Методы развития мозга ребенка

Методы развития мозга ребенка thumbnail

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.

Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой. Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается. А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.

Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!

Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.

1 Вводи новые правила

Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.

С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга. Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект. Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, — творческий и находчивый.

Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.

2 Больше играй

Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура». 

3 Тренируй память 

В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.

Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.

4 Используй игру «На что похоже?»

Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.

Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.

5 Используй игру «Что изменилось?»

Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.

В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.

6 Развивай мелкую моторику

Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.

Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров. 

7 Используй игру «В прошлой жизни»

Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка — определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка — гусеницей.

8 Проси ребенка делать что-то двумя руками 

Для развития межполушарного взаимодействия — основы интеллекта — очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.

Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой — домик, другой — солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает.  Это достаточно сложное, но веселое упражнение.  

9 Используй игру «Проверка слуха» 

Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.

10  Задействуй фотографическую память

 Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.

Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы. 

11 Выбирай правильные книги 

Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.

Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.

Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.

Читайте также:  Условия развития организма ребенка

Развивающая методика Gakken  пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление. 

Эксперт

Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»

Источник

«Мама, я смог! У меня получилось лучше всех!»

Это ликование — главный катализатор ребенка на успех. Радость от достижений, затраченных усилий и результатов — самый здоровый стимул, ведущий к новым свершениям.

Как обеспечить ребенку фору в этом состязании с самими собой, вчерашним? Ученые разработали на этот счет специальные техники и нейропсихологические задания.

Речь идет о науке, которая изучает связь деятельности мозга и психики. Простыми словами, она «учит» мозг работать быстрее и результативнее. Особенно эффективно совмещать действенные методики обучения с научными методиками: это развивает психические функции, формирует учебные навыки, отлично мотивирует.

Вот эти самые упражнения по нейропсихологии для детей. Кстати, их вполне можно применять для когнитивной тренировки и у подростков, и у взрослых.

Ориентируемся в информации

Эти игровые упражнения подходят для детей от пяти лет. Они помогают увеличить скорость мышления и реакции, улучшают память, тренируют умение анализировать. Это жизненно необходимые навыки для адаптации к стремительно меняющемуся миру.

Таблица Шульте

В ней случайным образом расположены цифры и буквы. Занятия по этой методике в дошкольном возрасте и в начальной школе развивают у ребенка периферическое зрение, запоминание и быстроту обработки информации.

Что делать:

Смотрите на точку в центре таблицы и называйте вслух все числа по порядку. Нельзя бегать глазами по ячейкам — пользуйтесь боковым зрением. Старайтесь снижать время выполнения упражнения — с 30 секунд до 10 секунд.

Рисуем двумя руками

Упражнение (очень хорошо подходит для домашнего использования) усиливает межполушарную взаимосвязь и оптимизирует динамику процессов познания, интеллекта младших школьников.

Что делать:

Обводите по контуру силуэт человечка или животного двумя руками одновременно. Можно делать это пальцами, а можно карандашами или фломастерами.

Читаем-пишем

По данным научных исследований, почти у половины младших школьников есть трудности с обучением и с усвоением школьной программы. Как правило, если ребенок не успевает по какому-то предмету, причина не в отставании его в развитии и не в других нюансах органического характера.

Просто дело в том, что, столкнувшись однажды со сложностями, человек не получает инструментария для их разрешения: все одноклассники идут по программе дальше, а вопросы у отдельно взятого ученика лишь накапливаются… В этом случае на помощь учителям и родителям опять-таки приходят игры.

Текст за ширмой

Упражнение отучает от регрессии — это когда человек повторно прочитывает один и тот же текст, возвращаясь к нему глазами. Также эта методика является основой скорочтения: в этом методе не нужно скользить глазами по странице, необходимо приучить себя считывать слова целиком.

Что делать:

Дайте ребенку текст, но закрывайте прочитанное «ширмой» (сложенным бумажным листом). Вести ее необходимо довольно быстро. Причем с каждым занятием скорость стоит чуть прибавлять.

Лабиринт

Упражнение помогает сконцентрироваться и удержать внимание, закаляет память, улучшает ориентацию в пространстве.

