Методы оценки индивидуального развития ребенка

Методы оценки индивидуального развития ребенка thumbnail

        Методы оценки развития ребёнка

Результат

Наблюдение. Наблюдение использую как   основной метод оценки развития ребёнка, который помогает мне  в полной мере изучить  особенностей развития  детей  по основным  направлениям общеобразовательной программы группы. С целью достижения нужных показателей  тщательно  планирую и разрабатываю   наблюдения.  При проведении наблюдения   продумываю условия и организацию деятельности детей, которую необходимо посмотреть и сделать диагностические выводы. Для фиксаций данных наблюдений использую тесты (короткие рассказы) и таблицы которые в дальнейшем анализируются.  Для получения достоверных данных наблюдение провожу в системе, планируя повторные наблюдения

Результаты  наблюдений помогает мне увидеть оценить развитие  каждого воспитанника,  сделать выводы и продумать индивидуальную работу. Благодаря повторным наблюдениям  уточняю сведения,  динамику развития  с предыдущими данными. Систематическое наблюдение дает возможность  фиксировать  особенности поведения и  общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; выборочное фиксировать  отдельные показатели в речевой и познавательной деятельности. Скрытое наблюдение помогает мне  наблюдать  за детьми в свободной  обстановке, где ребёнок раскрывается и дает результаты как положительные,  так и отрицательные.    Используемый мною метод  наблюдения дает  полную картину развития каждого ребенка, и планировать дальнейшую образовательную деятельность.

Беседа.   С целью уточнения  представлений о развитии детей включаю  беседу, как более эффективный метод,  раскрывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Беседу провожу как индивидуальную, так и групповую в разных направлениях образовательной деятельности. Исходя  из необходимости диагностики,   продумываю тему и цель беседы, структуру и фиксацию основных ответов детей

Хорошо подготовленная и продуманная мною беседа помогает детям  раскрыть свои знания и личный опыт; рассуждать и приводить причинно-следственные связи; делать умозаключения и рассуждать. После проведенных   бесед,    составляю анализ с отражением динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, намечаю пути коррекции.

Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Для получения более точных данных по узким направлениям (речевого или познавательного развития) создаю проблемные ситуации. Диагностические проблемные ситуации  основываются на противоречиях, которые мотивируют  ребенка на их разрешение. Данный метод  носит практический характер и используется индивидуально и в подгруппах.

Включение проблемных ситуаций  в разные виды деятельности дает мне возможность за ребёнком понаблюдать и оценить его инициативность, речевую  активность самостоятельность, логическое мышление и умение находить правильный выход из трудной ситуации. Полученные результаты заношу в таблицу, далее планирую конкретные формы развития и коррекции ребенка.

Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.

Анализ  работы ребенка и сравнение  с предыдущими его работами, позволяет мне сделать выводы: особенности  моторики; умение  выбрать   материал для деятельности; увидеть технику  исполнения; выявить динамику. Все продукты деятельности собираются в  «индивидуальное портфолио» ребенка, данные которого используются при составлении маршрута развития

Дополнительные методы: Метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности), метод интервью (как разновидность беседы), для получения данных о наличном индивидуальном развитии, методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.) Анализирую полученные данные по каждому методу, а также в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад о...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад о

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №20 ».   «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики» Консультация для воспитателей ДОУ Подготовила: Детистова В.В.

2 слайд

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

Описание слайда:

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

3 слайд

«Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательн

Описание слайда:

«Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ общеразвивающего вида»

4 слайд

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательн

Описание слайда:

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка дошкольного возраста

5 слайд

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Описание слайда:

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

6 слайд

С целью проведения оценки индивидуального развития детей система мониторинга

Описание слайда:

С целью проведения оценки индивидуального развития детей система мониторинга приведена в соответствие со Стандартом. Сформирована педагогических диагностик видам детской деятельности: изобразительное искусство и художественная деятельность, развитие математических представлений, развитие экологических представлений, социально-нравственное развитие. Сформирована система педагогической диагностики, позволяющая проводить оценку индивидуального развития ребенка, НЕ используя целевые ориентиры в качестве ее результатов.

7 слайд

Цель диагностического обследования -получение информации об индивидуальных о

Описание слайда:

Цель диагностического обследования -получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка Диагностика – (греч.) – «познание, определение». Педагогическая диагностика – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

8 слайд

Отличия педагогической и психологической диагностики Параметры Педагогическая

Описание слайда:

Отличия педагогической и психологической диагностики Параметры Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Предмет Личность Личность Объект Индивидуальное развитие ребенка Индивидуальное развитие ребенка   Цель изучения В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия и определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшегопланирования. Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для развития личности в соответствие с возрастной нормой. Методы и инструментарий Метод наблюдения, несложные диагностические задания, педагогические экспресс- методики. Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста Форма Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития). Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития).

