Методы развития навыков общения ребенка

Методы развития навыков общения ребенка thumbnail

Еще Аристотель сказал, что человек – существо социальное. Его жизнедеятельность неразрывно связана с обществом, которое играет огромную роль в формировании личности. С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников, в общественных местах и т. д.

Важнейшая роль на этапе взросления отводится именно родителям. Члены семьи первыми прививают ребенку основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Это необходимо для того, чтобы дети могли комфортно ощущать себя среди окружающих, общаться, развиваться, получать знания.

Приобретаемые навыки межличностных отношений называют коммуникативностью. Они закладываются еще в дошкольном возрасте, а развиваются и совершенствуются всю жизнь.

Что такое коммуникативные навыки?

Латинское communicativeness переводится как «сообщающийся», то есть, умеющий общаться. Понятие «коммуникативность» – это положительное качество человека, которое характеризует одну из нравственно-этических сторон его воспитания. Оно выражается в умении личности устанавливать контакт («сообщаться») с другими людьми, строить с ними определенные отношения.

Поэтому перед взрослыми изначально стоит важная задача – научить ребенка:

  • понятно выражать и пояснять свои мысли, ощущения, эмоции и т. д.;
  • правильно и без искажения воспринимать получаемую информацию, то есть, обмениваться мыслями, идеями, переживаниями с другими людьми.

Психологические способности к коммуникации носят индивидуальный характер. Они обеспечивают степень эффективности взаимодействия людей между собой. Кому-то это удается проще, легче, а другой испытывает затруднения, дискомфорт. Разумеется, следует учитывать врожденные качества человека. Но, благодаря применению специальных методик, можно существенно улучшить степень взаимодействия личности с окружающими.

Опытные педагоги и психологи считают, что существует несколько основных навыков коммуникативности, которые необходимо развивать.

  1. Прежде всего, стоит вырабатывать у ребенка желание общаться.
  2. Второе – объяснять правила и демонстрировать нормы эффективного взаимодействия с другими людьми (например, поддерживание беседы, умение уходить от конфликта или выходить из сложной ситуации).
  3. И в третьих – развивать комплекс практических умений, к которым относится:
  • непосредственное обращение к собеседнику;
  • тактичное привлечение внимания к собственной персоне;
  • аргументация выдаваемой информации;
  • дружелюбие;
  • принятие позиции собеседника;
  • навык увлечь другого человека собственной идеей, мнением;
  • умение выслушивать и сопереживать;
  • баланс «не конфликтности».

Присутствие всех этих составляющих в человеке дает возможность успешно взаимодействовать в социуме, то есть быть коммуникабельным.

Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

Дошкольный возраст делится на несколько стадий. Каждая из них отличается своими особенностями общения:

  • от рождения до 2-х лет – ребенок контактирует с ограниченным кругом лиц, постигая первые азы взаимодействия;
  • 2-4 года – время от времени малыш уже вступает в эмоционально-практическую (играет, разговаривает) связь со сверстниками;
  • с 4 и до 6 лет наступает ситуативно-деловой период коммуникации (взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познает мир, поведенческие нормы и другие стороны жизнедеятельности), который происходит, в основном, в игровой форме;
  • к 7 годам формируются избирательно-постоянные предпочтения коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей.

Кроме семьи, это могут быть воспитатели, репетиторы, а также друзья, разделяющие его интересы в играх и другой деятельности.

Подрастая, ребенок расширяет представление о практических навыках партнеров по взаимодействию, проявляет интерес к неизвестным сторонам личности. Благодаря полученным знаниям, появляется способность оценивать самого себя и свои возможности.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребенка

В дошкольном периоде очень важна поддержка и помощь взрослых, которые вступают в контакт с ребенком. От них он получает информацию о нормах и правилах общения, взаимодействия. Любое негативное или неуважительное проявление к личности малыша отрицательно влияет на формирование самооценки.

Перед родителями и воспитателями стоят следующие задачи:

  • культивировать в ребенке и самому демонстрировать ему нормы и правила коммуникации в обществе;
  • развивать желание общаться с окружающими;
  • помогать адекватно воспринимать социальные роли людей в обществе;
  • воспитывать умение говорить, выслушивать, правильно воспринимать эмоции собеседника;
  • подводить к осознанию того, что любой конфликт можно решить вербально, не теряя самообладание.

Коммуникативные навыки важны не только для социальной адаптации ребенка, но и для его умственно-психологического развития. Достаточный уровень коммуникации упрощает адаптацию ребенка в новом коллективе и позволяет определить его готовность к школе.

Возможные нарушения коммуникативных навыков

В комфортной и знакомой обстановке дети хорошо контактируют как со взрослыми, так и со сверстниками, отличаются непосредственностью, любознательностью, желанием совместно выполнять какие-то действия, играть. Но бывают случаи, когда взрослые замечают периодическое или стойкое нежелание ребенка общаться с другими людьми.

Такое поведение может быть вызвано:

  • определенными физиологическими причинами (нарушением мозговых функций, наличие отклонения слуха, речи, наследственными заболеваниями);
  • психологическими нюансами – неполадками в семье, неудачами в предыдущих попытках общения с ровесниками или взрослыми и, как следствие, получением эмоциональной травмы.

Не стоит забывать, что темперамент ребенка также влияет на развитие навыков коммуникации:

  • сангвиники общаются свободно, просто и легко сходятся с людьми;
  • эмоциональность и вспыльчивость холериков накладывает свой отпечаток на взаимодействие с окружающими;
  • сложно сходятся с людьми флегматики, но они спокойны, отличаются постоянством в своих привязанностях;
  • меланхолики – замкнутые, часто не уверены в себе, обидчивы.

Некоторые затруднения в общении испытывает практически каждый ребенок. Но если родители наблюдают явно выраженные проблемы в общении, поведении ребенка, стоит обратиться к специалисту. Только детский психолог поможет определить причину, найдет способ ее исправить.

Ошибки родителей

Каким вырастет маленький человек в будущем, зависит от ближайшего окружения. Семейные взаимоотношения оказывают важнейшее влияние на формирование личности. Малыш рано начинает понимать, какое поведение уместно в определенной ситуации. Если в детском саду учат дружелюбию, взаимопониманию, а дома он сталкивается с прямо противоположными проявлениями, то малыш испытывает растерянность. У него возникают вопросы: «Кто все-таки прав? Как же себя вести?».

Важна не только общая атмосфера дома, но и непосредственное отношение к ребенку со стороны близких родственников. Иногда родители допускают серьезные ошибки, которые значительно затрудняют развитие коммуникабельности. Вот некоторые из них:

  1. Малыш вырастет капризным и изнеженным, будет болезненно воспринимать отсутствие обожания от окружающих, если в семье каждый его поступок воспринимается с восхищением, а взрослые выполняют все его прихоти.
  2. Если родители поощряют только соблюдение внешних приличий, не интересуясь внутренними ощущениями подрастающего человека, то его нормой поведения станет лицемерие.
  3. У детей, которые постоянно получают наказание за малейшие шалости, формируется сознание «трудного ребенка». Это приводит к деформации неокрепшей психики малыша.
  4. Ребенок стремится угодить, помочь, выполнить, а похвала достается кому-то другому. Итогом подобной ошибки станет развитие неуверенности в себе, завистливости.

В семье необходимо правильно расставлять приоритеты, уделять достаточно внимания общению с ребенком. При этом важно учитывать интересы малыша, предоставлять ему время на обдумывание той ли иной ситуации, подчеркивать важность общения с ним. Не стоит предугадывать желания малыша, необходимо давать возможность их выражать.

Методы развития коммуникативных навыков

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Решить задачу формирования коммуникативных навыков поможет организация различных видов игр (ролевых, дидактических и пр.) определенного содержания:

  • на установку контакта;
  • бессловесное общение;
  • на речевую выразительность;
  • на разрешение конфликтных ситуаций;
  • на умение сопереживать и др.

Игровые взаимодействия со сверстниками учат ребенка считаться с мнениями и желаниями других детей, отстаивать личную точку зрения, выстраивать общие планы и воплощать их в жизнь.

Не стоит забывать и о других методах воздействия на ребенка, таких как разъяснение, наглядный пример родителей, выполнение поручений, наблюдение и т. д.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Следует помнить, что игра должна соответствовать возрасту ребенка. То есть быть понятной и доступной. Если в семье несколько детей или игра предлагается среди других малышей (во дворе), то роль ведущего предлагается каждому по очереди. Взрослый первым показывает пример, объясняет правила, следит, чтобы участвовали все. Кто-то застеснялся, отстранился – необходимо мягко и ненавязчиво помочь ему присоединиться к играющим.

1. Двух-трехлетним малышам (и детям постарше, если они впервые собрались вместе) можно предложить игру, которая помогает установить контакт, например, «Поезд». Взрослый (у старших детей это может быть один из ребят) играет роль «Паровозика». Он говорит: «Я веселый Паровозик, меня зовут (имя)». Обращаясь к ребенку, спрашивает: «Вагончик, а тебя как зовут?». Малыш называет свое имя, «Паровоз» предлагает ехать дальше вместе. Они «подъезжают» к другому малышу, знакомятся с ним и двигаются дальше уже втроем и т. д. Действия могут быть дополнены специфическими звуками («чух-чух», «ту-ту»), а маршрут продлевается и разнообразится с каждым «присоединившимся вагоном».

2. Чтобы показать ребенку, что общение может быть бессловесным, вызывать эмоции, можно поиграть в игру «Рассмеши Несмеяну». Взрослый делает «серьезное лицо», а ребенку предлагается мимикой, жестами, позами заставить «Несмеяну» улыбнуться. Дальше можно поменяться местами (ребенок «Несмеяна», а взрослый его смешит).

3. Эмоциональный контакт и взаимовежливость можно развивать, играя с детьми в «Комплименты». По очереди говорить друг другу приятные слова, не повторяясь. При этом смотреть в глаза. В ответ – благодарить.

4. Игра «В королевстве зеркал» научит детей разбираться в эмоциях, выражать их жестами, мимикой. Например, ведущий показывает, как он радуется. Дети повторяют, называют эмоцию. Также изображают, как еще можно выразить радость и т. д.

5. Понимание другого человека, желание сделать для него что-либо можно раскрывать, играя в «Цветик-семицветик». Отрывая лепесток заранее сделанного цветка, ребенок загадывает простое желание. Например, подпрыгнуть – играющие выполняют его. Очередь переходит к другому и т. д.

6. Играя с малышами в «Мышеловку», помогаем понять, как можно находить выход из затруднительного положения. Все играющие становятся в тесный круг. В средине «Мышка», которая должна найти «лазейку» или уговорить кого-то «выпустить ее. Если ребенок играет с одним из родителей, его можно просто крепко обнять и предложить «ускользнуть» или «освободиться», уговорив маму или папу.

Любую ситуацию можно обыграть так, чтобы показать важность взаимодействия друг с другом. Читая ребенку сказку, беседуя о содержании, комментируя действия, вы также воспитываете коммуникативные навыки.

Упражнения, развивающие коммуникативность

Простые упражнения также способствуют приобретению ребенком коммуникативных навыков.

Например, малышу предлагают выбрать картинку. Он взял изображение грустного мальчика. Взрослый рассказывает: «Это Андрейка. Он потерял машинку. Ему грустно». Дальше можно спросить у ребенка о том, как ему помочь.

Разделив пространство (стол) на две половины, предложить малышу разложить позитивные и негативные картинки:

  • на одну сторону изображение с улыбающейся девочкой, на другую – с плачущей;
  • целая чашка – разбитая;
  • новая машинка – без колес и т. д.

Старшим дошкольникам можно предложить составить небольшой рассказ по одной из пар иллюстраций.

Определенными картинками выкладывается пословица. Детям читаются несколько. Они должны выбрать более подходящую к подобранным изображениям и объяснить свой выбор.

Можно прочесть сказку, предложить выбрать серию иллюстраций к ней, разложить в правильной последовательности. Затем обсудить действия героев повествования.

Ролевые игры, инсценировки также способствуют приобретению коммуникативных навыков у дошкольников.

Как развивать коммуникативные навыки ребенка в повседневной жизни?

Для того, чтобы в повседневной жизни человек мог полноценно расти и развиваться, получать знания, заниматься определенной деятельностью, он должен с детства ощущать:

  • психологический комфорт;
  • возможность общаться и самоутверждаться;
  • поддержку при организации совместной деятельности.

Вместе с тем, так же важно научиться:

  • понимать и принимать чувства, эмоции окружающих;
  • реагировать на них соответствующим образом.

Помочь подрастающему поколению освоить все эти правила и нормы взаимодействия друг с другом, овладеть технологией общения помогут взрослые. При этом важнейшая роль отводится родителям. Они имеют для ребенка неоспоримый авторитет, являются примером для подражания. Не обязательно быть профессиональным педагогом, достаточно не совершать выше описанные ошибки и следовать некоторым элементарным советам.

Советы и рекомендации для родителей

Регулярное общение с ребенком – это важнейшая составляющая семейного воспитания. Необходимо постоянно находить интересные темы, предлагать отвечать на вопросы, размышлять, рассуждать и интересоваться деятельностью других.

Важно выбирать понятные ребенку идеи и сюжеты для общения. В актуальные диалоги и пояснения необходимо вводить новые понятия и слова, подробно объясняя их значение.

Не забывайте искренне интересоваться жизнью ребенка, задавая вопросы о прожитом дне. Поощряйте желание рассказывать подробно. Отдельно обсуждайте спорные ситуации, которые вызывают непонимание или затруднение у малыша.

При этом не стоит общаться в «режиме интервью». Кратко и понятно рассказывайте о своих дневных событиях. Дополняйте окончание детского рассказа, связывая моменты вашего и детского повествования.

Если ребенок решил похвалиться своей поделкой, рисунком, выученным стихом, с вниманием отнеситесь к этому. Поинтересуйтесь планами на следующие достижения.

Совместное чтение, обсуждение – это еще один важный момент. И не важно, что это может быть одна и та же, выбранная ребенком, книга, сказка. Ведь малыш учится понимать действия персонажей, оценивать их поведение. Важно задавать направляющие вопросы, подталкивая взвешивать все «за» и «против».

К вербальному общению стоит добавить развитие умения общаться языком тела. Объясняйте малышу, что эмоцию, чувства, желания, настроение можно выразить жестом, мимикой, позой. Например: «Я нахмурился – значит, мне что-то не нравится» и т. д.

Также полезно предлагать детям повторять движения любимых персонажей, которые выражают свои эмоции. Пример: «Покажи, как Заяц радовался, когда удалось выгнать из его домика Лису».

Стараясь воспитать в ребенке важные коммуникативные навыки, взрослые должны сдерживать негативные эмоции. Вмешиваться в детские конфликты можно только в самых крайних случаях. Это помогает им самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, чем повышает уровень коммуникабельности.

Еще одна проблема – это общение в виртуальном пространстве. Уже с младшего дошкольного возраста родители позволяют детям пользоваться современными девайсами. Это отрицательно сказывается на коммуникативных способностях личности в дальнейшем. Чтобы у ребенка был достаточный словарный запас, гамма эмоций, чувств, проявлялся интерес к окружающему миру, необходимо дозировано использовать гаджеты.

Мир меняется, но ничто не может заменить ребенку общение «вживую». Дети могут посещать различные секции, развлекательные мероприятия и заведения, ходить друг к другу в гости. Это также поможет им комфортно взаимодействовать с другими людьми, то есть повысит их коммуникативные навыки.

blogArticleimage

blogArticleimage

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

узнать подробнее

Источник

развитие коммуникационных навыков у детей

Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.

По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.

Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.

Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:

  • физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
  • психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.

Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.

Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:

  • умение адресовать сообщение;
  • умение привлечь к себе внимание собеседника;
  • аргументированность сообщения;
  • доброжелательность;
  • умение принять точку зрения собеседника;
  • умение заинтересовать собеседника своим мнением;
  • активное слушание;
  • проявлять эмпатию (сопереживать);
  • разрешать конфликтные ситуации.

Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.

Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.

Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.

Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

1

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

2

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

3

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

4

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

5

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

6

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Книги

Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:

  • «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
  • «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
  • «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
  • «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
  • «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
  • «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:

TelegramВконтактеFacebook

Источник