Что делать:

Пусть ребенок ищет верную дорожку в лабиринте лишь глазами, не ведя по пути карандашом либо пальцем. Это позволит ему в будущем легче «сканировать» тексты и выделять в них главную мысль, оперативно находя ответы на важные и актуальные вопросы.

Задачи на координацию

Часто бывает так: мозг работает быстрее, чем руки, и это приводит к опискам, перестановке букв или даже слогов. Из-за поспешности может сформироваться неразборчивый почерк, либо хоть и аккуратное, но чрезмерно медленное письмо.

Тут вся загвоздка в нестойкой связи между полушариями, недостаточном самоконтроле, а также в произвольности действий руки из-за задержки развития лобных долей мозговой коры.

Этот нюанс хорошо корректируется следующими упражнениями. Взрослым тоже придется непросто — попробуйте и убедитесь!

Что делать:

  • Одной рукой пишем свое имя, а другой — слово «молодец»
  • Рисуем картинки, например, человечков: одной рукой — из кругов, другой — из треугольников.
  • Раскрашиваем рисунок: правую его часть — левой рукой, левую — соответственно, правой!
  • Обводим рисунок по контуру сразу двумя руками.

Графические намеки

Словарные слова — это мучение для многих детей. Данный метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова, подключив моторику и зрительные образы, улучшает память и грамотность.

Что делать:

Чтобы запомнить, как пишется слово, которое нельзя проверить ударением, его нужно схематично нарисовать и найти в рисунке проблемную букву. Например, в «колокольчике» или в «корабле» легко усмотреть букву «О». А «палатка» и «шалаш» явно содержат букву «А» — на нее так похож треугольный вход в эти сооружения. Отличная мнемотехника!

Вывод

Нейропсихологические упражнения крайне важны для развития интеллекта, запоминания, скорочтения. Служат этой высокой цели и специальные тренажеры Викиум: они созданы на научной базе, хотя внешне выглядят как «отдыхательные» игры.

Читайте также:  Восьмой месяц развития ребенка питание меню на каждый день

Обводя собственное подсознание вокруг пальца и даря ему возможность расслабиться, вы прокачиваете ключевые когнитивные функции и навыки, владение которых незаменимо в нашем стремительном и потрясающе-интересном мире.

Источник

Методы развития мозга ребенка

Вот и начался ещё один новый  год и возможно вы, как и многие другие родители, загадывали в праздничную новогоднюю ночь разные желания, желали друг другу и себе всего самого наилучшего: здоровья, радости, счастья, удачи и многого другого.                                                                                                                                                                                                                                         
Хочется, что бы всё это пришло в нашу жизнь: чтобы дети были успешными в школе, при занятиях спортом, рисованием, или другой деятельностью, чтобы умели общаться, договариваться  со сверстниками, что бы не были обидчивыми, капризными, агрессивными, вспыльчивыми или замкнутыми.                                                                                                           
 Я не открою вам Америки, когда скажу о том, что всё это во многом зависит от нас, родителей. 
 
И что нет смысла ждать, особенно когда вы замечаете у своего ребёнка какие-то трудности, мешающее ему в жизни.
 Это может быть импульсивность, гиперактивность, проблемы в общении или быстрая утомляемость (на путать с ленью!), нарушения сна, аппетита, моторного развития (неуклюжесть), низкий уровень самоконтроля, или когда ребёнок не любит и/или у него плохо, “как курица лапой” получается писать или рисовать, когда он рассеян, у него присутствуют навязчивые, не относящиеся к основной деятельности движения и т.д.                                                                            
 
 И нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, считая, что это просто особенность ребёнка, что он перерастёт, что всё само собою пройдёт, но на самом деле  это в дальнейшем приводит к ещё бОльшим проблемам.
 
И здесь полезнее для ребёнка обратиться к специалисту, а не слушать “специалистов-подружек”, которые не являясь компетентными в данном вопросе, успокаивая вас, будут способствовать тому, что вы просто потеряете драгоценное время, которое вы могли бы потратить на помощь ребёнку.
 
