Методы оценки физического развития грудного ребенка
Общепризнано, что физическое развитие является информативным показателем уровня здоровья населения.
Существует прямая корреляция между заболеваемостью и смертностью детей и массой их тела. Чем меньше масса тела ребёнка, тем в большей степени он подвержен инфекционным заболеваниям, чаще страдает анемией и нарушениями психического и моторного развития. Значительное превышение показателей физического развития относительно нормы также неблагоприятно влияет на организм ребёнка и может быть проявлением тяжёлых эндокринных, генетических расстройств; такие дети также чаще болеют. В большинстве случаев отклонение от нормального темпа увеличения длины и массы тела является первым признаком заболеваний. Необходимо проанализировать подобную ситуацию и обследовать ребёнка.
Таким образом, физическое развитие является одной из главных характеристик здоровья, за которым требуется особый контроль в критические периоды жизни, и особенно на первом году жизни, когда происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребёнка.
До сих пор в оценке физического развития нет единого подхода. В последние годы всё шире используют нормативные таблицы и графические кривые, которые позволяют унифицировать методику оценки важнейших антропометрических показателей.
Определение физического развития и методы его оценки
Физическое развитие – это совокупность антропометрических показателей, которые характеризуют здоровье организма, его выносливость и сопротивляемость.
К антропометрическим показателям относят массу и длину тела, окружность головы и груди. При обследовании ребёнка обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы. Параметр окружности груди имеет второстепенное значение. Измерение окружности груди целесообразно проводить только у особой группы детей с избыточным приростом окружности головы, сопоставлять их между собой и оценивать в динамике.
Под термином «физическое развитие» понимается процесс увеличения длины тела, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребёнка в различные периоды времени.
В настоящее время для оценки физического развития рекомендуют использовать центильный метод. Он прост в работе, так как исключает необходимость расчётов. Центильные таблицы (графики) позволяют сравнить индивидуальные антропометрические показатели со стандартными – табличными (графическими), получаемыми при массовых обследованиях (по 100 человек каждого возраста). Данные 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97-го обследуемого вносят в таблицы, в которых по вертикали откладывают показатели массы тела (или длины тела, или окружности головы, или окружности груди), а по горизонтали – возраст ребёнка. В табл. и на рис. сохраняют указанный порядок – его называют процент, или перцентиль, или просто центиль (обозначается символом Р: Р25, Р75 и т.д.).
Таблица. Оценка антропометрических показателей ребёнка с помощью центильных графиков
Центильные величины массы тела: а – мальчики; б – девочки
Центильные величины длины тела а – мальчики; б – девочки
Центильные величины окружности головы а – мальчики; б – девочки
Центильные величины окружности груди а – мальчики; б – девочки
Таким образом, если антропометрический показатель ребёнка между кривыми Р25 – Р50 – Р75, то это соответствует средней норме для данного возраста, если между кривыми Р25 – Р10 и Р75 – Р90, то ниже и выше средней нормы, но всё-таки в пределах нормальных колебаний. Величины антропометрических показателей ниже Р10 и выше Р90 следует рассматривать как низкие и высокие.
Кривая физического развития при нормальном развитии ребёнка должна быть достаточно плавной и равномерно прибывающей, поэтому любое изменение (особенно резкое замедление), скорее всего, обусловлено каким-то неблагополучием. Это может быть соматическое заболевание, нарушение питания или психосоциальные проблемы. Однако у ребёнка может быть и достаточно большой диапазон колебаний нормальных ежемесячных изменений параметров.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному и тому же центильному интервалу. Большая разница в центильных показателях, когда они находятся в пределах разных интервалов, свидетельствует о негармоничном развитии ребёнка.
Например, отдельно каждый антропометрический показатель может соответствовать норме: масса тела соответствует 25 центилям, длина тела соответствует 50-75 центилям. Однако разрыв в значении этих показателей более одного интервала. В таком случае физическое развитие ребёнка следует считать соответствующим возрасту (средним показателям), но негармоничным – дефицит массы тела относительно длины тела (роста).
Если ребёнок доношенный, здоровый, то в 28 дней жизни (1 мес) его физическое развитие можно определять, используя центильные графики. Оценка недоношенных детей производится по иным графикам физического развития, в соответствии с их гестационным возрастом, и не может быть проведена по графикам для доношенных детей.
