполнить произвольное движение глазами, например, проследить за движением пальца или карандаша по тексту. Для того, чтобы развитие и обучение было эффективным, в минимальной степени этот компонент должен присутствовать.

– использование наглядных пособий и приемов эйдетики. Навыки наглядно-образного мышления диагностируются косвенно. Важно научить ребенка видеть и понимать сюжет, который ему предъявляется (выделение причинно-следственных связей в сюжете почти для всех детей оказывается невозможным).

Таким образом, при своевременной коррекции раннего детского аутизма представляется возможным эффективно работать над развитием ребенка с целью частичного устранения нарушений. Следует помнить, что каждый этап, каждый достигнутый результат в развитии является важным шагом для ребенка. Специально организованный процесс работы с ребенком – обязателен. Без систематической работы невозможна адаптация и социализация ребенка к жизненным условиям. Важным является сочетание различных методов коррекции, но особое внимание необходимо уделять развитию и обучению через игровую деятельность, так как игра является ведущей деятельностью ребенка. Посредством игры создается непринужденная обстановка, ребенок чувствует себя более комфортно, что позволяет достичь более высоких результатов в развитии ребенка.

Список использованной литературы

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм. М.: Альманах, 1993. – С. 165. 2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок, пути помощи. М.: Теревинф, 1997. – 227 с.
  2. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. М.: Изд-во независимой психиатрической ассоциации, 1993. – 542 с.
  3. Буянов М.И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов, 2001. – 88 с.
  4. Детский аутизм. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. СПб: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 2014 – 254 с.
  5. Заболеваемость всего населения России в 2015 году: статистические материалы. Ч. I. – М., 2016
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Академия, 1985. – 144 с.
  7. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб: Речь, 2007. — 288 с.
  8. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Просвещение, 200. – 350 с.
  9. Психология аномального развития ребенка: В 2 т.: Хрестоматия / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: Изд-во МГУ: Высш. шк., 2002. – Т.1., Т.2. – С. 230-260, 611-670. 3, с. 67.
  10.  Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
  11.  Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. – 136 с.

Источник

Методы развития ребенка с рда

Большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?

0
9390
19 Марта 2017 в 20:50

Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог

Детский аутизм, коррекция которого требует целого комплекса мероприятий, до настоящего времени остается нарушением не до конца изученным. Родители стремятся ухватиться за любую «соломинку», использовать все возможные способы и методики ради успешного лечения и реабилитации ребенка-аутиста. Поэтому коррекция аутизма сегодня чаще всего строится на работе целой команды специалистов (медиков, психологов, коррекционных педагогов).

Хорошо, если это слаженная работа единой команды специалистов, которые согласовывают реабилитационные мероприятия между собой. Но такое комплексное лечение в специальных клиниках большинству наших семей просто не по карману. Существует и множество вспомогательных способов и методов реабилитации. Что выбрать?

Ранний детский аутизм: подходы к коррекции

Специалисты в разных областях ищут и предлагают свои подходы к коррекции аутизма:

  1. Медикаментозная терапия (обычно назначается психиатром и невропатологом). Она не предполагает как такового излечения ребенка. Медикаментозное воздействие применяется при аутизме с целью коррекции поведения ребенка и нивелирования различных патологических состояний.

  2. Биомедицинское лечение аутизма у детей (сочетание специальных диет с приемом витаминов, БАДов, противовирусными и противогрибковыми комплексами).

  3. Применение физиотерапии и электростимуляции мозга в лечении ребенка-аутиста.

  4. Метод биоакустической коррекции аутизма. Биоакустическая коррекция предполагает прослушивание ребенком акустически преобразованной собственной энцефалограммы.

  5. Вспомогательные методы коррекции детского аутизма (реабилитация ребенка-аутиста с помощью анималотерапии, арт-терапии и т. д.).

Описанные выше методы родители выбирают и «берут на вооружение» исходя из состояния ребенка. Однако большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Медикаментозная и прочие виды коррекции могут выступать лишь вспомогательным инструментом.

Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?

Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы

Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.

Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:

коррекция аутизма

  • Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.

    Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.

  • Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.

    Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.

  • Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.

    В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.

  • Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.

    Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.

  • Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).

    При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.

Детский аутизм: коррекция требует точной диагностики

Даже из этого, далеко не полного перечня способов коррекции, родителям и педагогам бывает непросто сделать выбор. Основная трудность заключается в том, что современная диагностика детского аутизма направлена преимущественно на то, чтобы определить сам факт наличия или отсутствия нарушений аутистического спектра.

А причины развития аутизма специалистами определяются совершенно по-разному, поэтому и методик возникает огромное число. Что все-таки объединяет каждого ребенка-аутиста, в чем причина его нарушений? Версий великое множество:

  • сенсорная дезинтеграция в результате общих информационных перегрузок

  • генетические предпосылки, наследственность

  • обязательная вакцинация

  • множественные нарушения обмена веществ

  • экологический фактор.

детский аутизм коррекция

Не понимая точной причины, почему и у какого именно ребенка возникает аутизм, родители и специалисты часто вынуждены двигаться «вслепую», пробуя поочередно все возможные способы оказать помощь ребенку-аутисту. В результате мы теряем драгоценное и невосполнимое время. Ведь наиболее эффективна коррекция аутизма именно в раннем возрасте.

Точная диагностика – успешная коррекция аутизма

У всех детей, страдающих расстройством аутистического спектра, действительно есть нечто общее: особая восприимчивость к звукам. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что ребенок-аутист от природы является носителем звукового вектора. Его наиболее чувствительной зоной является ухо.