Существуют специалисты, такие как детский нейропсихолог, детский врач психоневролог, которые  смогут, после соответствующей диагностики определить с чем связанны  проблемы конкретного ребёнка. 
Это могут быть незрелость некоторых структур мозга, его нарушенное, искажённое  или неравномерное развитие, социальные факторы, такие как способы взаимодействия и  взаимоотношений в семье, наличие травмирующей ребёнка обстановки или другие причины. 
И способы помощи ребёнку во всех этих случаях разные.  
 
И бывает, что одними только педагогическими методами нельзя решить все проблемы ребенка с поведением или учебой.
 
Почему же родители не спешат обращаться к специалистам?
Часто это страх, что скажут, что с ребёнком что-то не так, а это для некоторых матерей означает “неуспешность” их самих, как матерей. Что кто-то подумает что они делают что-то не так. Ведь ребёнок, особенно первый, воспринимается матерью как показатель её “успешности”, поэтому нам и хочется, чтобы он раньше других, или во всяком случае, не позже, начал ходить, проситься на горшок, читать, говорить на иностранном языке, получал только “5” и т. д.
 
А иногда это нежелание признать наличие трудностей у ребёнка связано с тем, что если эти трудности признать, то придётся что-то менять в своей жизни, своих взаимоотношениях с близкими, своих привычках и придётся уделять больше времени ребёнку, которого и так не хватает.
 
Особенность детского мозга  состоит в том, что он очень пластичен до 11 лет. И на раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
 
В этой статье я хочу познакомить вас с некоторыми нейропсихологическими упражнениями, которые помогут вашему ребёнку, без применения медикаментозного лечения, скорректировать некоторые вышеописанные трудности, что конечно-же не отменяет консультации с врачом психоневрологом или детским нейропсихологом!
 
И прежде чем перейти к самим упражнениям, ещё раз вспомним о том, что чем больше нейронных связей образуется в мозге ребенка в детстве, особенно в дошкольном,  чем шире спектр деятельности, в которую вовлечён ребёнок, даже если он не успешен в этой деятельности, тем успешнее и полноценнее будет в дальнейшем его жизнь.
 
Итак, первое упражнение «Речка-берег»
Вам понадобится веревочка или скакалка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
Ребёнок становится с одной стороны веревочки – это берег, а с другой стороны – течет река. Родитель предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
В первой части игры родитель в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.
 
«Мама-робот»
Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.
Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.
Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.
 
«Муха»
Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.
После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.
 
Упражнение  для развития внимания «Корректор»
В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней  буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.
Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Упражнение очень полезно для невнимательных детей.
 
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
 
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках
 
“Снежки”
Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.
Когда работают пальцы обеих рук-активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по разному, соответственно пальцам  рук необходимо работать  каждый раз по-разному.
 
“Жонглер”
Ребёнку предлагается одной рукой подбрасывать мячик, а другой его ловить. После серии тренировок можно усложнить упражнение и ловить мячик с закрытыми глазами.
 
“Золушка”
Необходимо взять лист А4,  рис или горох и зубочистки или спичка. На листе бумаги необходимо нанести небольшие линии(2-3см) и точки в хаотичном порядке. Затем необходимо выкладывать на эти линии зубочистки, а на точки рис. Брать их необходимо по очереди сначала большим и указательным пальцем, затем большим и средним, затем большим и безымянным и большим и мизинцем правой руки. Потом также левой рукой повторить упражнение и затем двумя руками одновременно.
 
Доказано, что существует взаимосвязь между координацией движений человека и работой головного мозга!
 
Помните, что когда ребёнок,  после регулярных тренировок осваивает танцы, прыжки попеременно на одной, а затем на другой ноге, рисование или раскрашивание то одной, то другой рукой, то у него чудесным образом улучшается работа головного мозга в целом!
 
Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять их регулярно и правильно. 
 
Нужно  просто запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно и доброжелательно.
 
Ребёнка необходимо в процессе выполнения заданий хвалить за усердие, независимо от того достиг он результата или нет, особенно это важно для дошкольников!

Читайте также:  Брунер интеллектуальное развитие ребенка

Источник