Оценка физического развития может быть статичной и мониторинговой.
Статичная оценка. Фиксируются данные антропометрических измерений в конкретный момент времени. Например, во время визита матери с ребёнком к медицинскому работнику можно измерить массу и длину тела, окружность головы ребёнка, определить центильные значения и соответствие их между собой. Это позволит приблизительно судить о норме или отклонениях от нормы в физическом развитии данного ребёнка в текущий момент времени. Эта оценка имеет относительное значение.
Мониторинговая оценка. Определение показателей массы тела, длины тела, окружности головы и их соответствия в динамике, т.е. за оп- ределённый промежуток времени. Это позволяет оценить физическое развитие и его гармоничность в процессе роста ребёнка. Данные мониторинга являются более важной характеристикой развития, нежели статичные показатели. Оценка антропометрических показателей в результате мониторинга имеет абсолютное диагностическое значение при определении нормы или патологии физического развития ребёнка.
Например, при статичной оценке все показатели могут соответствовать норме. Однако при мониторинге может быть выявлено постоянное снижение значений показателей, центильная кривая может иметь отрицательную динамику (снижаться), что говорит о возможном неблагополучии и необходимости обязательного специального обследования ребёнка.
Измерение антропометрических показателей
Массу тела определяют путём взвешивания новорождённого.
В настоящее время широко используются электронные медицинские весы. Весы устанавливаются на неподвижной поверхности и включаются в сеть. Для проверки весов следует нажать рукой, с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить лоток – на индикаторе появятся нули. Далее медицинская сестра должна вымыть и просушить руки, положить пелёнку на лоток весов – на индикаторе высветится её вес. Сбросить вес пелёнки в память весов, нажав кнопку «Т» – на индикаторе появятся нули. После этого приступить к взвешиванию ребёнка: раздеть его, уложить на лоток. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы тела ребенка, которое фиксируется на дисплее в течение 30-40 с. После этого снять ребёнка с весов (весы автоматически устанавливаются на ноль).
Если взвешивание производится на механических весах, то при подготовке к процедуре взвешивания ребёнка проводится проверка регулировки весов (при закрытом затворе гири устанавливаются на ноль; открывают затвор и уравновешивают весы вращением противовеса). При взвешивании ребёнка весы уравновешиваются передвижением гирь, определяющих килограммы и граммы веса.
Рост измеряют в сантиметрах, от макушки до пяток, в положении ребёнка на спине с выпрямленными по возможности в коленных суставах ногами и согнутыми под прямым углом стопами на ростомере или на пеленальном столике с сантиметровой лентой.
Горизонтальный ростомер устанавливается на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Медицинская сестра моет и высушивает руки, стелет на ростомер пелёнку, укладывает на неё ребенка головой к неподвижной планке. Ноги малыша выпрямляет легким нажатием на колени, придвигает к стопам подвижную планку ростомера.
При определении окружности головы сантиметровая лента проходит через надбровные дуги и затылочный бугор, окружности груди – под нижними углами лопаток и нижней третью ареолы грудных желёз.
Оценка физического развития при рождении ребёнка
Оценка физического развития новорождённых в момент рождения включает:
– определение массы тела, длины тела, окружности головы и груди, пропорциональности телосложения и сопоставление их с показателями, соответствующими/долженствующими гестационному возрасту (ГВ) ребёнка;
– зрелость новорождённого оценивают по совокупности клинико-функциональных показателей. Оценка морфофункциональной зрелости может быть произведена только в течение первых 7 дней жизни, по специальным таблицам зрелости; включает в себя оценку состояния кожных покровов, развития волосяного покрова, молочных желез и половых органов, формы ушных раковин, положения тела и позы ребёнка.
Гестационным возрастом (ГВ) ребёнка считают срок беременности, при котором он родился.
В настоящее время живорождённым считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 28 нед, соответственно этому ГВ определяют начиная с 28-й недели беременности. При переходе России на учёт живорождения с 22-й недели беременности ГВ будут исчислять с этого срока беременности. Таким образом, при недоношенной беременности ГВ будет равен 22-37нед.
При оценке физического развития ребёнка при его рождении в центильных графиках по вертикали откладывают показатели массы тела, длины тела, окружности головы или груди ребёнка, а по горизонтали – его ГВ.