А это значит, что ребенок со звуковым вектором может получить серьезную психотравму вследствие следующих причин:

  • крики, ссоры, конфликты в семье

  • оскорбительные смыслы в речи взрослых

  • громкая музыка, особенно тяжелый рок

  • близость места проживания ребенка к источнику постоянных шумов (возле аэропорта, вокзала и т. д.).

В результате непереносимого воздействия на его наиболее чувствительную зону (ухо) ребенок со звуковым вектором отгораживается от источника стресса, погружается в свой внутренний мир, постепенно перестает воспринимать мир внешний. Подробнее можно прочесть здесь.

Обычные для нас звуки причиняют ребенку-аутисту непереносимую боль. Он стремится закрывать уши даже при бытовом шуме: пылесоса, моющейся посуды, фена или слива. Чем больше стрессовых звуковых воздействий получает такой ребенок, тем глубже он уходит в себя, теряет способность воспринимать речь, ее смыслы. Как следствие стремительно снижается обучаемость ребенка.

Базовым условием, с которого следует начинать реабилитацию ребенка-аутиста, является создание звуковой экологии в доме и во время занятий:

  • говорить с ребенком следует тихо и спокойно,

  • исключить громкую музыку или другие звуковые источники стресса,

  • можно использовать тихую фоновую классическую музыку, ее частотный диапазон полезен для звукового малыша.

Выбор конкретных реабилитационных мероприятий зависит от полного набора векторов, заданных ребенку от рождения.

Диагностика и коррекция аутизма в системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. По этой причине звуковая травма становится причиной лавинообразного нарушения в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку от рождения. Специалисты неслучайно определяют аутизм именно как первазивное, то есть всепроникающее нарушение.

В результате ребенок-аутист часто демонстрирует целую палитру разнообразных поведенческих отклонений. Например:

коррекция раннего детского аутизма

  • Если помимо звукового, ребенок обладает еще и кожным вектором, ему задана особая чувствительность кожных покровов. От природы это активные, подвижные дети. При аутизме развитие кожного вектора ребенка нарушается, и он может демонстрировать непереносимость тактильного контакта или, наоборот, навязчивую потребность в нем, вместо обычной подвижности формируется гиперактивность и «полевое поведение» и т. д.

  • Если помимо звукового, ребенок обладает также анальным вектором, ему от природы задана особая усидчивость и медлительность, консервативность, стремление к привычному укладу жизни. При аутизме мы наблюдаем нарушенную картину в развитии анального вектора, чрезмерную ригидность вплоть до ступора, «ритуальность», агрессию и аутоагрессию.

  • Если помимо звукового, ребенок наделен еще зрительным вектором, у него от природы особая восприимчивость к свету, цвету и форме, большой эмоциональный диапазон. При аутизме мы наблюдаем нарушенное развитие зрительного вектора: аутостимуляции (стереотипные игры) со светом и тенью (разглядывание пальцев или игрушек на просвет), природная эмоциональность превращается в истеричность и множественные страхи.

Это лишь несколько примеров того, насколько страдает целиком все развитие психики при детском аутизме. Системно-векторный подход к коррекции аутичных состояний дает точное понимание, какие методы будут эффективны для каждого конкретного ребенка, с учетом его природных свойств.

Системный выбор реабилитационных мероприятий

Точное знание устройства психики ребенка позволяет выбрать наиболее действенные меры реабилитации. За основу берутся природные свойства, заданные ребенку, например:

  1. Для аутичного малыша с кожным вектором полезны массажи, игры с неструктурированным материалом, лепка и т. д. От природы таким детям задан логический склад ума, они хорошо усваивают навыки счета – поэтому уместны будут игры с учетом этих свойств. Кожные дети нуждаются в четком режиме дня и высокой двигательной активности, что позволяет существенно снизить проявления «расторможенности» и «полевого поведения». Подробнее об этом здесь.

  2. Ребенок-аутист с анальным вектором, напротив, будет предпочитать сидячее времяпрепровождение. Ему требуется предсказуемость событий, поскольку все новое вызывает у него сильный стресс. Такой ребенок требует намного больше повторений, чтобы усвоить материал. Его нельзя торопить или обрывать, пока он не закончил начатое дело. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

  3. Ребенка со зрительным вектором может увлечь театр теней, калейдоскоп, другие игры со светом и тенью. Системный подход позволяет существенно сократить истеричность и страхи, свойственные такому ребенку.

От природы каждому ребенку в среднем задано 3-5 векторов, каждый из которых закладывает определенные особенности и свойства психики. Успешная коррекция поведения при аутизме требует от родителей и педагогов точного знания всех психических свойств, заданных ребенку.

Понимание ребенка – ключ к решению проблемы

Знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяют родителям и специалистам получить комплексный подход в рамках любой реабилитационной программы, которая была выбрана в качестве основного метода коррекции. Так, нашими специалистами успешно применяется системный подход при сенсорно-интегративной терапии.

В зависимости от векторов ребенка используются разные меры: например, зрительному ребенку-аутисту следует предлагать задания с ярким дидактическим материалом, подойдет театрализация и эмоциональные игры. Кожному ребенку подойдут сенсорные игры на тактильность, подвижные игры, массажи.

Такой подход позволяет предлагать ребенку то, что действительно для него значимо и интересно. Понимая изнутри потребности и особенности малыша, родители и специалисты уже не нуждаются в методе «слепого тыка» или «дрессуре» по принципу «стимул – реакция».

Развитие эмоциональной сферы

Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.

Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:

  • анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),

  • игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,

  • специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:

Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:

  • точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,

  • полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.

Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник