Методы наказания ребенка 2 года

Методы наказания ребенка 2 года thumbnail

Автор Ленивая Мама На чтение 7 мин. Опубликовано 1 апреля 2016

Как наказывать ребенка в 2 годаВ прошлой статье я рассмотрела 11 способов как наказать ребенка за плохое поведение, а также основные правила. Обязательно прочитайте ее, если еще не видели – там основная информация.

В этой статье я хочу отдельно затронуть воспитание малышей, а именно как наказывать ребенка в 2 года и младше. Это очень нежный возраст, в котором нежелательно применять наказания, но иногда нужно.

Для начала стоит определиться – а стоит ли вообще наказывать?

Ведь малыши редко совершают какие-то поступки, за которые стоит наказывать. Часто им прилетает по ошибке, когда родителям лень разбираться в причинах.

  1. Истерика у малышей до 3 лет происходит не из вредности и попытки испытать мамины нервы, а просто от усталости или перевозбуждения. Когда малыш в общественном месте заливается слезами, не нужно бить его и кричать. Встаньте на сторону ребенка, а не безликой толпы, которой он помешал. Обнимите малыша или покачайте на ручках, чтобы он почувствовал вашу поддержку. Позвольте выплеснуть накопившуюся усталость. А в дальнейшем старайтесь не доводить до такого состояния, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не переутомился.
  2. «Ну куда ты лезешь» — двухлетки часто залазят в неположенные места, когда исследуют мир вокруг. В лужу, к розетке, могут перевернуть горшок с цветком или потянуть за скатерть и разбить фарфоровые кружки. Но за любопытство не стоит наказывать, ведь он не мог предсказать подобный исход. А если наказывать за любознательность, то ребенок вырастет инертным и не будет стремиться к знаниями. Вы же не хотите испортить ему всю жизнь? Просто обустройте пространство для игр так, чтобы он не поранился и ничего не сломал. А на улицу выбирайте одежду, которую не жалко будет запачкать.
  3. Раздражительность родителей – частенько дети получают просто за то, что у мамы или у папы не задался день, скопилась усталость, раздражительность или просто от недосыпания. Нервы не железные и родителям стоит набраться терпения, чтобы воспитать ребенка правильно. Если чувствуете, что с трудом сдерживаетесь, начните принимать легкие успокаивающие. Одним помогают травки, другие пьют валерьянку, а третьи обращаются к врачу, чтобы подобрать специальные таблетки. Хотя здесь самый лучший вариант – избавиться от причин раздражительности, научиться отдыхать, высыпаться и стать счастливой.

Методы наказания и воспитания

1. Метод естественных последствий – самый действенный метод, но применять его стоит с осторожностью. Его смысл в том, что вы сначала предупреждаете ребенка об опасности, он совершает действие и ваши слова сбываются. Он понимает, что делать так нельзя, а маму лучше слушаться.

Во взрослом мире вся жизнь строится по методу таких естественных последствий. Если мы не будем «правильно» себя вести, то у нас не будет друзей, работы, денег, испортится здоровье и появятся другие проблемы. Пусть дети тоже учатся на своих ошибках, как это и бывает в жизни:

  • Хочет попробовать что-то горькое или невкусное – пусть попробует, если это не причинит серьезного вреда.
  • Потерял или сломал вещь – ее больше нет, не стоит сразу бежать в магазин за новой.
  • Устроил истерику на улице – прогулка заканчивается, возвращаемся домой.
  • Забыл сделать подделку к завтрашнему дню – сиди вечером и вместо игр и мультиков делай.

Через несколько подобных случаев вам останется только сказать «если ты сделаешь это, то будет больно» и малыш сразу поймет, что делать этого не стоит. Ведь мама всегда говорит правду.

2. Метод отвлечения – отлично помогает предотвратить истерики, плач, крики и успокоить беспокойного малыша. Достаточно переключить его внимание на что-то другое, как «бомба» будет обезврежена.