Наряду с отдельными параметрами физического развития оценивается пропорциональность телосложения ребёнка, т.е. соотношение отдельных частей тела. Особенностями внешних пропорций ребёнка при рождении являются:
– относительно большая голова с преобладанием мозгового отдела над лицевым;
– короткая шея;
– укороченная грудная клетка, суженная в верхней и расширенная в нижней половине;
– длинный выступающий живот;
– относительно короткие нижние конечности.
Чем меньше ГВ ребёнка, тем очевиднее эти особенности телосложения.
На основании дифференцированной оценки состояния физического развития новорождённых выделяют следующие клинические формы нарушения роста и развития:
– дети с большой массой тела;
– дети с малой массой тела (с врождённой/внутриутробной или пренатальной гипотрофией);
– дети с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) – маленькие относительно срока гестации.
Как правило, дети с крупной массой тела при рождении – это дети с массой более 4000 г.
Врождённая (внутриутробная) гипотрофия – это острое или хроническое нарушение питания плода, сопровождающееся отставанием физического развития, нарушением функционального состояния ЦНС, метаболическими расстройствами и сниженной иммунологической реактивностью. Внутриутробная гипотрофия может быть самостоятельной патологией и может сопровождать различные заболевания плода и новорождённого. Дети с внутриутробной гипотрофией могут быть недоношенными, доношенными и переношенными.
Дети с ЗВУР (маленькие к сроку гестации) – это дети, не соответствующие по физическому развитию гестационному возрасту.
Первоначальная потеря массы тела – явление, которое наблюдается у всех новорождённых сразу после рождения. Это связано с вытеснением жидкости из дыхательных путей при становлении лёгочного типа дыхания, испарением околоплодных вод с кожи, потерей «первородного стула» – мекония. В норме ребёнок может безболезненно для себя потерять не более 10% массы тела. Лучше – около 5%. Чтобы ребёнок как можно меньше потерял в весе, необходимо, чтобы
он с первых минут жизни находился около мамы и по первому требованию его прикладывали к груди. Пусть маме кажется, что у неё нет молока, однако ребёнку важны даже несколько капель молозива для получения необходимой энергии и формирования правильного обмена веществ. Если ребёнок теряет больше 10% первоначальной массы тела, необходимо искать причину – болезнь, неправильное или недостаточное питание. Однако в любом случае требуются лечебные мероприятия.
Оценка должна быть проведена в роддоме и при первом посещении новорождённого медработником на дому.
Оценка физического развития новорождённого в течение первого месяца жизни
В возрасте месяца проводится очередная оценка физического развития с использованием центильных графиков, основанная на величине изменений антропометрических данных.
В таблицах представлены диапазоны колебаний массы тела, длины тела и окружности головы доношенных детей, которые совпадают с диапазоном 25-75 центилей и считаются нормальными.
Таблица Масса тела
К нарушениям физического развития ребёнка на первом месяце жизни относят постнатальную (приобретённую) гипотрофию – дефицит массы тела относительно длины тела и постнатальную паратрофию – превышение массы над длиной тела.
Постнатальная гипотрофия может быть:
– первичная – как правило, алиментарная гипотрофия, вызванная дефицитом молока у матери или нерациональным искусственным вскармливанием младенца, а также состояниями непереносимости молока вследствие ферментопатии;
– вторичная – развивается вследствие острых и хронических заболеваний ребёнка, врождённых пороков развития (пилоростеноз, стеноз кишечника), иммунодефицитных заболеваний, тяжёлой патологии ЦНС.
Важными клиническими признаками гипотрофии являются симптомы пониженного питания:
– истончение подкожного жирового слоя;
– уменьшение толщины кожной складки, окружности бедра и плеча;
– снижение тургора тканей;
– увеличение количества кожных складок на конечностях, шее, появление их на лице, ягодицах, вокруг суставов;
– чёткие очертания рёбер и других костных выступов. Симптомы пониженного питания обусловливают отчётливые
диспропорции в телосложении у новорождённых: дети выглядят худыми, длинными, с относительно большой головой.
Характерным для детей с внутриутробной гипотрофией является снижение неспецифических факторов защиты, что обусловливает высокую частоту у них инфекционно-воспалительных заболеваний.
При недостаточной прибавке массы тела на первом месяце жизни, при отсутствии угрожающих симптомов в виде постоянных, нарастающих по частоте и объёму срыгиваний и рвот необходимо провести консультацию по вскармливанию, проверить, правильно ли мать прикладывает ребёнка к груди и эффективность сосания.
Оценка окружности и формы головы
Измерение окружности головы у ребёнка первого года жизни имеет особое значение. В первое полугодие средняя прибавка окружности головы составляет 1-1,5 см. Показатели окружности головы также должны оцениваться по центильным таблицам.
Окружность головы у новорождённого превышает окружность грудной клетки на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить развитие гидроцефалии. Увеличение окружности головы не может быть единственным признаком гидроцефалии. В этом случае обычно есть и другие признаки, свойственные для данной патологии.
Если же окружность головы меньше окружности грудной клетки, то необходимо исключить микроцефалию.
Голова может быть разной формы, что не является патологией, а лишь особенностью ребёнка.
Консультирование при нарушении физического развития
Недостаточная прибавка или снижение массы тела относительно возраста может свидетельствовать об острой инфекционной, хирургической патологии (пилоростеноз). При отсутствии этих заболеваний следует провести консультирование матери по питанию.
При чрезмерной прибавке веса необходимо исключить эндокринную патологию, в частности гипергликемию и гипотиреоз. При их отсутствии паратрофию считают конституциональной, т.е. ребёнку не показано ограничение питательных веществ, уменьшение кратности и продолжительности грудных кормлений и т.д.
Детям с конституциональной паратрофией требуются:
– контроль уровня гемоглобина и профилактика анемии;
– контроль уровня кальция и профилактика витамин D-зависимого рахита.
Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях.Под ред. Д.И. Зелинской. 2010г.
Источник
Статья:
Физическое развитие ребенка до года определяется совокупностью показателей: рост, вес, окружность головы и груди. Все эти измерения производит участковый педиатр, который тщательно отслеживает динамику роста показателей. На их основании, а также учитывая пол ребенка, делается вывод о его физическом здоровье. Замеры можно производить также в домашних условиях, но это не отменяет контроль педиатра.
Центильные таблицы и их расшифровка
Принято считать, что за год ребенок вырастает на 25 сантиметров, его рост соответствует возрасту, а вес росту. Когда крохе исполняется год, он весит в среднем 10 кг, причем вес считается нестабильным показателем и зависит от многих факторов (отсутствие аппетита, нарушение сна, болезнь и т. д.). До достижения четырехмесячного возраста окружность головы малыша должна больше окружности груди на пару сантиметров. После 4 месяцев окружность груди всегда будет больше окружности головы.
В статье мы будем ссылаться на центильные таблицы, которые содержат нормы физического развития ребенка до года: ими руководствуются педиатры. Они показывают распределение большого количества осмотренных детей по физическим показателям роста, веса, окружности головы и груди.
Физическое развитие оценивается в соотвествии с возрастом так:
- С отставанием от нормы – показатели в пределах 3-10 центиля.
- Соответствующее возрасту – все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75 центиля.
- Опережающее – показатели в пределах 90-97 центиля.
Центили в таблицах ниже расшифровываются следующим образом:
- До 3 центилей – показатели здоровых детей в 3% случаев. Требуется обследование или консультирование врача.
- 3-10 центилей – встречаются у здоровых детей в 7 % случаев. Рекомендуется консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
- 10-25 центилей – встречаются у здоровых детей в 15 % случаев.
- 25-75 центилей – встречаются у здоровых детей в 50 % случаев.
- 75-90 центилей – встречаются у здоровых детей в 15 % случаев.
- 90-97 центилей – встречаются у здоровых детей в 7 % случаев. Рекомендуется консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
- Более 97 центилей – встречаются у здоровых детей в не более чем 3 % случаев. Требуется обследование или консультирование врача.
Нужно понимать, что все дети разные и их физическое развитие отличается. Один ребенок рождается худым, при этом с прекрасным аппетитом и спокойным характером, а другой при рождении большой, но имеет повышенный тонус, что заставляет его вздрагивать от каждого шороха.
Физическое развитие грудного ребенка индивидуально в каждом конкретном случае, но родители должны внимательно наблюдать за малышом и при малейшем беспокойстве обращаться к врачу за консультацией. Только доктор сможет правильно определить уровень физиологического развития ребенка до года.
