Методы оценки уровня развития ребенка

Методы оценки развития ребёнка

Результат

Наблюдение. Наблюдение использую как основной метод оценки развития ребёнка, который помогает мне в полной мере изучить особенностей развития детей по основным направлениям общеобразовательной программы группы. С целью достижения нужных показателей тщательно планирую и разрабатываю наблюдения. При проведении наблюдения продумываю условия и организацию деятельности детей, которую необходимо посмотреть и сделать диагностические выводы. Для фиксаций данных наблюдений использую тесты (короткие рассказы) и таблицы которые в дальнейшем анализируются. Для получения достоверных данных наблюдение провожу в системе, планируя повторные наблюдения

Результаты наблюдений помогает мне увидеть оценить развитие каждого воспитанника, сделать выводы и продумать индивидуальную работу. Благодаря повторным наблюдениям уточняю сведения, динамику развития с предыдущими данными. Систематическое наблюдение дает возможность фиксировать особенности поведения и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; выборочное фиксировать отдельные показатели в речевой и познавательной деятельности. Скрытое наблюдение помогает мне наблюдать за детьми в свободной обстановке, где ребёнок раскрывается и дает результаты как положительные, так и отрицательные. Используемый мною метод наблюдения дает полную картину развития каждого ребенка, и планировать дальнейшую образовательную деятельность.

Беседа. С целью уточнения представлений о развитии детей включаю беседу, как более эффективный метод, раскрывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Беседу провожу как индивидуальную, так и групповую в разных направлениях образовательной деятельности. Исходя из необходимости диагностики, продумываю тему и цель беседы, структуру и фиксацию основных ответов детей

Хорошо подготовленная и продуманная мною беседа помогает детям раскрыть свои знания и личный опыт; рассуждать и приводить причинно-следственные связи; делать умозаключения и рассуждать. После проведенных бесед, составляю анализ с отражением динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, намечаю пути коррекции.

Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Для получения более точных данных по узким направлениям (речевого или познавательного развития) создаю проблемные ситуации. Диагностические проблемные ситуации основываются на противоречиях, которые мотивируют ребенка на их разрешение. Данный метод носит практический характер и используется индивидуально и в подгруппах.

Включение проблемных ситуаций в разные виды деятельности дает мне возможность за ребёнком понаблюдать и оценить его инициативность, речевую активность самостоятельность, логическое мышление и умение находить правильный выход из трудной ситуации. Полученные результаты заношу в таблицу, далее планирую конкретные формы развития и коррекции ребенка.

Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.

Анализ работы ребенка и сравнение с предыдущими его работами, позволяет мне сделать выводы: особенности моторики; умение выбрать материал для деятельности; увидеть технику исполнения; выявить динамику. Все продукты деятельности собираются в «индивидуальное портфолио» ребенка, данные которого используются при составлении маршрута развития

Дополнительные методы: Метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности), метод интервью (как разновидность беседы), для получения данных о наличном индивидуальном развитии, методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.) Анализирую полученные данные по каждому методу, а также в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах

Источник

Пояснительная записка

Реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч. оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО.

Система оценки индивидуального развития детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.

Читайте также:  Развитие ребенка на соколе

В условиях ДОО оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)

: – социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).

Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.

Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:

– индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его образовательной траектории);

– оптимизации работы с группой детей.

Оценка индивидуального развития детей:

– поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

– учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и «индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.

В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО

Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).

Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения .

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

• не сформирован;

• находится в стадии формирования;

• сформирован.

Ведение «Индивидуальной карты развития ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.

Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.

Индивидуальные карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Предлагаемая оценка индивидуального развития детей разработана с целью оптимизации образовательно­го процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего воз­раста (5-6 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем исполь­зования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образователь­ному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное раз­витие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимо­сти индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным облас­тям:

·Не сформирован

·Частично сформирован

·Сформирован

Таблицы оценки индивидуального развития детей заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, – в начале и кон­це учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1.Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается ито­говый показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных кружочков).

Читайте также:  Контрольная право ребенка на развитие

Этот показатель необходим для написания характеристики на конкрет­ного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результа­тов освоения образовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли оценку индивидуального развития детей , тогда подсчитывается итого­вый показатель по группе (зависит от количества зелёных кружочков). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще­групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять де­тей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осу­ществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Образовательная область

Уровень сформированности

сформирован

частично сформирован

не сформирован

Социально-коммуникативное развитие

11 – 14

6 – 10

1 – 5

Познавательное развитие

8 – 11

4 – 7

1 – 3

Познавательное развитие ФЭМП

7 – 9

4 – 6

1 – 3

Речевое развитие

8 – 10

4 – 7

1 – 3

Художественно-эстетическое развитие

5 – 6

3 – 4

1 – 2

Физическое развитие

7 – 9

4 – 6

1 – 3

Личностное развитие

6 – 7

4 – 5

1 – 3

Детская инициатива

4

2 – 3

1

Наличие обработки результатов оценки индивидуального развития образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс в группе детей образовательной организации

Наличие математической обработки результатов педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс в группе детей образовательной организации

Источник

«Методы изучения индивидуального развития детей:

наблюдение, игры и упражнения, эксперимент”.

Следующим шагом после выработки критериев педагогической диагностики является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно определить уровень педагогического воздействия воспитывающих взрослых.

  • В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники.
  • Тестирование. Тесты (в переводе с английского – «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми.
  • Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
  • Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом.
  • Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию Для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д.
  • Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
  • В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д.)» требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
  • тестовых методик.
  • Метод диагностики: тестовое задание
  • Цель: выявление особенностей двигательной активности как удовлетворенной потребности организма в движении. Естественная потребность организма в движении для дошкольников 6-7 лет составляет в среднем 12-15 тысяч шагов. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30% по сравнению со средними величинами.
  • Процедура организации и проведения.
  • Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера, который крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Измерить уровень двигательной активности можно также путем хронометрирования.
  • За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.).
  • Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно.
  • Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени.
  • Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности.
  • Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.
  • Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.
  • В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными – возможен широкий диапазон разнообразных решений.
  • При этом предполагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
  • Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка в совместной деятельности

К малоформализоваиным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности

Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.)

Наблюдение – ведущий метод проведения образовательного мониторинга в детском саду.

  • Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности.
  • Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления.
  • Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
  • Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.
  • Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3 недель

Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.).

Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель

Определите 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.

Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.

Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.

За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель

Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса

Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).

При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.

Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку».

Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.

Источник