Понаблюдайте за ребенком и определите, в какие моменты он начинает себя плохо вести. Придумайте метод отвлечения для этой ситуации:

  • Капризничает из-за скуки – предложите сменить занятие.
  • Капризничает, когда вы говорите по телефону – используйте любой подходящий вариант из статьи чем занять ребенка в 2 года дома.
  • Требует ваше внимание – задавайте вопросы, разговаривайте, прикоснитесь, погладьте.
  • Истерика в магазине от скуки – нарисуйте «список покупок» в картинках, и пусть малыш вместе с вами ищет нужные товары и вычеркивает их. А вы рассказывайте, что и для чего покупаете.

3. Зеркало эмоций – вам нужно показать малышу реакцию, которая должна быть у него на определенные действия. Например, если он высунет голову через решетку на окне, вам нужно изобразить страх и испуг. Дети все перенимают от родителей, в том числе и эмоции на определенные ситуации.

Но детишки перенимают не только хорошее, но и плохое. Так что не стоит ругать ребенка за «плохие» слова, если в вашей семье кто-то активно использует их при малыше.

4. Акцент на хорошем. Вместо того, чтобы заранее начинать ворчать «только не лезь в эту лужу», проведите малыша мимо нее и скажите «какой молодец, обошел лужу и ножки остались сухими!». Так вы сразу дадите понять, какое поведение будет хорошим.

5. Предлагайте альтернативу. Когда малыш что-то делает неправильно, расскажите, как стоило поступить в этой ситуации. Если рисует на обоях, скажите, что тут рисовать не надо, для этого есть альбом. Вообще при любых запретах лучше сразу рассказать, как следует поступить в этом случае. Не просто «не бегай по дороге», а «через дорогу нужно переходить вместе с мамой, держа ее за руку».

6. Четкие правила и запреты. Вы должны понятно и доступно объяснить ребенку что можно делать, а что нельзя. Используйте короткие и понятные фразы, которые будут ему понятны («отпусти хвост кошки, ей больно»). При необходимости показывайте мимикой, руками, жестами. Наказывать можно только за серьезные нарушения установленных правил, которые известны малышу (если не предупредили, что нельзя трогать мамину косметику, значит – можно).

7. Словесное осуждение – скажите малышу, что вы не одобряете и разочарованы его поступком. Но очень важно правильно сформулировать фразу. Не «какой ты плохой» или «ты обманщик», а осуждение именно поступка: «Ты сегодня очень плохо поступил, когда…». Не пилите ребенка весь день, так как детям сложно сосредоточиться на длинных нотациях.

Как наказывать ребенка в 2 года

Бывают ситуации, когда вышеперечисленные методики не действуют. Когда кажется, что ребенок делает все «назло», тогда можно использовать мягкие методы наказания.

К ним можно отнести строгий взгляд, строгий голос или в случае истерики выйти из комнаты, чтобы малыш успокоился.

Еще одна действенная методика, которую можно применять к малышам, стульчик или коврик для наказаний. Понадобится специальное место, куда вы будете усаживать малыша на определенное время (минуты = возраст). Если не хочет сидеть спокойно, возьмите на ручки, сядьте на место для наказания и мягко держите его. Обнимите руками, но не говорите, не успокаивайте, не играйте.

Для детей очень важна активность, так что такой короткий на взгляд взрослых перерыв помогает им успокоиться. После этого можно будет еще раз повторить, что нельзя делать.

Основная проблема с наказаниями в том, что все дети разные. Одни понимают слова и беспрекословно слушаются родителей, а некоторым детишкам помогает только легкий шлепок по попе.

Но прежде чем определиться, как наказывать ребенка в 2 года и младше, обязательно удостоверьтесь, что вы придерживаетесь основных правил наказаний (когда и за что можно наказывать), испробовали все мягкие методы (отвлечение, разговоры, строгий взгляд) и выбрали способ, который подойдет для вашего ребенка и принесет больше блага, чем вреда.

Источник

Предыдущие статьи о физическом наказании детей вызвали много споров. Слишком мы зависимы от традиций прошлого, от собственной педагогической безграмотности, от нехватки времени на общение с собственными детьми. Хотелось бы отдельно пересмотреть и проанализировать некоторые комментарии, а пока – рекомендации.

Физическим наказаниям, однозначно, нет

Как правильно наказывать детей?

  1. Сомневаетесь: наказывать или нет – НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ.
  2. НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ, пока не разобрались в причинах проступка (а они могут быть слишком глубоки). И если не разобрались, то не наказывайте. Пусть будет меньше наказаний.
  3. Наказывая, не переходите на КРИК –  ребёнок просто перестанет его воспринимать. И однажды он не поспешит на Ваш же КРИК О ПОМОЩИ.
  4. Наказывайте СРАЗУ после проступка, иначе можете нанести очень глубокую обиду ребёнку, уже забывшему о проступке, и непонимающему за что его наказывают.
  5. Никогда не напоминайте О ПРОСТУПКЕ, за который ребёнок понёс наказание.
  6. НЕ УНИЖАЙТЕ ребёнка наказанием перед чужими людьми.
  7. Малыш всегда должен знать, за что он наказан, и видеть СПРАВЕДЛИВОСТЬ наказания. Наказание должно быть соизмеримо с проступком.
  8. Лучшее воздействие на провинившегося ребёнка оказывает не ГНЕВ родителей, а их ОГОРЧЕНИЕ или ИСПОРЧЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ из-за неразумного проступка чада.
  9. Используйте в качестве наказания ЛИШЕНИЕ ВАШЕГО ВНИМАНИЯ (на непродолжительное время). Для малыша нет ничего хуже, а для исправления его поведения нет ничего действеннее, если расстроенная мама перестала с ним разговаривать.
  10. Наказание должно быть соизмеримо с возрастом ребёнка: если трёхлетнему ребёнку позволительно сильно замараться во время прогулки, то для 5-6-летнего это уже недопустимо (разве что в качестве исключения).
  11. Когда ругаете ребёнка, не насмехайтесь и не навешивайте на него ЯРЛЫКИ (глупый, неряха, лентяй), иначе он станет таким. Ругайте только за совершенный проступок.
  12. Всегда после первого проступка НЕ ТОЛЬКО РУГАЙТЕ, но и РАЗЪЯСНЯЙТЕ, что сделал ребёнок неправильно. При повторении аналогичного проступка можно усилить наказание (угол, сидение на стуле в одиночестве), как НЕ УСВОИВШЕМУ РАЗЪЯСНЕНИЕ с первого раза.
  13. Не наказывайте ребёнка, если сами находитесь не в духе или устали от собственных проблем.
  1. Рассказывайте малышу сказки с моральным уклоном, в которых неодобрительно отзывайтесь о скверных поступках героев. Иногда включите в сказку героя, совершающего «нехороший поступок» Вашего ребёнка, но никаких намёков или сравнений при этом не допускайте. Малыш всё сам поймёт и ещё раз переживёт в душе.
  2. Иногда позвольте наказать ребёнка «самой жизни»: спорил с мамой, не желая надевать варежки – замёрзли ручки, тогда сам поймёт правоту мамы.
  3. Наказывайте ребёнка только в случае умышленного нарушения правил, а совершивший проступок в результате недомыслия или ошибки заслуживает лишь порции серьёзной разъяснительной беседы с яркими примерами.
  4. Оцените собственные требования: не слишком ли они насыщены запретами, и имеются ли альтернативные возможности избежать некоторых проступков (ребёнок рисует на обоях – а может быть выделить на стене специальное место для этого, куда прикрепить кусок ватмана).
  5. Приучите себя даже маленького кроху обо всём предупреждать заранее: заканчивай игру, скоро обед; начинай прощаться с детками – скоро закончится прогулка и т.д. Таким образом сможете избежать многих ненужных негативных эмоций.
  6. В непринципиальных вопросах умейте уступить ребёнку, не вызывая его излишнего упрямства и возможного последующего наказания.
  7. В семье разработайте единую тактику наказаний и постарайтесь, чтобы её придерживались все родственники: и отец, и мать, и бабушки с дедушками.

Пусть попытается сам осознать – за что наказан?

Конечно, и двух десятков правил мало, чтобы ответить на вопрос: Как правильно наказывать детей? – слишком это серьёзная тема.

Лучший ответ – это наказывая, прислушиваться к своему сердцу, чтобы не навредить ребёнку, и всегда показывать ребёнку, что он любим, несмотря ни на что.

*****************************************************************

Другие мои статьи и видео:

1. Как турецкие султаны решали свои семейно-брачные проблемы? Нам в помощь – турецкий сериал «Великолепный век» (начало)

2. Как легко продавать на АВИТО детские вещи, если у вас есть маленький ребёнок? Лайфхак для родителей

3. Годовалый внук Миша отдыхает в Сочи, где оттачивает свои навыки хождения. Ходить он начал 1,5 месяца назад

Всем мира и добра!

Источник

Наказание за непослушание является неотъемлемым элементом любого воспитательного процесса. Но чтобы оно дало положительные результаты и не навредило ребенку, родители должны знать, как правильно применять дисциплинарные меры в отношении провинившегося. 

Правила наказания

Последовательность.

Чтобы наказание дало желаемый результат, действуйте последовательно и твердо. Если вы запретили малышу сегодня смотреть мультики или играть за компьютером, то обязательно выполните это. Не идите на поводу у ребенка, просящего смягчить запрет, не поддавайтесь слабости.

Установление границ дозволенного.

Ребенок должен четко и ясно знать, что можно делать, а что нельзя. С раннего детства обозначьте границы дозволенного поведения и следите, чтобы они не нарушались. Здесь также важна последовательность. Правила не должны меняться день ото дня. Например, если вы объяснили малышу, что бить других детей, взрослых и животных нельзя, он должен понимать, что этого нельзя делать никогда.

Соразмерность наказания.

Дисциплинарные меры по своей строгости всегда должны соответствовать провинности. За небольшие шалости можно строго объяснить, что так вести себя нельзя. За проступок, совершенный впервые, можно не наказывать, ограничившись предупреждением на будущее. А вот за неоднократные целенаправленные нарушения запретов и правил поведения следует наказывать. 

Установление временных рамок.

Наказывая малыша, обязательно сообщите ему, в течение какого времени будут длится санкции. Допустим, за какую-то провинность вы решили запретить ему гулять на детской площадке. Определите срок запрета – например, два дня. Соблюдайте этот срок – ни больше, ни меньше. Не вводите слишком долгие наказания (например, две недели запрета): дети быстро забывают о случившемся, и связь между проступком и штрафными мерами теряется. 

Спокойствие.

Не повышайте голос, говорите спокойно, но твердо. Если вы будете постоянно кричать на малыша, вскоре ваш крик утратит свою значимость для него.

Согласование наказания с другими членами семьи.

Если вы наказали ребенка, то ваш супруг или супруга и другие члены семьи также должны придерживаться этого. В противном случае, малыш начнет манипулировать взрослыми, зная, что один из них может отменить запрет, введенный другим.

Положительный пример.

Прежде чем ругать и наказывать сына или дочь за плохое поведение, посмотрите, а соблюдаете ли вы сами те правила, которым учите его. Ваши слова должны подкрепляться личным примером.

Поощрение за хорошие поступки.

Наказание за провинности – это только часть воспитательного процесса. Другая, не менее важная его часть, – поощрение хорошего поведения. Не забывайте хвалить малыша за то, что он делает хорошо, чаще целуйте и обнимайте его, говорите о том, что любите его.

Соответствие наказания возрасту и темпераменту.

Выбирайте дисциплинарные меры, ориентируясь на возраст. Наказание для маленького ребенка и школьника будет разным. Также важно учитывать темперамент и личностные особенности. Например, меланхолик более чувствительный и ранимый, а с холериком можно быть более строгим.

Случайный проступок.

Не стоит наказывать малыша за то, что он сделал ненамеренно (например, разбил тарелку или перевернул ведро с водой), особенно, если он и сам раскаивается в содеянном. 

Оптимальные виды наказаний

В каждой семье вопрос дисциплинарного воздействия решается индивидуально. Однако, при любых обстоятельствах недопустимыми методами наказания являются физическое и моральное насилие или полное игнорирование ребенка. 

К адекватным воспитательным мерам, которыми могут воспользоваться родители, являются:

Лишение удовольствий. Можно лишать ребенка различных приятных вещей (компьютерных игр, встреч с друзьями, прогулок, просмотра телевизора), но ни в коем случае не базовых потребностей (еды, сна).

«Исправительные» работы. Провинность можно искупить трудом. Например, если малыш разбросал вещи по квартире – значит его задача собрать их обратно и аккуратно сложить на место. Применяя этот метод, важно не вызвать у ребенка негативного отношения к труду, поэтому лучше приучать к этому с раннего детства и в игровой форме.

Личное извинение. Если ребенок кого-то обидел (ударил, толкнул, отнял игрушку), он обязан попросить прощения. Тем самым он не просто искупает свою вину, но и развивает в себе ответственность за свои поступки. Помимо самого факта извинения, родителям необходимо спокойно донести ребёнку, почему так следует поступать.

Проверка на собственном опыте. Если малыш не желает слушать ваши запреты, предложите ему на личном опыте убедиться, что они не беспочвенны. Например, можно разрешить ему осторожно потрогать горячий чайник или уколоться иголкой. Но здесь тоже нужно соблюдать пределы разумного, чтобы не нанести ребенку вред. Например, не стоит ему предлагать совать пальцы в розетку или гладить незнакомую собаку. 

Примеры сказочных героев. Чтобы ребенок лучше усвоил правила поведения и возможное наказание за непослушание, читайте ему сказки и рассказы, в которых герои сталкиваются с подобными проблемами. Обязательно обсуждайте прочитанное с малышом, чтобы убедиться, что мораль повествования ему ясна.

Воспитывая ребенка, невозможно избежать наказаний. Но если правильно подбирать и осуществлять дисциплинарное воздействие, то положительный результат не заставит себя ждать. 

Эту и другие познавательные статьи читайте в блоге Умной Мамы – https://clevermama.ru/baby/vospitanie/esteticheskoe-vospitanie-rebyonka/

Не забудьте подписаться на Умную Маму в соцсетях:
Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook

Источник

С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.

Наказания: за и против

Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты. Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.

Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.

Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.

С какого возраста применять

Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают. Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить. Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.

Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.

Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.

Что нужно учесть до применения наказания

До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:

  • Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель — ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
  • Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
  • Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
  • Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Виды наказаний

Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.

  • Ограничения и запреты. К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
  • Лишение удовольствий. Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
  • Осуждение и порицание. Цель такого вида наказания — заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
  • Извинение. Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред. Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.
  • Игнорирование. Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть. С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать.
    Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители — главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать.
  • Изоляция. Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом. Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.
  • Физическое наказание. Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни. Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное — физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди.
    Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.

Принципы наказания

  • Справедливость. К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
  • Соразмерность содеянному. Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
  • Временные рамки. Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
  • Последовательность. Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
  • Объяснение причины. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности

Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.

  • Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
  • Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
  • Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
  • Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
  • За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.

Когда меры воздействия недопустимы

Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:

  • Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
  • Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
  • Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
  • Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
  • Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
  • Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
  • Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
  • Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).

Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.

Источник