9 слайд

- Наличие целей педагогического обследования. - Систематичность и повторяемос

Описание слайда:

– Наличие целей педагогического обследования. – Систематичность и повторяемость. – Использование методик специально разработанных к данным конкретным ситуациям и условиям. – Доступность процедур для их проведения . Признаки диагностического обследования

10 слайд

- принцип последовательности и преемственности диагностики - принцип доступно

Описание слайда:

– принцип последовательности и преемственности диагностики – принцип доступности диагностических методик и процедур – принцип прогностичности – принцип объективности Принципы диагностического обследования

11 слайд

- наблюдение - изучения продуктов деятельности детей - несложные эксперименты

Описание слайда:

– наблюдение – изучения продуктов деятельности детей – несложные эксперименты – беседы Методы педагогической диагностики

12 слайд

- Первая половина дня - Спокойная, доброжелательная обстановка - Индивидуальн

Описание слайда:

– Первая половина дня – Спокойная, доброжелательная обстановка – Индивидуальный темп обследования – Желание и настроение ребёнка – Оптимальный срок обследования Правила проведения педагогической

13 слайд

Виды педагогической диагностики Виды Задачи Предварительная (вводная) выявлен

Описание слайда:

Виды педагогической диагностики Виды Задачи Предварительная (вводная) выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы. Промежуточная оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. Итоговая выявление достигнутого уровня развития способностей детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

14 слайд

Периодичность проведения диагностики Октябрь – вводное обследование вновь пос

Описание слайда:

Периодичность проведения диагностики Октябрь – вводное обследование вновь поступивших детей Апрель – промежуточное обследование всех воспитанников и сравнительный анализ полученных данных, итоговое обследование выпускников ДОУ

15 слайд

Список используемой литературы Детская практическая психология: Учебник/под р

Описание слайда:

Список используемой литературы Детская практическая психология: Учебник/под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. -М. :Гардарики, 2000.-С. 64. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / перевод с немецкого. – М., 1991. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие:в3ч. Ч1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании- СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена-2008.-С. 54. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой – Ярославль: Академия развития, 2006 Педагогическая и психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. /Авт. -сост. Даниленко Н. Г., Баринкова Ю. С. -Иркутск: ИПКРО, 2010.-С. 105. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю.-М.: Просвещение, 1985 Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образов. учреждений -2-е изд. – М., Просвещене, 2003

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Таблица развития новорожденного ребенка

Методы оценки индивидуального развития ребенка

Курс повышения квалификации

Методы оценки индивидуального развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Методы оценки индивидуального развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-405894

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Организация  оценки индивидуального развития детей

В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной с учётом Примерной ООП дошкольного образования (одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), а также с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Использую различные методы для оценки индивидуального развития детей:

Метод

Описание метода

Наблюдение

Использую данный метод как основной для сбора данных. На начальном этапе ставлю цель наблюдения, определяю объект, создаю ситуации, в которых заданный параметр проявляется наиболее ярко, подготавливаю карты наблюдений для фиксации результатов

Беседа, интервью

Заранее разрабатываю план беседы, затем организую предметную среду для мотивации детей, разрабатываю открытые вопросы проблемного характера (по теме беседы). Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей, ответы заношу в протокол беседы. После проведения ряда бесед анализирую полученные результаты. С помощью интервью получаю актуальные сведения о представлениях ребенка.

Анализ продуктов деятельности.

Анализирую продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, пересказы и пр. сравнивая работы ребенка с его работами на более ранних этапах. Провожу анализ не только продукта, но и процесса его создания: заинтересованность, доведения до конца, степень соответствия первоначальному замыслу

Диагностические ситуации

Использую при исследовании активности старших дошкольников в различных видах деятельности: «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, «Что мне интересно» О.В. Афанасьевой, «Перевертыши» Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой и др.

Полученные результаты вношу в карты наблюдения, итоговые таблицы, разработанные мной на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Затем заполняю электронные таблицы, созданные на каждого воспитанника. Анализирую полученные данные:

– определяю наличие представлений у детей по пяти образовательным областям, учитывая их возрастные возможности и содержание ООП;

– прослеживаю динамику развития, основываясь на результатах прошлой педагогической диагностики, сопоставляю с новыми данными;

Учитывая анализ, корректирую образовательную деятельность:

– планирую индивидуальную работу. Особое внимание уделяю тем детям, у которых отсутствует или замедлена динамика в развитии и освоении образовательной программы: обращаюсь за консультацией к другим специалистам (педагогу-психологу, инструктору по физ. воспитанию, учителю-логопеду) и на основе полученных рекомендаций составляю индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, учитывая его потребности, склонности и интересы.