Длина тела (рост)
Процесс роста подчиняется следующим закономерностям:
- Увеличение длины тела отражает гармоничность развития организма в целом. Медленный рост скелета всегда сопровождается замедлением развития мышц и внутренних органов.
- С возрастом скорость роста уменьшается. Интенсивнее всего он происходит в утробе матери.
- Ребенок растет скачками, которые чередуются с увеличением веса.
- Быстрее всего растут удаленные от головы части тела, что делает туловище пропорциональным.
Измерить рост можно и в домашних условиях. Для этого лопатки крохи, пятки и крестец должны быть плотно прижаты к твердой поверхности. Возможно, придется слегка надавить на колени, чтобы выпрямить ноги. Измерение производится рулеткой или сантиметром. В медицинских учреждениях для этого используются ростомеры.
Таблица физического развития ребенка по месяцам до года (прибавки в росте):
Возраст, мес | Ежемесячная прибавка в росте, см |
---|---|
1−3 | 3 |
4−6 | 2,5 |
7−9 | 1 – 2 |
10−12 | 1 |
Центильная таблица помесячного роста мальчиков до 1 года в сантиметрах выглядит так:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
46.5 | 48.0 | 49.8 | 51.3 | 52.3 | 53.5 | 55.0 | |
1 | 49.5 | 51.2 | 52.7 | 54.5 | 55.6 | 56.5 | 57.3 |
2 | 52.6 | 53.8 | 55.3 | 57.3 | 58.2 | 59.4 | 60.9 |
3 | 55.3 | 56.5 | 58.1 | 60.0 | 60.9 | 62.0 | 63.8 |
4 | 57.5 | 58.7 | 60.6 | 62.0 | 63.1 | 64.5 | 66.3 |
5 | 59.9 | 61.1 | 62.3 | 64.3 | 65.6 | 67.0 | 68.9 |
6 | 61.7 | 63.0 | 64.8 | 66.1 | 67.7 | 69.0 | 71.2 |
7 | 63.8 | 65.1 | 66.3 | 68.0 | 69.8 | 71.1 | 73.5 |
8 | 65.5 | 66.8 | 68.1 | 70.0 | 71.3 | 73.1 | 75.3 |
9 | 67.3 | 68.2 | 69.8 | 71.3 | 73.2 | 75.1 | 78.8 |
10 | 68.8 | 69.1 | 71.2 | 73.0 | 75.1 | 76.9 | 78.8 |
11 | 70.1 | 71.3 | 72.6 | 74.3 | 76.2 | 78.0 | 80.3 |
1 год | 71.2 | 72.3 | 74.0 | 75.5 | 77.3 | 79.7 | 81.7 |
Длина тела (рост) девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
45.8 | 47.5 | 49.8 | 50.7 | 52.0 | 53.1 | 53.9 | |
1 | 48.5 | 50.3 | 52.1 | 53.5 | 55.0 | 56.1 | 57.3 |
2 | 51.2 | 53.3 | 55.2 | 56.8 | 58.0 | 59.3 | 60.6 |
3 | 54.0 | 56.2 | 57.6 | 59.3 | 60.7 | 61.8 | 63.6 |
4 | 56.7 | 58.4 | 60.0 | 61.2 | 62.8 | 64.0 | 65.7 |
5 | 59. 1 | 60.8 | 62.0 | 63.8 | 65.1 | 66.0 | 68.0 |
6 | 60.8 | 62.5 | 64.1 | 65.5 | 67.1 | 68.8 | 70.0 |
7 | 62.7 | 64. 1 | 65.9 | 67. 5 | 69.2 | 70.4 | 71.9 |
8 | 64.5 | 66.0 | 67.5 | 69.0 | 70.5 | 72.5 | 73.7 |
9 | 66.0 | 67.5 | 69.1 | 70.2 | 72.0 | 74.1 | 75.5 |
10 | 67.5 | 69.0 | 70.3 | 71.9 | 73.2 | 75.3 | 76.8 |
11 | 68.9 | 70.1 | 71.5 | 73.0 | 74.7 | 76.5 | 78.1 |
1 год | 70.1 | 71.4 | 72.8 | 74.1 | 75.8 | 78.0 | 79.6 |
Показатели веса
Масса тела ребенка характеризуется влиянием тех или иных условий в течение всего дня. С помощью показателя можно определить зависимость текущего состояния малыша от изменений окружающих условий.
Для новорожденных детей физиологическая потеря веса является нормой и может составить до 8%. В первые дни жизни кроха выделяет меконий (кал) и теряет жидкость. Спустя 10 дней от рождения вес должен восстановиться.
Измерения рекомендуется производить на электронных весах, так как на них можно фиксировать показатель. При этом учитывается вес одежды. Взвешивание проводится не чаще, чем 1 раз в 7 дней.
Оценить полученный результат можно по таблице прибавок веса:
Возраст, мес | Прибавка в весе, грамм |
---|---|
1 | 600 |
2 | 800 |
3 | 800 |
4 | 750 |
5 | 700 |
6 | 650 |
7 | 600 |
8 | 550 |
9 | 500 |
10 | 450 |
11 | 400 |
12 | 350 |
Или с помощью центильных таблиц для мальчиков и девочек. Масса тела мальчиков, кг:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2.7 | 2.9 | 3.1 | 3.4 | 3.7 | 3.9 | 4.2 | |
1 | 3.3 | 3.6 | 4.0 | 4.3 | 4.7 | 5.1 | 5.4 |
2 | 3.9 | 4.2 | 4.6 | 5.1 | 5.6 | 6.0 | 6.4 |
3 | 4.5 | 4.9 | 5.3 | 5.8 | 6.4 | 7.0 | 7.3 |
4 | 5.1 | 5.5 | 6.0 | 6.5 | 7.2 | 7.6 | 8.1 |
5 | 5.6 | 6.1 | 6.5 | 7.1 | 7.8 | 8.3 | 8.8 |
6 | 6.1 | 6.6 | 7.1 | 7.6 | 8.4 | 9.0 | 9.4 |
7 | 6.6 | 7.1 | 7.6 | 8.2 | 8.9 | 9.5 | 9.9 |
8 | 7.1 | 7.5 | 8.0 | 8.6 | 9.4 | 10.0 | 10.5 |
9 | 7.5 | 7.9 | 8.4 | 9.1 | 9.8 | 10.5 | 11.0 |
10 | 7.9 | 8.3 | 8.8 | 9.5 | 10.3 | 10.9 | 11.4 |
11 | 8.2 | 8.6 | 9.1 | 9.8 | 10.6 | 11.2 | 11.8 |
1 год | 8.5 | 8.9 | 9.4 | 10.0 | 10.9 | 11.6 | 12.1 |
Масса тела девочек, кг:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2.6 | 2.8 | 3.0 | 3.3 | 3.7 | 3.9 | 4.1 | |
1 | 3.3 | 3.6 | 3.8 | 4.2 | 4.5 | 4.7 | 5.1 |
2 | 3.8 | 4.2 | 4.5 | 4.8 | 5.2 | 5.5 | 5.9 |
3 | 4.4 | 4.8 | 5.2 | 5.5 | 5.9 | 6.3 | 6.7 |
4 | 5.0 | 5.4 | 5.8 | 6.2 | 6.6 | 7.0 | 7.5 |
5 | 5.5 | 5.9 | 6.3 | 6.7 | 7.2 | 7.7 | 8.1 |
6 | 5.9 | 6.3 | 6.8 | 7.3 | 7.8 | 8.3 | 8.7 |
7 | 6.4 | 6.8 | 7.3 | 7.7 | 8.4 | 8.9 | 9.3 |
8 | 6.7 | 7.2 | 7.6 | 8.2 | 8.8 | 9.3 | 9.7 |
9 | 7.1 | 7.5 | 8.0 | 8.6 | 9.2 | 9.7 | 10.1 |
10 | 7.4 | 7.9 | 8.4 | 9.0 | 9.6 | 10.1 | 10.5 |
11 | 7.7 | 8.3 | 8.7 | 9.3 | 9.9 | 10.5 | 10.9 |
1 год | 8.0 | 8.5 | 9.0 | 9.6 | 10.2 | 10.8 | 11.3 |
Окружность головы
Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев – по 0,5 см ежемесячно.
Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
32.8 | 33.7 | – | 35.2 | – | 36.7 | 37.6 | |
1 | 34.6 | 35.5 | 36.3 | 37.1 | 38.0 | 39.1 | 40.3 |
2 | 36.5 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 40.0 | 41.0 | 42.0 |
3 | 38.2 | 39.0 | 39.7 | 40.6 | 41.5 | 42.5 | 43.3 |
4 | 39.5 | 40.2 | 40.9 | 41.8 | 42.8 | 43.6 | 44.4 |
5 | 40.5 | 41.2 | 41.9 | 42.7 | 43.8 | 44.6 | 45.4 |
6 | 41.5 | 42.0 | 42.8 | 43.9 | 44.8 | 45.5 | 46.3 |
9 | 43.4 | 44.0 | 44.8 | 45.8 | 46.7 | 47.4 | 48.0 |
1 год | 44.6 | 45.3 | 46.2 | 47.1 | 48.0 | 48.6 | 49.3 |
Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
31.7 | 32.5 | – | 34.1 | – | 35.5 | 36.3 | |
1 | 34.2 | 35.0 | 35.8 | 36.6 | 37.4 | 38.1 | 39.0 |
2 | 35.7 | 36.7 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 39.8 | 40.7 |
3 | 37.1 | 38.0 | 38.7 | 39.5 | 40.4 | 41.2 | 42.0 |
4 | 38.3 | 39.1 | 39.9 | 40.7 | 41.4 | 42.2 | 43.0 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.0 | 41.7 | 42.5 | 43.2 | 44.0 |
6 | 40.6 | 41.5 | 42.0 | 43.0 | 43.4 | 44.2 | 45.0 |
9 | 42.3 | 42.9 | 43.5 | 44.6 | 45.6 | 46.4 | 46.8 |
1 год | 43.5 | 44.2 | 44.9 | 45.7 | 46.5 | 47.3 | 48.0 |
Обхват груди
Этот вспомогательный показатель помогает определить пропорциональность развития малыша. Проводить сантиметровую ленту нужно по нижним углам лопаток и нижним краям ореолов (околососковых кружков).
В возрасте 1−6 месяцев ежемесячная прибавка должна составлять 2 см, в 6−12 месяцев – 0,5 см. Также можно воспользоваться центильными таблицами. При оценке результатов всех измерений необходимо помнить об индивидуальных особенностях малютки.
Окружность грудной клетки мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
31.7 | 32.3 | 33.5 | 34.8 | 36.6 | 36.8 | 37.8 | |
1 | 33.3 | 34.1 | 35.2 | 36.5 | 37.9 | 38.9 | 40.2 |
2 | 35.0 | 35.7 | 36.9 | 38.3 | 39.8 | 40.8 | 42.0 |
3 | 36.5 | 36.5 | 37.2 | 38.4 | 39.9 | 41.6 | 42.7 |
4 | 37.9 | 38.6 | 39.8 | 41.4 | 43.4 | 44.6 | 45.9 |
5 | 39.3 | 40.1 | 41.2 | 42.9 | 45.0 | 45.7 | 47.6 |
6 | 40.6 | 41.4 | 42.5 | 44.3 | 46.3 | 47.6 | 49.0 |
7 | 41.7 | 42.5 | 43.6 | 45.5 | 47.5 | 48.9 | 50.1 |
8 | 42.7 | 43.5 | 44.6 | 46.4 | 48.5 | 49.9 | 51.1 |
9 | 43.6 | 44.4 | 45.4 | 47.2 | 49.3 | 50.8 | 52.0 |
10 | 44.3 | 45.1 | 46.1 | 47.9 | 50.0 | 51.4 | 52.8 |
11 | 44.8 | 45.6 | 46.6 | 48.4 | 50.6 | 52.0 | 53.5 |
1 год | 45.3 | 46.1 | 47.0 | 48.7 | 51.0 | 52.5 | 54.1 |
Окружность грудной клетки девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
31.0 | 32.0 | 32.8 | 34.0 | 35.2 | 36.0 | 37.0 | |
1 | 33.0 | 34.0 | 34.9 | 35.9 | 37.1 | 38.1 | 39.0 |
2 | 34.6 | 35.6 | 36.6 | 37.7 | 38.8 | 39.9 | 40.9 |
3 | 36.3 | 37.3 | 38.3 | 39.4 | 40.5 | 41.4 | 42.8 |
4 | 38.0 | 38.9 | 39.8 | 40.9 | 42.1 | 43.0 | 44.3 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.2 | 42.3 | 43.5 | 44.5 | 45.7 |
6 | 40.7 | 41.6 | 42.4 | 43.5 | 44.7 | 45.8 | 47.1 |
7 | 41.8 | 42.7 | 43.6 | 44.6 | 45.8 | 47.2 | 48.5 |
8 | 42.8 | 43.7 | 44.6 | 45.7 | 46.9 | 48.3 | 49.8 |
9 | 43.6 | 44.5 | 45.5 | 46.6 | 47.8 | 49.3 | 50.9 |
10 | 44.3 | 45.2 | 46.2 | 47.2 | 48.6 | 50.1 | 51.7 |
11 | 45.0 | 45.8 | 46.8 | 47.8 | 49.3 | 50.8 | 52.3 |
1 год | 45.5 | 46.3 | 47.2 | 48.3 | 49.9 | 51.4 | 52.8 |
Процесс развития по месяцам
У новорожденных есть следующие врожденные рефлексы:
- Пищевой (сосательный);
- Ориентировочный (поворот головы за стимулом);
- Оборонительный (громкий крик при действии раздражителей).