– подбираю эффективные формы и методы работы: деятельность по подгруппам организую таким образом, что более подготовленные дети оказывают помощь детям, которые испытывают затруднения в выполнении заданий. В результате, они видят особенности выполнения деятельности других детей и стремятся за ними. При организации деятельности учитываю индивидуальные особенности детей, разный уровень их подготовки и предлагаю материал разного уровня сложности.

Таким образом, используемые мной методы оценки индивидуального развития детей разнообразны, применяются обоснованно, мной проводится анализ полученных данных и дается адекватная оценка индивидуального развития детей, на основе которой проводится  корректировка образовательной  деятельности.

Источник

Полосина Анна
Организация оценки индивидуального развития детей

В своей работе руководствуюсь Адаптированной образовательной программой ДОО, составленной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, с учетом примерной Комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, так же с учетом Комплексной образовательной программы для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет (Н. В. Нищева). В рамках педагогической диагностики (сентябрь, январь, май) провожу оценку индивидуального развития воспитанников, позволяющую мне определить особенности, динамику развития каждого из них для построения образовательной траектории или коррекции их развития, для оптимизации работы с группой детей.

Читайте также:  Пример социальной ситуации развития ребенка

Для успешной дифференцированной коррекционной работы использую различные методы оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, которые подбираю в соответствии с условиями, этапом, предметом исследования, возрастом детей.

Исходя из цели, наблюдение использую выборочное (фиксирую отдельный показатель, например правильное звукопроизношение); скрытое (наблюдение за детьми в естественной обстановке, дети при этом ведут себя более свободно, что дает достоверные результаты); спровоцированное и включенное наблюдение (возможность оценить развитие ребенка по актуальному в данный момент направлению); систематическое (несколько раз в течение определенного периода). Составляю план наблюдения за конкретной деятельностью воспитанника, фиксируя особенности поведения, общения, речевой деятельности и др.). Таким образом, с помощью наблюдения получаю достаточно полную картину развития ребенка.

Наблюдение (аутентичное) – основной метод. Использую для изучения особенностей развитияребенка по различным направлениям: социально-коммуникативное развитие (общение со сверстниками, игра, художественно-эстетическое развитие, а также для изучения отдельных компонентов физического, познавательного, речевого развития Выявляю цель, предмет наблюдения, разрабатываю план, определяю способы фиксации данных, затем анализирую.Наблюдение провожу в системе: начало, середина, конец года. При необходимости наблюдения повторяю, что дает получение достоверных данных Заполняю карты наблюдений на каждого воспитанника, с рекомендациями и выводом по каждому критерию. Планирую и провожу повторные наблюдения, они помогают мне уточнить сведения, увидеть динамику, сравнить с предыдущими данными

Беседа. Использую для уточнения и систематизации представлений детей по основным направлениям развития. Беседа эффективна при изучении тех компонентов,которые слабо просматриваются в наблюдении: по познавательному и речевому направлению (например, выявление нарушений грамматического строя речи). Целенаправленно сформулированные вопросы беседы дают детям возможность проявить способности, активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы Для эффективного использования разрабатываю план беседы. Для повышения заинтересованности ребенка ставлю вопросы проблемного характера, мотивирую через игру. Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей (при условии единых задач). Ответы заношу в протокол Составляю анализ динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, планирую пути коррекции. Фиксирую в протокол беседы основные ответы детей (исходя из задач беседы, преобладающие особенности поведения

Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Использую как отдельный метод, так и в сочетании с наблюдением, беседой, для повышения эффективности методов, и получения более точных данных по узким направлениям (например, особенностей физического или математического развития) На основе противоречия создаю диагностическую (проблемную) ситуацию, требующую разрешения, мотивирую ребенка на ее разрешение. Использую индивидуально и в подгруппах Планирую формы развития и коррекции ребенка на основе заполненной таблицы (темп работы, степень самостоятельности ребенка, наличие речевой активности, нестандартность решения и пр.)

Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Провожу анализ, выявляю динамику с помощью сравнения работ ребенка, с предыдущими. Определяю особенности моторики, выбор материалов, техник исполнения. Использую данные «индивидуального портфолио» ребенка (продукты деятельности, фото, описание, анализ, рекомендации, при составлении маршрута развития.

Использую дополнительные методы: метод интервью (по системе «вопрос-ответ») для получения данных о наличном индивидуальном развитии); методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.); метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности). Затем анализирую полученные данные по каждому методу в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах.

Источник