При этом ребенок двигается всем телом; руки, глаза и ноги движутся не упорядочено.
Спустя месяц от рождения движения малыша становятся скоординированными, он может приподнять голову лежа на животе. При громком звуке ребенок разводит руки в стороны и резко поджимает их к себе, сжимая кулаки.
В возрасте 2 месяцев глаза движутся скоординировано, малыш поворачивает голову на звук, трогает и пытается схватить интересующие предметы. Лежа на животе, он удерживает голову около минуты. Улыбается в ответ на улыбку.
На 3 месяце своей жизни малыш, лежа на животе, опирается на локти и предплечья. Может делать поворот набок со спины и обратно, крутит головой по сторонам, держа ее вертикально. Когда малыша берут на руки, он подтягивается, а при обращении к нему – отвечает, агукает или смеется.
В 4 месяца ребенок узнает знакомые лица и простые предметы, легко переворачивается со спины на живот. Хватает интересующие его предметы и тянет их в рот. Постоянно требует маминого внимания.
На 5 месяце малыш уже пытается сидеть, но еще нуждается в поддержке спины, узнает родные голоса и повторяет звуки. Если его держать за подмышки, он будет стоять на ногах.
В 6 месяцев малыш может сидеть без поддержки, ползает и произносит простые слоги. Ребенок все меньше спит и больше бодрствует. Крепко держит игрушки и тянется к маме, когда она появляется в его поле зрения. Быстро развивается мелкая моторика. Ребенок хватает предметы и бросает их, наблюдая за тем, что с ними происходит. На этом этапе начинают резаться зубы, чаще всего первыми появляются нижние средние резцы.
На 7 месяце малыш уже уверенно ползает, сидит и может наклонять туловище вперед. Внимательно слушает взрослых и пытается запоминать слова. Лучше глотает, так как умеет перемещать еду в заднюю часть рта. Плачет, когда игрушка пропадает из виду.
В 8 месяцев ребёнок встает у опоры. Пытается ходить за руку и активно играет с игрушками, бросая и хватая их. Уверенно сидит. В этом возрасте обычно появляются два верхних резца.
На девятом месяце кроха уже ходит с опорой, реагирует на свое имя и выполняет простые задания типа «подай», «положи». Держит предметы «пинцетным захватом» (указательным и большим пальцами).
На десятом месяце ребенок может стоять без опоры. Он пытается говорить простые слова и слоги, ищет предметы по просьбе взрослых. Никому не отдает любимую игрушку. В этот период у большинства детей появляются верхние боковые резцы.
Спустя 11 месяцев со дня рождения кроха уже знает названия большинства окружающих его предметов и частей тела. В этом возрасте хорошо развита мелкая моторика. Малыш пытается самостоятельно ходить и прекрасно ориентируется в пространстве.
В возрасте 12 месяцев малыши обычно ходят и даже могут нагнуться. Они прекрасно понимают все, о чем им говорят, и выполняют просьбы. Крохи пытаются сказать первые слова. В этом возрасте появляются нижние резцы. В год у ребенка должно быть 8 зубов.
На физическое развитие могут также влиять генетика, воспитание и социальная среда. Для полноценного и своевременного развития ребенка его родители должны прилагать к этому максимум усилий и ежедневно заниматься с крохой. Немаловажным фактором является любовь и внимание близких, ведь малыш очень нуждается в этом.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник